Главные вкладки

    Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года
    статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Колганова Светлана Борисовна

    Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начинать воспитание? Как сформировать гармоничную личность, которая будет счастлива в этом мире?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года.

    Народная культура передала нам наследие в виде музыкальных, словесных, телесных и знаковых символов. Эти символы в песнях, потешках и сказках соединяются в поэтические образы, которые являются основой понимания мира и себя.

    Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начинать воспитание? Как сформировать гармоничную личность, которая будет счастлива в этом мире?

    Маленькие дети с удовольствием слушают музыку. Ритмы народных мелодий гармонизируют эмоциональную сферу ребёнка, а произвольные телесные движения способствуют снятию мышечных напряжений малыша. Обучение детей  простым движениям под музыку способствует формированию у них способности  управлять своим телом, а это вместе с ориентированием в пространстве активно развивает интеллект.

    На Руси считали, что поёт в человеке Душа и пение есть её естественное состояние. В народных традициях связь музыки и движения использовалась всегда. Обыгрывание потешек, народных песенок и сказок сопровождалось напевами и ритмическими движениями. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

     Множество потешек, начиная с потешек про ладушки и сороку, заканчивая сказками про колобок, курочку и репку – все их можно использовать в качестве ритмических игр.

    Важным достоинством фольклорных произведений являются яркие образы, которые запоминаются в самом раннем детстве и формируют глубинные структуры человеческой природы.  Кроме музыкально-ритмического рисунка народных произведений очень важно их текстовое содержание, глубинный смысл которого ложится в основу формирования нравственных понятий будущего взрослого человека.

    Фольклорные произведения - это символическое отображение действительности. Символ – это ключ, способствующий разгадке человеческой психики и строения человеческой души. Символы поэтической фольклорной культуры являются ключиками к душе целого народа. Фольклорные образы корнями уходят в народную культуру и поэтому обладают большой информативностью.

     Их словесные формулы похожи на заклинания, поэтому они легко проникают в глубину души, в бессознательное  ребёнка, то есть закладывается программа здорового развития ребёнка в виде эмоциональной, тактильной, музыкально-речевой игры.

    Что же означают сами термины? От каких слов они произошли?

    Потешка – от слова «тешить» - успокаивать, утешать, переключать внимание, отключать сознание от раздражителя, получать удовольствие.

    Пестушка – от слова «пестовать» - воспитывать. Пестом толкут зерно, пестовать – рассказывать суть, зёрна жизни.

    Колыбельная – от слова «колебать», «колыхать» - ритмически качать.

    Баюкать – от слова «баять» - рассказывать сказки, побасенки, петь.

    Люлюкать – от слова «люли-люли» - лелеять, нежить.

    Сказка – от слов «сказывать», «рассказывать» - раскрывать суть жизненных явлений.

    Ни для кого не секрет, что детям, воспитывающимся в доме ребёнка без родителей, не хватает любви и ласки. Но если начинаешь ласкать ребёнка, то он признаёт тебя своей мамой – и тогда уже держись: ты по полной программе получаешь все эмоции -  и ревность , и гнев, как способы воздействия на тебя.

    Я думаю, все педагоги в той или иной степени проходят такие испытания, работая с детьми. Как же сделать так, чтобы уделять внимание индивидуально каждому ребёнку, но при этом дозировать его, чтобы это не травмировало ребёнка после того, как общение с ним  прерывается. Вот тут – то и могут помочь музыкально – речевые игры на основе фольклора.

    Чему же учить малыша в самом начале его жизни? Как это делать? В фольклоре есть ритм и порядок. Ребёнок узнаёт первую информацию об окружающем мире, согласуя внутренний ритм с ритмом потешки.

    Формирование личности ребёнка начинается с ощущения телесности и осознания своего имени. Много фольклорных игр с детьми проводятся с озвучиванием имени ребёнка. На осознание имени, ощущение своего тела и положение его в пространстве очень хорошо работает такая игра-потешка:

    К нам Маша пришла,

    Наша Маша пришла.

    Посмотрите-ка, ребятки,

    Наша Маша пришла.

    Ребёнок, с которым обыгрывается песенка, делает повороты в стороны, по окончании песенки взрослый поглаживает тело ребёнка, одобряет его, а ребёнок кланяется взрослому и детям.

     Поклон на языке тела – желание быть в мире с миром.

    Во время игры малыш получил внимание и ласку, по окончании игры наступает очередь другого человечка – таковы правила. Постепенно проходит вся группа. Дети осваивают правила очерёдности.

    Много потешек написано о «ладушках», все дети осваивают первые целенаправленные игровые движения через хлопки или соединение ладоней вместе. По сути – это молитвенный жест. Соединение двух ладоней (дуальностей) – символ гармонии.

    Вот один из вариантов потешки про «ладушки»:

    Ладушки, лады,

    Не поливаны сады,

    Недосуг поливать:

    Надо в ладушки играть.

    В этой потешке говорится об ответственности за ребёнка. Сначала нужно научить нового человечка жить в гармонии с миром, а потом можно и делами заниматься.

    Во время купания малыша можно прочитать такую потешку:

    Вода текучая,

    Дитя растучее,

    Вода книзу,

    А дитя кверху.

    Как дождик омывает и напитывает влагой растение, так и вода, поливаемая маминой рукой, смывает болезни и хвори, даёт рост и здоровье ребёнку.

    Вот известная всем потешка про «сороку, которая была далёко».

    Сорока, сорока! Где была? – Далёко!

    Печку топила, воду носила, кашку варила, деток кормила:

    Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

    А этому – не дала.

    Ты дрова не рубил, печку не топил, воду не носил,

    Кашку не варил – поделом тебе!

    Птицы у древних славян относятся к миру духов, они несут послание от предков. Сорока – символ мудрости, она не только сама как хозяйка дома носит воду, топит печь, варит кашу (а это всё символы чистоты, дома, тепла и уюта). Сорока говорит ещё о прядке распределения обязанностей в семье, учит быть ответственными. Из потешки ясно, что кто-то помогал, а кто-то ничего не делал. «По труду и награда!» - гласит пословица. Для взрослых это звучит банально, зато ребёнку чётко, ясно и понятно. Благодаря тому, что эта потешка обыгрывается в процессе эмоциональных прикосновений, она быстро и надолго запоминается.

    Интересна в своей расшифровке  такая колыбельная сказочка – побасенка:

    Баю, баю, баиньки,                                         Будет бабушка, встречать,

    Скатаем Насте валенки.                                 Настю кашкой угощать,

    Полушубочек сошьём,                                   Даст ей тёпленький блинок,

    Настю к бабушке пошлём.                            И румяный пирожок,

    Два яичка всмяточку

    И баранью лапочку.

    Общее ощущение от песенки – тепло, уют и любовь.

     Ребёнка начинают (убаюкивать, баять), рассказывать о том, что ожидает его во внешнем мире. Сначала ребёнка одевают (валенки, полушубочек) отделяют от внешнего мира одеждой, создавая индивидуальное поле безопасности, потом не ведут к бабушке, а посылают. Это значит, что ребёнок идёт и осваивает дорогу сам. Его посылают не куда-нибудь, а к бабушке – символу прошлого, хранителю традиций. Каша – символ радушия, использовалась древними славянами в качестве ритуальной еды в моменты посвящения. Бабушка – посвящает: передаёт опыт, кормит кашей, состоящей из зёрен. Зерно, как и яйцо – символы жизни. Блинок – символ солнца, символ контакта с предками. Пирожок – символ закрытой системы со своеобразной начинкой. Наконец, баранья лапочка – символ ягнёнка-жертвы (агнца) – символ спасения души.

    Предлагаю рассмотреть ещё одну известную колыбельную:

    Ай, люли-люли-люли, прилетели журавли,

    Прилетели журавли – Маше сказку принесли.

    Журавли-то мохноноги, не нашли пути-дороги.

    Они сели на ворота, а ворота скрип-скрип.

    Не будите у нас Машу, у нас Маша спит-спит.

    Жаворонки, журавли – почитаемые в народе птицы. Прилетели журавли – быть теплу, весна пришла. Журавль – символ обновления. А где были журавли? В дальних странах! Они прилетели рассказать маленькой  Маше про свои путешествия, про большой мир. Журавли какие-то особенные – мохноногие, куда летели, дороги пока не нашли. Сели на ворота, а ворота у древних славян  – граница мира внутреннего и внешнего. Ворота строго охраняют внутренний мир – двор и дом.  Они первые из домашних говорят журавлям: «Самое главное для ребёнка – это сон. Неважно даже то, что вы долго летели, что вам многое нужно рассказать – всему свой черёд. Сейчас главное для Маши – сон».

    В фольклоре отражаются порядок и уклад жизни народа. Главные его ценности: единство с природой, порядок, семья, дети, а воспитание маленького ребёнка – самое важное дело в мире.

    Есть такая пословица: «Рука, качающая колыбель, правит миром». Ведь каждый человек – это целый мир. Наши предки знали: чтобы сделать этот мир гармоничным и счастливым, нужно слушать своё Сердце. Именно от нас зависит, каким будет этот мир: радостным, открытым или захлопнувшимся и одиноким.

    Используемая литература:

    1. «Игры с детьми младенческого возраста» Ю.А. Разенкова,

    (издание второе, допущено Министерством образования РФ,

    г. Москва, «Школьная Пресса», 2003г.)

    1. «Играем, гуляем, развиваем» А.Н. Ионова,

    (учебно-методический комплект, рекомендовано Российской Академией Образования, г. Москва, издательство «Экзамен», 2011г.)

    1. «Сказки, игры и колыбельные для развития малышей» О.Г.Шехова, (г. Санкт-Петербург, издательство «ТЦ Сфера», 2011г.)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Народные традиции в воспитании детей.

    Нужно ли воспитывать ребенка в соответствии с народными традициями? Нужно ли знакомить малыша с народными обрядами и праздниками?...

    Консультация. "Народные традиции в воспитании детей".

    Консультация. "Народные  традиции  в  воспитании  детей"....

    Значение народных традиций в воспитании детей.

    Значение народных традиций в воспитании детей....

    Консультация. "Народные традиции в воспитании детей".

    Консультация. "Народные  традиции  в  воспитании  детей"....

    Народные традиции в воспитание детей

    Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше п...

    папка - передвижка на тему: " Народные традиции в воспитании детей"

    Дошкольный возраст - один из самых важных периодов становления ребенка и его личности , формированания у него первых представлений об окружающем мире. Это период , когда ребенок переживает все то, что...