Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка по экспериментальной деятельности

«Мы исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

 

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Основная цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

        Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.


        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

        Режим занятий:         2 раза в месяц;

                        продолжительность – 25минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

         «Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Учебно-тематический план работы

кружка «Мы исследователи»

№ п/п

Наименование

раздела

Количество

занятий

Форма проведения

1.

Экспериментирование

с песком, глиной

1

Обследование, практическая деятельность

2.

Экспериментирование

с водой

1

Практическая деятельность

3.

Экспериментирование

с воздухом

1

Практическая деятельность

4.

Наблюдение за жизнью растений

1

Практическая деятельность

5.

Человек

2

Практическая деятельность

6.

Экспериментирование

с предметами

12

Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

Итого

18

Перспективный план работы кружка

«Мы - исследователи»

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Количество занятий

1.

Сентябрь

Песок и глина – наши помощники

1

2.

Удивительные свойства воды

1

3.

Октябрь

Удивительные свойства воздуха

1

4.

Почва живая земля

1

5.

Ноябрь

Как устроена дыхательная система человека

1

6.

Что умеют наши глаза и уши

1

7.

Декабрь

Испытание магнита

1

8.

Мир бумаги

1

9.

Январь

Как принцесса Ниточка всю семью одевала

1

10.

Сами монтеры

1

11.

Февраль

Свойства дерева и металла

1

12.

Мир камней

1

13.

Март

В мире стекла

1

14.

Волшебное зеркало

1

15.

Апрель

Волшебное электричество

1

16.

Как работает термометр

1

17.

Май

Извержение вулкана

1

18.

Катапульта

1

Итого

18

 

Тематический план занятий

        Тема: «Песок и глина — наши помощники»

        Задачи:

  1. Дать представление о свойствах песка и глины.
  2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
  3. Воспитывать любознательность.
  4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.

        Тема: «Удивительные свойства воды»

        Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

        Тема: «Удивительные свойства воздуха»

        Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
  2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

        Тема: «Почва – живая земля»

        Задачи:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
  2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
  3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека

        Тема: «Как устроена дыхательная система»

        Задачи:

  1. Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
  2. Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
  3. Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
  4. Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

        Тема: «Что умеют наши глаза и уши»

         Задачи:

  1. Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
  2. Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
  3. Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
  4. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

        Тема: «Испытание магнита»

         Задачи:

  1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
  2. Развивать у детей мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

        Тема: «Мир бумаги»

        Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её         свойствах.

        Задачи:

  1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
  2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
  4. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

        Тема: «Как принцесса Ниточка семью одевала»

        Задачи:

  1. Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства         ткани.
  2. Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
  3.  Познакомить с понятием «ателье и заказ». 
  4.   Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.   
  5. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
  6. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
  7. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.

                                             

        Тема: «Сами монтёры»

        Задачи:

  1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
  2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
  3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
  4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

        Тема: «Свойства дерева и металла»

        Задачи:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
  2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
  3. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

        Тема: «Мир камней»

        Задачи:

  1. Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
  2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  3. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
  4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

        Тема: «В мире стекла»

        Задачи:

  1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
  2. Развивать любознательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

        Тема: « Волшебное зеркало»

        Задачи:

  1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
  2. Развивать познавательные способности детей.
  3. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
  4. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

        

        Тема:  «Волшебное электричество»

        Задачи:

  1. Обобщать знания детей об электричестве;
  2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
  4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  6. Воспитывать умение работать в коллективе.

        Тема: «Как работает термометр»
        Задачи: 

  1. Познакомить с работой термометра; 
  2. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать; 
  3. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов; 
  4. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
    Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

        Тема: «Извержение вулкана»

        Задачи:

  1. Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
  2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
  4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

        Тема: «Катапульта»

        Задачи:

  1. Продолжать приобщать к  навыкам  элементарной экспериментальной деятельности;
  2. Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
  3. Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
  4. Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.

Литература

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010

  1. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
  2. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011
     
  3. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

  1. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

Достигнутые результаты:

        Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по работе кружка «Мы исследователи», я пришла к выводу, что данная форма  работы в этом направлении  эффективна для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. (Приложение 1).

         Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

        Дети научились  фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, стали пользоваться опорными схемами, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.

         Применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы), что способствовало развитию словесно-логическому мышлению детей;
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
  • повышение  компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.

        Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах – станет  необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

        В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.

(Приложение 1)

Показатели результативности проведенной работы на основании диагностики по экспериментальной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

(кружок «Мы исследователи»)

Начало года - сентябрь

Конец года - май