Социализация детей в игре
статья (старшая группа) на тему

Орлова  Елена  Геннадьевна

      Игра – подлинно  социальная  практика  ребёнка,  его  реальная  жизнь  в  обществе  сверстников.  Именно  в  игре  происходит  формирование  положительных  личностных  качеств  и  социализация  его  как  члена  сообщества  людей.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_v_igre.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ДЕТЕЙ   В  ИГРЕ

Социализация  детей  дошкольного  возраста  осуществляется  в  разнонаправленной  деятельности  по  освоению  предметного  мира  и  мира  отношений  между  людьми.

Социализация  осуществляется  как  в  ходе  стихийного  влияния  социальных  факторов,  так  и  в  целенаправленном,  организованном  процессе.  Дошкольное  образовательное  учреждение  как  социально-педагогическая  система  входит  в  состав  социального  института  образования  и,  являясь  его  начальным  этапом,  рассматривает  проблемы  развития  ребёнка  и  решает  вопросы  социализации  детей.

Дошкольный  возраст,  как  никакой  другой  насыщен  очень  важными  достижениями  в  социализации  детей.  Дети  учатся  овладевать  собственными  эмоциями  и  приобретают  опыт  практического  мышления  в  образном  и  предметном  плане  именно  в  дошкольном  возрасте.  У  детей  появляется  произвольное  владение  их  поведением  и  собственными  действиями.  По  своей  сути  образовательная  среда  в  детском  саду  социальна.  Люди,  непосредственно  окружающие  ребёнка  дошкольного  возраста  в  его  жизни  играют  главную  роль.  Это  РОДИТЕЛИ  ребёнка,  родственники,  педагоги  и  сверстники.  Дети  старшего  дошкольного  возраста  активно  участвуют  в  жизни  группы,  своих  родителей  и  близких  людей.  Они  всегда  готовы  прийти  вам  на  помощь.  С  величайшим  интересом  занимаются  в  группе  и  принимают  активное  участие  в  различных  играх,  делают  уместные  замечания,  откликаются  на  зов  и  предложения  других  людей.  Они  уже  разбираются  в  устройстве  нашего  мира.  Дети  имеют  достаточное  количество  знаний  о  природе,  о  себе,  своих  родителях,  взрослых  людях  и  сверстниках,  уже  способны  устанавливать  хорошие  взаимоотношения  с  другими  детьми  и  взрослыми.  Социально-педагогическая  деятельность  в  условиях  ДОУ - это  та  работа,  которая  включает  педагогическую  и  психологическую  деятельность,  направленную  на  помощь  ребёнку,  педагогу  и  родителю  в  развитии  собственной  индивидуальности,  организации  себя,  своего  психологического  состояния;  помощь  в  решении  возникающих  проблем  и  их  преодолении  в  общении;  а  также  помощь  в  становлении  маленького  человека  в  обществе.

Социальный  опыт  приобретается  ребёнком  в  общении  и  зависит  от  разнообразия  социальных  отношений,  которые  ему  предоставляются  ближайшим  окружением.  Развивающая  среда  без  активной  позиции  взрослого,  направленной  на  трансляцию  культурных  форм  взаимоотношений  в  человеческом  обществе,  социального  опыта  не  несёт.  Усвоение  ребёнком  общечеловеческого  опыта,  накопленного  предшествующими  поколениями,  происходит  только  в  совместной  деятельности  и  общении  с  другими  людьми.  Именно  так  ребёнок  овладевает  речью,  новыми  знаниями  и  умениями;  у  него  формируются  собственные  убеждения,  духовные  ценности  и  потребности,  закладывается  характер.

Все  компоненты  социального  развития  находятся  в  тесной  взаимосвязи.  Поэтому  изменения  в  одной  из  них  неизбежно  влекут  за  собой  изменения  в  остальных  компонентов.  Например:  ребёнок  добился  принятия  в  игры  сверстников,  которые  ранее  его  отвергали.  У  него  сразу  же  изменились  социальные  качества – он  стал  менее  агрессивным,  более  внимательным  и  открытым  для  общения.  Его  кругозор  расширился  новыми  представлениями  о  человеческих  отношениях  и  себе:  я  тоже  хороший,  меня,  оказывается,  любят  дети,  дети  тоже  не  злые,  с  ними  занятно  проводить  время  и  пр.  Его  культурные  навыки  через  некоторое  время  неизбежно  обогатятся  новыми  приёмами  общения  с  предметами  окружающего  мира,  поскольку  он  сможет  наблюдать  и  пробовать  эти  приёмы  у  партнёров  по  играм.  Ранее  это  было  невозможно,  опыт  других  отвергался,  потому  что  отвергались  сами  дети,  отношение  к  ним  было  неконструктивным.

Все  отклонения  в  социальном  развитии  ребёнка  дошкольного  возраста  -  результат  неправильного  поведения  окружающих  взрослых.  Они  просто  не  понимают,  что  их  поведение  создаёт  в  жизни  ребёнка  ситуации,  с  которыми  он  не  может  справиться,  поэтому  его  поведение  начинает  носить  асоциальный  характер.

Данный  блок  игр  рекомендуется  использовать  педагогам  для:

  1. Развития  отношений,  построенных  на  готовности  конструктивно  выстраивать  взаимодействие  друг  с  другом.
  2. Овладения  сущностью  событий  и  пространства.
  3. Взаимодействия  со  значимыми  взрослыми.
  4. Определения  социальных  ролей,  актуализированных  ситуацией.
  5. Развития  коммуникативных  навыков  и  умений.

Игра  «  ОБЪЯТИЯ  »

Цель:  Научить  детей  физическому  выражению  своих

положительных  чувств,  тем  самым  способствуя  групповой  сплочённости

Ход  игры:  Педагог  предлагает  детям  встать  в  большой  круг,  затем  просит  детей  постараться  выразить  свои  дружеские  чувства  к  остальным  детям,  обнимая  их.  И  начинает  с  лёгкого  маленького  объятия,  далее  дети  продолжают  обнимать  друг  друга  по  кругу,  с  каждым  разом,  если  не  возражает  сосед,  усиливая  объятие.

После  игры  задаются  вопросы:

-Понравилась  ли  вам  игра?

-Почему  хорошо  обнимать  других  детей?

-Приятно  вам,  когда  вас  обнимают?

-Часто  ли  вас  обнимают?

Игра  «  ПРОФЕССОР  »

Цель:  Развивать  социальную  компетентность,  мыслительную  активность,  культуру  речи:  ясно  и  грамотно  излагать  свои  мысли.

Ход  игры:  Каждому  ребёнку  по  очереди  предлагается  надеть  специальную  «профессорскую»  шапочку.  Педагог  спрашивает  «профессора»:  « Как  ты  поступишь  в  ситуации,  если:

-нечаянно  обидел  своего  друга…

-с  тобой  никто  не  хочет  дружить…

-твоего  друга  обидели…

-твой  друг  заплакал  и  загрустил…

-твоего  друга  воспитатель  похвалила  на  занятии,  а  тебя  нет…

-у  твоего  друга  что-то  не  получается…

-твой  друг  знает  больше  чем  ты…

-твой  друг  нарушил  правила  поведения  в  группе…»

Игра  «  ПИРАМИДА  ЛЮБВИ  »

Цель:  Воспитывать  уважительное,  заботливое  отношение  к  миру  и  людям;  развивать  коммуникативные  способности.

Ход  игры:  Дети  сидят  в  кругу.  Педагог  говорит: « Каждый  из  нас  что-то  и  кого-то  любит;  всем  нам  присуще  это  чувство,  и  все  мы  по-разному  его  выражаем.  Я  люблю  свою  семью,  своих  детей,  свой  дом,  свою  работу.  Расскажите  и  вы  кого  и  что  вы  любите?  (Рассказы  детей.)  А  теперь  давайте  построим  « пирамидку  любви»  из  наших  с  вами  рук.  Я  назову  что-то  любимое  и  положу  свою  руку,  затем  каждый  из  вас  будет  называть  своё  любимое  и  класть  свою  руку.  ( Дети  выстраивают  пирамиду.)  Вы  чувствуете  тепло  рук?  Вам  приятно  это  состояние?  Посмотрите,  какая  высокая  у  нас  получилась  пирамида.  Высокая – потому  что  мы  любимы  и  любим  сами».

Игра – ведущий  вид  деятельности  в  дошкольном  детстве,  поэтому  социализация  ребёнка  проходит  именно  в  игре.  В  этот  период  ребёнок  делает  первые  шаги,  в  познании  окружающего  мира,  приобретает  опыт  для  жизни  в  обществе,  осваивает  основные  нормы  и  социальные  отношения.  Игры  в  которые  обычно  играют  дети  можно  разделить  на  3  основные  группы:

  1. группа – это  подвижные  игры.  Подвижные  игры – прекрасное  средство  физического  воспитания  детей.  У  них  воспитываются  навыки  поведения  в  коллективе.
  2. Группа – дидактические  игры  в  лото,  в  разноцветные  пирамидки  и  т.  д.  У  каждой  такой  игры  своя  образовательная  задача.  Эти  игры  дают  возможность  познакомиться  с  разными  предметами  и  явлениями  действительности.  У  детей  формируется  представления,  развиваются  наблюдательность,  восприятие,  память,  мышление.
  3. Группа – творческие  ролевые  игры.  В  этих  играх  дети  изображают  жизнь  и  труд  взрослых  людей.  Играя,  дети  относятся  к  своему  воображаемому  труду,  игрушкам  и  товарищам  так,  как  в  действительной  жизни  относятся  к  своему  труду  и  друг  к  другу  взрослые.

Наибольшее  значение  для  социализации  ребёнка  имеет  сюжетно – ролевая  игра.  Поговорим  о  ней  подробнее.  В  ролевой  игре  в  особых,  создаваемых  им  самим  игровых  условиях,  самостоятельно  воспроизводит   общественные  и  трудовые  функции  взрослых.  Ролевая  игра,  в  которой  дошкольники  воспроизводят  жизнь  взрослых – своеобразная  форма  участия  их  в  жизни  взрослых…

Совершенно  неправильно  было  бы  думать,  что  развитие  ролевой  игры  может  происходить  стихийно,  что  ребёнок  самостоятельно  может  понять  общественные  отношения,  существующие  между  взрослыми  людьми,  общественный  смысл  их  деятельности.  Специальные  исследования  и  педагогический  опыт  показывают,  что  новое  содержание  должно  быть  внесено  в  игру  взрослыми.  Знакомя  детей  с  окружающей  действительностью,  раскрывая  им  в  доступной  для  них  форме  общественные  функции  людей  и  общественные  отношения  между  ними,  взрослые  тем  самым  способствуют  развитию  игры,  её  содержанию.  А  теперь,  давайте  более  подробно  рассмотрим,  как  педагог  может  руководить  детской  игрой.  Игра,  « ПОЧТА ».  Педагогу  первоначально  нужно  провести  предварительную  беседу  с  детьми:

- педагог  рассказывает  детям  о  том,  что  звери  и  птицы  могут  доставлять  почту  так  же,  как  транспорт  и  люди;

- ознакомляет  с  процессом  получения  бумаги,  на  которой  печатают  журналы  и  газеты;

- объясняет,  что  почта  помогает  людям  получать  быструю  информацию  о  событиях,  происходящих  в  мире.

Педагог  должен  подобрать  необходимые  для  игры  атрибуты:

костюмы,  посылки,  бандероли,  письма,  шапка  почтальона,  почтовый  ящик,  сумка,  телефон,  телеграфный  аппарат.

Для  того,  чтобы  заинтересовать  детей  необходимо  создать  проблемную  ситуацию:

- дети  получают  письмо  из  леса  о  том,  что  там  появились  люди,  которые  ломают  молодые  деревья.  Задача  детей – организовать  отряд  помощи  и  предложить  пути  решения  проблемы;

- собака  Жучка  приносит  весть  о  том,  что  в  горах  сошла  лавина  и  пострадали  звери,  поломаны  деревья.  Задача  детей – собрать  специальную  посылку  с  бинтами,  йодом,  замазкой  для  деревьев.

Невозможно  недооценить  значение  дидактических  игр  для  формирования  предпосылок  и  навыков  сюжетно – ролевой  игры.  Наши  дети  охотно  играют  с  мелкими  дидактическими  игрушками,  которые  используют  для  воплощения  замысла  сюжетно – ролевой  игры  и  выполняют  вспомогательную  функцию,  например,  украшение  интерьера,  игрушки  для  дочки  в  игре  « Семья».

Игра – форма  активного  творческого  отражения  ребёнком  окружающей  действительности,  её  предметов  и  явлений.  Но  это  не  простое  копирование  того,  что  видит  ребёнок.  Малыш  вносит  в  игру  выдумку,  фантазии,  поэтому  в  ней  переплетаются  реальность  и  вымысел.

Игра – подлинно  социальная  практика  ребёнка,  его  реальная  жизнь  в  обществе  сверстников.  Именно  в  игре  происходит  формирование  положительных  личностных  качеств  и  социализация  его  как  члена  сообщества  людей.

Список  использованной  литературы:

Алябьева  Е.  А.  « Нравственно – этические  беседы  и  игры  с  дошкольниками»  (Текст)  /  Е.  А.  Алябьева,  М.,  2003

Блинова  Л.  Ф.  « Социально – личностное  развитие  детей  старшего  дошкольного  возраста » ( Текст )  /  Л.  Ф.  Блинова,  Казань,  2007

Данилина  Т.  А.  « Социальное  партнёрство  педагогов,  детей  и  родителей»  ( Текст )  /  Т.  А.  Данилина,  Н.  М.  Степина,  М.,  2004

Коломийченко  Л.  В.  « Концепция  и  программа  социального  развития  детей  дошкольного  возраста»  ( Текст )  /  Л.  В.  Коломийченко,  Пермь,  2002

Комратова  Н.  Г.  « Социально – нравственное  воспитание  детей»  ( Текст )  /  Н.  Г.  Комратова,  Л.  Ф.  Грибова,  М.,  2005

Рылеева  Е.  Н.  « Вместе  веселее! »  ( Текст )  /  Е.  Н.  Рылеева,  М.,  2004