Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шамсодинова Надежда Вильдяновна

 

                                                                                                                                             Конспект сценария итогового мероприятия

 

по проектной деятельности

 

«Традиции и обычаи русского народа»

 

на тему

 

«Знакомство с праздниками, песнями и играми русского народа»

 

в старшей группе.

 

 

 

1. Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие", «Физическое развитие».

 

2. Задачи:

 

1.  Познавательное развитие: дать детям представление о некоторых традициях русского народа, познакомить с традицией встречи и празднования таких праздников как «Пасха», «Масленица»; познакомить и рассказать детям о художественных промыслах русского народа, играх, русской кухне.

 

2.  Музыкальное развитие: продолжать знакомить детей с русскими народными песнями и плясками, приобщать к музыкальному искусству.

 

3.   Речевое развитие: развивать связную речь, формировать диалогическую речь, активизировать в речи детей прилагательные.

 

4. Художественно-эстетическое развитие: развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы: акварель, гуашь и их сочетания, придавая образу большую выразительность и более точное воплощение замысла, поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способность вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме, знакомить детей с произведениями художественной литературы по теме данных праздников, развивать умение слушать и читать стихотворения о русских народных праздниках, обычаях и традициях.

 

5.  Социально-коммуникативное развитие: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, а также между детьми и воспитателями, развивать умение выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно для этого находить различные речевые средства, проведение сюжетно-ролевой игры «Мама готовит суп (Щи рыбные)»

 

6. Физическое развитие: сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

 

 

 

3. Методы и приемы:

 

 

 

Практические: хороводная игра «Кукушка», подвижная игра «Шапки»; лепка яиц для праздника Пасхи; раскрашивание образцов дымковской игрушки (всадник, барыня с коромыслом, жеребята.); сюжетно-ролевая игра «Мама готовит суп».

 

 Наглядные: рассматривание дымковских игрушек; рассматривание картинок с изображением дымковской игрушки, рассматривание слайдов с изображением празднования русских народных праздников, наблюдение за действиями воспитателя во время лепки, просмотр слайд-шоу «Мини-музей русских народных обычаев и традиций», рассматривание русских народных костюмов.

 

Словесные: беседа по вопросам; проговаривание названий праздников, блюд, игрушек; отгадывание загадок; объяснение, чтение стихотворений; прослушивание в аудиозаписи песен к русским народным праздникам; чтение русских народных сказок; театрализованная постановка сказки «Репка».

 

 

 

 

 

4. Материалы и оборудование:

 

 

 

- картинки с изображениями блюд, игрушек, фрагментов с празднованием;

 

- дымковские игрушки различной величины;

 

- пластилин, доски для лепки, стеки;

 

- альбомные листы, гуашь, акварель, кисточка большая и маленькая, салфетки;

 

- диски с записями фильмов;

 

- аудиозапись песен к русским народным праздникам;

 

- сборник детских песен.

 

 

 

5. Ход мероприятия.

 

 

 

Дети входят в зал. Группа оформлена в виде русской избы. Стоит русская изба, рядом с ней кочерга, ухват, сковороды, печные горшки, вдоль стены стоят столы и лавки, на столах стоят дымковские игрушки. Дети наряжены в русские национальные костюмы.

 

Звучит музыка, дети исполняют русскую народную песню «Каравай».

 

 Дети усаживаются на скамьи, воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки дымковской росписи и назвать эти игрушки.

 

Дети. Это всадник, барыня, петушок, лошадка, козлик, мужичок с гармошкой.

 

Воспитатель. Рассмотрите узоры и вспомните как называются эти элементы.

 

Дети. Колечки, точки, прямые и волнистые линии.

 

Воспитатель. Молодцы. Все правильно, а теперь ребятки, возьмите любые образцы игрушек, сядьте поудобнее и раскрасьте свою игрушку элементами дымковской росписи.   (Дети под   негромкую русскую песню раскрашивают игрушки).

 

Воспитатель. Очень красивые и яркие работы получились, а теперь я предлагаю вспомнить вам русскую народную хороводную игру «Кукушка».

 

Дети стоят в кругу.

 

В центре водящий с закрытыми глазами.

 

Дети идут по кругу и поют:

 

«К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, Кто кукует отгадай»

 

Воспитатель указывает на любого в кругу.

 

Ребенок пропевает «Ку-ку».

 

Водящий должен угадать по голосу.

 

Воспитатель: ребята, отгадайте мою загадку

 

Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают

 

Дети. Масленица.

 

Воспитатель. Правильно, еще загадка.

 

Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.

 

Дети. Блин.

 

Воспитатель. Правильно. Я думаю, что вы догадались. Что речь пойдет о Масленице. Я предлагаю вам просмотреть слайды об этом празднике, а я вам буду про него рассказывать.

 

Дети просматривают слайды и слушают рассказ воспитателя.

 

Воспитатель. Совершенно верно. Люди издавна на Масленицу пекли блины, как символ тепла, солнца, победы весны над зимой. Символом последнего также было сжигание чучела Зимы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Её называют по-разному: разгульною, широкою, узкою, честною… В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои. Кулачные бои были очень распространены и на масленицу устраивались тремя способами: один на один, стенка на стенку и свалка. В кулачных боях могли принимать участие мужчины без различия звания и возраста.

 

Давайте, вспомним какие стихи, заклички и потешки про Масленицу мы с вами знаем.

 

1 ребенок. Как на масленой неделе
                   Из печи блины летели!
                    С пылу, с жару, из печи,
                   Все румяны, горячи!
                    Масленица, угощай!
                    Всем блин очков подавай.
                    С пылу, с жару - разбирайте!
                    Похвалить не забывайте.

 

2 ребенок.  Масленица, Масленица,
                    блинком полакомиться.
                   Прогони от нас метели,
                   Прокати на карусели.
                    Растопи холодный лёд,
                    Пусть весна скорей придёт!

 

3 ребенок. На столе калачи.
                   И блины горячи.
                   За окошком румяное солнышко.
                   Раскраснелось оно,
                   Словно выпить смогло
                   Чаю пять самоваров до донышка.
                   За окошком поёт о весне капель,
                   О зиме уходящей поёт.
                   Мне не хочется дома сидеть теперь:
                   По деревне весна идёт.

 

Воспитатель. Хорошо. Ребята, отгадайте-ка мою загадку:

 

Этот праздник в воскресенье.

 

Будет дома угощенье,

 

В школе мы заранее

 

Проявим все старание.

 

Будут яйца расписные,

 

Храма купола златые.

 

Клеим, лепим, вырезаем,

 

Дома близких поздравляем.

 

В душах свет, добро и ласка

 

В этот ясный праздник...

 

Дети. Пасхи

 

Воспитатель. Правильно. Значит сейчас пойдет речь о празднике Пасхе. Предлагаю вам просмотреть еще и слайды об этом празднике.

 

Дети просматривают слайды и слушают рассказ об этом празднике.

 

Воспитатель. Пасха – всеми нами очень любимый праздник. Пасха – это весна, это расцветающие нарциссы и цветущая сирень. Пасха – это заранее подготовленные пасочки и крашеные яйца. Пасха – это начало чего-то нового и чистого, осознание того, что в мире когда-то произошло огромное чудо! Посмотрите, вот тут в лукошке ваши мамы принесли ярко раскрашенные яйца, мы сейчас с вами займемся лепкой. Я приготовила вам пластилин, вы слепите из пластилина яйца и из пластилина же попробуйте их украсить.

 

Дети под русскую народную музыку расходятся за столы и выполняют творческую работу.

 

Воспитатель. Дети, а теперь давайте вспомним правило и ход русской народной игры «Шапки».

 

Каждому ребенку раздается по шапке. Когда все дети отворачиваются, ведущий подкладывает яичко в одну из шапок. Игроки по очереди пытаются догадаться, у кого лежит яичко. Тот, кто угадает, становится ведущим.

 

Воспитатель. Дети, вот мы с вами поговорили о традициях и обычаях таких праздников как «Масленица», «Пасха», вспомнили и поиграли в русские народные игры «Шапки» и «Кукушка», спели русскую народную песню, устали, наверное, да и покушать-то хочется. А давайте, вспомним названия блюд русской кухни.

 

Дети. Готовили каши (гречневые, овсяные, пшеничные, с молоком или на масле), кисель, щи, борщи, пекли ржаной и пшеничный хлеб, пироги с разной начинкой.

 

Воспитатель. Молодцы! А теперь девочки пройдут к нам сюда, в так называемую нашу «кухню» и помогут нам вспомнить рецепт щей и приготовить его.

 

Выходят две девочки в передничках и рассказывают. (Овощи, которые нужны для приготовления щей, сначала нужно почистить и тщательно промыть, потом нарезать их дольками, и положить в кипящий бульон, пусть они там какое-то время готовятся, а затем кладут нарезанную капусту. Подавать нужно с зеленью и со сметаной). Приятного всем аппетита.

 

Воспитатель. Девочки, спасибо вам, за ваш вкусный рецепт щей. А еще я с вами хочу поговорить о русских народных костюмах, которые надеты на вас. Девочки, расскажите, во что вы одеты?

 

Девочки. Это женский народный костюм русского народа – сарафан.

 

Воспитатель. Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Различались праздничные и будничные сарафаны. Я вам предлагаю еще раз рассмотреть русские сарафаны.

 

Выходят девочки и исполняют отрывок из русской народной песни «Во кузнице».

 

Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра… по праздничкам,
По пра… по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

 

Воспитатель. Молодцы, девочки, а теперь послушайте мой рассказ о мужских народных костюмах. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций).

 

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку. Штаны заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. Мужской русский народный костюм отличался мень­шим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из ру­бахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом. Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан.

 

Воспитатель. Это все, о чем я вам хотела рассказать о русских народных костюмах. А теперь посмотрите на полку с книгами. Я с помощью ваших родителей собрала почти всю библиотеку русских народных сказок. Давайте мы с   вами вспомним названия этих сказок и постараемся найти их здесь.

 

Дети называют сказки и показывают иллюстрацию к ним другим детям.

 

Дети. «Бобовое зернышко», «Волк и коза», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Иван-царевич и серый волк», «Колобок», «Иван-царевич и серый волк», «Маша и медведь», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок», «Заяц-хваста», «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть».

 

Воспитатель. Да ребят их много, мы и в дальнейшем будем знакомиться с ними. Русские народные сказки очень разнообразны. Сказки бывают, в которых речь идёт о животных, бывают занимательные волшебные повествования об удивительных приключениях героя будь это животное (тетерев, петух, журавль, заяц, медведь, лиса, волк, мышка, многие другие звери, вымышленные персонажи - Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей многоголовый, Морской царь, Морозко, Колобок... или сказочным прообразом служит вполне обычный человек: Иван - царевич, Хаврошечка, Елена Премудрая, солдат, царь, дети, родители, мужья и жёны) - всех персонажей, героев и не перечислишь. И сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку русской народной сказки «Репка».

 

Выходят дети, одетые в наряды героев сказки и показывают остальным детям сказку.

 

Воспитатель. Все молодцы. Уверена, вам всем понравилось наше мероприятие. Мы с вами познакомились с некоторыми русскими песнями («Каравай», «Во кузнице»), праздниками («Масленица», «Пасха»), хороводными играми «Кукушка», «Шапки», отгадывали загадки, рассматривали дымковские игрушки, вспомнили названия русских народных сказок, узнали интересную информацию о русской кухне, национальных костюмах.