Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"
методическая разработка по окружающему миру по теме

 Коробкова Татьяна Викторовна

В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать  у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_programma_poznayom_mir.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

                           

                             

                               

                       

                       

 

 

                    Республика Адыгея

            Ст. Гиагинская

                   МБДОУ «Тополёк»

                                                 Руководитель творческой мастерской:

                                      Коробкова Татьяна Викторовна

                                     Обоснование программы        

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию функционирует с 1936 года. В 2005 году, проанализировав ситуацию, педагоги пришли к выводу, что «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартное мышление. Ребёнок-дошкольник обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее.

      Исходя из вышеизложенного, определилось приоритетное направление ДОУ -  познавательно-речевое, конкретнее раздел сенсорика. С 2005 - 2009 годы на базе ДОУ работала творческая мастерская «Сенсорное развитие детей  от 1,5 до 7 лет». Обобщив весь материал, педагогический коллектив пошёл дальше и в 2010 году открыли экспериментальную площадку «Чувствуем, познаём, размышляем». В 2012 году площадка была закрыта, но проблема познания мира и окружающей среды осталась. Не меняя направления, мы решили взять следующий раздел Познания – экологию.

      Поэтому, в этом году перед педагогическим коллективом стало ряд проблем: как организовать экологическую работу в дошкольном учреждении, чтобы повысить уровень экологического развития, экологической культуры детей. Результат экологического воспитания детей большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры.                                                                                                                      Ребёнок-дошкольник  обладает особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающую природу. Значение экологического развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления представления об окружающем мире, формирования экологической культуры. Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я.Ю. Иванова, Н.С. Дежникова, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.С. Снитко, В.А. Ясвин, Н.Ф. Виноградова и др. С.Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы, понимание специфики живого, желание практически сохранить, создать для него нужные условия; понимания и сочувствия  к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий, эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребёнка, если систематически на протяжении всего дошкольного возраста его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни животных и растений, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.  Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природе охранной деятельности. В решении задач по формированию базиса личностной культуры ребёнка дошкольного возраста, сформулированных в Концепции дошкольного воспитания, первостепенное значение отводится воспитанию осознанного отношения к себе и природе потому, что это является основой, на которой будет происходить социализация ребёнка, будет строиться его отношения с другими людьми, рукотворным миром. Характер отношения к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть  заложены в детском дошкольном учреждении.  Исходя из вышеизложенного, педагогический коллектив принял решение о создании на базе МБДОУ «Тополёк» - районной творческой мастерской «Познаём мир», где приоритетным направлением работы будет экологическое развитие, формирование экологической культуры детей, так как она является важнейшей частью нравственного воспитания, духовности и интеллекта ребёнка.  В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать  у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.

        Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для экологического развития.  

        Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

- систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),

- экологическое мышление,

- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),

- культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка.

        Вместе с тем в программе творческой мастерской «Познаём мир» происходит возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью  жителей нашей Родины, республики Адыгея, к грамотному и разумному природоиспользованию.

        В каждом возрасте перед экологическим воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено экологической культуры.

       -   на 1-ом году жизни – основная задача- предоставление богатства и разнообразия внешних впечатлений об окружающем мире, развитие внимания к свойствам предметов.

       -   на 2-3 году жизни - следует продолжать обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, об объектах неживой природы, встречающихся в ближнем окружении.(Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.

       - на 4-5 году жизни основной задачей является -  удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, формирование необходимых для разностороннего развития ребёнка представлений о ней, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления – это важные задачи работы с детьми в этот период.

      -     на  6 году жизни основные задачей является  - расширение и углубление представлений детей о природе. Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательных и речевых умений. Помощь детям в освоении навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.

      -      на 7 году жизни   важнейшей задачей является - обогащение личного опыта, положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.

      Изучив труды российских и зарубежных педагогов, я пришла к выводу, что эта тема актуальна на данном этапе развития детей. Были проведены беседы с родителями и диагностика детей с учётом личностно- ориентированного подхода. Всё это позволило сделать заключение, что дети слабо владеют экологическими знаниями, а поэтому необходимо:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- развивать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;

- развивать чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;

- развивать коммуникативные качества;

- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.

Цель данных задач:

     Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

       Для осуществления поставленной цели был составлен перспективный  план работы творческой мастерской «Познаём мир» с детьми от 2 до 7 лет по теме: «Экологическое воспитание. Методы и приёмы. Использование нетрадиционных форм обучения:  Развитие  эколого-туристических умений. Нормы и правила поведения в окружающей среде».

          Были изготовлены настольные, дидактические игры и пособия. В группах создана предметно-развивающая среда: игрушки, настольно-печатные игры, развивающие игры. В группах есть природные уголки, мини-лаборатории, создаются коллекции природных материалов (камней, листьев, коры с деревьев). В группах созданы условия для проектной деятельности. Созданная предметная среда даёт большую возможность для самостоятельных действий детей, наталкивающих ребёнка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути и решения поставленных задач. Проводится  образовательная деятельность со всей группой и по подгруппам, на которой дети выполняют самостоятельные задания. Проводится индивидуальная работа. Организуются туристические походы по территории детского сада и по достопримечательностям станицы Гиагинской. Форма работы – кружковая. Образовательная деятельность проводится  1 раз в неделю.

                                         Раздел 1.

                                   Общее положение

Цель:  Комплексность в формировании экологической культуры во всех видах деятельности; реализация программы «Экологическое развитие» в районных целевых программах: «Растём здоровыми» и «Модернизация дошкольного образования»; организация работы по развитию  способностей ребёнка.

Исполнители:

Руководитель творческой мастерской, педагоги и специалист МБДОУ «Тополёк», воспитанники, родители воспитанников.

Срок реализации: 2012- 2017годы.

Ожидаемый результат:

 

- повышение экологического развития педагогов и родителей, воспитанников МБДОУ;

- создание условий для обогащения впечатлений детей;

- формирование экологической культуры;

- повышение аналитического восприятия.

                                            Раздел 2.

                     Основные принципы программы

  1. Принцип учёта сензитивного дошкольного детства,

-   как периода наиболее благоприятного для развития различных видов одарённости.

  1. Принцип своевременного начала,

-  выражающиеся в как можно более раннем начале работы по развитию  способностей ребёнка.

  1. Принцип преемственности,

- реализуется через составление гибких учебных планов, разработку индивидуальных программ развития ребёнка.

  1. Принцип индивидуального подхода,

-  реализуется через составление гибких учебных планов, разработку индивидуальных программ развития ребёнка.

  1. Принцип комплексного подхода,

- позволяет реализацию как специальных задач, так и  задач общеразвивающих и общеобразовательных.

  1. Принцип равновесия,

- выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребёнка между объёмом специальных и общеразвивающих знаний.

  1. Принцип взаимодействия и сотрудничества

- МБДОУ «Тополёк», учреждениями образования, культуры.

                                             Раздел 3.

                                Основные задачи программы

1. Организационные:

-сотрудничество педагогов, детей, родителей, общественных и государственных структур;

 - координация деятельности всех заинтересованных сторон на всех  уровнях.  

2. Методические:

- руководство по экологическому развитию дошкольников;

- планирование работы по экологическому воспитанию;

-осуществление целостного подхода к формированию экологической культуры.

3. Содержательные:

-уровень подготовки педагога в воспитании у детей экологической культуры;

-отбор экологического содержания в соответствии с целями развития ребёнка, его возрастными особенностями и интересами.

4. Контрольные:

- педагогический мониторинг.

                                                   Раздел 4

            Структура внедрения экологического воспитания – поэтапно

                                                  1 этап   / 2-3 года /

                                                           

                               Копилка эстетических переживаний

                               Первые экологические впечатления

                                                                                                                               

Пробуждение чувственной сферы. Ребёнок воспринимает и изучает  мир не разумом, а чувствами окружающий мир

                     

                                           2 этап  /3-4 года/

                                                               

                                        Погружение в деятельность

                             Первые признаки природного потенциала

                                                                                                                                                                                             

                    Максимальное погружение ребёнка в деятельность

                                                                                                         

Предоставлять детям широкий спектр видов деятельности (исходя из условий, возможности и специфики работы МБДОУ «Тополёк»)

Создавать экологическую предметно-развивающую среду, которая сама провоцирует ребёнка на деятельность.

Её характеристика:

                                                                                

Рисование         

                лепка                              разнообразие

                           худож. труд

                                                  игра                     доступность

                                                                             и открытость

                                                                                                       мобильность

                                                                                                       

                                                                         ориентированность на зону

                                                                         ближайшего развития ребёнка

                                      3 этап / 4-5 лет /

                                                     

                             Интерес, желание, творческий поиск

                                                       

                       Поддержать ребёнка, помочь ему определиться

                                                         

       Учитывать желание, стремление, уровень развития его экологических  способностей

                                                                                                     

     Творчество (креативность)

                        Объединение

                                         

оригинальность

        

                        гибкость                желание ребёнка

                            нестандартность

                 

                                         вариативность

                                               4 этап  /6-7 лет/

                                                                   

                                                                 

        Поисковая деятельность

    Исследовательская деятельность

                                                                                         

 

Поддерживать стремление ребёнка в поисковой, исследовательской, проектной деятельности.

                 Модель работы по экологическому воспитанию

                                                             

                                                     Воспитатель

                                        

Родители воспитанников

                               Воспитанники

Анкетирование                                                                   МБДОУ «Тополёк»

                          МБОУ        

Родительское собрание              СОШ №1                                        

(на экологическую тематику)                          МБОУ             Образовательная

                                                                                                   СОШ№4        деятельность

                                                                                                        (экологическая)

                                                                                                

Ширмы-передвижки

(на экологическую                                                                    Экологические  

 тематику)                                                                                          игры

                                                                                                                 

                                                                                                           Кружки

                                                                                            (на экологическое развитие) 

       Консультации                                                                                

       Беседы                                                                     Индивидуальная работа            

       Домашние задания                                                Совместная работа                                    

         

                                  Педагогический анализ

Цель :

     Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).  

                                                       

                                                        Задачи

                   

                                                                                                     

- развивать познавательный интерес к окружающему миру;

- развивать самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;

- развивать чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;

- развивать коммуникативные качества;

- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.

                                                             

                                             Пути реализации

                                                                                                               

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Рисование, образовательная деятельность по экологии, развитию речи,ФИЗО, аппликации, лепке, конструированию. Опыты, эксперименты.

Игры с экологическим содержанием, индивидуальная работа

Закрепление правил игр с экологическим содержанием в самостоятельной деятельности: настольные, настольно-печатные, строительные игры, художественная литература, подвижные игры

Воспитательно-образовательная система по экологии в детском саду

                                                     1 уровень

                                                             

                 Экологическое содержание познавательного материала

Обеспечивает новый подход в ознакомлении детей с природой и вообще с окружающим миром. Система адаптированных экологических знаний, иерархически выстроенная для детей двух-семи лет, создаёт основу в формировании начал экологической культуры – понимание обязательной взаимосвязи любого живого существа со средой обитания, начальное понимание идеи единства организма и среды.

                                                    2 уровень

                                                             

Включение экологических знаний во все типичные для дошкольного детства виды практических и познавательных деятельностей

Ребёнок изначально активен, его пребывание в детском саду – это постоянная смена действий: он играет, со всеми вместе занимается, рисует, лепит и конструирует в свободное время, вместе с воспитателем трудится в уголке природы и наблюдает за его обитателями. Наполнение этих видов деятельности экологическим содержанием, включение в них элементарных экологических знаний – это ведущая канва экологического воспитания.

                                                    3 уровень

                                                           

                            Эколого-педагогические технологии

Включают в себя разнообразные педагогические мероприятия и виды деятельности, построенные на экологическом содержании в полном соответствии с сезонами на всю протяжённость учебного года для каждой возрастной группы. Все вместе (технологии для детей двух-семи лет) они составляют единую воспитательно-образовательную систему формирования у детей начал экологической культуры на этапе дошкольного детства.

                                             

             

                                                     4 уровень

                                                             

                                   Организационно-управленческий

На этом уровне сотрудники детского сада создают условия для экологического воспитания, развивают свою экологическую культуру и реализуют её в профессиональной деятельности.

Коррекционная работа по экологическому развитию

                                                       

     

 Индивидуальная работа

     Домашнее задание

                                   

                                 Итоговая диагностика

                  Типы экологической образовательной деятельности

                                                           

                                       1. Первично-ознакомительный тип

Главным компонентом образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчётливые и правильные представления. Темами могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и т.д. Обучение детей в образовательной деятельности осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы.

                                                               

                                  2. Углублённо-познавательный тип

Содержание образовательной деятельности  направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика образовательной деятельности определяется рядом конкретных зависимостей, которые как показали исследования и практика детских садов доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Углублённо-познавательное тип - завершающее звено локальной системы работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ.

                                                                   

                                                             3. Общий тип

В образовательной деятельности воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщённое представление. Формирование обобщённых представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определённой последовательности  «вопросов – ответов». Обобщение  позволяет интенсивно развивать интеллекта детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

                                                               

                                                      4. Комплексный тип

 В образовательной деятельности в рамках одной темы решаются разные задачи развития детей.  Образовательная деятельность строится на разных видах деятельности.  Можно проводить во всех возрастных группах, особенно они полезны со старшими дошкольниками.

       Структура комплексной образовательной деятельности с экологическим содержанием

                              используются в разных возрастных группах

                                                             

                                            Первая часть:

Решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников.                                                                                      Н-р: Воспитатель уточняет  и обобщает представления детей о времени года, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

                                                               

                                             Вторая часть:

Предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников.                                                                                                          Н-р: Организуется специальная небольшая выставка  на тему времени года: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, 1-2 современных пейзажа, натюрморта  в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты – это другой вид деятельности, который несёт в себе решение эстетических задач.

                                                               

                                           Третья часть:

Это художественное творчество детей, ручная деятельность детей.    Н-р: В ней дети сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть  рисование, аппликация, лепка. Это могут быть поделки из природного материала.

                                                                 

                                           Заключительная часть :                                                  

                                                Подведение итогов

 

    Организация системы экологического образования в детском саду

                                                         

              Экологическое образование дошкольников

                                                          

         Координация

Экологизация          работы с

различных          родителями      

видов                Экологическое                                                     подготовка и

деятельности    просвещение        переподготовка

ребёнка              родителей        Экологизация         кадров

                                                      развивающей

                                                      предметной     Оценка

                                                      среды                окружающей

                                                                                среды

Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ

                                                         

                         1.  Модель «ЭКОЛОГ»

                                                             

Особенность модели «эколог» - создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников. В рамках модели «эколог» каждый сотрудник берёт на себя определённые функции в области экологического образования. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов.

                                                           

                               2. Модель «ВОСПИТАТЕЛЬ»

                                                             

В рамках модели «воспитатель» реализуются только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребёнка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей).

                                                             

Обе указанные модели нацелены на реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и способствуют всестороннему развитию личности ребёнка.

Направления работы воспитателя  по организации экологической деятельности в дошкольном учреждении

                                                               

Экологизация видов деятельности дошкольников  в группах

Проведение наблюдений на прогулках, экскурсиях, туристических походах и в группе: фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки

Выполнение отдельных экологических проектов

Создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования

Подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми)

Работа с родителями (оформление необходимой информации и т.п.)

Участие в диагностике (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определённым темам ит.п.)

Участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада

                           Экологическое воспитание детей  

                                                           

                                                 Предполагает:

                               

                             

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

                                                             

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

                                                             

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься)

                                                             

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране окружающего мира

Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе

                                                               

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её пользе для человека

                                                             

Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практическую деятельность

                                                             

Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить)

                         Экологические знания

                                                         

                                          Включают:

                                           

Представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах,  их потребностях

                                                           

                       

Понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности к среде обитания.

                                                           

Осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой. Исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е.  (биологическое равновесие) и все они могут существовать одновременно.

Вся работа в МБДОУ «Тополёк» по экологии определена следующими направлениями

                                                                             Эколого-туристическое

        Эколого-просветительное

Эколого-познавательное

Эколого-оздоровительное                       эколого-нравственное

                          Эколого-эстетическое                            эколого-краеведческое

Интеграция эколого-краеведческого содержания   в воспитательно-образовательном процесс МБДОУ в старшем дошкольном возрасте

Формы работы

Время проведения

Ст. подгруппа

Подгот.

подгруппа

Образовательная  деятельность

Образовательные игровые ситуации/беседы

1 раз в месяц

2х25 = 50 мин

2х30=60 мин

Художественное творчество

1 раз в месяц

25-30 мин

25-30 мин

Чтение художественной литературы

1 раз в месяц

20 мин

25 мин

Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов

1 раз в 3 месяца

20 мин

20 мин

Образовательная  деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Подвижные игры на прогулке

1 раз в неделю

(каждый месяц вводится новая игра

12 мин х 5 =60 мин

14 мин х 5 = 70 мин

Экскурсии,                                               походы

1 экскурсия – в 2 месяца       походы – 2 раза в месяц

30-40 мин

30-40 мин

Самостоятельная  деятельность детей

Дидактические

игры с экологическим содержанием

По желанию детей

5-10 мин

10-15 мин

Народные подвижные игры в группе

каждый месяц вводится новая игра

Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций

1 раз в месяц

Процесс   взаимодействия с семьями

Экологическая проектная деятельность

совместно с родителями

3 проекта в год

Конкурсы для детей и родителей

2 раза в год

Реализация конкурса – 2 месяца

Тематические праздники

Экологические праздники  в группе

4 раза в год

40 мин х 2 = 80 мин

40 мин х 2 = 80 мин

Конкурсы для детей

2 раза в год

Реализация конкурса – 2 месяца

Примерный годовой  план совместных мероприятий с родителями  по  экологии

Название мероприятия

Форма

Ответственный

Сроки проведения

«Гиагинская семья»

Спортивное соревнование с экологическим содержанием

Воспитатель разновозрастной группы (старшая-подготовительная)

апрель

«Творческая мастерская»

Мастер-класс

Руководитель творческой мастерской «Экологическое развитие ребёнка»

Октябрь, декабрь

Март

«Фейерверк талантов»

Фестиваль семейного творчества (поделки из природного материала)

Воспитатели групп

февраль

«Моя семья в истории станицы Гиагинской»

Реализация проекта

Воспитатели групп

в течение года

«Природа станицы Гиагинской»

фотоконкурс

Воспитатели групп

сентябрь

«Мой любимый край»

Конкурс детских рисунков

Воспитатели групп

март

«Моя станица»

Конкурс детских рисунков

Воспитатели групп

ноябрь

«Мой дом – республика Адыгея»

Конкурс рисунков среди родителей

Воспитатели групп

май

     Примерный план работы с педагогами по экологическому воспитанию     дошкольников

месяц

1 год реализации

2 год реализации

Сентябрь

Анкетирование педагогов  

Памятка «Народный календарь»

Октябрь

Консультация

«Воспитание у детей эколого-эстетических чувств в процессе знакомства с природой родного края»

Консультация                                   «Ознакомление дошкольников с природой родного края через адыгейский народный фольклор».

Декабрь

Консультация «Влияние знаний о природе родного края на игры детей»

Открытый просмотр образовательной игровой ситуации

Февраль

Открытый просмотр образовательной игровой ситуации

Мастер-класс «Организация экологической проектной деятельности совместно с детьми и родителями»

Март

Консультация «Как знакомить детей с  дикими животными республики Адыгея»

Совместная с воспитателями, детьми и родителями других групп реализация проекта «Твой рисунок – на календарь природы»

Апрель

Открытый просмотр образовательной деятельности

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

     

                                                                                                                                                    Система экологической  культуры

     

                                Элементы системы

                                                         

Система экологических знаний (естественно—научные, ценностно-нормативные, практические)

                                                             

                                Экологическое мышление

                                                           

Культура чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма)

                                                           

Культура экологически образованного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний мышления и культуры чувств, в повседневную норму поступка

Траектория воспитания экологической культуры человека

 

Детский сад

Школа

ВУЗ

  Воспитание 
Доверия 
к природе

Воспитание 
Ответственности 
перед природой

Воспитание 
Профессионализма 
в отношениях с природой

Для успешного решения задач развиваем:

            •  Интеллект 
            •  Эмоции 
            •  Здоровье

•  Анализ
•  Синтез
•  Выбор

          •  Системность 
          •  Объективность 
          •  Прогноз

Отсутствие результатов приводит к:

 

страху 
перед природой

 

 

безответственности 
в отношениях с природой

 

дилетантизму 
в принятии решений

Это проявляется в:

      •  потере связи с 
          источниками 
          жизнеобеспечения; 
      •  разрушении здоровья; 
      •  нарушениях психики

•  агрессивных формах 
    взаимоотношений с окружающей
    средой; 
•  потере биологических ресурсов; 
•  устойчивом пессимизме

      •  разрушении среды 
      существования; 
      •  деградации общества

Профессиональная деятельность 

 

Воспитание чиновника, педагога, исследователя, ремесленника и т.д.

 

                         Содержание программы

Программа  состоит из 10 разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

4 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Рассказ о деревьях, растущих в республике Адыгея.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – пихта, сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, медведе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными республики Адыгея, занесенными в Красную книгу. Показ видеоматериала «Дикие животные родного края».

6 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – “Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в  групповой комнате, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира занесённых в Красную книгу родного края.

10 раздел – “Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Примерный тематический план.

Наименование раздела

Всего

Образовательных игровых ситуаций

В том числе образовательные игровые ситуации

Первично-ознакомительного типа/ общего типа

Углублённо-познавательного тип/ комплексного типа

1

Введение в экологию

11

7      (первично-знакомительного типа)

4 (комплексного типа)

2

Молчаливые соседи

6

3 (общего типа)

3 (углублённо-познавательного типа)

3

Пернатые друзья

7

1 (общего типа)

6 (комплексного типа)

4

О чем шепчут деревья

6

2 (первично-ознакомительного типа)

4 (углублённо-познавательного типа)

5

Загадки животного мира

7

2 (общего типа)

5 (комплексного типа)

6

Секреты неживой природы

5

3 (первично-ознакомитального типа)

2 (углублённо-познавательного типа)

7

Оранжерея на окне

9

3 (общего типа)

6 (углублённо-познавательного типа)

8

Человек – часть живой природы

9

2 (первично-ознакомительного типа)

7 (углублённо-познавательного типа)

9

Охрана природы

4

1 (общего типа)

3 (комплексного типа)

10

Досуговые мероприятия

6

-

6

 

ИТОГО:

70

24

46

                            Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

 

 

Информационные ресурсы:

Для педагога:

Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”

Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999

           

     

   

                 

                           

                                                                 Республика Адыгея

                                                                 Станица Гиагинская

                                                                 МБДОУ «Тополёк»

                                                                 Руководитель:

                                                                 Коробкова Татьяна Викторовна

                               

        Месяц

/Образовательная деятельность/

     Кружок «Туристята» по разделу: «Эколого-познавательное развитие» для детей разновозрастной группы (2 младшая- средняя)           /3-5/ лет

     Кружок «Туристята» по разделу: «Эколого-познавательное развитие»  для детей разновозрастной группы (старшая-подготовительная)

/5-7/ лет

   Кружок «Капитошка»:                     (эколого-эстетическое развитие, развитие творческих способностей в изобразит. деятельности) для детей      /2-3/ лет

   Кружок  «Чудеса из солёного теста»: (эколого-эстетическое развитие, развитие творческих способностей) для детей   /4-5/ лет

Сентябрь:

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Дары природы»

2 неделя:

«Гуляем по лугу»

3 неделя:

«Куда исчезают насекомые»

4 неделя:

«Кто такая рыбка?»

1 неделя:

«Планета Земля в опасности»

2 неделя:

«Кто живёт в лесу»

3 неделя:

«Комнатные растения»

4 неделя:

«Животные степей и пустынь»

1 неделя:

«Как мы рисуем» -рисование

«Знакомство с пластилином» - лепка

2 неделя:

«Дорожки для цыплят» - рисование

«Заборчик для петушка» - лепка

3 неделя:

«Орехи для белочки» -рисование

«Покормим птиц» - лепка

4 неделя:

«Осенние листочки» - рисование

«Пластилиновая мозаика» - лепка

1 неделя:

«Овощи»

2 неделя:  «Фрукты»

3 неделя:

«Капуста»

4 неделя:

«Корзина с клубникой»

Октябрь

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Кому нужна вода»

2 неделя:

«Как помочь растению»

3 неделя:

«Деревья и кустарники на участке»

4 неделя:

«Какие разные птицы»

1 неделя:

«В лесном царстве»

2 неделя:

«Насекомые»

3 неделя:

«Как узнать растение»

4 неделя:

«Я - человек»

1 неделя:

«Дождик» - рисование

Листопад, листопад, листья жёлтые летят» - лепка

2 неделя:

«Поможем жучкам спрятаться в траве» - рисование

«Блинчики» - лепка

3 неделя:

«Листья жёлтые летят» - рисование

«Дожди, дождик, кап-кап-кап» - лепка

4 неделя:

«По ровненькой дорожке» - рисование

«Разные цветные мячи» - лепка

1 неделя:

«Гусеница»

2 неделя:

«Божья коровка»

3 неделя:

«Пчёлка»

4 неделя:

«Бабочка»

Ноябрь

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Где живут дикие звери»

2 неделя:

«Как живут домашние животные»

3 неделя:

«Почему болят зубы»

4 неделя:

«Осень золотая»

1 неделя:

«Птицы осенью»

2 неделя:

«Сон для человека»

3 неделя:

Чувства животных и человека»

4 неделя:

«Осень золотая»

1 неделя:

«Дожди, дождик, пуще» - рисование

«Бусы» - лепка

2 неделя:

«Веточка рябины» - рисование

«Чудесные карандаши» - лепка

3 неделя:

«Спрячь картинку» - рисование

«Сидит белка на тележке»  - лепка

4 неделя:

«Полюбуйся на герань» - рисование

«Витамины в баночке» - лепка

1 неделя:

«Золотая рыбка»

2 неделя:

«Морской конёк»

3 неделя:

«Краб»

4 неделя:

«Морская черепаха»

Декабрь

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Какие разные деревья»

2 неделя:

«Птицы»

3 неделя:

«Комнатные растения»

4 неделя:

«Хвойные деревья»

1 неделя:

«Человек и природа»

2 неделя:

«Как кожа помогает человеку»

3 неделя:

«Как узнать птиц»

4 неделя:

«Красавица ёлка»

1 неделя:

«Домик с забором» - рисование

«Красивая тарелка» - лепка

2 неделя:

«Снег идёт» и рисование

«Как у нашего кота» - лепка

3 неделя:

«Ёлочка – зелёная иголочка» - рисование

«Снег идёт» - лепка

 4 неделя:

«Маленькая ёлочка в гости к нам пришла» - рисование

«Наряжаем ёлочку» - лепка

1 неделя:

«Снеговик»

2 неделя:

«Снежинка»

3 неделя:

«Ёлочка»

4 неделя:

«Ёлочные игрушка»

Январь

Тема образовательной  игровой ситуации:

  1 неделя:

Каникулы

2 неделя:

каникулы

   3 неделя:                            

«Дикие звери зимой»

4 неделя:

«Органы дыхания человека»

1 неделя:

Каникулы

2 неделя:

Каникулы  

     

                             3неделя:

«Как растёт растение»

4 неделя:

«Жизнь на крайнем Севере и в Тундре»

1 неделя:

«Зимний узор» - рисование

«Бублик для куклы» - лепка

     

2 неделя:

«Снеговик» - рисование

«Веточка рябины» - лепка

3 неделя:

«Покормим птичек» - рисование

«Шоколад с орехами» - лепка

4 неделя:

«Бусики» - рисование

«Сшили Тане сарафан» - лепка

1 неделя:

«Ёжик»

2 неделя:

«Мышь»

3 неделя:

«Бельчонок»

4 неделя:

«Зайчик»

Февраль

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Дикие звери зимой»

2 неделя:

«Птичка в клетке»

3 неделя:

«Путешествие в деревню к бабушке»

4 неделя:

«Зимушка- зима»

1неделя:     «Экологические цепочки в лесу»

2 неделя:

«Откуда берутся болезни»

3 неделя:

« О диких зверях и домашних животных»

4 неделя:

«Прошла зима холодная»

1неделя: «Полосатые варежки» - рисование

«Шла собака через мост» - лепка

2 неделя:

«Снежинки» - рисование

«Колобок» - лепка

3 неделя:

«Снежные колобки» - рисование

«Рыбка» - лепка

4 неделя:

«Бусинки» - рисование

«Петя, Петя петушок» - лепка

1 неделя:

Овощи и фрукты для игры в  «Магазин»

2 неделя:

Пальчиковый театр «Колобок»

3 неделя:

Пальчиковый театр «Теремок»

4 неделя:

Пальчиковый театр «Курочка Ряба»

Март

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Весенний букет»

2 неделя:

« У нас в гостях морская свинка»

3 неделя:

«Посещение зоопарка»

4 неделя:

«Посадим фасоль»

1 неделя:

«Кто где живёт и почему»

2 неделя:

«Кому нужна вода?»

3 неделя:

Связь живой и неживой природы»

4 неделя:

«Птицы прилетели»

1 неделя:

«Букет для мамы» - рисование

«Цветы» - лепка

2 неделя:

«Свети солнышко в окошко» - рисование

«Яблоки» - лепка

3 неделя:

«Капель» - рисование

«Дождик» - лепка

4 неделя:

«Ай, качи, качи , качи…» - рисование

«Колечки для пирамидки» - лепка

1 неделя:

«Цветы для мамы»

2 неделя:

«Воробей»

3 неделя:

«Ласточка»

4 неделя:

«Чиж»

Апрель

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Весна в лесу»

2 неделя:

«Птицы весной»

3 неделя:

«Посадим лук»

4 неделя:

«Насекомые»

1 неделя:

«Жизнь в степи»

2 неделя:

«Все нужны на земле»

3 неделя:

«Комнатные растения весной»

4 неделя:

«Лес в жизни человека»

1 неделя:

«Плывёт кораблик по весенним ручейкам» - рисование

«Пуговицы для платья» - лепка

2 неделя:

«Яблоки» - рисование

«Солнышко» - лепка

3 неделя:

«Трава на лужайке» - рисование

«Колбаски на тарелке» - лепка

4 неделя:

«Деревья проснулись» - рисование

«Апельсины» - лепка

1 неделя:

«Лепим ромашку»

2 неделя:

«Лепим подсолнух»

3 неделя:

«Колокольчик»

4 неделя:

«Анютины глазки»

Май

Тема образовательной игровой ситуации:

1 неделя:

«Будь здоров и весел, хомяк»

2 неделя:

«Цветущие деревья»

3 неделя:

«Советы Айболита»

4 неделя:

«Весна-красна»

1 неделя:

«Цветущие деревья»

2 неделя:

«Жизнь в воде»

3 неделя:

Чем богаты недра земли»

4 неделя:

«Весна –красна»

1 неделя:

«Бабочки» - рисование

«Ёжик» - лепка

2 неделя:

«Забавные зверюшки – полосатые игрушки» - рисование

«Гусеница» - лепка

3 неделя:

«Цветочная поляна» рисование

«Бабочка» - лепка

4 неделя:

«Цветущая веточка» - рисование

«Одуванчик»

1 неделя:

«Неволяшка»

2 неделя:

«Поросёнок»

3 неделя:

«Крокодил»

4 неделя:

«Собачка»

                                             

          В 2012 году педагогический коллектив принял решение о создании на базе МБДОУ «Тополёк» - районной творческой мастерской «Познаём мир», где приоритетным направлением работы является экологическое развитие, формирование экологической культуры детей, так как она является важнейшей частью нравственного воспитания, духовности и интеллекта ребёнка.                                                                                                                                     Творческая мастерская функционирует в течение одного года. В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать  у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.

        Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для экологического развития.  

        Вместе с тем в программе творческой мастерской «Познаём мир» происходит возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью  жителей нашей Родины, республики Адыгея, к грамотному и разумному природоиспользованию.

        В каждом возрасте перед экологическим воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено экологической культуры.

       -   на 1-ом году жизни – основная задача- предоставление богатства и разнообразия внешних впечатлений об окружающем мире, развитие внимания к свойствам предметов.

       -   на 2-3 году жизни - следует продолжать обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, об объектах неживой природы, встречающихся в ближнем окружении. (Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления). Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.

       - на 4-5 году жизни основной задачей является -  удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, формирование необходимых для разностороннего развития ребёнка представлений о ней, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления – это важные задачи работы с детьми в этот период.

      -     на  6 году жизни основные задачей является  - расширение и углубление представлений детей о природе. Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательных и речевых умений. Помощь детям в освоении навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы.

      -      на 7 году жизни   важнейшей задачей является - обогащение личного опыта, положительного, гуманного взаимодействия ребёнка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе.                                                                                                                           В начале учебного года были проведены беседы с родителями и диагностика детей с учётом личностно-ориентированного подхода. Всё это позволило сделать заключение, что дети слабо владеют экологическими знаниями.                    А поэтому было решено развивать у детей:

- познавательный интерес к окружающему миру;

- самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;

- чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;

- коммуникативные качества;

- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.

Цель данных задач:

     Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

       Для осуществления поставленной цели был составлен перспективный  план работы творческой мастерской «Познаём мир» с детьми от 2 до 7 лет по теме: «Экологическое воспитание. Методы и приёмы. Использование нетрадиционных форм обучения:  Развитие  эколого-туристических умений. Нормы и правила поведения в окружающей среде».

          Творческая мастерская строилась в форме работы кружковой деятельности. Образовательная деятельность на кружках проводилась  1 раз в неделю. В рамках творческой мастерской на базе МБДОУ «Тополёк» в течение года функционировали кружки: «Капитошка» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей в изобразительной деятельности) для детей 2-3 лет, кружок «Туристята» по формированию эколого-туристических умений   (изучение норм и правил поведения в окружающей среде)  для детей разновозрастных групп (2 младшая-средняя и старшая-подготовительная), кружок «Чудеса из солёного теста» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей). Проводилась  образовательная деятельность со всей группой и по подгруппам, на которой дети выполняли самостоятельные задания. С детьми проводилась индивидуальная работа.

          В группах создана предметно-развивающая среда: игрушки, настольно-печатные игры, развивающие игры и пособия. В группах созданы природные уголки, мини-лаборатории. На протяжении года с детьми создавались коллекции природных материалов (камней, листьев, коры с деревьев). В группах созданы условия для проектной деятельности. Созданная предметная среда дала большую возможность для самостоятельных действий, наталкивающих ребёнка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути и решения поставленных задач.

     В течение учебного года с детьми велась опытно-экспериментальная деятельность. Результаты опытно-экспериментальной деятельности записывались воспитателем в дневник. Дети наблюдали за явлениями  живой и не живой природы. Вели дневники наблюдений, календари наблюдений, зарисовывали погоду. Учились ухаживать за комнатными растениями. Воспитатели водили детей в туристические мини-походы по территории детского сада, парка и по достопримечательностям станицы Гиагинской. Было организовано посещение музея. Для детей были организованы экскурсии в детскую библиотеку, где они познакомились с творчеством М. Пришвина и В. Бианки. Дети участвовали в проектной деятельности. В детском саду проводились выставки  совместного творчества детей и взрослых: «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Встречаем весну»; «Краски лета». Проводились экологические праздники и развлечения. Дети участвовали в экологических сказках.

       Для педагогов Гиагинского района на базе МБДОУ «Тополёк» проводились 3 методических объединения районной творческой мастерской «Познаём мир». На первом методическом объединении, районной творческой мастерской «Познаём мир», было раскрыто содержание работы творческой мастерской», были рассказаны цели и задачи работы. Показан мастер-класс для педагогов: «Осенний цветок из листьев». Второе методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Была показана образовательная деятельность с опытами  и экспериментами: свойства  воды, песка, воздуха. Проведён мастер-класс для педагогов: «Картонный самолёт из спичечного коробка» (подарок для пап). Третье методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено просмотру экологического праздника «Земля – наш общий дом».

     Хоть районная творческая мастерская «Познаём мир» функционирует не так давно, но у нас уже есть успехи. Под моим руководством дети  участвовали в конкурсах.  В рамках кружка «Чудеса из солёного теста» Удовиченко  Ярослав – 4 года, 27.04.2013г. занял 3 место и стал дипломантом Всероссийского творческого конкурса для дошкольников и учащихся 1-8 классов «Уши, лапы и хвосты». На конкурс была представлена поделка из солёного теста «Бегемот». Николаенко Антон – 6 лет, в рамках кружка «Туристята», 12 марта 2013 года, стал дипломантом Международного детского творческого фестиваля «Апельсин». Раздел: «Наука и исследования» за научную работу (проект) по декоративно-прикладному творчеству «Застенчивый кленовый ёжик».    Мошкина Варвара – 6 лет, в рамках кружка «Капитошка»  заняла 1 место во Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников «Мой любимый детский сад». Номинация (рисунок, посвящённый детскому саду). Тесленко Кирилл – 4 года, в рамках кружка «Туристята», 5 мая 2013 года, занял 3 место и стал дипломантом  Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Собачка». Чунтыжев Дамир – 4 года, в рамках кружка «Туристята»,  5 мая 2013 года, стал лауреатом Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Яблонька». В рамках кружковой деятельности «Капитошка», 21 мая 2013года,  Кургузова София – 4 года,  Мошкин Ярослав – 4 года, Шевченко Валентина – 4 года, стали участниками  2 Международного конкурса рисунка «Портрет живого слова» и получили сертификаты участников.

         Кроме того, я, как руководитель  районной творческой мастерской «Познаём мир», 15 мая 2013 года, приняла участие в Международном  конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» с программой творческой мастерской и получила сертификат участника. Участвовала в этом конкурсе и с методической разработкой педагогического проекта «Человек и природа» для детей разновозрастной группы (2 младшая – средняя) по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента. Получила сертификат участника..

      В конце учебного года были подведены итоги работы районной творческой мастерской. Была проведена заключительная диагностика кружковой деятельности. Результаты показали, что уровни показателей экологического развития детей увеличились, а это значит, что необходимо продолжать экологическую работу в детском саду, совершенствовать знания и умения детей в области «Познание».  На следующий год планируется продолжать работу районной творческой мастерской «Познаём мир».                Будет продолжать функционировать кружковая деятельность.                                                                                        У детей будем продолжать развивать наблюдательность и опытно-экспериментальную деятельность. Привлекать детей к проектной деятельности в рамках кружка «Туристята». Устраивать выставки совместного творчества детей и родителей.  Дети будут участвовать в «Экологических сказках», «КВН», «Туристических соревнованиях» и «Викторинах». Для педагогов Гиагинского района будут проведены методические объединения  районной творческой мастерской «Познаём мир».  Под руководством воспитателей, дети будут продолжать участвовать в конкурсах.

                             

                     

                                 

                                                                   Республика Адыгея

                                                                   Станица Гиагинская

                                                                   МБДОУ «Тополёк»

                                                                   Руководитель:

                                                                   Коробкова Татьяна Викторовна  

                                                                   Дата проведения: 11.06. 2013г.

                                                Ст. Гиагинская

                                             

          В 2012 году педагогический коллектив принял решение о создании на базе МБДОУ «Тополёк» - районной творческой мастерской «Познаём мир», где приоритетным направлением работы является экологическое развитие, формирование экологической культуры детей, так как она является важнейшей частью нравственного воспитания, духовности и интеллекта ребёнка.                                                                                                                                        Творческая мастерская функционирует в течение одного года. В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна программы в том, что в ней предлагается формировать  у детей эколого-туристские умения (нормы и правила поведения в окружающей среде), предполагается постепенное формирование экологических знаний.

        Культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для экологического развития.  

        Вместе с тем в программе творческой мастерской «Познаём мир» происходит возрождение элементов народной культуры – этнопедагогики - приобщающих детей к традициям бережного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью  жителей нашей Родины, республики Адыгея, к грамотному и разумному природоиспользованию.

        В каждом возрасте перед экологическим воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено экологической культуры.

        В начале учебного года были проведены беседы с родителями и диагностика детей с учётом личностно-ориентированного подхода. Всё это позволило сделать заключение, что дети слабо владеют экологическими знаниями.                                                                                                                             Поэтому было решено развивать у детей:

- познавательный интерес к окружающему миру;

- самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность;

- чувство сострадания ко всему живому, что нас окружает;

- коммуникативные качества;

- способствовать формированию положительных эмоций при ознакомлении детей с природой.

Цель данных задач:

     Заложить основы эмоционального положительного настроя в усвоении экологических знаний, в формировании осознанного правильного отношения к объектам природы родного края, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

       Для осуществления поставленной цели был составлен перспективный  план работы творческой мастерской «Познаём мир» с детьми от 2 до 7 лет по теме: «Экологическое воспитание. Методы и приёмы. Использование нетрадиционных форм обучения:  Развитие  эколого-туристических умений. Нормы и правила поведения в окружающей среде».

          Творческая мастерская строилась в форме работы кружковой деятельности. Образовательная деятельность на кружках проводилась  1 раз в неделю. В рамках творческой мастерской на базе МБДОУ «Тополёк» в течение года функционировали кружки: «Капитошка» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей в изобразительной деятельности) для детей 2-3 лет, кружок «Туристята» по формированию эколого-туристических умений   (изучение норм и правил поведения в окружающей среде)  для детей разновозрастных групп (2 младшая-средняя и старшая-подготовительная), кружок «Чудеса из солёного теста» по эколого-эстетическому развитию, развитию творческих способностей). Проводилась  образовательная деятельность со всей группой и по подгруппам, на которой дети выполняли самостоятельные задания. С детьми проводилась индивидуальная работа.

          В группах создана предметно-развивающая среда: игрушки, настольно-печатные игры, развивающие игры и пособия. В группах созданы природные уголки, мини-лаборатории. На протяжении года с детьми создавались коллекции природных материалов (камней, листьев, коры с деревьев). В группах созданы условия для проектной деятельности. Созданная предметная среда дала большую возможность для самостоятельных действий, наталкивающих ребёнка на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути и решения поставленных задач.

     В течение учебного года с детьми велась опытно-экспериментальная деятельность. Результаты опытно-экспериментальной деятельности записывались воспитателем в дневник. Дети наблюдали за явлениями  живой и не живой природы. Вели дневники наблюдений, календари наблюдений, зарисовывали погоду. Учились ухаживать за комнатными растениями. Воспитатели водили детей в туристические мини-походы по территории детского сада, парка и по достопримечательностям станицы Гиагинской. Было организовано посещение музея. Для детей были организованы экскурсии в детскую библиотеку, где они познакомились с творчеством М. Пришвина и В. Бианки. Дети участвовали в проектной деятельности. В детском саду проводились выставки  совместного творчества детей и взрослых: «Осень золотая»; «Зимушка-зима»; «Встречаем весну»; «Краски лета». Проводились экологические праздники и развлечения. Дети участвовали в экологических сказках.

       Для педагогов Гиагинского района на базе МБДОУ «Тополёк» проводились 3 методических объединения районной творческой мастерской «Познаём мир». На первом методическом объединении районной творческой мастерской «Познаём мир», было раскрыто содержание работы творческой мастерской», были рассказаны цели и задачи работы. Показан мастер-класс для педагогов: «Осенний цветок из листьев». Второе методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено опытно-экспериментальной деятельности в детском саду. Была показана образовательная деятельность с опытами  и экспериментами: свойства  воды, песка, воздуха. Проведён мастер-класс для педагогов: «Картонный самолёт из спичечного коробка» (подарок для пап). Третье методическое объединение районной творческой мастерской было посвящено просмотру экологического праздника «Земля – наш общий дом» и подведению итогов работы творческой мастерской.

         Районная творческая мастерская «Познаём мир» функционирует не так давно, но у нас уже есть успехи. Под моим руководством дети  участвовали в конкурсах.  В рамках кружка «Чудеса из солёного теста» Удовиченко  Ярослав – 4 года, 27.04.2013г. занял 3 место и стал дипломантом Всероссийского творческого конкурса для дошкольников и учащихся 1-8 классов «Уши, лапы и хвосты». На конкурс была представлена поделка из солёного теста «Бегемот». Николаенко Антон – 6 лет, в рамках кружка «Туристята», 12 марта 2013 года, стал дипломантом Международного детского творческого фестиваля «Апельсин». Раздел: «Наука и исследования» за научную работу (проект) по декоративно-прикладному творчеству «Застенчивый кленовый ёжик».    Мошкина Варвара – 6 лет, в рамках кружка «Капитошка»  заняла 1 место во Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников «Мой любимый детский сад». Номинация (рисунок, посвящённый детскому саду). Тесленко Кирилл – 4 года, в рамках кружка «Туристята», 5 мая 2013 года, занял 3 место и стал дипломантом  Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Собачка». Чунтыжев Дамир – 4 года, в рамках кружка «Туристята»,  5 мая 2013 года, стал лауреатом Международного творческого конкурса «Я придумал этот мир» - /декоративно - прикладное творчество/ с поделкой из солёного теста: «Яблонька». В рамках кружковой деятельности «Капитошка», 21 мая 2013года,  Кургузова София – 4 года,  Мошкин Ярослав – 4 года, Шевченко Валентина – 4 года, стали участниками  2 Международного конкурса рисунка «Портрет живого слова» и получили сертификаты участников.

         Кроме того, я, как руководитель  районной творческой мастерской «Познаём мир», 15 мая 2013 года, приняла участие в Международном  конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» с программой творческой мастерской и получила диплом участника. Участвовала в этом конкурсе и с методической разработкой педагогического проекта «Человек и природа» для детей разновозрастной группы (2 младшая – средняя) по ознакомлению с окружающим с учётом регионального компонента. Получила диплом участника.

      В конце учебного года подведены итоги работы районной творческой мастерской. Была проведена заключительная диагностика кружковой деятельности. Результаты показали, что уровни показателей экологического развития детей увеличились, а это значит, что необходимо продолжать экологическую работу в детском саду, совершенствовать знания и умения детей в области «Познание».  На следующий год планируется продолжать работу районной творческой мастерской «Познаём мир».                                        Будет продолжать функционировать кружковая деятельность.                                                                                        У детей планируется развивать наблюдательность и опытно-экспериментальную деятельность. Будем продолжать привлекать детей к проектной деятельности в рамках кружка «Туристята». Устраивать выставки совместного творчества детей и родителей.  Дети будут участвовать в «Экологических сказках», «КВН», «Туристических соревнованиях» и «Викторинах». Для педагогов Гиагинского района будут проведены методические объединения  районной творческой мастерской «Познаём мир».  Под руководством воспитателей, дети будут продолжать участвовать в конкурсах.

                             

                     

                                 

                                                                   Республика Адыгея

                                                                   Станица Гиагинская

                                                                   МБДОУ «Тополёк»

                                                                   Руководитель:

                                                                   Коробкова Татьяна Викторовна  

                                                                   Дата проведения: 11.06. 2013г.

                                                Ст. Гиагинская