Методические рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевой игры "У врача"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Фирсова Алена Михайловна

Подробный конспект проведения игры с разъяснениями для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный дом ребенка»

Методические рекомендации  для воспитателей по проведению

сюжетно-ролевой игры «У врача» для детей младшего дошкольного возраста.

Подготовила: воспитатель Фирсова Алена Михайловна

г. Урай 2014 год

Сюжетно-ролевая игра «У врача»

Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровой материал. Фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты (набор).

Предметы-заместители: палочки, пробки, пузырьки, контейнеры от киндер сюрпризов, кусочки ткани и др.

Подготовка к игре. Прогулки к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в аптеку, в медицинский кабинет. Игры-занятия «Кукла заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница».  Чтение отрывка из произведений В. Маяковского «Кем быть?», К. Чуковского «Айболит», Я. Райниса «Кукла заболела» (книга «На взморье»). Просмотр мультфильма «Айболит».Рассматривание альбома, изготовленного детьми совместно с воспитателем на тему «Мы играем во «врача». Лепка не тему «Угощение заболевшей кукле», конструирование кровати для куклы.

Игровые роли. Врач, медсестра, мама, папа.

Ход игры. Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или просят медсестру осмотреть ее. Она осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач или медсестра комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, ваша кукла больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет).

Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что кукла уже поправляется и завтра ее выпишут. Можно предложить детям подготовить все необходимое для ее встречи. Дети застилают чистую постель, приготавливают ночную сорочку, на тумбочке возле кровати ставят чашку для воды. И вот куклу Катю «выписывают» из «больницы», медсестра еще несколько раз приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку.

При последующем проведении игры воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь только при затруднении.

При проведении этой игры воспитатель привлекает младших детей к игре старших детей. Накануне воспитатель должен попросить старших детей играть совместно с младшими: развивать сюжетно-ролевые игры, в данном случае игру во «врача». Совместные игры младших детей со старшими бывают более непосредственными, чем игры с воспитателем. В общении младших и старших детей на первом месте стоит игровая задача, которая легко и естественно воспринимается детьми четвертого года жизни как собственная.

Вот, например, какая игра может получиться у играющих.

Играют двое детей: Полина (2 года), Соня(3 года).

Соня: Давай играть во «врача».

Полина: Да.

Соня: Я — врач. (Он надевает халат, шапочку, берет фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Все делает спокойно, серьезно).

Соня: Бери куклу и приходи с ней на прием.

Полина с «дочкой» приходит на прием к врачу. Здоровается.

Соня: Садитесь, пожалуйста. Что с вашим сыном? Что у вас случилось?

Поля показывает что у нее болит.

«Врач» осматривает куклу, выслушивает ее, делает укол (шприцем без иглы). При этом говорит, что это раз — и все. Потом выписывает рецепт, отдает  со словами: «Будете давать по чайной ложке три раза в день. До свидания.

После окончания игры старший ребенок побуждает младшего попробовать быть медсестрой и помогать лечить «больных». Сначала старший, показывает на медицинские инструменты, берет каждый по очереди и показывает младшему, что это такое и для чего оно нужно. После этого отдает инструменты младшему и предлагает полечить куклу, которая приходит на прием к маленькому врачу. По ходу игры, когда у малыша возникают трудности, дети могут на время меняться ролями.

В следующий раз воспитатель может предложить детям инсценировку рассказа «Звери болеют». Воспитатель заранее бинтует у игрушечных зверушек лапы, шею, голову, хвост и т. п. Надевает белый халат и белый колпак и объявляет, что будет лечить больных зверей. Ведет диалог с игрушкой:

  • Добрый день, зайчонок. Что случилось?
  • Я сунул лапу в дверь, и дверь мне лапу прижала. Лапа очень болит. О-о. Помогите, спасите!
  • Помогу. У меня есть чудесная мазь.

Педагог смазывает лапу, при этом показывает и объясняет детям, как это лучше сделать. Укладывает зайчонка на кровать, чтобы он отдохнул.

Вскоре в числе больных окажутся не только игрушки, но и дети. Надо полечить и их! Затем педагог предлагает одному из детей побывать в роли доктора.

Играя с игрушками-животными, дети могут развивать сюжеты «Лесная больница», «Айболит» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по планированию сюжетно – ролевых игр

Сюжетно – ролевая игра имеет важное  значение  для развития ребёнка.В ней дети отображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарища...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры)

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста.Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и дея­тельность взрослых и сверстник...

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр»

Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр» рекомендованы  для воспитателей ДОУ с целью использования в работе с детьми дошкольного возраста....

Семинар практикум для воспитателей "Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада".

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основная особенно...

Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр для детей в старшей группе в условиях семьи

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Огромная роль ...