ПАМЯТКА «Ознакомление детей с природой»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Морозова Татьяна Владимировна

1. Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им специальные условия:

- стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;

- учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребенка.

2. Правильные ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое выслушивание объяснений ребенка, доверие к нему, поддержка его мыслей. Поэтому педагогу необходимо:

- ограничить время наблюдений до 3–5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности ребенка;

- устраивать секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос;

- придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием, а не наоборот (только в этом случае у ребенка сформируется полноценное знание).

3. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. В связи с этим педагогу нужно помнить:

- проведение с дошкольниками опыта не должно требовать каких-то особых условий;

- особое внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения опыта;

- неудача ребенка не повод для упреков. Главное – выяснить причину провала опыта;

- опыт – это не подобие хорового пения. Нужно стараться избегать формулировок вроде: «Возьмите в правую руку то, в левую – другое. Соедините, потрясите…»;

- важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен предлагать собственные.

4. Арсенал средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик. Для этого необходимо:

- сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова. Сам ход наблюдения при этом разрываться не должен;

- использовать в работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в которых отражены доступные детям связи и явления природы;

- стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.

5. Занятия по ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой логической схеме:

- стремитесь отвечать на запросы детей;

- следуйте за ребенком, а не «ведите» его за собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_prirodoy.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Ознакомление детей с природой»

1. Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им специальные условия:

- стремиться как можно чаще говорить о природе на фоне самой природы;

- учиться не столько рассказывать, сколько слушать ребенка.

2. Правильные ответы сами по себе менее ценны. Важнее терпеливое выслушивание объяснений ребенка, доверие к нему, поддержка его мыслей. Поэтому педагогу необходимо:

- ограничить время наблюдений до 3–5 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности ребенка;

- устраивать секунды молчания и тишины. Они позволяют сосредоточиться детям в поиске ответа на вопрос;

- придерживаться принципа: слово – вслед за чувственным восприятием, а не наоборот (только в этом случае у ребенка сформируется полноценное знание).

3. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. В связи с этим педагогу нужно помнить:

- проведение с дошкольниками опыта не должно требовать каких-то особых условий;

- особое внимание следует обращать на безопасность работы детей в процессе проведения опыта;

- неудача ребенка не повод для упреков. Главное – выяснить причину провала опыта;

- опыт – это не подобие хорового пения. Нужно стараться избегать формулировок вроде: «Возьмите в правую руку то, в левую – другое. Соедините, потрясите…»;

- важно поощрять попытки детей выдвигать гипотезы, но время от времени воспитатель должен предлагать собственные.

4. Арсенал средств, позволяющих закрепить полученные в процессе наблюдения знания, велик. Для этого необходимо:

- сочетать непосредственное наблюдение с использованием художественного слова. Сам ход наблюдения при этом разрываться не должен;

- использовать в работе народную мудрость: приметы, заклички, приговорки, но только те, в которых отражены доступные детям связи и явления природы;

- стремиться к рациональному сочетанию традиционных и инновационных методов.

5. Занятия по ознакомлению детей с различными явлениями природы не должны проходить по единой логической схеме:

- стремитесь отвечать на запросы детей;

- следуйте за ребенком, а не «ведите» его за собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

ПАМЯТКА «Ознакомление детей с природой»

Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им специа...

Памятка по ознакомлению детей с природой

Памятка по ознакомлению детей с природой...

ПАМЯТКА «Ознакомление детей с природой»

. Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не разовьются. Для этого педагог должен создать им спец...

Памятка "Ознакомление детей с природой

ПАМЯТКА«Ознакомление детей с природой» 1. Все дети по природе – исследователи, но способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себ...

Роль природы в формировании личности дошкольников.Воспитательно -образовательные задачи ознакомления детей с природой!

Экологическое воспитание-это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного -ознакомление с природой.Ведь природа-важнейее средство воспитания и развития детей дошкольного...