Познавательные веселые эксперименты
материал по окружающему миру на тему

Ярмонова Татьяна Николаевна

С помощью этих познавательно веселых экспериментов можно рассказать и показать детям: как появляются и чем питаются растения, как устроена жизнь муравейника,ч то делают под землей дождевые черви о и многое другое познавательное и интересное. А самое главное можно научить лучше понимать природу и открывать ее "секреты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_eksperementy_dlya_detey.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕСЕЛЫЕ

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯДЕТЕЙ

Вырастет ли из каштана деревце?

Понадобиться: - каштаны, собранные осенью;

-2,3или четыре цветочных горшка;

- земля для цветов;

- лейка.

1. Наполни горшки землей (эксперимент лучше проводить осенью).

2. Положи в каждый горшок и присыпь его сверху землей.

3. Выставь горшочки на свежий воздух (например, на балкон).

4. Поливай землю. Она всегда должна быть влажной, но не мокрой, иначе каштаны сгниют.

        Что происходит? Следующей весной прорастут одно, два или даже три семени, и маленькие каштанчики начнут расти. Зеленые листья молодых растений выглядят так же, как и листья больших деревьев.

        Почему? Каштаны – это семена каштанового дерева. Они содержат запас полезных веществ, необходимых для того, чтобы выросло новое растение. Во влажной теплой почве семена прорастают быстрее. Из семени проклевывается зародыш растения. Сначала формируются корешки, которые растут вниз. Потом развиваются зеленые зародышевые листики, которые растут вверх, появляются другие  листья. Они похожи на ладонь, как и листья взрослого каштанового дереве. Деревце сначала будет очень маленьким, без ствола и ветвей. Чтобы оно хорошо  росло, ему нужен большой горшок.

Можно ли увидеть клетки луковицы?

Понадобиться: -луковица;

- разделочная доска;

- нож;

- пинцет;

- чистое стекло;

- лупа.

1. Вместе со взрослыми разрежь пополам луковицу и очисти  от шелухи.

2. Снимите пинцетом тонкую прозрачную шкурку с внутренней стороны луковицы.

3. Положи кожицы на стекло и рассмотри ее под лупой.

        Что происходит? Ты видишь, что тонкая шкурка состоит из крошечных клеток. Отдельные клетки соединены друг с другом и вместе образуют ткань.

        Почему? Лук – это растение, которое состоит из клеток, как и все живые организмы. В клетках находится жидкость, а в этой жидкости- крохотные частицы (в том числе клеточное ядро), которые можно увидеть только с помощью сильного микроскопа.

        «Кирпичики» жизни. Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии – все живые организмы состоят из клеток, мельчайших «кирпичиков». Некоторые организмы состоят всего из одной клетки и размножаются делением.

БАКТЕРИИ.

        Регулярно ли ты чистишь? Если да – это очень хорошо, потому что в твоих зубах не будет дырок. Дырки возникают оттого, что бактерии, вызывающие кариес, образуют во рту кислоты, которые разъедают зубную эмаль. Бактерии – живые организмы, настолько крохотные, что их не видно невооруженным глазом. Но они есть почти везде. Некоторые бактерии безобидны и даже полезны, а другие вызывают болезни.

Есть ли в молоке бактерии, которые размножаются?

Понадобиться: -миска;

- пол-литра непастеризованного цельного молока.

1. Налей молоко в миску.

2. Поставь миску в тепло.

3. Через 2-3 дня посмотри на молоко.

Что происходит? Молоко уже не белое и жидкое, а желтоватое и густое.

        Почему? В молоке содержатся вода, глюкоза, молочный белок и молочнокислые бактерии. Молочнокислые бактерии питаются глюкозой и превращают ее в молочную кислоту. Когда тепло, эти бактерии размножаются быстрее, поэтому молоко скисает. А когда молоко кислое, оно становится плотнее.

        Кстати, кислое молоко (простоквашу) можно пить. Особенно вкусно оно со свежими фруктами.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

        В клетках живых организмов есть не только вода, но и крошечные частички (органеллы), выполняющие различные функции. Клетки листьев растений содержат  еще и то, чего нет в  клетках животных.  

Что содержат клетки пряных трав?

Понадобиться: - лист белой бумаги;

- веточка петрушки (или другой пряной травы).

1. Отщипните зеленый листочек и разотрите его на бумаге.

2. Отщипните второй листочек, разотрите между пальцев и понюхайте.

         Что происходит?  Бумага окрашивается в зеленый цвет, растертая трава имеет сильный запах.

        Почему? Травы, как и все зеленые растения, содержат красящий материал – хлорофилл. Он находиться в клетках растений. Если листик размять, стенки клеток разрушаются, хлорофилл выступает из клеток растений и окрашивает бумагу. Ароматические вещества попадают в воздух, и, вздыхая, чувствуем.  

РАСТЕНИЯ

        Когда в городе пыльно и душно, хорошо отправиться за город, чтобы прогуляться по лесу. Под зелеными деревьями можно вздохнуть полной грудью,  потому что их листья каждый день с утра до вечера выделяют кислород. Он выделяется через крошечные поры на поверхности листка. Кислород содержится в воздухе в виде газа, и, как и воздух, его нельзя увидеть. Людям и животным кислород нужен для дыхания, без него мы умрем.

        Растениям, животным и людям чтобы жить, нужно питаться. Но людям и животным необходимо есть и пить, а растениям – нет. Они сами вырабатывают свое питание. Для этого им требуются только вода, углекислый газ из воздуха и солнечный свет. Зеленый красящий пигмент хлорофилл помогает им собирать солнечные лучи и получать энергию, чтобы вырабатывать глюкозу, которая их питает. Листик – это фабрика по производству глюкозы и кислорода.

КРАСЯЩИЙ ПИГМЕНТ

        Листья состоят из клеток. Клетки содержат зеленый красящий материал хлорофилл. Он может улавливать солнечные лучи. Что происходит с листьями, к которым не поступает свет?

Что происходит с заклеенными зелеными

 листьями?

Понадобиться: - комнатное растение с большими зелеными листьями;

- пластырь или непрозрачная клейкая лента.

1. Поставьте растение на подоконник.

2. Наклейте маленькую полоску пластыря на лист комнатного растения. Пусть пластырь остается на листке неделю. И не забывайте поливать растение.

3. Через неделю осторожно удалите пластырь.

        Что происходит?  Та часть листа, что была заклеена,  светлеет и становится белёсой или светло-зеленой, другие части остаются, как прежде, зелеными.

          Почему? Через окно солнце светит  на листья растения. Зеленый   красящий пигмент хлорофилл ловит свет и использует его выработки питания (глюкозы). если у растения есть глюкоза и другие питательные вещества, оно может расти и вырабатывать новый  хлорофилл. В нашем эксперименте одну часть листа мы закрыли, чтобы свет не мог на нее попадать. Так как хлорофилл на закрытой части листа не используется, растение его расщепляет: зеленый лист становится светлее, цвет блекнет. А если все растение переставить в тень, то листья больше не смогут производить питание. Растение истощается и умирает.

Для чего картофелю глазки?

Понадобиться: - коробка из-под обуви с крышкой;

- старая картофелина с глазками и побегами.

1. Положите картофелину с глазками и побегами в угол коробки так, чтобы глазки или побеги оказались сверху.

2. Проделайте отверстие диаметром 2-3см в самой дальней от картофелины стенке.

3. Закройте коробку крышкой.

4. Поставьте коробку в теплое солнечное место. Обратите внимание, в дырку должен попадать свет. Подождите несколько дней и понаблюдайте, что произойдет с дыркой.

        Что происходит?  Из дырки высовывается извивающийся побег, то есть часть растения, которая образуется  из глазков и дает ростки. Побег постепенно окрашивается в зеленый цвет, и из него прорастают листики.

        Почему? В коробке белые побеги картофеля стремятся к отверстию, а из него – наружу. Они ищут солнечный свет и растут ему навстречу. Свет заставляет побег образовывать хлорофилл. Листья становятся зелеными. Они помогают картофелю вырабатывать глюкозу, которая нужна для роста.

Доходит ли вода до цветков?

Понадобиться:- белый тюльпан или другой белый цветок со стеблем;

-  красные или синие чернила либо пищевой красители:

- чайная ложка;

- вода;

-  большая пустая банка;

-  нож.

1. Наполните банку водой.

2. Добавьте чайную ложку чернил или 10-15 капель красителя и размешайте.

3. Подрежьте стебель снизу.

4. Поставьте цветок в окрашенную воду.

5. Подождите несколько часов и внимательно рассмотрите лепестки цветка

        Что происходит?  Белые лепестки окрашиваются.

        Почему? Стебель состоит из крошечных трубочек (проводящих путей). По ним окрашенная вода поднимается вверх к лепесткам, и те меняют цвет.

Попадает ли глюкоза из стебля в листья?

Понадобиться:-два свежих зеленых стебля сельдерея с листьями;

- два высоких стакана;

- столовая ложка сахара;

- вода;

- фломастер, след от которого не смывается водой.

1. Наполните оба стакана водой.

2. Положите в один стакан сахар и хорошо размешайте, чтобы он полностью растворился.

3. На стакане со сладкой водой нарисуйте фломастером точку.

4. В каждый стакан поставьте по одному стеблю сельдерея с листьями.

5. Поставьте стаканы в холодильник на 48часов.

6. Достаньте стаканы из холодильника, отщипните от каждого стебелька по листочку и съешьте их. Обратите внимание на вкус. (Не проводите опыт с другими растениями – листья могут быть ядовитыми!). 

        Что происходит?  Листья сельдерея, которые были  в сладкой воде, стали сладкими.

          Почему? Стебель, который стоял в сладкой воде, впитал сахарную воду. По стеблю она попала в листья, поэтому они стали сладковатыми.

Нужна ли семени земля для образования зародыша?

Понадобиться: - семена фасоли;

- бумажные салфетки;

- ножницы;

- газетный лист;

- пульверизатор с водой;

- пустая стеклянная баночка.

1. Отрежьте полоску от салфетки, поместите ее в банку, прислоните к стенке и отрежьте выступающий край.

2. Скомкайте газетный лист и положите его в банку.

3. Возьмите пульверизатор и намочите комок из газетной бумаги и салфетку.

4. Поместите несколько семян фасоли между салфеткой и стенкой банки.

5. Поставьте банку на подоконник, если там тепло и солнечно. Не забывайте каждый день опрыскивать бумагу.

        Что происходит?  Примерно через 1-2 дня образуются зародыши побегов.

        Почему? У семян есть все, чтобы образовывать зародыш. Вначале ростку не нужна земля. Силу роста  он получит из питания, которое содержится в семени. Когда на росток светит солнце, он образует хлорофилл. хлорофилл необходим, чтобы растение могло вырабатывать глюкозу, как запас питательных веществ в семени будет израсходован. Земля необходима ростку, когда он становиться больше. Посадите растение на грядку или в горшок с землей. Он сможет укорениться

 в земле и всасывать воду и соли из нее.

 

Что мешает семени расти.

Понадобиться: - семена салата;

- две маленькие миски;

- вата;

- пульверизатор с водой;

- тонкая долька яблока.

1. Положите дольку яблока в миску.

2. Положите на дольку яблока и в другую миску тонкие кусочки  ваты и спрысните их водой.

3. Распределите семена салата равномерно по поверхности ваты.

4. Поставьте обе миски в теплое место (например, на подоконник) и постоянно увлажняйте их.

        Что происходит? Из семян в первой миске развиваются зеленые росточки салата. В миске, где лежит    долька яблока, росточки не появляются.

        Почему? В мякоти яблока содержаться вещества, которые препятствуют образованию ростка не только из яблочного зернышка, но и из других семян.

МАЛЕНЬКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Теперь вы знаете, растения могут самостоятельно вырабатывать сахар для питания. А животные этого не могут, и им нужно что-то есть, иначе они умрут от голода.

        Мотыльки, улитки, дождевые черви и пауки — все они тоже животные, только маленькие. Они живут в саду либо в лесу. Их легко не заметить. Чтобы их найти, нужно присмотреться, но наблюдать за ними — большое удовольствие. Насекомые и улитки — тоже живые существа и их нельзя мучить. Если вы поймали кого-нибудь из них, нужно бережно относиться к нему и обязательно вернуть его на то место, где взяли, чтобы маленькое животное могло продолжить свои важные дела.  

Любят ли  дождевые черви яблоки

        Понадобиться: - дождевые черви;

- банка;

- черная земля;

- светлая глинистая почва;

- песок;

- немного тертого яблока;

- старое полотенце;

- пульверизатор с водой.

1. Положите в банку немного песка, а потом глины и обычной земли. Снаружи будут видны разные слои почвы.

2. Намочите пульверизатором землю и поместите туда одного, двух или трех червей.

3. Распределите по поверхности  тертое яблоко.

4. Накройте банку полотенцем и снимайте его, только когда наблюдаете за червями.

        Что происходит? Черви копошатся в земле и разрыхляют слои почвы. Вскоре почва перемешивается и маленькие кусочки яблока исчезают.

        Почему? Когда черви перемешивают землю, кусочки яблока попадают с поверхности вглубь. Там черви поедают их вместе с землей. В земле, которую червь выделяет после еды, много питательных солей, которые нужны растениям для роста.

Могут ли улитки видеть или слышать?

        Понадобиться: - улитка с раковиной;

- большая плоская тарелка;

- пустая коробка с крышкой;

- песок, трава, листочки львиного зева и веточки;

- свисток, карманный фонарик;

- пульверизатор с водой.

1. Положите на тарелку песок, траву, листочки львиного зева и веточки и намочите их водой из пульверизатора.

2. Посадите на тарелку улитку и подождите.

  1. Когда улитка высунет голову из раковины, громко свисти и обратите внимание, реагирует ли улитка на шум.
  2. Намочите дно коробки из пульверизатора и наполовину накройте коробку крышкой.
  3. В открытую половину коробки посадите улитку. Подождите, пока она не успокоится и не высунет  рожки.
  4. Посветите фонариком на улитку и посмотрите, что будет.

Что происходит?  На свист улитка не реагирует. Если ее осветить фонариком, она пытается уползти от света в закрытую, темную половину коробки.

Почему? У улиток нет ушей, поэтому они не реагируют на звуки. На голове у улитки две пары рожек: подлиннее и покороче. Те, что подлиннее, наверху заканчиваются глазами, которые выглядят как черные точки. С их помощью улитка различает темноту и свет, может распознавать движения. Короткая пара рожек служат для обоняния и осязания.

Как различают насекомых?

Понадобиться: - газетная бумага;

- пустые стеклянные баночки с крышками;

- белая бумага;

- лупа.

1. Соберите ползающих или летающих маленьких животных.

2. Рассадите животных по баночкам.

3. Расстелите газету на ровной сухой поверхности и положите  на нее белую бумагу.

4. Осторожно возьмите животное и положите его на бумагу. Рассмотрите под лупой. Попытайтесь сосчитать, сколько у него ножек.

        Что происходит?  У насекомых одинаковое количество ножек. У некоторых их6, у некоторых 8, а у других еще больше.

        Почему? Есть много различных маленьких животных, которые могут ползать или летать. По количеству ножек можно узнать, к какой группе относиться животные. У кого 6 ножек и крылья — насекомые. К ним относятся пчелы, мухи. У муравьев крылья есть только у маток и особей мужского пола. Но и у бескрылых муравьев, как и у всех насекомых, 6 ножек. У паукообразных нет крыльев и у них 8ножек. Мокрицы с их 14 ножками причисляются к ракообразным.  

Можно ли приманить насекомых?

Понадобиться: - бумажный стаканчик;

- кусочек фрукта в качестве приманки;

- деревянная доска;

- 4 камня;

- совок, лупа.

1. Выкопайте под деревом ямку, куда можно поместить бумажный стаканчик.

2. Поставьте стаканчик в ямку и насыпьте землю вокруг его краев. Края стаканчика должны быть вровень с землей.

3. Положите приманку в стаканчик.

4. Вокруг стаканчика положите 4 камня или кусочки дерева одинакового размера, а на них деревянную доску для защиты от дождя.

6. Каждый день проверяйте ловушку.

        Что происходит? Спустя некоторое время обнаружите в стаканчике маленьких животных. Можно их вынуть и понаблюдать с помощью лупы.

        Почему? Сладкий аромат фруктов приманил насекомых. Как хорошо у них развито обоняние. В поисках пищи они упали в стаканчик и не смогли взобраться вверх по гладкой стенке. Не забудьте освободить насекомых, после наблюдения. После окончания эксперимента выньте стаканчик, выбросите его, а выкопанную ямку снова заполните землей.

Что творится внутри муравейника?

Понадобиться: -лист коричневой бумаги;

- карандаш, безопасные ножницы и линейка;

- белая бумага и клей;

- 10-12 изюминок;

- зернышки риса, крупная коричневая фасоль.

1. Нарисуйте карандашом в верхней части листа коричневой бумаги большой холм. Вырежьте его ножницами по контуру.

2. Нарисуйте на белой бумаге 5 больших овалов, похожих на яйцо. Они будут изображать палаты в муравьином государстве. Вырежьте их и приклейте на коричневую бумагу.

3. Вырежьте из белой бумаги полоски шириной около 1см и приклейте их на коричневую бумагу. Полоски должны изображать ходы, соединяющие палаты.

4. Фасоль будет изображать царицу, изюминки — работниц, а зернышки риса — яйца. Расклейте все по овалам — палатам.

Можно ли использовать ладони как термометр?

        Понадобиться: - три миски;

- горячая, чуть теплая и холодная вода.

1. Наполните одну миску горячей водой, другую — чуть теплой, а третью — холодной.

2. Опустите правую руку в горячую воду, а левую — в холодную.

3. Через несколько минут выньте руки, встряхните и сразу и опустите в чуть теплую воду.

        Что происходит? Правой, разогретой, рукой вода воспринимается как холодная, а левой, охлажденной, - как теплая.

        Почему? В горячей воде ладонь нагревается. Если вы опускаете ее в тепловатую воду, она начинает отдавать тепло. В ледяной воде рука охлаждается. Если погружаете ее в теплую воду, она забирает немного тепла и вы его ощущаете. Вы не сможете различать на ощупь, теплая вода или холодная. Поэтому для точного измерения температуры рука не годиться.

Распознаем ли мы запахи с завязанными

глазами?

                         

        Понадобиться: - 8 стаканчиков;

- 2 кусочка лимона с кожурой;

- 2 маленьких кусочка банана;

- листья базилика;

- кофе, платок.

1. Завяжите кому-нибудь из друзей глаза.

2. Приготовьте по два стаканчика с каждым ароматным веществом: 2 с лимоном, 2 с бананом, два с базиликом и 2 с кофе.

3. Поднесите под нос испытуемому один стаканчик и попросите отгадать, что в нем.

4. Затем подносите один за другим остальные стаканчики. Друг должен определить, какие из них пахнут одинаково.

        Что происходит? Запахи лимона и кофе знакомы всем. Их скорее всего назовут правильно. А вот ароматы трав не так уж легко распознать, особенно нюхая во второй раз.

        Почему? Запомнив какой-либо запах, позже мы узнаем его с завязанными глазами. Когда запах попадает в нос, наш мозг помогает определить его происхождение. Но назвать знакомый запах иногда непросто. Часто нам не хватает слов. Пахнет ли это гнилью, рыбой, гарью? Или же свежестью, фруктами, цветами.

Что происходит в ухе, когда мы что-нибудь слышим?

                Понадобиться:- полиэтиленовая пленка;

- миска, металлическая крышка;

- сахарный песок, столовая ложка.

1. Туго натяните на миску полиэтиленовую пленку.

2. Теперь миска похожа на барабан. Поставьте ее на стол и насыпьте сахарный песок на пленку.

3. Рядом с миской звонко ударьте столовой ложкой по металлической крышке.

          Что происходит? Если присмотреться, то увидим, что сахарные песчинки начинают двигаться.

        Почему? Когда ударяем по крышке, производим шум. Шумы — это звуковые волны. Мы их не видим, но замечаем. Когда они попадают на пленку, та начинает вибрировать. Когда пленка колеблется, вместе с ней двигаются сахаринки. А когда мы слышим, в ухе что-то колеблется. Это барабанная перепонка — крошечный кусочек туго натянутой кожи, которая начинает вибрировать от звука.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

веселые эксперименты на кухне

очень часто дети мешают родителям на кухне. но, оказывается это совместное времяпрепровождение можно сделать увлекательнм и познавательным. нужно только включить фантазию и превратить кухню в лаборато...

статья Веселые эксперименты

экспериментальная деятельность дошкольников...

Проект "Веселые эксперименты"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядн...

Проект "Веселые эксперименты"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядн...

Конкурс для педагогов «Веселые Эксперименты» Тема: «Надуй воздушный шар»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16104867","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"446","width":"326"}}]]...

Проект "Юный исследователь.Веселые эксперименты"

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Статья «Веселые эксперименты»

Рассмотрим несколько опытов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка....