Однодневный проект "Насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тематический день по лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Однодневный проект «Насекомые»

Срок реализации: 1 день.

Участники: дети, воспитатели.

Вид: краткосрочный, познавательно-творческий, групповой.

Цель: расширять представления детей о насекомых.

Задачи: способствовать расширению знании детей о жизни насекомых; способствовать формированию элементарных представлений о насекомых; воспитывать наблюдательность и бережное отношение к насекомым и к живой природе, воспитывать экологическую культуру, расширять словарный запас, развивать творческие способности детей.

Оборудование и материалы: ноутбук, слайдовые презентации: «Полезные насекомые», «Почему они так называются?», «Бабочки»; игрушки – насекомые для выставки, А.А. Плешаков «От земли до неба» (атлас-определитель), цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, стеки, доски для лепки.

Предварительная работа: совместно с родителями подготовить сообщение о насекомом, организация выставки «Насекомые».

Утренний прием (на улице).

Прочитать детям стихотворение:

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Наблюдения за муравьями, жуками. Обратить внимание детей на особенности внешнего вида насекомых.

Утренняя зарядка. Комплекс «Насекомые».

1. Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким подниманием бедра; бег врассыпную.

Упражнения без предметов

2. «Расправляем крылышки»: И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки в стороны; 2 – руки вперед, 3 – руки вверх,4 — исходное положение (5-6 раз).

3. «Жуки полетели»: И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. 1 — руки к плечам; 2-4 — круговые движения вперед; 5-7 — то же назад; 8 — исходное положение (5-6 раз).

4. «Стрекоза»: И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — поворот вправо, руки в стороны; 2 — исходное положение. То же влево (6 раз).

4. «Пчела собирает нектар": И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 — присели, руки вперед; 2 — руки тянут вперед и опускают указательные пальцы вниз; 3 — руки поднять; 4 — исходное положение. (6 раз).

5. «Паучки-крестоносцы»: И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – одновременно поднять руки и ноги, стараясь делать скрестные махи; 2 —вернуться в и.п. (4-5 раз).

6. «Гусеница»: И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — повернуться на првый бок; 3 – свернуться калачиком; 4 — исходное положение. То же влево (6 раз).

7. «Кузнечики»: И. п. — основная стойка, руки вдоль туловища. На счет 1-8 — прыжки на двух ногах, затем пауза (2-3 раза).

8. Игра малой подвижности «Найди насекомое (предмет)!». Водящий закрывает глаза (или поворачивается спиной), в это время в каком-либо месте дети прячут предмет. По сигналу воспитателя водящий ищет предмет. Дети хлопают в ладоши тихо, если он удаляется от предмета, громко, если тот приближается к предмету.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о загадочном и интересном мире насекомых.

Предложить посмотреть выставку «Насекомые», атлас-определитель «От земли до неба», газеты «Непоседа».

Беседа «Кто такие насекомые?»

Цели: познакомить детей с миром насекомых, воспитывать интерес к насекомым и желание узнавать о них что-то новое, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней; чувство ответственности за свои поступки по отношению к насекомым; расширять кругозор детей, расширять словарный запас.

Выделить существенные признаки насекомых, выяснить места их обитания, чем они питаются, сообщить, что – это древнейшие обитатели нашей планеты.

Просмотр презентаций: «Полезные насекомые», «Почему они так называются?»

Цель: познакомить детей с разнообразными насекомыми с «говорящими» названиями, с тем, какую пользу приносят насекомые, познакомить с новыми словами, объяснить значение слова «насекомые», расширять кругозор, развивать чувство прекрасного. 

Сообщения детей о насекомых.

(Предварительное задание:)

Чтение рассказа «О чем рассказал майский жук». Обмен впечатлениями и беседа.

Цель: воспитание бережного отношения к насекомым.

Познакомить с золотым правилом экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Лепка: «Насекомые».

Цели: развивать умение передавать характерные особенности насекомых, задумывать содержание своей работы и доводить начатое до конца, , добиваясь выразительности образа задуманного насекомого, воспитывать самостоятельность, активность, творчество.

Словесные игры: «Игра в слова» (выбрать слова, которые подходят определенному насекомому), «Загадай, мы отгадаем»

Д/и: «Что сначала, что потом», «Какого насекомого не стало», «4-й лишний»

Прогулка.

Цель: способствовать систематизации представлений о многообразии насекомых, учить бережно относиться к насекомым.

Дидактические игры: «Посчитай насекомых», «Подбери действия».

Подвижные игры:

«Поймай комара»

 (упражнять в подпрыгивании до предмета)

«Пчелки и ласточка»

По считалке выбирают «ласточку», которая сидит в своем гнезде. Остальные дети – «пчелки» сидят на корточках на полянке и говорят:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум-зум-зум!

С окончанием слов «ласточка» говорит:

Ласточка летает,

Пчелок поймает.

«Ласточка «вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

Чтение.  Ю. Кривоболоцкий. Сказка «Червяк и гусеница».

-Почему червяк не превратился в гусеницу? А смог бы он это сделать? Почему?

Просмотр презентации. «Бабочки».

Цель: познакомить детей с прекрасным миром бабочек.

Оригами «Бабочки».

Цели: развивать умение складывать фигурки на основе базовой формы – двойной треугольник, воспитывать самостоятельность, усидчивость, активность, творчество.

Отгадывание загадок о насекомых.

Цель: развивать образное мышление, воображение, память, наблюдательность.

Нос-то долог,
Голос-то звонок,
Пищит тоненько,
Кусается больненько.
(Комар)

Что за пуля – летит и жужжит?
(Жук)

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)

С ветки  на тропинку,
Прыгает пружинка -
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку.
(Кузнечик)

Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)

Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом – в тысячу окон!
(Муравейник)

Кто там, около криницы,
Дом построил из иглицы?
(Муравьи)

Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
3а травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион.
(Муравейник)

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)

Сам всех обижает,
А летает на всех жалуется.
(Комар)

В темной избушке
Живут чернушки,
Вяжут кружева
Без углов и без петель.
(Пчела, соты)

Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)

В темной темнице
Работящие девицы
Без ниток, без спицы
Вяжут рукавицы.
(Пчелы)

На потолке, в уголке
Висит сито,
Не руками свито.
(Паутина)

Летит-жужжит мохнатенькая,
Лети, лети за сладеньким.
(Пчела)

Не солнце, не огонь, не лампочка,
А ночью светится.
(Светлячок)

Сначала ткет,
Потом плетет,
Устанет –
Добычу ждет.
(Паук)

Итоговая беседа.

Цель: систематизировать знания детей, развивать память.

- Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось? Что нового узнали? Нужны и насекомые?

- Сможем ли мы прожить одни на Земле? Чтобы сохранить природу, ее надо охранять и бережно к ней относиться, быть добрым и умным Человеком-Великаном.  

Ребенок читает стихотворение:

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик,

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка,

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я – добрый Великан.

                                                   (Е. Серова)

Литература.

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131 с.
  2. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: развитие моторики, коррекция координации движений и речи / сост. А.А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 188 с.
  3. Колдина Д.Н.  Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.: цв. вкл.
  4. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: кн. Для учащихся на. кл. / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.: ил. – (Зеленый дом).
  5. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл. / А.А. Плешаков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 222 с.: ил.- (Зеленый дом).
  6. Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 80 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  7. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. / Т.И. Тарабарина; худож. Г. В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с., илл. (Вместе учимся мастерить)
  8. Газета «Непоседа» № 15, август 2013 г. Кривоболоцкий Ю. Червяк и гусеница. Сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однодневный проект "День книги"

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождению в книжную литературу с каждым годом снижается, поэтому вопросы формирования интереса у детей к художественой литературе требует повышенного внимания. Гл...

Однодневный проект «День книги» в старшей группе

Актуальность:Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2003 – 2012 г.г. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему в...

Однодневный проект "Комнатные цветы"

Тематический день по лексической теме "Цветы"...

Однодневные проекты с детьми средней группы в летний период

Чем занять детей в летний период? Этот вопрос задают многие воспитатели.  Предлагаю Вашему вниманию презентацию, в которой предложены лишь некоторые варианты однодневных проектов в летний оздоров...

«Грибные шляпки» - однодневный проект

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»Фировский район Тверская область«Грибные шляпки»(однодневный проект)Место проведения: 1 младшая группа № 2Время проведения: 21.09.2015г.Воспитатель:...

Кто такие дикие животные» (однодневный проект) Место проведения: 2мл. группа № 6. Воспитатели: Григорьева А. В.

Цель: познакомить детей раннего возраста с русскими народными сказками, через театрализованную деятельность.Задачи:Образовательные:- обогащать представления детей о диких животных;-учить выделять хара...