"Патриотическое воспитание в детском саду". Блок "Гражданство"
материал по окружающему миру на тему

Антюхина Нина Николаевна

Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blok_grazhdanstvo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

           В наше время становится ясным, что проблемы роста преступности, без духовности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви и милосердия. Поэтому сейчас вопросы нравственного и патриотического воспитания едины и неразрывны, и выступают на передний план. Суть патриотического воспитания, состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе родному дому и семье, к истории и культуре страны. Самый естественный и верный способ патриотического воспитания это накопление в самом раннем возрасте нравственных и эстетических ценностей к родной культуре и родному краю.

Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в  программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг», утвержденной Правительством РФ в феврале 2001г. Вот, что в ней сказано: «Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В государственной программе в числе первоочередных мер предусматривается разработка концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, как системы взглядов на формирование гражданина – патриота Родины в современных условиях. Эта концепция послужит основным стержнем для патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Конечные результаты реализации программы должны способствовать развитию социального, духовного и культурного уровня российского государства».

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни, быта человека, находящегося в конкретной социокультурной  среде. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно, незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

Патриотизм – это с одной стороны, привязанность к своему Отечеству, а с другой сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

        Любовь маленького гражданина, ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

Родина, Отечество…  В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто даёт жизнь новому существу. Язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании  народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком- главным инструментом человеческой культуры.

        Суть патриотического воспитания в детском саду, состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

        Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

        Патриотическое воспитание в детском саду –это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

В своей работе я делала упор на методическое пособие «Воспитываем маленького гражданина», которое направленно на организацию педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

  1. Научить понимать зависимость места и роли в обществе ребенка от его выбора и активности.
  2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к себе и окружающему миру.
  4. Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

Данное пособие состоит из нескольких блоков, каждый из которых включает комплекс тем:  

I.Тематический блок «Я такой!»

  Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, дать ему знания о себе: своём теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний; развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи; научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования (Я есть!).

   II.Тематический блок «Мир людей»

Задачи: способствовать формированию понятия о том, что в любом сообществе людей (семья, детский сад, школа и др.) действуют разные правила, которые выполняют все члены этого сообщества; создавать условия для усвоения социальных отношений; формировать идентичность и эмпатию по отношению к другим людям; учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении, легко входить в группы, стремиться к сотрудничеству.

 

III.Тематический блок «Мир природы»

Задачи: устанавливать простейшие закономерностей: обратить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и не живой природы; познакомить с разнообразием растительного и животного мира; формировать понимание зависимости между внешним строением растений и животных и условиями их существования; формировать представления о целостности связей, сложившихся в экосистеме, о необходимости биологического равновесия в природе; развивать поисково-исследовательскую деятельность; воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей) стремление следовать экологическим правилам в доступных для детей дошкольного возраста формах.

В основе отношения ребёнка к окружающему миру природы должны лежать следующие базовые положения:

Я - часть природы.

Я восхищаюсь природой, которая меня окружает.

Я стараюсь понимать окружающий мир.

Я отношусь к невероятному как к обычному и к обычному – как  к невероятному.

Я умею видеть красивое рядом с собой и любоваться им.

Я оказываю посильную помощь природе.        

IVТематический блок «Рукотворный мир»

Задачи: через деятельность ребёнка (предметную, игровую, речевую) раскрыть мотивы, потребности, цели, способности человека и необходимость их преемственности; формировать представление о том, что человек – творец и хозяин рукотворного мира; подвести детей к мысли, что и они могут быть создателями; продолжать работу по воспитанию экологической культуры, бережного отношения к объектам рукотворного мира.  

V.Тематический блок «Культура»

Задачи: познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; знакомить детей с разными видами и формами искусства; формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.

VI.Тематический блок «Гражданство»

Задачи: познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; расширять знания о географическом положении места, где живёт ребёнок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, климат, влияют на образ жизни); формировать определённое отношение к истории (через осознание своего генеалогического древа); помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.

Средства реализации

1. «Где я живу?» Познавательное занятие по схеме: дом         →улица → город → страна → планета.

2. «Много стран на свете. Чем они отличаются?» (Рассматривание символов, определение географического положения, работа с картой, глобусом.)

3. Взаимосвязь географического положения государства, города, и образа жизни людей, их населяющих.

4. «Я и мой город».

5. Все люди и страны   имеют свою историю.

6. «Моя история  начинается с меня». (Осознание ребёнком прошлого.)

7. Темы для ознакомления с историческим прошлым русского народа:

«Белая берёза», «Осень», «Как одевались на Руси», «Преданья старины глубокой» (знакомство с фольклорными жанрами), «Деревянная сказка» (русская изба, терем). 

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Бакал, Челябинской  области, их символика).
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

2. Дидактические игры

Большое значение  в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника играют дидактические игры. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Дом Машеньки и Гульчечек», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно).

Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», « Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе»,  «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), «Кто больше скажет?» (волшебных слов), «Поделись улыбкой», «Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких»(ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Этот вопрос стал особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, когда меняются ориентиры, рушатся и разоблачаются былые герои. Хотелось бы закончить  словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются  с моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”

3. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Уральского региона.  Для этого проводятся:
  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в краеведческий музей г. Бакал;
  • Тематические досуги «Ярмарка», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

4. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

5. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят  память погибших, окружают  вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как: «День пожилого человека», «День Победы», «День Космонавтики» ит.д.

6. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» , «Герб моей семьи» др.
  • Оформление групповых комнат.
  • Благоустройство ДОУ.
  • Труд бытовой в природе.
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
  • Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки», «Посадка огорода», «Субботник» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

                                       Используемая литература

  1. Новицкая Н.В. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.-200с.
  2. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. СПб: Издательский дом «Педагогика», 2000.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для старших дошкрльников. М.: Просвещение, 2005.-95с.
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

Методическая разработка "Вопросы патриотического воспитания в детском саду"

Предлагаю свой опыт работы по патриотическому воспинаию дошкольников,разработанный на основе рекомендаций и программ Н.В.Алешиной,Т.И.Оверчук,Е.К.Ривиной. Надеюсь,что мой опыт будет полезен старшим во...

Патриотическое воспитание в детском саду

Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего города.В детском саду  ставится основная цель работы – воспитание у ребят любви к своему городу. Если удиви...

Патриотическое воспитание в детском саду

О привитии любви к родному краю, к Родине...

Патриотическое воспитание в детском саду

О привитии любви к родному краю, к Родине....

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...