Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.
материал (подготовительная группа) на тему

Оксана Валерьевна

 

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: Формировать простейшие географические представления о территориальных размерах нашей страны и её многонациональности. Расширять и уточнять знания детей об историческом и этнографическом своеобразии Республики Саха (Якутия): государственная символика, коренные народы Якутии, народное творчество, одежда, национальные блюда, традиции и обычаи, растительный и животный мир.

Социально-коммуникативные навыки: формирование навыка совместного взаимодействия со взрослыми и детьми, умения договариваться, соблюдать правила.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие. («Коммуникация»)

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:

  • формирование словаря – уточнить смысл некоторых слов (каюр, яранга, нарты, хомус, лемминг); обогащать и активизировать словарь детей по теме «Якутия – Республика Саха»;
  • развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения;
  • грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами;

Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, активность, память;

Воспитательные задачи: Воспитывать желание жить в дружбе и согласии с людьми разных национальностей; воспитывать чувство гордости за свою огромную многонациональную страну, свой народ; развивать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект тематического досуга203.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)

на Тему: «Республика Саха (Якутия)».

Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная»

для детей подготовительной группы.

C:\Users\Вадим\Desktop\Проект Якутия\DSC04776.JPG        C:\Users\Вадим\Desktop\фото\DSC04821_hf.jpg

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Коммуникация».

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).

Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: Формировать простейшие географические представления о территориальных размерах нашей страны и её многонациональности. Расширять и уточнять знания детей об историческом и этнографическом своеобразии Республики Саха (Якутия): государственная символика, коренные народы Якутии, народное творчество, одежда, национальные блюда, традиции и обычаи, растительный и животный мир.

Социально-коммуникативные навыки: формирование навыка совместного взаимодействия со взрослыми и детьми, умения договариваться, соблюдать правила.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое взаимодействие. («Коммуникация»)

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:

  • формирование словаря – уточнить смысл некоторых слов (каюр, яранга, нарты, хомус, лемминг); обогащать и активизировать словарь детей по теме «Якутия – Республика Саха»;
  • развитие связанной речи – вовлекать детей в разговор; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения;
  • грамматический строй речи - употреблять существительные с предлогами;

Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, активность, память;

Воспитательные задачи: Воспитывать желание жить в дружбе и согласии с людьми разных национальностей; воспитывать чувство гордости за свою огромную многонациональную страну, свой народ; развивать патриотические чувства.

Оборудование и материалы:  государственная символика Якутии (герб, флаг), Национальная одежда, продукты для национального блюда – кёрчех, национальный музыкальный инструмент – хомус. Народные якутские предметы быта, фотографии национальных костюмов, якутские книги, детские творческие работы, детские доклады по проекту, якутские сувениры.

Предварительная работа: Работа с географической картой. Проведение тематических занятий по ознакомлению детей с республикой Саха (Якутия). Чтение якутских сказок, сказок народов Севера;  рассказов и стихов о Севере: С. Данилов «Каюры»; А. Камытваль «Как построить ярангу», «Новость»; Ю. Шестопалов «Северное сияние». Просмотр мультипликационного фильма о Якутии из цикла «Мульти – Россия» режиссёр Сергей Меринов. Беседы о растительном и животном мире Якутии, о народностях, национальной одежде и кухни по детским докладам. Коллективная лепка: «Каюр в тундре», аппликация: «В собачьей упряжке», ручной труд: «Флаг Якутии», рисование: «Стойбище оленеводов».

Подготовка к развлечению: разучивание народных игр, песен, стихов, танцев.

Оформление музыкального зала: В центре музыкального зала на ширме висит политическая карта России, с гербом и флагом республики Саха (Якутия). Вокруг карты фотографии людей в якутских национальных костюмах. Внизу на столиках представлены детские доклады и творческие работы по теме проекта, книги, сувенирные открытки, национальные предметы быта, одежда и украшения, национальные музыкальные инструменты – хомус и бубен.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под якутскую народную музыку и садятся на стульчики. Выходят двое детей в якутских национальных костюмах и рассказывают стихотворение.

1 ребёнок:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

2 ребенок:

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

1 ребёнок:

Один рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

2 ребенок:

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, какой регион нашей страны самый большой? (Дальневосточный).                             А где в Дальневосточном округе находится самая большая республика и как она называется? (В Северо-восточной части  Сибири находится самая большая республика –  Саха (Якутия).                                                                                                                                     Правильно, молодцы! Я вам уже рассказывала, какая необъятная и многонациональная наша страна – Россия. Она тянется с востока на запад и севера на юг. Сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы еще больше узнать о республике Саха, о людях, которые там живут. А кто может показать на карте России, где находиться республика Саха (Якутия)? Каким цветом она закрашена на нашей карте? (Зелёным.) Многие из вас приехали в Москву их других регионов нашей страны, кто-то приехал из Татарстана, кто-то из Кавказа и других мест. Но в каждом регионе есть народы, которые называют коренными, позднее в викторине вы мне назовёте коренные народы Якутии. Вот сегодня к нам в гости и приехали коренные жители Якутии, которые расскажут и покажут о своей республике Саха много интересного (заходят гости – якуты, бабушка и тётя воспитанницы из Якутска).

Гости: Ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие по Якутии вместе с нами? (Да). Тогда представьте, что вы сели в самолёт, путь до Якутии далёк!

Стюардесса: Внимание, объявляется посадка на рейс 20-14. Всем пассажирам занять свои места. Пристегнуть ремни безопасности. Счастливого полета!

На посадку приглашает самый лучший экипаж!

Аэробус совершает удивительный вояж!

Мы расселись у окошка, вьется лётная дорожка.

До пяти мы посчитаем, приготовились –

Взлетаем! (дети считают хором до пяти)

Включить презентацию «Якутия» (часть 1). 

Стюардесса: Мы приземлились в столице республики Саха – городе Якутске.

Гости: Дорооболорунг! Багалыста ахын кунду ыэлдиттар. Добро пожаловать в столицу Якутии- город Якутск. Якутск - один из старейших городов нашей республики. Это – культурный центр. В Якутске есть музей вечной мерзлоты, театры, памятники, гостиницы.

Читают отрывок стихотворения Леонида Попова “Другу, русскому человеку”.

1 – ый гость: Рассказать о Родине моей

О великой Лене, об Алдане,

Просишь ты меня, но ей - же – ей

Слов я не найду для описаний

2 – ой гость: Верь, не верь - по мне моя страна

Краше всех других и интересней;

Тут не слово - музыка нужна,

Сердце окрыляющая песня…

Воспитатель: Недалеко от Якутска найдены большие запасы угля. Давайте, посмотрим фотографии с видами города (включить продолжение презентации – часть 2). А какие еще полезные ископаемые добывают в Якутии?

Дети: Золото, алмазы, уголь, нефть.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Гости: А в Якутии у нас сейчас праздник - «Ысыах».  Вы уже знаете, что зима в Якутии бывает долгой, холодной и суровой, а лето коротким. После долгой зимы, наконец, наступает долгожданное лето, и мы якуты отмечаем это праздником – «Ысыах». Перед праздником люди наряжаются в национальную одежду, расшитую цветными нитями (показывает на детей одетых в национальные костюмы).  На самой красивой широкой поляне, ставят праздничный священный «Сэргэ» (коновязь) и украшают разными, цветными лоскутками ткани, это называется «Салама». Готовят национальные блюда в якутской национальной посуде («Чорон» - деревянная посуда для кумыса. «Кытыйа» -  деревянная чаша. «ЫаБыйа» - берестяное ведро.) Показывают детям названные предметы обихода.

Праздник отмечается песнями и танцами. Выходите все в центр зала я научу вас якутскому хороводному танцу «оґуохай». А Нюргусун будет играть на якутском национальном инструменте – хомус. Это – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Хомусы изготавливаются из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя и четырьмя язычками. Послушайте как он звучит. А теперь возьмитесь за руки и выполняйте все движения за мной под моё горловое пение (дети танцуют национальный танец под звучание хомуса и горловое пение). Ребята вам понравилось звучание хомуса и горловое пение? (Да). Вы молодцы, у вас хорошо получился танец «оґуохай» и за это я приготовлю сегодня для вас национальные якутские блюда: «Кёрчех» и лепёшки, потому что на праздниках принято угощение. У нас якутов очень много вкусных блюд: "Саламат" (кушанье из муки и сливочного масла), оладьи, лепешки, конская колбаса, напиток "Кумыс", его делают из молока кобылы. Это очень полезный напиток для здоровья. В старину его пили якутские богатыри, а потом проводили состязания – мерились силой. Ребята, а вы сильные? (Да). А вот мы сейчас это и  проверим. (Проводиться якутская национальная игра.)

Игра с перетягиванием (Быа тардыпыыта).

Играющие дети садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного (торут — корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленное. Остальные стараются общими силами оторвать его. Эта игра похожа на русскую «Репку».

Правила игры:

- победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его;

- количество участников определяется заранее;

- игру надо начинать по сигналу.

 После игры дети садятся на стульчики.

Гости: А ещё славится наша республика мастерами.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что умеют делать якутские мастера?

Дети: чеканить, вышивать нитками, бисером, шить красивые изделия из меха, замши. Делать различные поделки-сувениры из дерева, глины, меха. Шить красивую одежду, обувь. Обрабатывать алмазы, золото. Резать по кости. 

Воспитатель: Правильно, молодцы! Послушайте стихотворение об этом.

Резьба по кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Смотришь, сердце замирает:

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

Кружит белая сова.

Мчатся белые олени,

Гонит их пастух вперед,

Неуклюжие тюлени

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой.

И встает морозный Север

Пере нами как живой.

Гости: Посмотрите, ребята, какие поделки и украшения делают якутские мастера. (Показывают привезённые предметы быта и украшения).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, запомнили многое из того, что мы проходили! Сейчас проведём викторину и покажем нашим гостям, как мы полюбили Якутию.

Викторина: «Что мы узнали о Якутии?»

1. Покажите на карте и назовите самый крупный регион России, который часто называют «Алмазным краем».

Республика Саха (Якутия).

2. Назовите, какие коренные малочисленные народы севера живут в Якутии.

                                      Якуты, эвены, чукчи, долганы, юкагиры, эвенки.

3. Назовите традиционные национальные инструменты Якутии.

                                                                                                           Хомус, бубен.

4. Назовите зимнее красочное, яркое явление северной природы.

                                                                                                      Северное сияние.

5. Назовите животное,  которое по праву можно назвать - хозяином арктической пустыни.              

                                                                                             Белый медведь.

6. Как называется переносное жилище оленеводов.

                                                                 Чум или яранга.

7. Как называются узкие, лёгкие, длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак или северных оленей.

                                                       Нарты.

8. Кто управляет собачьей  (оленьей) упряжкой.

                                     Каюр.

9. Назовите самую ценную, удивительно сладкую ягоду Севера, про которую на севере говорят: «Её запасать, болезней не знать».

                                                                                               Морошка.

10. Назовите, какие растения произрастают в тундре.

Голубика, брусника, вороника, княженика, карликовая берёза, ягель.

11. Назовите, каких животных тундры вы знаете.

Северный олень, песец, лемминги, полярная сова, белая куропатка.

12. Назовите животных тайги.                                                                              

Росомаха, марал, рысь, заяц-беляк, медведь, соболь, бурундук, лось.

13. Назовите животных арктических пустынь.

Овцебык, белый медведь, морж, тюлень, котики.

14. Какие национальные блюда Якутии вы знаете?

Кумыс, строганина, конина, оленина, якутские лепёшки.

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием и заслужили в подарок мультфильм – Якутская народная сказка «Непослушный медвежонок». (Показ мультфильма).

Гости: Ребята, вам понравилось у нас в гостях, в Якутии? (Да). Приезжайте к нам ещё, мы любим гостей и всегда им рады! Хотим в подарок преподнести каждому из вас сувенир –   подвеска из бивня мамонта! А сейчас мы приглашаем вас на чай с якутскими лепёшками, и я научу вас делать национальное блюдо «Кёрчех» (взбитые сливки, с лесными ягодами).

Все поднимаются в группу, где дети под руководством гостей из Якутии участвуют в приготовлении национального блюда «Кёрчех».

 Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по республике Саха (Якутия). Давайте поблагодарим за всё наших гостей.

Читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова.

Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Породнила нас работа. Подружила нас охота.

Мы в одной стране с тобой живем.

Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя

И расширим круг своих друзей.

Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше

Словно солнце над страной моей!

Воспитатель:  До свидания! До новых встреч! А вы ребята подумайте, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз и кого пригласить к себе в гости.