«Разработка плана-конспекта на основе использования технологии исследовательской деятельности» Тема ОД: «Удивительный магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Баринова Елена Владимировна

Данный конспект разработан с применением методов и приемов О.В. Дыбиной, в нем использованы различные формы и методы организации совместной деятельности педагога с детьми с учетом основных видов детской деяттельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_udivitelnyy_magnit.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

(ГБОУ ООШ № 23)

структурное подразделение «Детский сад №70», реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования

«Разработка плана-конспекта на основе использования технологии исследовательской деятельности»

Тема НОД: «Удивительный магнит»

Автор разработки:

Баринова Елена Владимировна,

                    воспитатель

Сызрань, 2014 г.

Тема: «Удивительный магнит»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

 

Программное содержание:

«Познавательное развитие»

Закреплять у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы.  Формировать представления о магнитном поле и магнитной силе притяжения. Развивать умение отличать магнетические предметы от немагнетических, выявлять материалы, которые могут стать магнетическими.  Способствовать стремлению к самостоятельному поиску ответов на возникающие  вопросы в решении проблемных ситуаций. Развивать любознательность и познавательную активность ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

«Речевое развитие»

Активизировать в речи детей слова: притягивает, намагничивает, магнетические и немагнетические предметы. Обогащать словарь детей словосочетаниями: магнитное поле,  магнитные силы.  Побуждать детей вступать в диалог с взрослым в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, проявлять инициативную речь во взаимодействии с взрослым и сверстниками. Развивать умение отвечать на поставленные вопросы используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

«Социально-коммуникативное развитие»,

Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Предоставлять возможность для практического применения детьми личного социального опыта. Уточнять представления детей о положительных и отрицательных  качествах личности человека. Расширять потребность  в проявлении заботы об окружающем мире, желании принимать посильное участие в решении экологических проблем.

«Физическое развитие»

Закреплять умение координировать свои действия, ориентироваться в пространстве, действовать с опорой на сигнал. Обогащать опыт детей совместными двигательными действиями

«Художественно-эстетическое развитие»

Развивать умение отгадывать загадки, основанные на  знакомых образах художественной литературы.

Создавать игровые ситуации, способствующие формированию сострадания и сочувствия к  героям литературных произведений. Воспитывать сочувствие к попавшим в беду сказочным героям, желание им помочь.

Вызвать  интерес  к  нетрадиционной изобразительной технике при помощи магнитного поля.

Методы и приемы (по О. В. Дыбиной):

  • погружение в игровую ситуацию;
  • демонстрационный опыт осуществляемый педагогом;
  • фронтальное экспериментирование;
  • экспериментальные игры с магнитами;
  • проблемная ситуация;
  • эвристическая беседа;
  • мотив помощи;
  • беседа;
  • загадывание загадки;
  • ситуативный разговор;
  • словесная игра;
  • физ.минутка;
  • подвижная игра
  • творческая мастерская;

Материалы и оборудование: 

  • куклы Буратино и Золушка;
  • магниты разных размеров;
  • металлическая стружка;
  • надувной бассейн;
  • монетки, скрепки, гвоздики;
  • пластмассовые, деревянные алюминиевые предметы;
  • письмо от Буратино с картой-схемой;
  • гречневая крупа;
  • лист бумаги;
  •  ложка, сачок, лопатка, пинцет;
  • удочка с магнитом на конце;
  • «золотой ключик».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Погружение в игровую  ситуацию «Письмо от Буратино»

Мотив помощи «Поможем Буратино»

Сюрпризный момент.

Двигательная

Физ. минутка: «Путешественники»

Подвижная игра «Магнитный паровозик»

Элементарный бытовой труд

Мотив помощи «Очистим волшебный пруд от мусора»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации  «Волшебная монетка»

Экспериментальная игра «Помоги Золушке»

Демонстрационный опыт «Магнитный рисунок»

Фронтальное экспериментирование «Магнитная цепочка»

Эвристическая беседа «Как помочь Буратино»

Экспериментальная игра «Магнитный паровозик»

Экспериментальная игра «Магнетические и не магнетические предметы»

Коммуникативная

Словесная игра «Что возьмем с собой в дорогу?»

Экологическая беседа «Чтобы реки оставались чистыми»

Ситуативные разговоры, вопросы по теме.

Изобразительная

Творческая мастерская «Магнитный рисунок»

Восприятие художественной литературы  

И/у «Отгадай, загадку»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12.

13.

14.

15.

16.

Погружение в игровую ситуацию.

Знакомит с письмом, полученным от Буратино.

«Здравствуйте, ребята! Черепаха Тортилла много лет хранила у себя в пруду золотой ключик и решила мне его подарить, но на дне пруда оказалось так много мусора, брошенного людьми, что она никак не может его найти. Помогите, пожалуйста, ребята!   Дорогу к пруду черепахи Тортиллы вам покажет «волшебная монетка»,  которую вы найдете в конверте»

Проблемная ситуация «Волшебная монетка»

Предлагает вниманию детей  карту-схему, монетку и два магнитика (маленький и большой)

Вопрос детям, как заставить монетку двигаться и показывать дорогу?

Вопрос детям, какой из магнитов сможет передвигать монетку по карте, а какой нет и почему?

Обобщает результаты опытно-экспериментальной деятельности детей и знакомит с новым понятием, магнитной силой притяжения.

Словесная игра «Что возьмем с собой в дорогу?»

Перед путешествием обращается  к детям с вопросом, какие человеческие качества стоит взять с собой в дорогу, а какие оставить за порогом?

Физ. минутка:

«Путешественники»

Мы идем цветущими лугами

И цветов букеты соберем

Где-то за высокими горами

Ручеек по камушкам пройдем Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем

Шаг за шагом, потихоньку Дружно в сказку попадем

И/у «Отгадай, загадку» Обращает внимание детей, что они попали в сказку о  девочке, а какой, можно узнать, отгадав  загадку.

Загадывает детям загадку о  Золушке.

Представляет вниманию детей куклу Золушку и предлагает помочь девочке.

Экспериментальная игра «Помоги Золушке»

Злая мачеха перемешала гречку с шурупами, скрепками и гвоздями и заставила Золушку ее перебрать. Как помочь девочке?

Напоминает о магнетической силе, о зависимости размера магнита и притягиваемого предмета.

Творческая мастерская «Магнитный рисунок»

Предлагает нарисовать для Золушки рисунок, но не красками, а с помощью магнита.  

Знакомит с понятием «магнитное поле» - пространство вокруг магнита, в котором магнитное притяжение влияет на движение металлических предметов.  

Демонстрационный опыт

Демонстрирует, как магнитное поле  образует узор из железных опилок.

(Выкладывает из магнитов разной величины картинки, накрывает листом бумаги и посыпает металлической стружкой.)

Фронтальное экспериментирование «Магнитная цепочка» Предлагает детям самостоятельное экспериментирование со скрепками и магнитом.

Обращает внимание детей на то, что большой магнит притягивает, намагничивает  большее количество скрепок

Экспериментальная игра «Магнитный паровозик»

Подводит детей к пониманию того, что цепочку из скрепок можно привести в движение под воздействием  магнитного поля.

Вопрос детям, как заставить цепочку двигаться?

Мотив помощи

Напоминает  детям, что пора двигаться дальше, Братнино ждет помощи у «Волшебного пруда».

Подвижная игра «Магнитный паровозик»

Знакомит с правилами игры: первый ребенок  - магнитный паровозик, а остальные  – вагончики. Игроки  дотрагиваются друг до друга, «притягиваясь», и «намагничиваясь».

Эвристическая беседа

«Как помочь Буратино»

Звучит  песенка Тортиллы (аудиозапись). Воспитатель от имени  куклы Буратино приветствует детей и обращает внимание на  «волшебный пруд» (надувной бассейн), в котором плавают и лежат на дне различные предметы.

Вопрос детям, как достать ключик, не замочив рук?

Экспериментальная игра «Магнетические и не магнетические предметы»

Вопрос детям, почему некоторые предметы нельзя достать с помощью магнита?

Подводит к выводу, что магнитное поле и магнитные силы действуют только на металлические предметы.

Мотив помощи «Очистим волшебный пруд от мусора»

Вопрос детям, чем убрать оставшийся мусор из пруда Черепахи Тортиллы?

Экологическая беседа «Чтобы реки оставались чистыми»

Вопрос детям, как сделать так, чтобы не только пруд черепахи Тортиллы оставался чистым, но и все реки, озера и моря Земли оставались чистыми  

Итог.

Обобщает знания детей о свойствах магнита, уточняет, где применяют свойства магнита люди.

Благодарит детей за  правильные ответы и помощь Буратино в поиске ключика.

Сюрпризный момент.

Воспитатель заглядывает в корзинку и обнаруживает вместо железных монеток, скрепок и гвоздиков  шоколадные медальки.

Слушают  текст письма, выказывают  желание помочь.

Высказывают свои предположения, обращаясь к личному опыту, и  приходят к выводу, что монетку может двигать магнит.

Пробуют привести в движение монетку сначала маленьким магнитом, а затем большим.

Приходят к  выводу, что чем больше магнит, тем больше магнитная сила.

Высказывают свое мнение, обращаясь к личному социальному опыту.

Выполняют движения в соответствии с текстом:

идут друг за другом

наклоняются вперед

поднимают руки вверх

идут на носочках

идут назад

идут на четвереньках

прогибают спину

шагают на месте

Отгадывают загадку:

Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу….


Высказывают свои предположения.

При помощи магнитов выбирают шурупы, скрепки, гвозди. 

В процессе практической деятельности закрепляют знания о магнетической силе.

Наблюдают, размышляют,

высказываются,

отвечают на вопросы.

Самостоятельно составляют цепочку из скрепок. Подносят магнит сначала к одной скрепке, затем к другой и т. д., составляя цепочку. Осторожно освобождают магнит от первой скрепки и убеждаются, что они намагнитились.  Практическим путем закрепляют знания о магнитной силе притяжения.

Проверяют движение цепочки с помощью магнита под крышкой стола - «Паровозик поехал».

Что действует на них? (магнитное поле).

Встают  вокруг воспитателя

Дотрагиваясь друг до друга «притягиваясь», и «намагничиваясь», дети

выстраиваются змейкой  и двигаются под музыку,  имитируя движение паровоза, ориентируясь на указания и сигналы воспитателя

Дети подходят к макету пруда,  встают  вокруг него.

Предлагают варианты ответов удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита.

Дети опускают в воду удочку с магнитом на конце и достают ключик.

Далее пробуют достать другие  предметы (металлические, пластмассовые,  алюминиевые, деревянные)

Высказываются о свойствах  магнетических и не магнетических предметов.

Высказывают предположения (ложка, сачок, лопатка, пинцет и др.), выбирают предмет и с их помощью очищают «волшебный пруд» черепахи Тортиллы.

Участвуют в беседе.

Вспоминают, чем занимались, отвечают на  вопросы.

Сформирована мотивация.

Созданы условия для  развития  умений слушать воспитателя, эмоционально откликаться на происходящее.

Оказано содействие  самостоятельному поиску ответов на вопросы, возникших в ходе  решения проблемной ситуации с магнитом.

Созданы условия для  знакомства детей с «магнитной силой притяжения»

Обогащен словарь детей словосочетанием   «магнитные силы притяжения». 

Уточнены представления детей о положительных и отрицательных  качествах личности человека.

Сформировано умение  проявлять инициативную речь во взаимодействии с взрослым и сверстниками.

Обогащать опыт детей совместными двигательными действиями

.

Развито умение отгадывать загадки, основанные на  знакомых образах художественной литературы.

Создана игровая ситуация, способствующая формированию сострадания и сочувствия к  героям литературных произведений

Активизированы  знания о свойстве магнита притягивать металлические предметы, о магнетической силе.

Вызван  интерес  к  нетрадиционной изобразительной технике при помощи магнитного поля.

Осуществлено знакомство с     физическим явлением - «магнитное поле»

Обогащен словарь детей словосочетанием «магнитное поле»

Закреплены представления о магните и его свойстве притягивать металлические  предметы.

Созданы условия для самостоятельного экспериментирования - выявления материала, который может стать магнетическим.

Активизированы в детской речи слова: притягивает, намагничивает.

Уточнены знания о магнитной силе притяжения

Созданы условия для развития любознательности и познавательной активности  в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Вызвано сочувствие к попавшему в беду сказочному герою, желание ему помочь.

Закреплено умение координировать свои действия, ориентироваться в пространстве, действовать с опорой на сигнал.

Созданы условия для развития умения  вступать в диалог со взрослым в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Активизированы в речи детей слова: магнетические и не магнетические предметы.

Созданы условия для употребления в речи сложноподчиненных предложений.

Развито умение отличать магнетические предметы от не магнетических.

Предоставлена возможность для практического применения детьми личного социального опыта.

Расширена потребность  в проявлении заботы об окружающем мире, желании принимать посильное участие в решении экологических проблем.

Обобщены знания детей о свойствах магнита, уточнены способы применения их людьми.

Созданы предпосылки для развития умений  слушать воспитателя, понимать суть  задаваемых вопросов, отвечать на них сложноподчиненными предложениями.