Секреты маленьких человечков (элемент ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Баранникова Татьяна Юрьевна

НОД для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sekrety_malenkikh_chelovechkovelement_triz.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 25 «ПЧЁЛКА» СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ.

                                                           Разработчик: Баранникова.Т.Ю., воспитатель.

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.

Цель:

- посредством элементов ТРИЗ формировать представления о свойствах различных веществ и их способности перехода из одного состояния в другое под влиянием температурных воздействий;

 - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

-  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;

 - активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;

 -     обобщить и закрепить знания детей о воде;

Развивающие:

 -  развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;

-      развивать навыки проведения лабораторных опытов;

-       развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;

-        продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Воспитательные:

- воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

- формировать желание соблюдать правила дорожного движения; 

 - воспитывать чувство ответственности.

Предварительная работа:

- Беседа с детьми о значении воды

- Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

 -Чтение сказки «Путешествие Капельки»

 - Проведение отдельных опытов с водой и предметами

 - Дидактическая игра «Кому нужна вода»

- Дидактическая игра «Плавает – тонет»

 - Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

Словарная работа: закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.

Материалы и оборудование: сосуды с жидкостями, лёд, колба, спиртовка(свеча), твёрдые предметы (камень, дерево, железо), полиэтиленовый мешочек с воздухом, салфетки, карандаши. Баночка с натёртым чесноком, флакон духов.  ТСО - музыкальное сопровождение; использование ИКТ.

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.

 В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. ( Слайд 1) Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Слайд 2). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. ( Слайд 3).Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны. (Слайд 4). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.

Воспитатель: А хотите познакомиться с этими человечками поближе?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Эти человечки живут в окружающих нас предметах.

Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д. (слайд 5)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте убедимся, что в столе живут эти человечки.

Опыт №1(с карандашом)

Дети, взяв по карандашу пытаются пройти сквозь стол карандашом.

Воспитатель: А как вы думаете где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети: В нетвердых предметах.

Воспитатель: Вы правы и сегодня мы познакомимся с человечками, которые живут в жидкостях и образуют жидкие вещества. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился - весной.

Дети: Ручей.

Воспитатель: Молодцы отгадали. Ручеёк — это вода и она жидкая.

А что вы ещё знаете жидкое?

Дети: Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д. (Слайд 6)

Воспитатель: Правильно, молодцы!  Давайте убедимся, что в жидкостях живут эти человечки.

Опыт №2 (с карандашом)

Дети, взяв карандаш пытаются пропустить его сквозь жидкость. Переливают из одной ёмкости в другую.

Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: Дым, пар. Не всегда, но, можно, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя. ( Слайд 7)

Воспитатель: Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.

Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком, воздушным шаром, духами, баночкой с чесноком).

Воспитатель: Ну как понравились вам человечки? Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые?

Дети:(Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Дети: Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.

Воспитатель: Но, чтобы мы смогли заняться интересны, дело нам нужно отдохнуть и немного поиграть.

Игра - на координацию речи с движением.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Воспитатель: Теперь мы будем с вами учёными. И я вас буду учить делать небольшие опыты. И посмотрим какие человечки живут в воде. Вот для вас новая подсказка:

Коль зимою прыгнуть с вышки,

То набьёшь, конечно шишки.

Знать тверда была вода,

Ты ответишь без труда.

Воспитатель: (показывает лёд, даёт потрогать) Почему вода твёрдая зимой? Какие живут там человечки?

Дети: Зимой мороз и вода замерзает, превращается в лёд, а лёд очень твёрдый. Там живут дружные человечки. Твёрдые.

Воспитатель: 

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду,

Будешь мокрый ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Вот такая чехарда: то здесь лёд, а то вода.

Опыт №4 (Лёд тает)

Берётся спиртовка или свеча и кусочек льда нагревается пока не растает.

Воспитатель: Почему лёд превратился в воду? Что произошло с человечками?

Дети: Когда лёд нагрелся он растаял. Человечки стали не совсем дружными они расцепили руки. Жидкими.

Воспитатель:

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке.

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдём.

Опыт №4 (Нагревание воды, испарение)

Берётся ложка и наливается вода и нагревается, пока вода не испарится. Или электрический чайник показать, как идёт пар.

Воспитатель: Что произошло с водой? Что произошло с человечками?

Дети: Вода при нагревании испарилась и превратилась в пар. А человечки разбежались в разные стороны и стали бегать и прыгать. Газообразными.

Воспитатель: 

И вода, и лёд и пар,

Скажет вам и млад, и стар,

Это всё – таки вода, ты запомни навсегда!

Ну что, вам понравилось быть учёными? Так из каких человечков может состоять вода?

Дети: Из твёрдых, жидких и газообразных.

Воспитатель: Расставляются блюда с предметами. А теперь задание на смекалку.

  1. Стол находит предметы, состоящие из твёрдых веществ.
  2. Стол из жидких веществ.
  3. Стол газообразных веществ.

Воспитатель: Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо Света за внимательность, Богдан за сообразительность, Саша за, то что был хорошим учёным.

Литература:

  1. О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы» Москва, 2005г
  2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. http://vospitatel.com.ua/
  5. http://dohcolonoc.ru/cons/5279-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov.html
  6. Гин.С.И.    Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты маленьких человечков

Конспект занятия с элементами ТРИЗ по опытно - экспериментальной деятельности....

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

ВведениеИспользование методики ТРИЗ является развитие таких качеств мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность: развитие поисковой активности, речи и творческого воображения...

«Познавательная гостиная с одарёнными детьми», По теме: «Секреты маленьких человечков с элементами ТРИЗ» Для детей от 5 до 6 лет

Посредством элементов ТРИЗ формировать представления  о свойствах материалов неживой природы. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы; Используя метод моделирования...

«Секреты маленьких человечков» с элементами ТРИЗ

Мастер – класс по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе...

Методическая разработка "Секреты маленьких человечков"

Метод маленьких человечков (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутренние строения объектов и взаимодействия между ними....

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...