Проект на тему: «Ознакомление детей пятого года жизни с миром животных посредством организации совместной познавательно-игровой деятельности".
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дворникова Ирина Николаевна

Предметно - развивающая среда  моей группы "Рябинка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_predmetno2.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно - развивающей среды по ознакомлению детей пятого года жизни с миром животных.

Разработала воспитатель

Дворникова Ирина Николаевна

Организация предметно-развивающей среды в  средней группе несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру животных, людей, природы. В нашей группе «Рябинка» созданы все условия по ознакомлению детей пятого года жизни с животным миром.

Предметно-игровая среда группы организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на центры (зоны, уголки), которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.  

В качестве центров развития были созданы:

  • книжный уголок;
  • зона для настольно-печатных игр;
  • уголок  для экспериментальной деятельности детей;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

  • уголок для музыкальной и театрализованной деятельности;  для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок физического развития;
  • уголок изобразительной деятельности;
  • мини - музей "Животный мир".

Уголок природы (наблюдений за природой):

:В книжном уголке по данной теме подобрана художественная литература:

  • рассказы Е. Чарушина «Курочка», «Утка», «Кошка», «Собака», «Корова», «Коза», «Петушок с семьёй»;  
  • рассказы Э. Шим «Петух и наседка», «Я домой пришла»,
  •  Г. Балл « Желтячок»;  
  • рассказы Т. Александрова «Медвежонок Бурик»;
  •  В. Бианки  « Купание медвежат», «Мишка – башка»;  
  • А. Н. Толстой «Ёж», «Лиса», Л.Н. Толстой "Лев и собачка", "Котенок";
  • произведения о природе и животных М. Пришвина;
  • рассказы и сказки К. Ушинского;
  •  Сказки для детей «Серая шейка» Д.Мамин-Сибиряк;
  • Детские сказки в стихах и прозе К.И. Чуковского «Телефон», «Айболит», "Муха-Цокотуха";
  • русские народные сказки "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса , "Волк и лиса", "Теремок", "Заяц - хваста", "Зимовье зверей", "Волк и семеро козлят", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка","Три медведя", "Снегурочка и лиса", "Маша и медведь", "Петушок и бобовое зернышко".;
  •  энциклопедии о многообразии мира животных.

Зона для настольно-печатных игр:

Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.  В своей работе по ознакомлению младших дошкольников с животным миром я использую настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Дикие животные», «Зоопарк», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», "Животные и их детеныши", «Домашние животные и птицы», "Почемучка", "Птицы",  "Зоологическое лото", домино"Мир животных", "Родная природа" и другие. Цель этих игр – закрепление знаний о диких  и домашних животных и птицах, их детёнышах. Знакомя детей с животным миром, я использую разнообразный иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные,  репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении.

Дидактические сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Мною сделана следующая подборка картин:

  • «Дикие звери»;
  • «Домашние животные»;
  • «Домашние животные и птицы»;
  • «Животный мир весной»;
  • «Животный мир летом»;
  • "Животный мир осенью";
  • «Животный мир зимой»;
  • "Как звери готовятся к зиме".

Предметные картины я использую для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. Например, с дикими зверями детей среднего возраста можно познакомить лишь через картины.  Так, для знакомства детей с зайцем я использую картину «Зайцы в зимнем лесу», лисой – картину «Лиса».

Уголок  для экспериментальной деятельности детей:

  •  природный материал (шишки, кора деревьев, ракушки, разные по величине камни, земля, песок, глина, соль, сахар, желуди);
  • бросовый материал (бусины, бисер, паетки, картон, бумага); материал для рассматривания (макароны, мука, косточки;
  • опыты и эксперименты для исследования окружающей среды;
  • коллекция энциклопедий "Тайны природы", карточки - схемы для изучения явлений природы, различных свойств предметов;
  • набор для экспериментирования с водой: таз, емкости одинакового и разного размеров (2 - 3) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), воронки;
  • набор для экспериментирования с песком: таз, емкости разного размера и формы (3 шт.), предметы разных размеров, форм.

Уголок для музыкальной и театрализованной деятельности:

  • музыкальные инструменты (маракасы, свистушки, колокольчики, бубенцы, бубен, металлофоны, барабан, гусли, гармошка, дудочки, набор деревянных ложек);
  • музыкальные игры ("Кто как идет", "Узнай сказку", "Музыкальная лесенка", "Чудесный мешочек");
  • иллюстрации музыкальных инструментов, портреты композиторов, сюжетные картины из разных сказок;
  • музыкальная фонотека;  для слушания- музыкальные сказки;
  • настольный театр для драматизации сказок о животных,
  • куклы бибабо, костюмы для сюжетно - ролевых игр;
  • маски животных для театрализации сказок, сюжетов о животных.

Уголок физического развития:

Совместно с родителями изготовлены атрибуты для подвижных игр «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Бездомный заяц», «Волк во рву».

Примерный набор физкультурного оборудования

для средней группы

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Кол-во

Для ходьбы, бега, равновесия

Коврик массажный

Длина 75 см, Ширина 70 см

10

Шнур длинный

Длина 150-см,Диаметр 2 см

1

Для прыжков

Куб пластмасовый

Ребро 20 см

5

Мяч-попрыгунчик

Диаметр 50 см

2

Обруч плоский

Диаметр 40 см

3

Палка гимнастическая короткая

Длина 75-80 см

10

Скакалка короткая

Длина 120-150 см

3

Для катания, бросания, ловли

Кегли

5

Кольцеброс (набор)

2

Мешочек с грузом большой

Масса 400 г

2

Обруч большой

Диаметр 100 см

2

Серсо (набор)

1

Шар цветной (фибро-пластиковый)

Диаметр 20-25 см

4

Для ползания и лазанья

Полукольцо мягкое

Диаметр 120 см,Высота 30 см, Диаметр 5-6 см

1

Для общеразвивающих упражнений

Колечко резиновое

Диаметр 5-6 см

10

Мешочек с грузом малый

Масса 150-200 г

10

Мяч-шар (цветной, прозрачный)

Диаметр 10-12 см

5

Обруч малый

Диаметр 55-65 см

10

Шнур короткий

Длина 75 см

10

Уголок изобразительной деятельности:

В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

  • Альбомы с репродукциями произведений изобразительного искусства;
  • альбомы с фотографиями архитектурных сооружений разного назначения;
  • дидактические игры: («Составь пейзаж», «Составь натюрморт», «Составь красивый узор», "Малыши - карандаши", "Народное творчество", "Радуга");
  • мольберт, материалы и оборудование для всех видов самостоятельной изобразительной деятельности. (Наборы гуаши, акварели, гелевых мелков, цветных карандашей, пластилина, глины, материалов для детского дизайна и др.);
  • природный и дополнительный материал для конструирования,  для украшения (бусины, паетки, бисер);
  • муляжи, иллюстративный материал с изображением фруктов, овощей;
  • схематическое ихображение птиц, животных, человека;
  • тематические плакаты: «Времена года», «Зоопарк», "Дикие и домашние животные";
  • Выставка работ одного ребенка, детей группы, выставка работ совместно с родителями.

Мини - музей "Животный мир":

Совместно с родителями был создан мини - музей:

  • родители совместно с детьми создали макеты жилищ животных;
  • Создание коллекций:

-коллекция "Домашние животные" (фигурки животных),

-коллекция "Дикие животные" (фигурки животных),

-коллекция "Детеныши животных" (резиновые игрушки детенышей животных),

-коллекция фотоальбомов "Наши братья меньшие", " Прогулка в зоопарк";

  • настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Дикие животные», «Зоопарк», «Кто живёт в лесу?», «Домашние питомцы», "Животные и их детеныши", «Домашние животные и птицы», "Почемучка", "Птицы",  "Зоологическое лото", домино"Мир животных", "Родная природа";
  • дидактические игры "Чудесный мешочек", "Чей это хвост?";
  • детский альбом рисунков "Дикие животные";
  • детский альбом рисунков "Я люблю кошек";
  • книги о животных представлены на книжной выставке.

Уголок природы (наблюдений за природой):

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в группе уголка природы.  В уголке представлены дидактические игры по ознакомлению с образом жизни и средой обитания животных:

            -"Кто, чем питается";

-"Как ухаживать за детенышами?";

 -ведение календаря погоды;

-тематический календарь "Прилет и отлет птиц";

-схемы и модели времен года;

-календарь природы;

-схемы и модели  "Как ухаживать за растениями";

-"Красная книга" животных и птиц России;

-экологические знаки "Охрана природы", схемы - модели  "Живая и неживая природа";

 -коллекции по различной тематике.