«Ходит капелька по кругу»
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) по теме

Скорикова Татьяна Александровна

 Занятие по формированию целостной картины мира, расширения кругозора: предметному и социальному окружению, ознакомлению с природой "ходит капелька по кругу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_mlad_gr.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ходит капелька по кругу»

вторая младшая группа

Тип проекта: познавательно-поисковый.

Актуальность. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.

Эноргосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.

С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Ходит капелька по кругу» для детей младшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети второй младшей группы, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта: 8 месяцев (октябрь-май).

Цель проекта:

1. Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1. Подвести детей к пониманию:

вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);

в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;

вода прозрачная, без запаха, без вкуса;

роли воды в жизни человека, растений, животных.

2. Закрепить представления детей:

вода бывает холодная, теплая, горячая;

вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.

3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

Ожидаемые результаты:

Образовательные:

формирование представлений детей о природном объекте воде;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса;

сформированность некоторых обследовательских действий.

Воспитательные:

воспитание бережного отношения к воде;

привнесение результатов работы в группе в домашние условия.

Перспектива развития проекта:

в данной группе наблюдения за природным объектом водой, связанные с весенними и летними изменениями в природе;

в летний период проведение досуга на улице «Чистая вода нужна всем и всегда»;

в старшем дошкольном возрасте создание и реализация проекта «Волшебная вода».

Предварительная работа.

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Оформление альбома потешек, стихов для детей и родителей по теме.

5. Подготовка необходимого оборудования.

6. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

7. Определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой

8. Определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов.

9. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителям по проекту.

Материал и оборудование:

ведёрко, тазик, стаканы, чашечки, баночки, бокалы, тарелочки, пипетки, салфетки, игрушки: заяц, белочка, медведь, угощение для животных: капуста, морковь, шишки, цветные льдинки, снег, лёд, сахар, песок, соль, гуашь, мыльные пузыри, верёвка, кукла, пелёнка, клеёнка, фартуки, зонт, мыло, кукольная одежда, бумажные и пластмассовые кораблики.

 

Схема реализации проекта через разные виды деятельности.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный.

 

Сентябрь.

1. Составление проекта.

2. Подготовка к реализации проекта.

3. Проведение диагностики детей по теме проекта.

2 этап. Основной.

 

Октябрь.

1 неделя.

1 половина дня.

Наблюдение за дождем из окна.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя

2 половина дня.

Поисковая деятельность.

Игры детей в песочнице «Песок - вода»

Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.

 

2 неделя

Утро.

Во время умывания чтение потешек о воде.

Вопросы:

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

 3 неделя

Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытьё игрушек.

Цель: показать детям, что в воде мылится мыло, после мытья игрушки становятся чистыми.

2 половина дня.

Поисковая деятельность

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

 

Ноябрь.

1 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как младший воспитатель моет посуду.

1. Что делает Екатерика Ивановна?

2. Чем моет посуду?

3. Какая вода?

4. Что делает вода? (льется из крана)

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для мытья посуды, воду надо беречь.

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса».

Цель: дать детям знания: вода не имеет вкуса и запаха.

 

2 неделя.

Утро.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя: как младший воспитатель моет пол после завтрака.

1. Какая вода в ведре?

2. Что делает Екатерина Ивановна?

3. Чем моет пол?

4. Какая вода стала в ведре после уборки?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для уборки помещений, чтобы было чисто.

2 половина дня.

Работа с родителями: показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

 

3 неделя.

I половина дня.

Программные художественные произведения.

Чтение стихотворений: А Барто,  «Девочка чумазая»,  

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».

Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

 

4 неделя.

I половина дня.

Дидактическая игра «Купание куклы».

Цель: закрепить знания детей: кому и для чего нужна вода, свойств воды: чистая, теплая, холодная, горячая, льётся.

2половина дня.

Дидактические игры «Кто , где живет?»

Декабрь.

1 неделя.

I половина дня.

Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.

 II половина дня.

Поисковая деятельность «Лед – это вода».

Цель: показать, что в тепле лед становится водой.

 

2 неделя.

1 половина дня.

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать уточнять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.

 II половина дня.

Поисковая деятельность.

«Снег – это вода».

Цель: показать, что в тепле снег становится водой, он белый, но в нём есть грязь – она хорошо видна в талой воде.

 

3 неделя.

Утро.

Игры- забавы «Пускание мыльных пузырей».

II половина дня.

Наблюдения за трудом воспитателя: стирка кукольного белья.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека: нужна для стирки одежды; в воде мылится мыло, и смывается грязь.

Досуг «Праздник мыльных пузырей».

 

4 неделя.

Утро.

Рассматривание иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне,   ванне, под душем.

Цель: продолжать формировать представления детей о роли воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

 Интегрированное занятие «Свойства воды водицы»

Рисование «Волны на море»

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Делаем цветные льдинки для украшения снежные построек, живой ели на участке».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может быть цветной, если в неё добавить гуашь, на морозе цветная вода замерзает, превращается в цветной лед.

 Январь

1 неделя

 1 половина дня.

Аппликация «Снеговик»

Лепка «Снежинка»

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег нельзя брать в рот.

II половина дня

Поисковая деятельность: Показать детям , что мокрый снег лепится.Лепим снеговиков и разные фигурки на площадке.

2 неделя

1 половина дня.

Занятие «В январе, в январе много снега на дворе»

Рисование «Зимний лес»

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий; снег и сосульки  нельзя брать в рот. 

II половина дня.

Поисковая деятельность: Показать детям, что снег рассыпчатый и не лепится, если на улице мороз.

Игры со снегом.

3 неделя

Утро.

Во время умывания чтение потешек о воде.

Вопросы:

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

4 неделя

Утро.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за аквариумными рыбками. Кормление рыбок.

Занятие «Меняем воду в аквариуме»

Вопросы:

1. Где живут рыбки?

2. Что налито в аквариум?

3. Какая вода?

Обобщение воспитателя: без воды и корма рыбки погибнут.

Занятие Лепка «Рыбки в аквариуме»

Рисование «Мой аквариум»

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Прозрачная вода».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная.

Логоритмическое занятие «Путешествие маленькой капли».

Февраль

1 неделя

Утро

Во время умывания вопросы:

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

2 половина:

Чтение стихотворения Л. Воронкова «Снег идет»;

4 неделя

Занятие Рисование «Мы слепили снеговиков на прогулке»

Наблюдения на прогулках за снегом «Снег - он какой?»

Цель: продолжать расширять представление детей о свойствах снега: белый, холодный,  мягкий; снег нельзя брать в рот.

II половина дня

Поисковая деятельность: Показать детям , что мокрый снег лепится. Лепим снеговиков и разные фигурки на площадке и украшаем цветной водой.

Март

2 неделя.

I половина дня.

Наблюдения на прогулках «Лед на лужах».

Цель: продолжать расширять знания  детей о свойствах воды: на морозе вода замерзает, превращается в лед; лед холодный, твердый, скользкий, гладкий, не льется, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твёрдым.

II половина дня.

Поисковая деятельность «Лед – это вода».

Цель: показать, что в тепле лед становится водой.

4 неделя

Утро.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя.

Занятие «Уход за комнатными растениями»

Цели: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

Вопросы:

1. Что делаю?

2. Чем поливаю?

3. Какая вода?

4. Для чего поливают комнатные растения?

Обобщения воспитателя: вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Холодная, теплая, горячая вода».

Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает холодной, тёплой и горячей (это можно узнать, если потрогать воду руками).

Апрель

1 неделя

 Наблюдение за осадками: дождь бывает и теплый и холодный, сильный и слабый. Слушаем как может стучать дождь по крышам.

Заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще».

3 неделя

На прогулке: высаживание растений на участке, их полив теплой водой. Закрепить знания детей о посадке растений и необходимости их полива для растений.

Игра «Солнышко и дождик»

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Кто, где живет?»

4 неделя

I половина дня.

Программные художественные произведения. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

2 половина дня.

Поисковая деятельность: «Что плавает в воде».

Цель: закрепление знаний детей о свойствах воды и различных предметов:

легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

Игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов).

 Май

1 неделя.

1 половина дня.

Наблюдение за дождем из окна.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Наблюдения на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя

2 половина дня.

Поисковая деятельность.

Игры детей в песочнице «Песок - вода»

Цель: закрепление понятий: вода льется, она жидкая, песок – сыплется, он сыпучий.

 

2 неделя

Утро.

Во время умывания чтение потешек о воде.

Вопросы:

1. Что делают дети?

2. Чем умываются?

3. Какая вода?

4. Что вода делает? (течет из крана)

5. Для чего мы умываемся?

Обобщение воспитателя: вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, воду надо беречь.

3 неделя

Утро.

Заучивание закличек о воде.

На прогулке наблюдение за облаками и тучами.Дать детям представление о том , что облака состоят из мельчайших капелек воды, которые собираются в большие капельки-тучи и запем идет дождь и другие осадки.

2 половина.

Чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат»

4 неделя

Рисование «Идет дождь»

Занятие «Экологическая тропа»

Закрепить представления детей о том , что всему живому нужна вода. Человек должен беречь и охранять водоемы Земли.

2 половина дня.

 Чтение стихотворения  А. Босева  «Дождь»,

В течение года:

Чтение стихотворений: А Барто,  «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь», З. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо, потешки «Дождик, дождик, пуще»;

Заучивание закличек

рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет»;

рассказывание сказки «Лиса и заяц» и другие произведения по выбору детей.

3 этап. Заключительный.

1. Диагностика детей по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"

Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...

Тема: «Ходит капелька по кругу»

(интегрированное занятие)...

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

К проекту Занятие «Ходит капелька по кругу»

Цели:- создать целостное представление о воде как о природном явление;- дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;- формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическо...

Ходит капелька по кругу

Конспект совместно-организованной деятельности педагога с детьми старшей  группы с задержкой психомоторного развития с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Круговорот воды в природе. Экологическая сказка «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование общего представления у детей о круговороте воды в природе....