Главные вкладки

    конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Климчук Людмила Александровна

    Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    №171 «Центр развития ребёнка – детский сад»

    Конспект опытно- экспериментальной деятельности

    Загадка листа бумаги

    подготовительная группа

    подготовила Климчук

    Людмила Александровна

    воспитатель

                                         

    Кемерово 2014

    Задачи. Систематизировать и пополнить знания детей о бумаге;

                   познакомить с процессом изготовления бумаги своими

                   руками.

                   Закрепить умения пользоваться моделью «системный

                   оператор».

                   Развивать внимание, мышление, познавательные способности.            

                   Поддержать интерес к окружающему миру и желание познавать

                   его.

                    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование. «Чёрный ящик», лист ватмана, листы бумаги разного вида, разноцветный сундучок, крахмал, одноразовые ложки , тарелки, стаканчики с тёплой водой, салфетка, туалетная бумага, клей ПВА по количеству детей, блендер, сито, марля, магнитофон, блокнотики.

    Предварительная работа. Рассказы родителей детям: «На чём писали древние люди». Рассматривание коллекции бумаг. Беседа на тему «От дерева до бумаги длинный путь». Опыты: «Свойства бумаги», «Свойства крахмала».

    Ход

    1. Вводная часть.

    (Дети входят под музыку, здороваются с гостями.)

    - Ребята, вы хотите быть исследователями?

    -Да!

    -Кто такие исследователи?

    - Люди, которые проводят опыты, эксперименты с разными предметами окружающего мира, изучают их тайны.

    - Верно. Превращаемся в юных исследователей:

    Раз, два, три – повернись!

    В юного исследователя превратись!

    (Дети рассаживаются на стульчики.)

    - Предмет, который мы будем исследовать в «чёрном ящике».

    • Игра «Да- нетка»

    Подсказка: этот предмет необходим ученику.

    (Дети задают вопросы, воспитатель отвечает одним словом: «да» или «нет»)

    - На нём можно писать ?

    - Да.

    - Он толстый ?

    - Нет.

    - Он тонкий?

    - Да.

    - Он белый?

    - Да.

    - Он гладкий?

    - Да.

    - Это лист бумаги?

    - Да.

    2. Основная часть.

    • Беседа о бумаге

    - Как вы думаете, бумага всегда была?

    - Нет.

    - В те далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, так как не было ещё ни букв, ни бумаги, самые важные события хранила человеческая память. От человека к человеку передавались истории, но при этом что- то забывалось, что- то прибавлялось. Человек придумал делать зарубки для памяти на палке, которую всегда носили с собой. Но если зарубок было много, то тяжело было вспомнить суть каждой. Поэтому человек придумал вместо зарубок делать простейшие рисунки. Из рисунков, как из писем из прошлого, можно узнать о густых лесах, о животных. В дальнейшем рисунки превращались в буквы.

    - На чём же писали древние люди?

    - На бересте, на камнях, папирусе, на тонкой коже – пергамент.

    - Переходя с одного материала на другой, буквы изменяли свой вид. Самым удобным материалом для письма букв стала бумага. В наше время без неё прожить просто невозможно. Где делают бумагу?

    - На бумажной фабрике.

    • Игра «Назови бумагу»

    (Дети встают в круг. Ведут хоровод.)

    Я листочки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну- ка, Даша, загляни-ка

    Вынь листочек, назови-ка.

    (Ребёнок вынимает лист, называет вид бумаги.)

    - Вывод.

    - Бумага бывает разного вида.

    - Молодцы!

    • Работа с «системным оператором»

    - Продолжим наше исследование.

    (На доске лист ватмана, расчерчен на девять прямоугольников, в центре- прикреплён лист бумаги, который лежал в «чёрном ящике».)

    лес

    альбом

    тетрадь

    мусор

    дерево

    ЛИСТ

    БУМАГИ

    порвётся

    помнётся

    корень

    ствол

    ветки

    листья

    волокна

    кусочки

    - Чем в прошлом был лист бумаги?

    - Деревом.

    - А что с ним будет в будущем?

    - Он порвётся, помнётся.

    - Из чего состоит лист бумаги?

    - Из волокон.

    - Где может быть лист бумаги?

    - В тетради, альбоме.

    - Какие части есть у дерева?

    - Корень, ствол, ветки, листья.

    - Где можно встретить дерево?

    - В лесу, парке, саду.

    - Из чего состоит порванный лист бумаги?

    - Из кусочков.

    - Где можно встретить порванную, помятую бумагу?

    - В мусоре, на свалке.

    - Какой вывод делаем?

    - Бумага состоит из волокон, делают из дерева.

    • Физминутка

    (Песня из мультфильма «33 попугая», сл. Г. Остера, муз. Г. Гладкова «Ужасно интересно».)

    • Экспериментальная деятельность

    - Ребята, есть научные доказательства того, что около двух тысяч лет тому назад, когда греки и римляне писали на папирусе, китайцы уже изобрели бумагу. В каменной ступе из волокон бамбука, травы и старого тряпья, измельчая и перемешивая их с водой, получали кашицу. С помощью рамки, на которой была натянута сетка, из кашицы «отливали» бумагу. Её долго отжимали, сушили, разглаживали и получали замечательный материал для письма – бумагу.

    - Юные исследователи, можно ли сделать бумагу сейчас своими руками?

    (Ответы детей.)

    - Пройдите в нашу лабораторию. (Дети рассаживаются на рабочие места.)

    - Ребята, бумагу можно сделать и из старой бумаги. Когда я училась в школе, мы собирали макулатуру: старые журналы, газеты и сдавали её, а потом её увозили на бумажную фабрику и делали бумагу. Какая бумага лежит перед вами?

    - Салфетка и небольшой кусок туалетной бумаги.

    - Разорвём их на кусочки. (Дети выполняют.)

    - Получилась бумага?

    - Нет.

    - Что надо делать?

    - Опустим кусочки в стакан с водой.

    - Какая вода?

    -Тёплая.

    - Почему?

    - Чтобы быстрей размокли.

    - Если мы сейчас достанем все наши бумажки- промокашки, бумага готова будет?

    - Нет.

    - Что нам туда надо добавить? (Дети размышляют.)

    - Чем нам соединить все эти кусочки, чтобы они не разваливались?

    - Что- нибудь склеивающее.

    - Какой продукт насыпан в тарелочке?  (Дети щупают – это крахмал.)

    - Насыпьте 2 ложки крахмала в стаканчик и размешайте.

    (Дети выполняют.)

    - У каждого стоит клей ПВА. Налейте в ложечку и тоже в стаканчик. Размешайте. (Дети выполняют.)

    - Можно ли, мешая ложечкой, получить однородную массу, например, как манную кашу.

    - Нет.

    - Будем мешать блендером. Вылейте содержимое из своего стаканчика в общую ёмкость. (Воспитатель перемешивает всё блендером.)

    - Получилась …бумажная каша. Пусть остаётся в воде?

    - Нет. Надо, чтобы вода стекла.

    - Как это сделать?

    (Воспитатель показывает сито. Дети предлагают вылить всё туда. Наблюдают, как стекает вода.)

    - Теперь высохнет? Что делает стиральная машина, когда постирала, прополоскала бельё? Начинает…выжимать

    - Вот и мы давайте разгладим руками, накроем сверху марлей и прижмём.

    Зачем мы так сделали?

    - Чтобы быстрей высох.

    - Вот теперь пусть сушится. Сушится он, будет долго – 2 дня. Но ещё надо положить на лист что- то тяжёлое. Зачем? (Дети размышляют.)

    - Можно посушить феном, прогладить утюгом. Ребята, вам интересно, какая бумага получится?

    - Да.

    - Поэтому я проделала этот опыт заранее и вот результат.

    (Дети рассматривают листы.)

    - Какой вывод из нашего эксперимента?

    - Бумагу можно сделать в домашних условиях.

    - Исследования наши закончились, возвращаемся в группу.

    Раз, два, три – повернись и в группу возвратись!

    Ребята, чтобы сделать бумагу, можно использовать и старую, ненужную бумагу, а это значит, можно сохранить ни один десяток деревьев, которые очищают воздух от загрязнений. У нас в Кузбассе ежегодно проходит акция «Посади дерево и сохрани его!»

    1. Заключительная часть.

    - Что мы сегодня узнали нового?

    - Чем занимались?

    - Что запомнилось больше всего?

    - Вы были настоящими исследователями. Мне приятно было с вами работать. Вас ждёт награда – блокнотики. Будете вести записи новых открытий.

    Список использованной литературы

    1. Шапиро, А.И.Секреты знакомых предметов. Бумага. –М.: Сфера,2011.-64с.
    2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ Сфера,2002.-192с.
    3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:2008.-144с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированная НОД (познавательно – речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) для детей второй младшей группы. «Стихотворение А. Барто «Кораблик». Элементы опытно-экспериментальной деятельность «Кораблик из бумаги».

    Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик». Совершенствовать выразительность речи. Формировать фонематический слух у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения....

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

    Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

    Опытно-экспериментальная деятельность «Что прочнее: бумага или ткань»

    Закрепить умение детей находить отличительные качества бумаги и ткани. ...

    Собственная методическая разработка. Младшая группа. Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"

    Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе.Тема: « Волшебная бумага »Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает.)развивать познавател...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии «Волшебные листья»

    В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы....

    Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в первой младшей группе

    Цель: создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой....