Игра-занятие по развитию речи и формированию целостной картины мира в средней группе "Уроки дорожной грамоты"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Цели:

1. Обучающие

  • Познакомить детей с пешеходным переходом, дать  представление о том, как нужно правильно переходить дорогу;
  • Способствовать закреплению знания сигналов светофора;
  • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, стимулировать к использованию разных типов простых и сложных предложений.

2. Развивающие

  • Развивать внимание, мышление, память, речь.
  •  Развивать речевой слух, дыхание, силу голоса и выразительность речи.

3.Воспитывающие

Воспитывать чувство ответственности за своё поведение на улице, за сохранность своего здоровья и жизни и привычку соблюдать правила дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_dorozhnoy_gramoty.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №657 Дошкольное отделение №1

Конспект игры-занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе

 «Уроки дорожной грамоты»

Подготовила  воспитатель:

                                          Романовская Елена Яковлевна

Цели:

1. Обучающие

  • Познакомить детей с пешеходным переходом, дать  представление о том, как нужно правильно переходить дорогу;
  • Способствовать закреплению знания сигналов светофора;
  • Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, стимулировать к использованию разных типов простых и сложных предложений.

2. Развивающие

  • Развивать внимание, мышление, память, речь.
  •  Развивать речевой слух, дыхание, силу голоса и выразительность речи.

3.Воспитывающие

Воспитывать чувство ответственности за своё поведение на улице, за сохранность своего здоровья и жизни и привычку соблюдать правила дорожного движения.

Реализация образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность.

Оборудование:

Макет  улицы с проезжей частью и тротуаром, импровизированный пешеходный переход на полу, знак «Пешеходный переход», три сигнала светофора, рули для игры «Светофор», полоски  белого и чёрного цвета для выкладывания  пешеходного перехода, картина с изображением улицы, картинки с изображением зебры и других животных.


Ход образовательной деятельности

Эмоциональная установка. Вход в группу, дети становятся врассыпную  на ковре.

Быстро строим мы кружок,

Становись и ты, дружок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В.- У нас отличное настроение, не правда ли? Так давайте это хорошее настроение сохраним до конца нашей встречи и преумножим его, чтобы улыбок стало ещё больше.

В.- Ребята, а где мы с вами живём?

Д.- В Москве.

В.- А что такое Москва?  (Если возникнут трудности с ответом, можно добавить вопрос : «Город или деревня?»)

Д.- Город.

В.- Почему вы так думаете?

Д.- Много улиц, домов, людей, машин, детских садов, магазинов, больниц.

В.- Молодцы. А может вы  знаете,  на какой улице вы живёте? ( Ответы некоторых детей).

В.- А для чего нужны улицы или для кого они?

Д.- Улицы нужны для того, чтобы по ним ходить, ездить.

В.- Я хочу вам, ребята, задать один вопрос, а вам нужно дать ответ одним словом. Как мы можем назвать одним словом то, на чём можно ездить?

Д.- Транспорт.

В.- А для чего нам нужен транспорт, что мы без него не справимся сами?

Д.- При помощи транспорта подвозят продукты к магазинам, моют  и чистят улицы. Автобусы перевозят людей: на работу, с работы, в кино…

В.- Вспомните, а как называют тех, кто едет в автобусе?

Д.- Пассажиры.

В.- А когда люди идут пешком, как их называют?

Д.- Пешеходы.

В.- Ребята, а давайте мы с вами сейчас подойдём к нашей улице и вспомним ,из каких частей она состоит.(Подходим к макету улицы).

Д.- Проезжая часть и тротуар.

В.- Ребята, а где должны ездить машины?

Д.- По дороге.

В.- А где же тогда должны ходить пешеходы?

Д.- По тротуару.

В.- Точно? (Воспитатель обращает внимание на макет улицы)А посмотрите на нашу улицу, всё ли там правильно? Правильно? А сейчас закройте глазки.

Дети закрывают глаза, а в это время воспитатель ставит пешеходов на проезжую часть, а транспорт на тротуары. Дети открывают глаза.

В.- А теперь? Что же тут неправильно?

Д.- Машины едут по тротуару, а пешеходы смело шагают по проезжей части.

Дети исправляют преднамеренную ошибку словами. А затем на макете.

В.- Чтобы не было аварий, людям так пришлось решить:

Пешеходам – тротуары, а дороги - для машин.

Слова повторяются ещё раз, но при этом делается пауза после слов «пешеходы» и «дороги» и предлагается детям добавить необходимые слова «тротуары» и «для машин».

Физкультминутка «По дорожке, по дорожке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. ( Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте).

В.- Ну вот мы и пришли домой, давайте  мы сядем на удобные стульчики.

(Стульчики стоят полукругом, на полу импровизированный пешеходный переход)

В.- Ребята, у меня один вопрос ,а вы хотите научиться правильно переходить через дорогу? Хотите? А давайте тогда вместе учиться! Ой, ребята, а что это такое? (Указывает на импровизированный пешеходный переход).

Если дети будут затрудняться  дать правильный ответ, воспитатель предлагает сравнить пешеходный переход на полу с тем, что на рисунке. Если дети дадут правильный ответ сразу, тогда воспитатель предлагает сравнить рисунки и найти на них пешеходный переход.

В.- Правильно, это пешеходный переход. А почему его так называют?

Д.- Пешеходный - потому что  предназначен для пешеходов, а переход – потому, что нужен для того, чтобы переходить через дорогу.

В.- Пешеходный переход называют ещё и по-другому, и совпадает это название с названием животного. А какого , знаете? (Воспитатель предлагает сравнить пешеходный переход с изображением разных животных, среди которых изображение зебры .Дети угадывают зебру.)

В.- «Зеброй» его называют потому, что они оба полосатые: чёрная полосочка, белая полосочка, чёрная, белая…

Что за белые полоски на соседнем перекрёстке?

Это «ЗЕБРА» - ПЕРЕХОД  через улицу ведёт.

В.- Через дорогу нам разрешит идти не только пешеходный переход, а ещё и знак, который называется «Пешеходный переход» (демонстрируется знак). Он всегда указывает людям, что здесь можно перейти дорогу.

В.- А если нет на дороге «зебры» и нет знака «Пешеходный переход», можем ли мы переходить улицу в этом месте?

Д.- Переходить улицу там, где не обозначен переход или нет знака «Пешеходный переход» ни в коем случае нельзя. Машины едут быстро .Если кто-нибудь выйдет на дорогу, автомобиль может не успеть остановиться и может случиться авария. Ну а если всё-таки случится так, что на дороге неожиданно появится человек, как посигналит автомобиль?

Д.- Би-би-би.

В.- А как затормозит машина?

Д.- Ж-ж-ж.

В.- Сначала громко, а затем всё тише и тише. Давайте попробуем.

Д.- Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В.- А как правильно переходить через дорогу? (Не дожидаясь ответа, смотрю на часы, делая вид, что я забыла что-то очень важное). Ой, ребята, я совсем забыла! Я выйду на минутку, а вы меня тут подождите, но только очень –очень тихо, договорились?!

Воспитатель выходит за дверь и там быстро надевает костюм Незнайки.

Дверь открывается и в группу вбегает Незнайка.

Н.- Я тут слышал краем уха, что вы хотите научиться правильно переходить через дорогу? Это правда? Да что же тут сложного? Одна минута и я вас научу!

(Незнайка предлагает детям неправильные варианты перехода через дорогу: проходит дорогу не по пешеходному переходу, потом обращает внимание на него и делает вид, что где-то слышал о том, что по таким полосочкам  нужно переходить дорогу и предлагает другие варианты: бегом на автобус, остановиться , чтобы посчитать птичек и другие).

Н.- Всё, надоело мне тут у вас. Скучно мне! Пойду-ка я к другим ребятам!

Незнайка быстро выбегает ,через минуту входит воспитатель.

В.- Ребята, что тут происходило, пока меня не было? Только что я встретила Незнайку, он убежал от меня как ошпаренный. Он что приходил к вам? И что он тут делал, он вас учил?

Ребята, Незнайку оттого так и прозвали, что он ничего не знает, и он вас наверняка неправильно научил переходить через дорогу. Я вам помогу и научу вас правильно переходить через дорогу. Вот смотрите!

(Воспитатель показывает, как правильно переходить через дорогу: сначала демонстрирует сам, все действия комментируются; затем проходит пара детей ,комментирует воспитатель; а затем предлагает детям перейти через дорогу парами, представив, что кто-то из них мама, а кто-то ребёнок, действия комментируют друг другу).

Дополнение к комментарию:

В.- Улицу, дети, нужно переходить спокойно, шагом. Ни в коем случае не перебегать её. Можно споткнуться и упасть. Если улица широкая, то прежде, чем сойти с тротуара, нужно посмотреть по сторонам : сначала влево, а затем вправо и убедиться в том, что дорога  свободна, нет транспорта, затем переходи дорогу. Когда переходишь дорогу, крепко держи за руку маму или папу, и дорогу переходи только со взрослыми.

Подошли к дороге - РАЗ!

Смотрим влево – это  ДВА!

Смотрим вправо – это ТРИ!

Нет машин – шагай вперёд,

Продолжаем переход!

В.- Ребята, а как же быть жителям города, у которых нет пешеходного перехода, как им перейти улицу? (Вызвать желание помочь жителям города). А давайте мы им поможем и выложим на дороге пешеходный переход!

Ребята с помощью воспитателя выкладывают пешеходный переход на дороге.

В.- Молодцы, я уверена ,что теперь вы всегда будете правильно переходить улицу, пользуясь теми знаниями, которые вы сегодня получили. Ребята, а вы хотите поиграть в игру? Тогда отгадайте загадку.

Мы - три родные брата

И светим с давних пор

В дороге всем ребятам,-

Наш домик - …(светофор)!

В.- Что же обозначают три его глазика – окошка?

Дети читают стихотворение про светофор и отвечают на вопрос.

1 ребёнок

У светофора окошечка три:

При переходе на них не забудь , посмотри.

2 ребёнок

Если в окошке красный горит :

«Стой! Не спеши!» - он говорит.

Красный свет – идти опасно,

Не рискуй собой напрасно.

3 ребёнок

Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой немножко.

4 ребёнок

Если в окошке зелёный горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт.

Зелёный свет зажёгся вдруг,

Теперь идти мы можем.

Ты, Светофор, хороший друг

Шофёрам и прохожим.

В.- Ну а сейчас давайте поиграем в игру «Светофор».

Вы будете машинками и вам внимательно нужно смотреть на светофор. Я буду показывать сигналы светофора, но называть буду другой цвет, поэтому будьте внимательны. Машины могут двигаться только на …зелёный свет светофора.

В.- А сейчас, ребята, загоняйте свои машинки в гаражи ( дети ложатся на коврик), выключаем моторчики, они остывают, глазки – фары отдыхают и видят машинки красивые улицы нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и формированию целостной картины мира. Ознакомление с правилами дорожного движения. Тема: «Говорящие знаки»

Расширять представление детей о правилах дорожного движения; учить  избегать опасных ситуаций на дорогах; закреплять знания  о работе регулировщика- инспектора дорожного движения; продолжать...

Конспект открытой НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира в старшей группе "Какой он, космос?"

познакомить дошкольников с понятием космос, дать первичные представления о космических объектах...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

1.      Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2.      Развивающие:Разв...

Конспект итогового интегрированного занятия (развитие речи и формирование целостной картины мира)

Цель:Обобщить знания детей о весне, домашних и диких животных и их детенышей.Программные задачи.Образовательные задачи: продолжать способствовать развитию связной речи детей; уточнить знания дет...

Конспект НОД по развитию речи и формированию целостной картины мира в старшей группе «Что такое «Космос».

Знакомство с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу); понятиями &l...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Дорожная безопасность».

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о правилах поведения на улице и  дорожных знаках, о правилах дорожного движения....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Дорожная безопасность».

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о правилах поведения на улице и  дорожных знаках, о правилах дорожного движения....