Древний человек
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека. Дать детям поняти, о том, что человек постоянно стремится улучшить свои условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_drevniy_mir.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Конспект

          Непосредственно образовательной деятельности в средней группе

                                        На тему :  «Древний  человек»

    Программное содержание.

Конкретизировать представления детей о развитии цивилизации человека. Дать детям  понятие,  о том, что человек создает предметы для своей жизни, (разнообразие видов труда, добывание огня и приготовление пищи).

   Углубить знания детей об истории одежды, жилища и  вызвать интерес  к процессу изменения и    преобразования, научить ориентироваться в прошлом и  понимать, что человек постоянно стремиться улучшить свои условия.

   Способствовать проявлению интереса  об эволюции человека от древнего мира до сегодняшних дней. Стимулировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность - игры-путешествия (в прошлое посуды, одежды), рассматривание иллюстраций по теме «История развития человека».

игровая деятельность - дидактические игры («Кто  где живет», «Раньше и теперь», «Труд»), словесная игра « Охотники».

Материал к занятию -  Незнайка, дидактические игры ( «Собери одежду», «Современное и первобытное питание», «Кто где живет», «»), игрушка Незнайка,  мамонтенок, иллюстрации «Жилище древнего человека», «Деревянная изба», «Шалаш», альбом иллюстраций с изображением древних людей. Деревянная палочка и брусок, следы мамонтенка с цифрами. Мольберты, альбомные листы, восковые мелки. Музыкальное сопровождение.

                                         Ход НОД

Воспитатель:   Ребята к нам в гости пришел Незнайка, он почему-то очень  грустный, давайте узнаем почему.

Воспитатель:   Здравствуй Незнайка. Что ты такой грустный?

Незнайка:       Я нашел картинку с изображением странных людей.

Воспитатель:    Покажи  нам эту картинку, а ребята тебе помогут.

 Показ картинки  с изображением древнего человека.

Воспитатель:  Это древний человек.

Незнайка:   А кто такой это древний человек?

Воспитатель: Сейчас Незнайка мы тебе все покажем и расскажем. Ребята вы любите путешествовать. Я предлагаю сегодня совершить путешествие во времени. Вы знаете что это такое?

Дети: Это путешествие, в котором  можно вернуться назад или  наоборот, казаться на несколько  лет вперед во времени.

 Воспитатель: Совершенно верно. А чтобы совершить путешествие, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать « волшебные слова»:  «Раз, два, три- в другую эпоху попади».

Посмотрите куда это мы попали. Как вы думаете, в каком времени мы оказались?

Дети: Древний мир.

 Воспитатель:  Правильно.  Я поведаю вам интересную историю.

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Предлагаю вам посмотреть, какой он был наш далекий предок.

Ребята посмотрите на эту иллюстрацию. У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать. Правда, он был быстр, ловок и сообразителен. На кого похожи древние люди? (на крупную обезьяну). Скажите, во что он был одет? (Ответы детей). Раньше человек совсем не носил одежду. Но ночью и особенно зимой ему было холодно. И тогда человек  подумал: « Вот если бы у меня была такая же теплая шкура, как у животных, мне не было бы холодно». И пошел человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из нее одежду. Да, в те времена не было одежды, так как не было фабрик и заводов. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура?  А вам для чего одежда. Шло время, люди становились умнее. Одежду из шкур животных было носить неудобно. Плохо держится, тяжелая, летом жарко. Одежда из листьев засыхала и рвалась. Это была не надежная защита. Стали люди задумываться о более удобной одежде. А так как они были наблюдательны, то заметили: растет в поле такая трава - лен. Если помять  ее стебли, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи полотно. Такой тканью люди обматывали себя. Ткань была прочнее листьев, но такая одежда была неудобной. Тогда человек сшил края ткани нитками. Так получилась одежда, похожая на нашу. Как вы думаете, к какому миру относится одежда из ткани? К рукотворному, потому что ткань  сделана руками человека. Когда люди научились изготавливать и сшивать ее, появилась разная одежда.

           Д/ игра. « Собери одежду»

 Воспитатель:  Вам нужно взять картинки  с изображением одежды и стать в том порядке, в  каком она появилась и рассказать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда бы древние люди  могли укрыться от дождя? Где жили древние люди? (Ответы детей). Они жили в пещерах. Пещеры это пустоты в горах, которые использовались для жилья. Если поблизости были леса, то люди строили себе жилища из веток и листьев, кроме этого древние люди использовали для строительства жилья шкуры животных

В них можно  было спрятаться от дождя и холода. Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. строили себе хижины из костей и шкур животных. В жарких краях люди сооружали шалаши из веток, хижины из глины и соломы. А там, где всегда холодно, утепляли своё жильё шкурами оленей.

                     Д/ игра «Кто где живет»

Воспитатель: Для чего нужен человеку огонь? (Согреться, варить, осветить и обогреть жилище).

Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь.

Как современные люди добывают огонь? Можно ли детям брать спички и зажигалки? А почему?

Дети, а вы хотите, как древние люди попробовать добыть огонь? Вот один из способов:

Когда-то чтобы добыть огонь, люди брали острую деревянную палочку, упирали её в деревянный брусок и быстро вращали. При достаточном упорстве через некоторое время в месте трения появлялся дым, начиналось тление и возгорание образовавшихся опилок и подложенного, например, сухого мха.

А давайте и мы с вами попробуем добыть огонь. (Детям предлагается деревянная палочка и брусок…)

Получилось добыть огонь? (Нет) Вот и первобытные люди применяли много сил, чтобы добыть огонь.

 

                              Танец « Пламя огня»

  Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный.

Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.

А теперь огонь набирает силу, растет.

Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец.

С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо-влево, затем кружатся.

Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь.

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что древние люди употребляли в пищу?

Дети: Мясо животных, растения.

 

 Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру.

            Д/игра «Современное и первобытное питание»

     (Дети делятся на 2 команды. Одна команда выбирает те продукты, которыми питались древние люди, другая, чем питаются современные люди).

 Воспитатель:  Чтобы добыть мясо, люди ходили на охоту.  На кого охотились древние люди?  Давайте и мы с вами отправимся на охоту. Но охотиться пойдем  за друзьями, то есть найдём кого-нибудь и попробуем подружиться. Вы согласны?

Смотрите вот какие-то следы, чтобы выследить добычу по этим следам, необходимо пройти по ним правильно, соблюдая порядковый счёт.

(Дети находят мамонтёнка)

А вот и долгожданная добыча! Или новый друг!

Раз первобытные дети

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще

Неведомого зверька,

Какого еще ни разу

Не видывали пока.

Кто это? (Ответы детей) Будем с ним дружить?

У мамонтёнка для вас задание.

                 Д/И «Закончи предложение»

  1. Мы едим колбасу, сыр, а древние люди ели…
  2. Мы живём дома, а древние люди жили…
  3. Мы готовим пищу на плите, а древние люди…
  4. Мы надеваем платья, рубашки, а древние люди…

Воспитатель: Когда древние люди были сыты и в безопасности, они любили … рисовать. Да, да, рисовать. Но не на бумаге, а на камнях и стенах пещеры. И карандашом им служили угольки. Конечно, рисунки их были похоже на рисунки маленьких детей, они сохранились до наших дней. Они называются наскальной живописью. 

Давайте и мы, как древние первобытные люди, попробуем нарисовать на стенах пещеры. (Дети рисуют восковыми мелками на мальберте).

Воспитатель:- У нас получились замечательные рисунки.

Воспитатель: Вот так жили наши предки. Им предстоял долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми. Человечество не стояло на месте, постоянно развивалось. 

Во что  одевались древние люди? – ( В шкуры) Что ели? – (Собирали ягоды, охотились.) На кого охотились? – (На мамонтов.) Где жили? – ( В пещерах, в хижинах. )Откуда брали огонь? – ( От грозы.) Понравилось вам быть первобытными людьми? – ( Да.)

Воспитатель: Ну что Незнайка теперь тебе понятно кто такие древние люди.

Незнайка: Да. Вернувшись домой, я обязательно все расскажу своим  друзьям.

Воспитатель:  Чтобы вернуться в наш мир нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу эпоху попади!».

Вот мы и вернулись в наш мир, в нашу группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь-важное открытие древнего человека.

Познакомить  детей старшего дошкольного возраста с  жизнью  древнего  человека; дать  понятие  о том,  что  такое  открытие;  рассказать об...

Занимательный материал к теме "Древний человек"

Вашему вниманию предлагаю дополнительную информацию по теме "Древний человек" (быт, одежда)....

Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования....

Проект "В гостях у древнего человека"

В ходе проекта дети узнают о том, как появился древний человек, образ его жизни. Эти знания более значимы для ребенка, так как он сам их активно добывал....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Древний человек и современный человек»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества....