Главные вкладки

    Комплексное занятие "Хлеб-всему голова" ( в рамках программы "Гармония в мире" )
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Ибракова Мавсиля Хасановна

    ·         Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

    ·         На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам ), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл khleb_vsemu_golova.docx22.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 34

                                            «Дюймовочка»

                                         КОМПЛЕКСНОЕ  ЗАНЯТИЕ

                                         «ХЛЕБ—ВСЕМУ  ГОЛОВА»

                                         ( для детей ст. и подг. групп )

                           ( в рамках программы « ГАРМОНИЯ В МИРЕ»).

                                                                                                               Подготовила воспитатель

                                                                                                               Ибракова М.Х.

                               ТЕМА: «ХЛЕБ—ВСЕМУ  ГОЛОВА»

    1.Программное содержание:

    • Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о процессе выращивания и

    изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

    • Подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;
    • Показать нужность и значимость сельскохозяйственной техники;
    • Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
    • На основе расширения знаний об окружающем мире, воспитать у детей уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам ), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду; разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
    • Обогащать и активизировать словарь.
    • Развивать монологическую и диалогическую речь.

    11.Предварительная работа:

    • Загадывание загадок о хлебе, об урожае;
    • Пословицы и поговорки о труде и лени, о хлебе;
    • Эксперимент—проращивание зерен пшеницы в уголке природы;
    • Пение песен о хлебе на муз.занятиях; заучивание закличек;
    • Рисование ( колоски, хлебное поле );
    • Чтение. М.Глинская «Хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;
    • Экскурсия в хлебный магазин, беседа;
    • Д\игры, словесные игры, психогимнастика, пальчиковая гимнастика.

    111.Работа со словарем:

    • Хлеборобы, хлебопеки, хлеборезка, хлебница, хлебозавод, хлебобулочные изделия,

    трактора,сеялки, комбайны, мельница, удобрения;

    баранки, бублики, крендели, булочки;

    снегозадержпние, пахотные поля, однокоренные слова, пекарь, кондитер.

    1У.Методические приемы:

    • Музыка;
    • Загадывание загадок;
    • Стихотворения о хлебе;
    • Обсуждение ранее прочитанного рассказа «Хлеб»;
    • Игра с мячом ( образование родственных слов );
    • Беседа «Откуда хлеб пришел»;
    • Физкультминутка «Колос растет»;
    • Д\игра «Подбери картинки»;
    • Чтение стихотворения В.Нестеренко «О чем мечтают зерна»;
    • Чтение заклички «Дождик»;
    • Психогимнастика;
    • Экскурсия в булочную;
    • Игра «Мельница»;
    • Обобщающее слово воспитателя.

    У.Наглядность и оборудование:

    • Иллюстрации;
    • Репродукции с картин;
    • Картина «Хлебное поле»;
    • Разрезные картинки;
    • Диск с записью шума дождя;
    • Диск с записью песни «Оличные пшеничные»;
    • Мяч для игры;
    • Семена пшеницы ( ржи ), колосья;
    • Хлебобулочные изделия, миска с мукой;
    • Инструменты доктора, кухонная утварь кондитера ( пекаря ).

                                       ХОД  ЗАНЯТИЯ.

    1 ЧАСТЬ.

                Дети заходят в группу под песню «Отличные пшеничные», здороваются с гостями,

    садятся.

    Воспитатель: Ребята, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

                                              «Отгадать легко и быстро:

                                               Мягкий,пышный и душистый.

                                               Он и черный, он и белый,

                                               А бывает подгорелый.

                                               Без него плохой обед,

                                               Вкусней его на свете нет».

    --Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это—хлеб?

    ( мягкий, пышный, душистый, черный, белый ).  Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе, сегодня мы еще раз вспомним, откуда берется хлеб на столе.

    --Ребята, кто знает стихи о хлебе?

    Дети читают стихи о хлебе: «Хлеб ржаной, батон и булки

                                                      Не добудешь на прогулке.

                                                      Люди хлеб в полях лелеют,

                                                       Сил для  хлеба не жалеют».

    «Сеют в поле зерна раннею весною,

    А над ними светит солнышко родное.

    На ветру веселом зашумят колосья,

    Будет урожайной золотая осень».

    --Стихи вы хорошо читали, молодцы! А теперь давайте вспомним рассказ о хлебе, который мы недавно читали. Кто написал этот рассказ? Назовите автора.

    --Вопросы для беседы:

    • Какой хлеб дала мама Грише?
    • Как поступил мальчик, когда его позвали играть?
    • Почему он так поступил?
    • Правильно ли поступил Гриша? Почему?
    • Как Гриша исправил свою ошибку?
    • А как бы поступили вы?
    • Ребята, как нужно обращаться с хлебом?

    ( Бережно! Не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько сможешь съесть ).

    --Сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра не простая, словесная. Мы с вами будем подбирать родственные слова к слову «хлеб» ( иногда их называют однокоренные слова ).

    --Игра с мячом ( в кругу ). Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно:

    • Назовите хлеб ласково.( хлебушек ).
    • Крошки хлеба какие? ( хлебные ).
    • Квас из хлеба как называется? ( хлебный ).
    • Как называется прибор для резки хлеба? ( хлеборезка ).
    • Посуда для хлеба? ( хлебница ).
    • Кто выращивает хлеб? ( хлебороб ).
    • Кто печет хлеб? ( хлебопек ).
    • Назовите завод, где пекут хлеб? ( хлебозавод ).
    • Как называются изделия из теста? ( хлебобулочные изделия ).

    11 ЧАСТЬ.

    Беседа «Откуда хлеб пришел?»

    --Воспитатель: Ребята, почему говорят «Хлеб—всему голова»? ( рассуждения детей ).

    --Хлеб—главный продукт. Человек может обойтись без многого, а без хлеба—нет.

    Хлеб никогда не надоедает.

    --Какие пословицы о хлебе вы знаете?

    «Нет хлеба—нет обеда»; «Хлеб—батюшка, водица—матушка»;

    «Каков у хлеба, таков у дома» и другие.

    --Молодцы, ребята!

    --Наша страна большая, и живет в ней много людей; хлеба нужно много.

    Как его выращивают? Кого все люди благодарят за хлеб, выращенный тяжелым трудом?

    Вот об этом мы сегодня поговорим.

    Мы отправляемся в путешествие. Вот мы на поле. Что мы видим на иллюстрации?

    --Еще зимой начинается подготовка пахотной земли к будущему урожаю.

    --Какие работы земледельцы проводят зимой? Подберите картинки.

    --Для чего хлеборобы проводят снегозадержание на полях?

    ( Весной снег растает и напоит землю водой. Во влажной земле зерно будет хорошо расти).

    --Ну-ка, ребята, вспомните закличку, с которой люди обращаются к снегу, чтобы он валил гуще? ( один из детей читает закличку ).

                                                Падай, падай, белый снег!

                                                Хватит,хватит всем на всех.

                                                Падай,падай на село,

                                                На гусиное крыло!

                                                Поле белым укрывай—

                                                Будет летом урожай!

    --Наступила весна.Снег сошел, и на поле «выходит силач, добывать калач».

    Какие машины выходят на поля? ( трактор пашет землю ).

    Для чего он это делает? ( чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно,

    и они не остались на поверхности ).

    Землю вспахали, а потом что делают в поле?

    --Оказывается, ребята, землю надо удобрить—внести удобрения. Удобрения вносят самолеты  ( распыляют по полю ).

    После этого только начинается сев. Хлебборобы работают день и ночь, сменяя друг друга,

    потому что «весенний день  год кормит».

    --Какими семенами засевают поле? ( пшеничными, ржаными ).

    Послушайте стихотворение В.Нестеренко «О чем мечтают зерна?».

                                                    О чем мечтают зерна

                                                     Пушистые в земле?

                                                     О дождях проворных

                                                     О солнце и тепле.

    --А теперь проведем гимнастику:

    --Я—волшебница, превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю ( дети присаживаются ). Нежное солнышко пригревало землю, дождик поливал.

    Зернышки росли, росли и стали колосками ( дети медленно поднимают руки ).

    Колоски тянутся к солнышку. Но солнышко нас сильно припекло, и колоски завяли ( расслабьтесь, уроните головы, опустите руки, плечи, туловище ).

    Но на вас полил дождь ( включается шум воды ), ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски ( улыбнулись друг другу ).

    111ЧАСТЬ.

    --Рассматривание пшеничных колосьев. Какие они? ( пузатые, колючие, много зерен ).

    --А что дальше делают с колосками? ( достают зерна-молотят на мельнице, мелют муку ).

    --Мы с вами сейчас поиграем в игру  «Мельница».

    Играющие встают в круг; каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг  себя, при

    этом все говорят: Мели, мели, мельница!

                                  Жерновочки вертятся!

                                  Мели, мели, засыпай,

                                  И в мешочки набивай!

    На последнем слове необходимо остановиться и стоять, не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывают из игры.

    --Воспитатель: жернова хорошо поработали, много муки намололи ( выставляется миска с мукой ).

    --Ребята, мука—какая она?

    Дети называют эпитеты ( белая,  пушистая,  рассыпчатая ).

    --Куда везут муку ( рассматривают иллюстрацию )?

    ( на хлебозавод, хлебокомбинат ).

    --Какие хлебобулочные изделия выпекают на хлебозаводе, хлебокомбинате? –ответы детей.

    --Где мы можем купить эти вкусные изделия?—в хлебном магазине, булочной.

    --Рассматривание хлебобулочных изделий, принесенных детьми.

    ( назвать их, рассказать, из чего, кроме муки, пекут изделия, что добавляют)?

    --Как называется профессия людей, которые готовят торты, пирожные?

    --Игра «Что нужно кондитеру, а что –доктору»

    --Итак,мы сегодня прошли долгий путь хлебного зернышка.

    Много  людей работают, чтобы зерно стало хлебом и душистые булочки попали к нам  на стол. Мы помним о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорим «СПАСИБО!»

    Дети хором говорят:

                                       Слава миру на земле!

                                       Слава хлебу на столе!

                                       Слава тем, кто хлеб растил,

                                       Не жалел трудов и сил!

    --Нужно не только благодарить за хлеб. Нужно бережно относиться к нему. Хлеб-богатство нашей Родины.

    В конце занятия дети угощаются своими гостинцами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста. Тема: «Осень золотая» ( в рамках реализации программы Миры детства»)

    Цели: Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года. Учить эмоционально отзываться на красоту осени. Развивать интерес к явлениям природы. Показать многообразие красок ...

    Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».

    Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию «Удивительный мир искусства» в рамках метапредметной недели «Миром правит красота» (старшая группа компенсирующей направленности)

    Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.Задачи: формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изо...

    Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""

    Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""...