"Гололёд"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Занятие составлено в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gololyod.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Перед проведением этого занятия необходимо заранее в большой ёмкости с невысокими бортами заморозить воду, чтобы получился лёд.

Тема:  Зима в городе

Цель:

  1. сформировать представления детей о гололёде и способах борьбы с ним;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить представления детей о признаках зимы, умение находить эти признаки самостоятельно; закрепить представление детей об одежде, умение подбирать одежду в соответствии со временем года.
  4.  тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, речь, логическое мышление.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: картинки с изображением времён года – весна, лето, осень, зима; бумажные куклы Таня и Ваня, бумажная одежда для кукол Тани и Вани (зимняя, летняя, осенняя, весенняя); две большие ёмкости с невысокими бортами: одна – со снегом, другая – со льдом,  песок, машинка, кубики.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя.

- Любите ли вы гулять на улице?

- Таня и Ваня  хотят вместе с нами пойти на прогулку. Возьмём их с собой?

- Таня и Ваня не знают, какое сейчас время года и что им надо одеть на прогулку.

- Хотите помочь Тане и Ване собраться на прогулку?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Собираемся на прогулку» (начало)

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о временах года, уточнить представления о признаках зимы, умение находить эти признаки самостоятельно.

Дети подходят к фланелеграфу, на котором находятся картинки с изображением времен года – весна, лето, осень, зима.

- Какое сейчас время года?

- Покажите картинку, на которой изображена зима.

-  Как вы догадались, что это зима?

2.2 Игра «Собираемся на прогулку» (продолжение)

Дидактические задачи: актуализировать знания детей об одежде, умение выбирать одежду, соответствующую определённому времени года.

Дети подходят к столу, на котором лежат бумажные куклы Таня и Ваня, а также  одежда для кукол (зимняя, летняя,  осенняя и весенняя).

- Какие вещи нужны Тане и Ване для того, чтобы пойти с нами гулять?

Дети выбирают предметы одежды и одевают  на кукол.

2.3 Игра «Собираемся на прогулку» (окончание)

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.

Воспитатель предлагает детям собраться на прогулку. Дети имитируют одевание.

- Наденем колготки и тёплый свитер…

- Наденем зимние штаны и тёплую шапку…

- Наденем зимние сапоги и зимнюю куртку…

- Повяжем шарф, наденем варежки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1 Игра «На прогулке»

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия гололёда; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Вот мы вышли на улицу. Идём мы с вами по дорожке. Вдруг Таня упала. Поднялась, отряхнулась, удивилась… дальше пошла. Вдруг упал Ваня. Ребята, что происходит? Почему брат с сестрой падают на улице?

Как правило, дети говорят, что дорога скользкая, слово «гололёд» дети не называют.

- Почему дорога зимой скользкая?

- Смогли вы ответить на этот вопрос?

- Почему не смогли?

4. Открытие нового знания.

4.1 Игра «Гололёд» (начало)

Дидактические задачи: сформировать представление детей о гололёде; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- А если вы чего-то не знаете, но вам очень хочется узнать, что нужно сделать?

- Спрашивайте.

Воспитатель помогает детям правильно сформулировать вопрос.

Воспитатель рассказывает детям о том, что дороги зимой скользкие  потому, что на них образуется гололёд.

- Как получилось такое слово? (Гололёд – голый лёд)

Воспитатель говорит о том, что ходить по гололёду очень опасно, можно упасть и получить травму.

Идти по скользкому – не мёд,

Всему причина – гололёд.

5. Затруднение в игровой ситуации.

5.1 Игра «Гололёд» (продолжение)

Дидактические задачи:  создать мотивационную ситуацию для исследования свойств гололёда и способов борьбы с ним; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

- Что мы можем сделать с дорожками, чтобы они не были скользкими и опасными?

6. Открытие нового знания.

6.1 Игра «Гололёд» (окончание)

Дидактические задачи: познакомить детей с разными способами борьбы с гололёдом; сформировать опыт самостоятельного открытия  и эмоционального переживания радости открытия.

 Как правило, дети говорят о том, что дороги чем-то посыпают.

- Оказывается, с гололёдом можно и нужно бороться разными способами: дворник посыпает  дорожки песком, колит  лёд специальным  инструментом – ледорубом.

7. Включение нового знания в систему знаний.

7.1 Игра «Машины на дороге»

Дидактические задачи: закрепить представления детей о гололёде, его свойствах и способах борьбы с ним.

Дети подходят к столу, на котором стоят две ёмкости со снегом и льдом.

- Какой снег на ощупь? (шершавый)

- А какой лёд? (гладкий)

Ребёнок прокатывает небольшую машинку сначала по снегу и отмечает кубиком начало и конец пути. Затем эту же машинку другой ребёнок прокатывает  по льду. Путь машинки на льду получится значительно длиннее.

- Гололёд очень опасен не только для людей, но и для машин, на скользкой дороге машине труднее остановиться, она может попасть в аварию.

- Проезжую часть тоже посыпают песком специальные машины.

Воспитатель посыпает часть льда песком.

- Какой на ощупь лёд с песком? (шершавый)

Ребёнок снова прокатывает машинку, замеряет её путь. Путь машинки на льду с песком получится значительно короче.

8. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Кому мы сегодня с вами помогали?

- Чем мы им помогли?

- Куда мы  сегодня ходили с Таней и Ваней?

- Какие опасности могут поджидать нас зимой на улице?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Тане и Ване собраться на прогулку, научились быть осторожными на прогулке, потому что узнали, что такое гололёд и как с ним бороться.

Занятие по окружающему миру для средней группы детского сада разработали:                                                         

                                                                                       Мирко Ирина Александровна

                                                                                         Турмасова Ирина Владимировна

                                                                                         Сахарова Татьяна Васильевна                                                                                                          

                                                                                       Сухова Татьяна Михайловна

                                                                                       Жукова Наталья Константиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гололёд и гололедица"

Консультация для родителей на тему "Гололёд и гололедица"....

Осторожно, гололёд!

Наша неустойчивость на льду объясняется очень просто: его покрывает тончайший слой воды (это установили ученые всего три года назад), он не видим глазу (исследователи нашли его при помощи специальных ...

Правила поведения на прогулке с детьми во время гололёда.

Зима – весёлое и увлекательное время года, но именно в этот период частота детского травматизма увеличивается примерно на треть.  Объясните ребёнку, что внимание и осторожность – это главные...

« Правила прогулок в гололёд»

ГОЛОЛЕД – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана...

Буклеты для родителей "Осторожно, гололёд!" и "Правила дорожного движения в зимний период"

В настоящее время работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание. Педагоги стараются испоьзовать различные формы, как традиционные, так и не традиционные. Распространение буклетов среди родителе...

Буклеты для родителей "Осторожно, гололёд!" и "Правила дорожного движения в зимний период"

В настоящее время работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание. Педагоги стараются испоьзовать различные формы, как традиционные, так и не традиционные. Распространение буклетов среди родителе...