«Ходит капелька по кругу»
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) по теме
Занятие по формированию целостной картины мира, расширения кругозора: предметному и социальному окружению, ознакомлению с природой "ходит капелька по кругу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda_mlad_gr.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ходит капелька по кругу»
вторая младшая группа
Тип проекта: познавательно-поисковый.
Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Эноргосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Ходит капелька по кругу» для детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: 8 месяцев (октябрь-май).
Цель проекта:
1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. Подвести детей к пониманию:
вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
вода бывает холодная, теплая, горячая;
вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
формирование представлений детей о природном объекте воде;
формирование познавательного интереса;
обогащение словарного запаса;
сформированность некоторых обследовательских действий.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к воде;
привнесение результатов работы в группе в домашние условия.
Перспектива развития проекта:
в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;
в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;
в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».
Предварительная работа.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.
5. Подготовка необходимого оборудования.
6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой
8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.
9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.
Материал и оборудование:
ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.
Схема реализации проекта через разные виды деятельности.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Сентябрь.
1. Составление проекта.
2. Подготовка к реализации проекта.
3. Проведение диагностики детей по теме проекта.
2 этап. Основной.
Октябрь.
1 неделя.
1 половина дня.
Наблюдение за дождем из окна.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя
2 половина дня.
Поисковая деятельность.
Игры детей в песочнице «Песок - вода»
Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.
2 неделя
Утро.
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
3 неделя
Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.
Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.
2 половина дня.
Поисковая деятельность
Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
Ноябрь.
1 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как младший воспитатель моет посуду.
1. Что делает Екатерика Ивановна?
2. Чем моет посуду?
3. Какая вода?
4. Что делает вода? (льется из крана)
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».
Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.
2 неделя.
Утро.
Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как младший воспитатель моет пол после завтрака.
1. Какая вода в ведре?
2. Что делает Екатерина Ивановна?
3. Чем моет пол?
4. Какая вода стала в ведре после уборки?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.
2 половина дня.
Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
3 неделя.
I половина дня.
Программные художественные произведения.
Чтение стихотворений: А Барто, «Девочка чумазая»,
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).
4 неделя.
I половина дня.
Дидактическая игра «Купание куклы».
Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.
2половина дня.
Дидактические игры «Кто , где живет?»
Декабрь.
1 неделя.
I половина дня.
Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.
II половина дня.
Поисковая деятельность «Лед – это вода».
Цель: показать, что в тепле лед становится водой.
2 неделя.
1 половина дня.
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.
II половина дня.
Поисковая деятельность.
«Снег – это вода».
Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.
3 неделя.
Утро.
Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».
II половина дня.
Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.
Досуг «Праздник мыльных пузырей».
4 неделя.
Утро.
Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем.
Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.
Интегрированное занятие «Свойства воды водицы»
Рисование «Волны на море»
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.
Январь
1 неделя
1 половина дня.
Аппликация «Снеговик»
Лепка «Снежинка»
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.
II половина дня
Поисковая деятельность: Показать детям , что мокрый снег лепится.Лепим снеговиков и разные фигурки на площадке.
2 неделя
1 половина дня.
Занятие «В январе, в январе много снега на дворе»
Рисование «Зимний лес»
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег и сосульки нельзя брать в рот.
II половина дня.
Поисковая деятельность: Показать детям, что снег рассыпчатый и не лепится, если на улице мороз.
Игры со снегом.
3 неделя
Утро.
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
4 неделя
Утро.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.
Занятие «Меняем воду в аквариуме»
Вопросы:
1. Где живут рыбки?
2. Что налито в аквариум?
3. Какая вода?
Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.
Занятие Лепка «Рыбки в аквариуме»
Рисование «Мой аквариум»
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.
Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».
Февраль
1 неделя
Утро
Во время умывания вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
2 половина:
Чтение стихотворения Л. Воронкова «Снег идет»;
4 неделя
Занятие Рисование «Мы слепили снеговиков на прогулке»
Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»
Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, мягкий; снег нельзя брать в рот.
II половина дня
Поисковая деятельность: Показать детям , что мокрый снег лепится. Лепим снеговиков и разные фигурки на площадке и украшаем цветной водой.
Март
2 неделя.
I половина дня.
Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».
Цель: продолжать расширять знания детей о свойствах воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.
II половина дня.
Поисковая деятельность «Лед – это вода».
Цель: показать, что в тепле лед становится водой.
4 неделя
Утро.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.
Занятие «Уход за комнатными растениями»
Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Вопросы:
1. Что делаю?
2. Чем поливаю?
3. Какая вода?
4. Для чего поливают комнатные растения?
Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).
Апрель
1 неделя
Наблюдение за осадками: дождь бывает и теплый и холодный, сильный и слабый. Слушаем как может стучать дождь по крышам.
Заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще».
3 неделя
На прогулке: высаживание растений на участке, их полив теплой водой. Закрепить знания детей о посадке растений и необходимости их полива для растений.
Игра «Солнышко и дождик»
Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто, где живет?»
4 неделя
I половина дня.
Программные художественные произведения. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
2 половина дня.
Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».
Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:
легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.
Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).
Май
1 неделя.
1 половина дня.
Наблюдение за дождем из окна.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя
2 половина дня.
Поисковая деятельность.
Игры детей в песочнице «Песок - вода»
Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.
2 неделя
Утро.
Во время умывания чтение потешек о воде.
Вопросы:
1. Что делают дети?
2. Чем умываются?
3. Какая вода?
4. Что вода делает? (течет из крана)
5. Для чего мы умываемся?
Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.
3 неделя
Утро.
Заучивание закличек о воде.
На прогулке наблюдение за облаками и тучами.Дать детям представление о том , что облака состоят из мельчайших капелек воды, которые собираются в большие капельки-тучи и запем идет дождь и другие осадки.
2 половина.
Чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат»
4 неделя
Рисование «Идет дождь»
Занятие «Экологическая тропа»
Закрепить представления детей о том , что всему живому нужна вода. Человек должен беречь и охранять водоемы Земли.
2 половина дня.
Чтение стихотворения А. Босева «Дождь»,
В течение года:
Чтение стихотворений: А Барто, «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;
Заучивание закличек
рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;
рассказывание сказки «Лиса и заяц» и другие произведения по выбору детей.
3 этап. Заключительный.
1. Диагностика детей по теме проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...
Тема: «Ходит капелька по кругу»
(интегрированное занятие)...
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»
Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...
К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»
Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...
Ходит капелька по кругу
Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...
Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»
Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....