"Экологическое воспитание в процессе обучения дошкольников"
статья (окружающий мир) по теме

Устимчук Виктория  Александровна

Воспитание в детях начального подхода к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитатель

Высшей квалификационной

 категории

МБДОУ детского сада № 33 «Солнышко»

г. Гуково

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирования научно обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети старшего дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Содержание образовательной деятельности обеспечивает естественную основу понимания дошкольниками необходимости охраны природы.

Можно условно выделить три уровня изучения природы:

1уровень: объекты природы рассматриваются отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т.п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, свет и тепло являются условиями необходимости для жизни живых организмов. И эта связь выражается в приспособлении живых существ к среде обитания.

На основе накопленных знаний дошкольники подводятся к мысли, что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явлений, занимается спортом, трудится; из неё он получает воздух, воду, сырьё для изготовления продуктов питания, одежды и т.д.

Важная идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в ДОУ – идея целостности природы. Знания о взаимосвязях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания следующая идея: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озёра и глубокие реки, золотые хлебные поля и берёзовые рощи – все эти с детства знакомые картины природы родного края под воздействием литературных произведений сливаются у ребёнка в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за её природу: беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека. Так, на занятиях по художественной литературе подчёркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение детей эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. Поэтому эффективным является интегративный подход, межпредметные связи, чтобы показать детям красоту природы, её познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь её как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность дошкольников. Разные её виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений; общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Важным примером формирования у детей знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике (на занятиях-экскурсиях, на занятиях по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и т.д.). проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие детей, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но не следует забывать, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

Не так это легко – научить ребёнка замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам воспитатель.

Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний, формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Развитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию

Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы.Звучащая речь - это единый поток, в котором соединяется все: правильное дыхание, легкость и гибкость звучания го...

Здоровьесберегающие технологии в организации процесса обучения дошкольников.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепле­ние здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название "здоровье­сберега...

Использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку

В данной статье представлены практические идеи и подходы к использованию сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ ".

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот перио...