конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Климчук Людмила Александровна

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№171 «Центр развития ребёнка – детский сад»

Конспект опытно- экспериментальной деятельности

Загадка листа бумаги

подготовительная группа

подготовила Климчук

Людмила Александровна

воспитатель

                                     

Кемерово 2014

Задачи. Систематизировать и пополнить знания детей о бумаге;

               познакомить с процессом изготовления бумаги своими

               руками.

               Закрепить умения пользоваться моделью «системный

               оператор».

               Развивать внимание, мышление, познавательные способности.            

               Поддержать интерес к окружающему миру и желание познавать

               его.

                Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. «Чёрный ящик», лист ватмана, листы бумаги разного вида, разноцветный сундучок, крахмал, одноразовые ложки , тарелки, стаканчики с тёплой водой, салфетка, туалетная бумага, клей ПВА по количеству детей, блендер, сито, марля, магнитофон, блокнотики.

Предварительная работа. Рассказы родителей детям: «На чём писали древние люди». Рассматривание коллекции бумаг. Беседа на тему «От дерева до бумаги длинный путь». Опыты: «Свойства бумаги», «Свойства крахмала».

Ход

  1. Вводная часть.

(Дети входят под музыку, здороваются с гостями.)

- Ребята, вы хотите быть исследователями?

-Да!

-Кто такие исследователи?

- Люди, которые проводят опыты, эксперименты с разными предметами окружающего мира, изучают их тайны.

- Верно. Превращаемся в юных исследователей:

Раз, два, три – повернись!

В юного исследователя превратись!

(Дети рассаживаются на стульчики.)

- Предмет, который мы будем исследовать в «чёрном ящике».

  • Игра «Да- нетка»

Подсказка: этот предмет необходим ученику.

(Дети задают вопросы, воспитатель отвечает одним словом: «да» или «нет»)

- На нём можно писать ?

- Да.

- Он толстый ?

- Нет.

- Он тонкий?

- Да.

- Он белый?

- Да.

- Он гладкий?

- Да.

- Это лист бумаги?

- Да.

2. Основная часть.

  • Беседа о бумаге

- Как вы думаете, бумага всегда была?

- Нет.

- В те далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, так как не было ещё ни букв, ни бумаги, самые важные события хранила человеческая память. От человека к человеку передавались истории, но при этом что- то забывалось, что- то прибавлялось. Человек придумал делать зарубки для памяти на палке, которую всегда носили с собой. Но если зарубок было много, то тяжело было вспомнить суть каждой. Поэтому человек придумал вместо зарубок делать простейшие рисунки. Из рисунков, как из писем из прошлого, можно узнать о густых лесах, о животных. В дальнейшем рисунки превращались в буквы.

- На чём же писали древние люди?

- На бересте, на камнях, папирусе, на тонкой коже – пергамент.

- Переходя с одного материала на другой, буквы изменяли свой вид. Самым удобным материалом для письма букв стала бумага. В наше время без неё прожить просто невозможно. Где делают бумагу?

- На бумажной фабрике.

  • Игра «Назови бумагу»

(Дети встают в круг. Ведут хоровод.)

Я листочки положила

В разноцветный сундучок.

Ну- ка, Даша, загляни-ка

Вынь листочек, назови-ка.

(Ребёнок вынимает лист, называет вид бумаги.)

- Вывод.

- Бумага бывает разного вида.

- Молодцы!

  • Работа с «системным оператором»

- Продолжим наше исследование.

(На доске лист ватмана, расчерчен на девять прямоугольников, в центре- прикреплён лист бумаги, который лежал в «чёрном ящике».)

лес

альбом

тетрадь

мусор

дерево

ЛИСТ

БУМАГИ

порвётся

помнётся

корень

ствол

ветки

листья

волокна

кусочки

- Чем в прошлом был лист бумаги?

- Деревом.

- А что с ним будет в будущем?

- Он порвётся, помнётся.

- Из чего состоит лист бумаги?

- Из волокон.

- Где может быть лист бумаги?

- В тетради, альбоме.

- Какие части есть у дерева?

- Корень, ствол, ветки, листья.

- Где можно встретить дерево?

- В лесу, парке, саду.

- Из чего состоит порванный лист бумаги?

- Из кусочков.

- Где можно встретить порванную, помятую бумагу?

- В мусоре, на свалке.

- Какой вывод делаем?

- Бумага состоит из волокон, делают из дерева.

  • Физминутка

(Песня из мультфильма «33 попугая», сл. Г. Остера, муз. Г. Гладкова «Ужасно интересно».)

  • Экспериментальная деятельность

- Ребята, есть научные доказательства того, что около двух тысяч лет тому назад, когда греки и римляне писали на папирусе, китайцы уже изобрели бумагу. В каменной ступе из волокон бамбука, травы и старого тряпья, измельчая и перемешивая их с водой, получали кашицу. С помощью рамки, на которой была натянута сетка, из кашицы «отливали» бумагу. Её долго отжимали, сушили, разглаживали и получали замечательный материал для письма – бумагу.

- Юные исследователи, можно ли сделать бумагу сейчас своими руками?

(Ответы детей.)

- Пройдите в нашу лабораторию. (Дети рассаживаются на рабочие места.)

- Ребята, бумагу можно сделать и из старой бумаги. Когда я училась в школе, мы собирали макулатуру: старые журналы, газеты и сдавали её, а потом её увозили на бумажную фабрику и делали бумагу. Какая бумага лежит перед вами?

- Салфетка и небольшой кусок туалетной бумаги.

- Разорвём их на кусочки. (Дети выполняют.)

- Получилась бумага?

- Нет.

- Что надо делать?

- Опустим кусочки в стакан с водой.

- Какая вода?

-Тёплая.

- Почему?

- Чтобы быстрей размокли.

- Если мы сейчас достанем все наши бумажки- промокашки, бумага готова будет?

- Нет.

- Что нам туда надо добавить? (Дети размышляют.)

- Чем нам соединить все эти кусочки, чтобы они не разваливались?

- Что- нибудь склеивающее.

- Какой продукт насыпан в тарелочке?  (Дети щупают – это крахмал.)

- Насыпьте 2 ложки крахмала в стаканчик и размешайте.

(Дети выполняют.)

- У каждого стоит клей ПВА. Налейте в ложечку и тоже в стаканчик. Размешайте. (Дети выполняют.)

- Можно ли, мешая ложечкой, получить однородную массу, например, как манную кашу.

- Нет.

- Будем мешать блендером. Вылейте содержимое из своего стаканчика в общую ёмкость. (Воспитатель перемешивает всё блендером.)

- Получилась …бумажная каша. Пусть остаётся в воде?

- Нет. Надо, чтобы вода стекла.

- Как это сделать?

(Воспитатель показывает сито. Дети предлагают вылить всё туда. Наблюдают, как стекает вода.)

- Теперь высохнет? Что делает стиральная машина, когда постирала, прополоскала бельё? Начинает…выжимать

- Вот и мы давайте разгладим руками, накроем сверху марлей и прижмём.

Зачем мы так сделали?

- Чтобы быстрей высох.

- Вот теперь пусть сушится. Сушится он, будет долго – 2 дня. Но ещё надо положить на лист что- то тяжёлое. Зачем? (Дети размышляют.)

- Можно посушить феном, прогладить утюгом. Ребята, вам интересно, какая бумага получится?

- Да.

- Поэтому я проделала этот опыт заранее и вот результат.

(Дети рассматривают листы.)

- Какой вывод из нашего эксперимента?

- Бумагу можно сделать в домашних условиях.

- Исследования наши закончились, возвращаемся в группу.

Раз, два, три – повернись и в группу возвратись!

Ребята, чтобы сделать бумагу, можно использовать и старую, ненужную бумагу, а это значит, можно сохранить ни один десяток деревьев, которые очищают воздух от загрязнений. У нас в Кузбассе ежегодно проходит акция «Посади дерево и сохрани его!»

  1. Заключительная часть.

- Что мы сегодня узнали нового?

- Чем занимались?

- Что запомнилось больше всего?

- Вы были настоящими исследователями. Мне приятно было с вами работать. Вас ждёт награда – блокнотики. Будете вести записи новых открытий.

Список использованной литературы

  1. Шапиро, А.И.Секреты знакомых предметов. Бумага. –М.: Сфера,2011.-64с.
  2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ Сфера,2002.-192с.
  3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.:2008.-144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

Собственная методическая разработка. Младшая группа. Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебная бумага"

Опытно - экспериментальная деятельность в младшей группе.Тема: « Волшебная бумага »Цель: развивать представления детей о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает.)развивать познавател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии «Волшебные листья»

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в первой младшей группе

Цель: создание условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в средней группе

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» в средней группе...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты обыкновенной бумаги» в старшем дошкольном возрасте

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты обыкновенной бумаги» в старшем дошкольном возрасте...