Составительская программа "Маленькие исследователи"
рабочая программа (окружающий мир, младшая группа) по теме

Бобырь Елена Ивановна

Эта программа была создана с целью      развития у детей раннего возраста  познавательного интереса, знакомства со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элементарных представлений о форме, величине, цвете предметов, развитие мелкой моторики, развитие и координация крупных и мелких мышц, развитие воображения и сенсомоторных способностей, обучение тому, как жить в ладу с природой, не мучая, не убивая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkuie_issledovateli._programma.docx187.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №4» с. Грачёвка Грачёвского муниципального района

Ставропольского края

        

                        ( ранний  возраст).

                        Бобырь Елена Ивановна

воспитатель первой

 квалификационной категории

2007 – 2008 учебный год

      Пояснительная записка. Ранний возраст-самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Первые знания об окружающем мире складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства особенно важна организация предметной среды.

      Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешние стороны природных объектов и явлений, но и некоторые несложные взаимосвязи и закономерности. Показать детям такие взаимосвязи, раскрыть доступные их пониманию причины происходящих явлений - одна из важнейших задач воспитания.

       Большое значение для сенсорного развития и самодеятельности детей имеют песок и вода.

      В своём инстинктивном стремлении к саморазвитию ребёнок уже на первом году жизни неудержимо рвётся к этим материалам. Оформить их он ещё никак не может, и на первый взгляд он лишь бессмысленно возится с ними. На самом деле он в этом есть большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, он  «изучает» его. Ведь для того, чтобы из материала что-нибудь сделать, нужно прежде всего изучить, постигнуть его свойства, особенности. Это инстинктивно чувствует он.   Ребёнка увлекает процесс манипулирования материалом сам по себе, без желания из него что-нибудь сделать. Желание и умение сделать приходят позднее.

      Цель программы: стимулирование самодеятельной игры-экспериментирования с различными подходящими для этого предметами и природными материалами, использование целебных свойств песка и воды, развитие психики ребёнка (стабилизация эмоционального состояния ), активизация творческих способностей ребёнка, становление в характере малыша таких черт, как совестливость, любовь к ближнему.

      Задачи: развитие познавательного интереса, знакомство со свойствами различных предметов и материалов, закрепление элементарных представлений о форме, величине, цвете предметов, развитие мелкой моторики, развитие и координация крупных и мелких мышц, развитие воображения и сенсомоторных способностей, обучение тому, как жить в ладу с природой, не мучая, не убивая.

1 блок  «ПЕСОК».

Задачи: знакомство с качествами предметов (песка, камней), закрепить умение манипулировать ими. Стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей, развитие тактильной чувствительности, оздоравливающее влияние.

2 блок  «ВОДА».

Задачи: знакомство со свойствами воды, различных материалов, закрепление понятий  «тёплый»,  «холодный», развитие координации движений, приобретение трудовых навыков, закрепить знание роли воды, закрепить представления о роли воды в природе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Знакомство с неживой природой.

ОКТЯБРЬ.

Игра  «Поиграем, погуляем».

Цель: знакомство детей с песком, развитие моторики пальцев рук.

Игры с мыльными пузырями.

Цель: вызвать у детей эмоционально положительное состояние.

НОЯБРЬ.

Игра  «Найди шарик».

Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Игра-развлечение с водой.

Цель: создавать эмоционально положительную атмосферу общения с детьми. Вызвать желание поиграть с водой. Побуждать выделять игрушки, которые изображают животных и птиц, любящих воду.

ДЕКАБРЬ.

Игра  «Печём печенье».

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.

Игра  «Достань клад».

Цель: развитие внимания, координация движений.

ЯНВАРЬ.

Игра  «Следы».

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Игра  «Спасатели».

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

ФЕВРАЛЬ.

Игра  «Отгадай и откопай».

Цель: развивать тактильную чувствительность, моторику.

Игра  «Тёплый – холодный».

Цель: закрепление понятий  «тёплый»,  «холодный».

МАРТ.

Игра  «Домик за забором».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка.

Игра  «Что как плавает».

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

АПРЕЛЬ.

Игра  «Капитаны».

Цель: активизация губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Игра  «Кто любит воду?»

Цель: продолжать учить детей отличать животных, которые любят воду, от тех, которые живут на суше.

МАЙ.

Игры в песочнице:  «Строим дом».

Цель: закрепить знание свойств песка.

Игра  «Водичка, водичка».

Цель: закрепить имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно называть предметы туалета, обогащать словарный запас.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

Знакомство с неживой природой.

СЕНТЯБРЬ.

Постройка из песка домика для зайчика.

Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.        

                                      Постройка из камней домика для зайчика.

Цель: познакомить со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, ими можно украсить постройку из песка.

Каждый ребёнок строит из камней дорожку к дому зайчика.

ОКТЯБРЬ.

Аквариум – дом для рыбок.

Цель: познакомить с устройством аквариума: дно засыпать песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, тёмные, большие и маленькие.

Постройка из камней домика для собачки.

Цель: закрепить знание свойств камней. Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки.

НОЯБРЬ.

Игра с песком в центре песка и воды:

«Пирожки для куклы Кати».

Цель: закрепить знание свойств песка6 сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

Наблюдение за водой в фонтанчике.

Цель: познакомить со свойствами воды: течёт, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос  о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.

ДЕКАБРЬ.

Игра-занятие с водой, песком, камнями:

  «Домик для черепашки Агашки».

Цель: закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих  возможностей; учить использовать разную форму камней, их сходство с чем-либо при постройке домика.

Игры-забавы с водой.

Цель: закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно мыть игрушки; тяжёлые предметы в воде тонут, лёгкие плавают на поверхности.

Дидактическая игра

  «Снежинка в гостях у ребят».

Цель: закрепить знание свойств снега: он лепится, из него можно скатать комок; в тёплых руках снег тает и превращается в воду.

ЯНВАРЬ.

Игра  «Великие помощники».

Цель: закрепить знание роли воды; она нужна человеку, в ней можно, например, постирать бельё и платьица для куклы Кати; водой поливают комнатные растения, земля становится влажной и растения пьют из неё влагу.

Игра  «Купание куклы Кати».

Цель: закрепить знание свойств воды: чистая, тёплая, холодная; ещё раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

Игры-опыты с водой.

Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.

ФЕВРАЛЬ.

Игра-опыт  «Как растения пьют воду».

Цель: дать представления о том, что без воды всё живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится тёмной; всё живое любит чистую воду, загрязнять её нельзя.

Игра-сказка  «Про маленькую капельку».

Цель: закрепить знания свойств воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям.

Без воды не могут жить рыбы, птицы и, конечно человек.

МАРТ.

Наблюдение: как веточки пьют водичку.

Цель: объяснить детям, что ветка дерева живая, пьёт водичку, на ней распускаются листочки.

Игры с песком:  «Угощение на мамин праздник».

Цель: закрепить знание свойств песка.

Лепим пирожки, украшаем их камешками.

Игры с водой  «Уточки плавают».

Цель: закрепить знание свойств воды: лёгкие игрушки в воде плавают,

тяжёлые – тонут.

                                                               АПРЕЛЬ.

Наблюдение за водой в природе.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода.

Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льётся, стекает в лужицы.

Наблюдаем за сосульками6 они хрупкие, тают на солнышке.

Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.

Рассматривание картинок с изображением реки, пруда.

Цель: закрепить представления о роли воды в природе. В реке, в пруду живут рыбы, лягушки. Это их дом, они не могут без воды чистой, прозрачной. Нельзя воду загрязнять, в грязной воде всё живое погибнет.

МАЙ.

Игры в песочнице:  «Строим башню».

Цель: закрепить знание свойств песка.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображениями лошадей, коров, пасущихся на лугу.

Цель: закрепить знания о домашних животных6корова есть траву, пьёт воду, даёт молоко; лошадь тоже ест траву, пьёт воду, на лошади можно ездить, возить грузы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1.Овладение детьми раннего возраста разными видами деятельности.

2.Обеспечение психо-физиологического благополучия ребёнка.

3.Сформированность навыков здорового образа жизни.

4.Внедрение новых технологий в воспитании и обучении детей раннего возраста.

5.Воспитание правильного отношения к живым существам.

6.Осуществление преемственности между ранним возрастом и 2 младшей группой.

Срок реализации программы: 2007 -2008 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Маленькие исследователи"

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму»...

Рабочая программа «Маленькие исследователи»

Основываясь на целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования, рабочая программа «Маленькие исследователи» имеет цель: способствовать развитию у детей по...

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)

На сегодняшний день в системе дошкольного образования появляется множество новых  методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Образовательный процесс в ДОУ немыслим бе...

Дополнительная общеразвивающая программа "Маленькие исследователи"

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит   метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемог...

Программа "Маленькие исследователи"

Программа естественно-научной направленности для воспитанников 3-7 лет "Маленькие исследователи"...

Рабочая программа «Маленькие исследователи» Образовательная область «Познавательное развитие»

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе (5-6 лет)...

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...