Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) по теме

Артеменко Елена Анатольевна

Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.

В данном опыте раскрыта актуальность педагогического опыта, новизна, теоретическая база, ведущая педагогическая идея с детьми младшего дошкольного возраста при экспериментировании с песком и водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

Выступление из опыта работы на тему:

Формирование познавательных интересов у младших дошкольников посредством экспериментирования с песком и водой

Автор опыта: Артеменко Елена Анатольевна,

воспитатель муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида

 № 32 «Журавушка» города Губкина

Белгородской области

                                           г.Губкин 2014

Условия возникновения и становления опыта. Данный опыт работы был сформирован в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка» города Губкина Белгородской области. Детский сад расположен в микрорайоне Журавлики в центре жилого массива, вблизи культурных и спортивных центров, что благоприятно сказывается на образовательном процессе.  В дошкольном учреждении функционирует 10 групп, из них две группы – дети младшего возраста. Маленькие дети очень любят экспериментировать с песком и водой. В исследовательской деятельности ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Поисково – исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства, таким образом актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимости проработки аспекта этой проблемы, которые непосредственно входят на практическую деятельность воспитания детей, подводят к выбору темы исследования.  Ознакомление со свойствами воды и песка через экспериментирование в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка,о чем свидетельствуют результаты первичной диагностики по методике  Л.Н.Прохоровой.

Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами жизни в обществе.

При разработке темы были использованы данные научных исследований о детском экспериментировании как ведущей деятельности Н.Н.Поддъякова, а также ряд исследований А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, В,В.Давыдова, Л.А.Венгера о ведущей роли взрослого, организующего процесс воспитания и обучения, в психическом развитии ребенка

По результатам диагностики о свойствах воды и песка только 47% детей имеют высокий уровень знаний, 37% детей находятся на среднем уровне и 16% детей – на низком уровне. Исходя из диагностического обследования у детей младшего возраста были сделаны следующие выводы: необходима ежедневная целенаправленная работа по данному разделу. Итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми, беседы с родителями показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания ознакомлению со свойствами воды и песка, так как у них нет времени и возможности для дополнительных занятий с ними.    

Итак, проблема формирования у детей знаний о свойствах воды и песка через экспериментирование является своевременной и соответствует потребностям детского сада и современным требованиям.  Исходя из этого, была определена основная идея.    

 Актуальность опыта обусловлена тем, что ребенок выступает как своеобразный исследователь ,воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем  дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Дети проявляют любознательность, часто задают вопросы, касающихся окружающих предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как?, зачем?. почему?),  пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и пытаются искать на них ответы, склонны наблюдать, экспериментировать. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.

В требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта уделено большое внимание познавательно-исследовательской деятельности объектов окружающего мира и экспериментирования с детьми дошкольного возраста. Анализ ФГОС указал на приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является детское экспериментирование. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в поисковой–экспериментальной деятельности. Таким образом, вытекает противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка в учебно-познавательной деятельности и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, требования  Федерального Государственного Образовательного Стандарта, которые позволяют углубить интерес к познавательной деятельности с песком и водой, помогают знакомить с новыми еще неизведанными способами и средствами экспериментирования, автор опыта одним из путей формирования познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста увидел в совершенствовании способов их практической деятельности и выявил экспериментирование как  один из оптимальных методов формирования познавательно-исследовательской активности при ознакомлении детей со свойствами воды и песка.  Исходя из перспектив и потенциальных возможностей опытно- экспериментальных методов в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста,  автор опыта считает тему актуальной на современном этапе.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий обучения, содействующих формированию у младших дошкольников познавательного интереса посредством экспериментирования с песком и водой.

Длительность работы над опытом. Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы  педагога в течение трех лет с 2010 по 2013 год.

I этап (2010-2011 г.г.) - аналитико-диагностический. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме, констатирующая диагностика.

II этап (2011-2012 г.г.) - практический. Апробировался механизм формирования знаний о свойствах воды и песка у младших дошкольников, корректировались методы и средства достижения поставленных задач в организации игровой ситуации, самостоятельной  деятельности детей.

III этап (2012-2013 г.г.) - аналитико-обобщающий. Подводился итог работы по данной проблеме, оценивались результаты, обобщался опыт.

На заключительном этапе диагностика доказала успешность выбранной технологии при формировании познавательных интересов у младших дошкольников посредством экспериментирования с песком и водой.

Диапазон опыта представлен:

 системой работы по формированию знаний о свойствах воды и песка в игровых ситуациях и самостоятельной  деятельности детей.

Опыт включает систему дидактических игр, создающих оптимальную умственную нагрузку на ребенка, с учетом индивидуальных и психофизических особенностей деятельности дошкольников. По данной теме собран и конкретизирован методический материал, составлен перспективный план игр – экспериментов и опытов с песком и водой в разные режимные моменты, предложены примерные конспекты игровых ситуаций, а также серия консультаций для педагогов и родителей.

Теоретическая база опыта.

В истории дошкольной педагогики проблема ознакомления детей со свойствами воды и песка на всех этапах ее развития занимала важное место.

Теоретической базой опыта работы стали исследования академика

Н.Н. Поддъякова, которые помогли выявить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребенка.Н.Н. Поддъяков утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию. При условии, когда активность в процессе деятельности полностью идет от  самого ребенка, познание  (поиск знаний) становится творческой формой его жизнедеятельности и строится по определенной структуре в соответствии с его возрастными особенностями.

В исследованиях Маневцовой Л.М. отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, самостоятельной постановке в решении детьми познавательных задач.

            В проекте Закона «Об образовании» в Российской Федерации в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно – исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, как утверждал А.В.Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет  спроектировать условия возникновении таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка.                             

    В пособии «Познаем, исследуем, развиваемся» под редакцией Л.Н.Прохоровой представлен интересный диагностический материал для обследования уровня овладения детьми деятельностью экспериментирования. Опираясь на пособие Л.Н.Прохоровой, автор опыта проводит диагностику знаний, умений и навыков детей о свойствах неживой природы (песок, вода).

В  учебном  методическом пособии Рыжовой Н.А. «Волшебница  вода» включены для детей младшего возраста  разработки занятий, описание игр, проведение наблюдений, экскурсий, литературного материала по теме, где дети знакомятся со свойствами воды, различными природными явлениями. На основе учебно-методического пособия Рыжовой Н.А. автор опыта разработал систему дидактических игр, серию опытов в лаборатории  с учетом возрастных возможностей детей, индивидуального и дифференцированного подхода по выявлению ее свойств.

Познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, автор опыта убедился в актуальности данной проблемы на современном этапе.                       

    Новизна опыта состоит:  в комбинировании элементов известных методик и технологий (Л.Н.Прохоровой, Н.А.Рыжовой), при разработке целостной системы  последовательного и  эффективного применения на практике развивающих игр, опытов направленных  на формирование познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.        

                                     Технология опыта

Цель опыта: способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок, вода) у детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

В процессе работы решались следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме детского экспериментирования;
  • Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  •  Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
  • Помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего я через игры, усилить его чувства принятия и успешности.
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный чувственный опыт малышей;

         Оптимальными методами ознакомления детей младшего возраста с песком и водой являются:

  • Организация обучения детскому экспериментированию;
  • Дидактическая игра;
  • Упражнения по группировке;

Сравнительные наблюдения.

Для  определения системы работы по данной теме, педагогом   был  разработан поэтапный план, который включает:

I  этап  направлен на изучение концептуальных положений программ, методик и технологий; создание предметно-развивающей среды, отвечающей современным инновационным требованиям;

II  этап –на организацию   учебно - воспитательного процесса с детьми.

III этап  - контрольно-диагностический.

Чтобы реализовать задачи первого этапа, педагог тщательно изучил психолого-педагогические исследования ученых, методическую литературу по формированию знаний о свойствах окружающих предметов у дошкольников и для себя автор опыта считает, что ознакомление детей со свойствами песка и воды трехлетнего возраста необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. При ознакомлении ребенка с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Таким образом, экспериментирование в дошкольном возрасте является ведущим на протяжении детского периода первые три года – практически единственным способом познания мира.

Педагог знакомит детей с песком и водой в процессе практических действий, то есть манипулирует предметами (ощупывает, обследует).

На первоначальном этапе обучения при знакомстве с песком и водой усваиваются сведения об объективных свойствах предметов, которые разделяются на три направления: первое направление разовьётся в игру, второе - в эксперимент, третье – в труд. Автор опыта познакомил детей со свойствами песка через развивающие упражнения: педагог просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого: дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно; сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой; перетереть песок между ладонями. Дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой. Познакомить с сухим песком поможет следующая игра: дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе бумаги.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности автор опыта  создал предметно-развивающую среду, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия –  уголок-лабораторию центра воды и песка. (Слайд №1) Уголок художественно оформлен, оснащен дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Автор опыта разработал игровое оборудование «Песчаная вселенная» для организации работы с детьми дошкольного возраста в летний период, цель которой расширить у детей знания о свойствах окружающих предметов, развить у малышей мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, логическое мышление. (Слайд №2)

Для поддержания и дальнейшего интереса детей к детскому экспериментированию автор опыта разработал систему познавательных задач, создал любимого героя Капельку, изготовил дидактические игры – Незнайку, Зайчика – Любознайчика, Снеговика, которые делают первые открытия вместе с детьми (Слайд №3)

Играя с песком  дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.  При игре с песком формочками дети изучают цвета, геометрические фигуры и формы. Строят высокие и низкие горы из песка, прячут ладошки в песок, проводят опыты с песком с помощью песочных часов, узнав, что сухой песок рассыпается, из него ничего нельзя построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеять через сито. (Слайд №4)

В играх с водой дети учатся манипулировать предметами при переливании воды из одной емкости в другую, тем самым познавая свойства воды при помощи водяных часов. (Слайд № 5)

Педагог предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает вопросы: какого цвета песок? Расскажите о песчинке? Легко ли сыплется песок? (Слайд №6)  

Развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны: педагог показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды. (Слайд № 7) С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко. Дети из маленькой леечки поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья.

Одной из инновационных форм работы,  для поддержания интереса к познавательной экспериментальной деятельности, педагог вместе с родителями организует мастер – класс, в котором происходит обучение с песком и водой, где родители учатся  лепить, строить, выполнять упражнения. Через такие игры у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия успешности. Родители становятся для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. (Слайд №8)

В своей работе автор опыта использует художественное слово (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов о воде и песке). В стихотворении «Песчаный дом» педагог задает вопросы:

- Почему герой этого стихотворения решил строить дом из песка сразу после

  дождика?

- Каким стал песок после дождя? Почему он стал таким?

- Почему песочный дом рассыпался после того, как пригрело солнышко? Что

   с ним произошло?

Ответы детей: Капелька путешествовала – сначала упала на землю, попала в песок, намочила его, из мокрого песка мальчик слепил дом, а когда солнышко пригрело, капелька вернулась к маме  - туче, песок стал сухим. Без капельки песчаный дом рассыпался.

Это способствует более быстрому усвоению материала и помогает углубить интерес детей при закреплении знаний о свойствах воды и песка во время экспериментирования (Видеоролик «Следопыты»).

Результативность опыта

В качестве проверки эффективности  предложенной  системы  работы  по формированию познавательной активности детей, выявления предпочтения к экспериментальной деятельности, определения ее места среди других видов деятельности  у младших дошкольников был проведен мониторинг освоения программы по формированию знаний о свойствах воды и песка. За основу взята методика, разработанная Л.Н.Прохоровой. 

По результатам диагностики о свойствах воды и песка  50% детей имеют высокий уровень знаний, отдают предпочтение исследовательской деятельности; 37% детей проявляют активность и интерес к конструированию из песка и воды, знают свойства неживой природы; стараются действовать самостоятельно в уголках экспериментирования с песком и водой; умеют подбирать необходимый материал для игр и экспериментов с песком и водой;

45% детей выделяют особые признаки свойств воды и песка путем обследования предметов осязательно-двигательным и зрительным путем;  

проявляют интерес к опытам, соблюдают правила в играх с песком и водой;  45% детей находятся на  среднем уровне, начинают овладевать первоначальными навыками экспериментирования с помощью педагога, стараются запоминать и выполнять действия с предметами окружающей природы, называют и обследуют предметы в игровых ситуациях; 5% детей - на низком уровне, допускают неточности со свойствами воды и песка. Дети часто обращаются за помощью к педагогу, стараются экспериментировать и играть вместе с ним.

На начальном этапе (2010-2011 годы),  возраст детей 2-3 года, видно, что у почти половины детей  низкий уровень в ознакомлении детей со свойствами воды и песка. 47% детей имеют высокий уровень знаний, 37%  - средний уровень, 16% - низкий уровень, дети выполняют задания вместе с педагогом или не выполняют. Диагностика включает задания на определение умения у детей обследовать предметы.

Результаты диагностики во второй младшей группе (в конце 2011-2012 г.г.) показали повышение высокого уровня знаний, снижение количества детей, которые не называют и не находят признаки объектов в непосредственном контакте. С высоким уровнем 60% детей, они, правильно и самостоятельно выполняют действия в окружающей обстановке,25% детей со средним уровнем, выполняют задание при целенаправленном руководстве педагога, 15% - с низким уровнем, дети не справляются с заданием.

К концу 2012-2013 учебного года во второй младшей группе диагностика показала положительную динамику по повышению знаний о свойствах воды и песка.   У 55% детей  сформировались умения различать и называть объекты неживой природы, их характерные признаки. Высокий уровень вырос на 8%, низкий уровень снизился на 3%.

Анализируя результаты диагностики детей первой младшей и второй младшей группы  дошкольного возраста, стало ясно, что систематическое проведение работы по формированию знаний о свойствах окружающих предметов привело к заметному росту количества детей, свободно умеющих выполнять и называть действия в окружающей обстановке. Качество знаний детей с 63% за 2011-2012 учебный год повысилось в   2012-2013 учебном году на 24%.

Опыт работы показывает , что технология развивающего обучения дает положительные результаты: у детей сформировался познавательный интерес посредством экспериментирования, малыши узнали много нового и интересного о свойствах воды и песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды

Играя с песком и миниатюрными фигурками, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, открыть источники внутренней силы, увидеть лучшее ре...

Рекомендации родителям . Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды.

Доказано, что песок и вода, как естественные материалы, обладают уникальными свойствами и способны вызывать образы определенного характера, которыми не наделен ни один из материалов, применяемых в тер...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...

«Экспериментирование, как эффективный метод в формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто распространена ошибка – огранич...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...