ПРОГРАММА по формированию цветового представления у детей с "особенностями" в развитии.
рабочая программа по окружающему миру на тему

Левченко Гульсара Алтымбаевна

Программа предусматривает развитие цветового восприятия и формирование цветового представления о всех основных хроматических и ахроматических  цветах, подробно описаны дидактические игры и последовательность обучения ребенка с "особенностями" в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_tsvetovogo_predstavleniya.docx185.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО :

                                                                                      Решением МППК

                                                                                            ГКУСО «Ипатовский

                                                                                     СРЦН «Причал»

                                                                                     От «___» __________ 2014 г.

Программа

«ЦВЕТОЧНАЯ  ПОЛЯНКА»

по формированию цветового представления у детей с особенностями в развитии,

группа дневного пребывания.

ГКУСО СРЦН «Ипатовский «Причал».

 

                    Составитель:C:\Users\гульсара\Pictures\Фото работа\мои фото\_DSC0036.JPG

                                                        Левченко Г.А. учитель-дефектолог

                                                               ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»

г. Ипатово 2014 год

   

  Пояснительная записка

   Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.

    Вначале при определение цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные. Дети с отклонениями в развитии часто не видят даже такого сходства или различия, поэтому приходится довольно долго работать в этом направлении.

   Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.

     На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

     В процессе практических действий дети с особенностями в развитии  учатся узнавать и называть основные  цвета: выбирать заданный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивать предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о цвете с представлениями о реальных предметах. У детей  формируется отношение к цвету как к важнейшему признаку предметов. Дидактические игры и упражнения подбираются с учетом постепенного их усложнения и повторения с использованием нового наглядного материала.

Обучение применению представления о цвете предполагает выработку умения группировать предметы: сначала различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет, отличающиеся оттенками. Работу с ребенком  начинают с показа самого факта объединения однородных по цвету предметов в группы, связанного с употреблением педагогом обобщенного названия, представления детям действия по созданию группы.

Дидактические игры и упражнения включают занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия детей.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом необходимо помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Данная программа  разработана с учетом особенностей восприятия цвета детьми с отклонениями в развитии, рассчитана на один год обучения и включает в себя:

  • упражнения на овладение системой цветовых эталонов:
  • хроматические цвета;
  • ахроматические цвета;
  • получение цвета;
  • изменяемость цветовых тонов по светлоте.
  • упражнения, направленные на формирование способов обследования цвета предметов:
  • действия по идентификации предметов и их изображений по цвету;
  • сопоставление предметов и их изображений по цвету;
  • упражнения на развитие аналитического восприятия цвета:
  • построение цветовых сочетаний по образцу;
  • построение цветовых сочетаний по замыслу;
  • сопоставление рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

Цель программы:  формирование цветового представления у детей с особенностями в развитии.

Основные задачи: 

  • развитие зрительной перцептивной ориентировки при восприятии цвета;
  • стимулирование зрительной поисковой деятельности детей на обобщающее понятие «цвет»;
  • умение выделять и получать цвета и их оттенки;
  • научить сопоставлять предметы и их изображения по цвету;                                                                                                                                       обучить  действиям с предметами различных цветов по словесной инструкции;
  • закрепить  представление о цвете в пространстве;
  • закрепить  знания  о цвете в памяти.

Программа рассчитана на  детей  дошкольного возраста с особенностями в развитии.

Основная форма обучения – дефектологические занятия.

Занятия  проводятся  1 -2  раза в неделю длительностью 15 -20 минут. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.    

Срок реализации программы 3 месяца – 1 год.

Основные методы обучения:

  • практические,
  • словесные,
  • наглядно – демонстрационные.

Ожидаемые результаты работы:

Решение задач данной программы поможет детям овладеть  представлениям о хроматических и ахроматических цветах с усвоением их названий; возможности получения цвета путем смешения других. Особое внимание уделяется формированию представлений о красном, синем, желтом, зеленом, черном и белом цветах.

Примерное тематическое планирование.

Упражнения,  направленные на развитие  зрительной ориентировки  на цвет предметов путем сличения (такой – не такой).

Занятие 1

Дидактические игры: «Посади бабочку», « Перевези кубики», «Закрой окошко», «Дорожки для неваляшек».

Занятие 2

Дидактические игры: «Цветные горки», «Накорми куклу», «Построй домики», «Подбери ленточки».

Занятие 3

Дидактические игры: «Дорисуй ниточку», «Построй дорожку из кирпичиков», «Закрой окошко», «Закрой окошко».

Упражнения, направленные на различение и называние хроматических цветов (желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый). Формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом). Уметь подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца.

Занятие 4

Дидактические игры: «Цветное лото», «Футболист», «Найди предметы желтого цвета».  

Занятие 5

Дидактические игры: «Составь букет», «Огород», «Раскрась клоуна».

Занятие 6

Дидактические игры: «Помоги кукле выбрать конфеты», «Помоги Незнайке собрать букет», «Прицепи к паровозику вагончики».

Занятие 7

Дидактические игры: «Подбери куклам ленточки», « Найди предметы такого же цвета», «Спрячь мышку от кошки», «Дорожки для машины».

Занятие 8

Дидактические игры: «Посади бабочку», «Закрой окошко», «Дорожки для неваляшек».

Занятие 9

Дидактические игры: «Собери бусы синего цвета», «Футболист», «Найди предметы синего цвета».  

Занятие 10

Дидактические игры: «Составь букет», «Получение оттенков», «Раскрась клоуна».

Занятие 11

Дидактические игры: «Помоги кукле выбрать конфеты», «Помоги Незнайке собрать букет», «Прицепи к паровозику вагончики».

Занятие 12

Дидактические игры: «Подбери куклам ленточки», « Найди предметы такого же цвета», «Спрячь мышку от кошки», «Дорожки для машины».

Занятие 13

Дидактические игры: «Найди такого же клоуна», « Перевези кубики», «Закрой окошко», «Дорожки для неваляшек».

Занятие 14

Дидактические игры: «Цветное лото», «Футболист», «Найди предметы зеленого цвета».  

Занятие 15

Дидактические игры: «Составь букет», «Огород», «Раскрась клоуна».

Занятие 16

Дидактические игры: «Помоги кукле выбрать конфеты», «Помоги правильно подобрать заплатку варежкам», «Прицепи к паровозику вагончики».

Занятие 17

Дидактические игры: «Подбери кораблику парус», « Найди предметы такого же цвета», «Спрячь мышку от кошки», «Дорожки для машины».

Занятие 18

Цвет предметов. Закрепление умения правильно называть изученные цвета. Учить подбирать предметы (предметные картинки), одинаковые с образцом по цвету

Оборудование: таблица цветов, разноцветные предметные картинки. Дидактические игры: «Найди цветок для бабочки», «Каждую фигуру на свое место».

Занятие 19

Цвет предметов. Закрепить узнавание изученных цветов и ИХ названий; распределять предметы на группы по цвету и форм, учить классифицировать предметы.

Оборудование: карточки изученных цветов, предметов, картинки, тетрадь «Предметы вокруг нас» . Дидактическая игра: «Угадай, какие овощи в корзинке».

Упражнения, направленные на различение и называние ахроматических цветов (белый, черный). Формирование приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с образцом). Уметь подбирать из окружающей обстановки предметы, сходные по цвету с цветом образца.

Занятие 20

Дидактические игры: «Разложи правильно», «Помоги котятам добраться до домика».

Занятие 22

Дидактические игры: «Найди предметы такого же цвета», «Футболисты».

Упражнения, направленные на изучение изменяемости цветовых тонов по светлоте.

Занятие 23

Дидактические игры: «Чашки и блюдца», «Украсим чайники», «Кораблики».

Упражнения, направленные на закрепление знаний о цвете в памяти, умения соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах. Расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак того или иного цвета. Формировать у детей обобщающее понятие «цвет», активизировать речь. Обучать действиям с предметами различных цветов по словесной инструкции.

Дидактические игры: «Что бывает такого цвета?», «Какого цвета предмет?»

Упражнения, направленные на построение цветовых сочетаний по замыслу, составление рядов из аналогичных по цвету предметов, составление рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

Дидактические игры: «Помоги Мальвине собрать бусы», «Собираем урожай», «Укрась дорожку».

Занятие 24

Дидактические игры: «Помоги Мальвине собрать бусы», «Собираем урожай», «Укрась дорожку».

ПРИЛОЖЕНИЕ

« Посади бабочку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов путем сличения (такой – не такой)

Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета ( желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: « Это не такой цвет, не ее домик.  Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу) Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку» После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: « Полянка – желтого цвета, такая и все бабочки тоже желтого цвета».

«Закрой окошко»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов путем сличения (такой  - не такой).

Оборудование: два картонных дрмика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички ит.д) , окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослы й кладет перед ребенком домии, привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик, Найди окошко такого же цвета, как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко – для желтого домика».

 «Перевези кубики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: две машины двух цветов - желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина — желтые кубики».

 «Дорожки для неваляшек»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного цвета).

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой неваляшки, а затем — для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная — по красной дорожке.

 «Цветные горки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: деревянная цветная горка с надетыми цветными шариками двух цветов (желтыми и красными).

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком цветную горку и предлагает снять с нее все шарики. Затем просит ребенка надеть шарики на стержни (предлагается надеть шарики на один стержень одного цвета, а на другой стержень – другого цвета). В конце игры взрослый называет цвет шариков на каждом стержне.

«Накорми куклу»

Цель: развивать зрительную ориентировку предметов на цвет (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли ему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях взрослый использует метод сличения (такая – не такая)

«Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой)

Оборудование: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый строит домики, затем говорит ребенку: «Смотри,  какие получились домики. Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши). Помоги, построй такие же домики».

При затруднениях взрослый показывает, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: «У этого домика такая же крыша, ка домик (называет цвет), а у этого домика – другая крыша, не такая (называется цвет)»

«Подбери ленточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой)

Оборудование: два воздушных шарика  разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, взрослый ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае взрослый прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».

«Дорисуй ниточку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой)

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми фломастер, как этот шарик» и т. д.

«Построй дорожку из кирпичиков»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой)

Оборудование: кирпичики двух цветов, два игрушечных мишки.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишек и предлагает построить для каждого свою дорожку, обращая при этом внимание на цвет кирпичиков: «Для этого мишки надо построить такую дорожку (показывается  кирпичик и называется цвет), а для этого мишки –дорожку другого цвета, такую как этот кирпичик». По окончании дорожки обыгрываются и называется их цвет.

 «Найди предметы красного цвета»

Цели: учить узнавать и называть красный цвет. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных (белого, желтых, зеленых).

Оборудование: Демонстрационный: предметы четырех цветов спектра (красного, белого, желтого, зеленого). Раздаточный: карточки с изображениями демонстрируемых предметов четырех цветов спектра (красного, белого, желтого, зеленого).

 Ход работы. Вниманию детей предлагаются предметные изображения красного (ведро, бабочка, цветок, варежки), белого (снеговик, юбка, шапка, заяц), желтого (цветок, цыпленок, карандаш, солнце), зеленого (листок, ведро, варежки, мяч) цветов. Педагог просит назвать предметы только красного цвета.

«Составь букет»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет».

Оборудование:  Цветы из гофрированной бумаги разных цветов (красного, желтого, зеленого, синего, белого), вазы.

Ход работы. Педагог раздает учащимся наборы, включающие по 5 цветков красного, желтого, зеленого, синего и белого цветов и 1 вазу, предлагает составить букет из красных цветков и поставить его в вазу. 

«Раскрась клоуна»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Закреплять понятие «верхняя одежда».

Оборудование:. Карточки с изображениями клоунов и карандаши разных цветов.

 Ход работы. Педагог раздает карточки с изображениями клоунов и наборы карандашей разных цветов и просит раскрасить желтым цветом рубашку клоуна.

«Огород»

Цели: учить детей выбирать и ассоциировать заданный цвет с предметом. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Закреплять обобщающие понятия «фрукты», «овощи» и «ягоды».

Оборудование:. Карточки с контурными изображениями овощей, фруктов и ягод (клубника, банан, лимон, огурец).

Ход работы. Педагог раздает учащимся карточки с контурными изображениями овощей, фруктов и ягод и наборы цветных карандашей и предлагает раскрасить только те фрукты, которые могут быть желтого цвета.

«Помоги кукле выбрать конфеты»

Цели: учить детей узнавать, выделять среди множества разноцветных объекты зеленого цвета, называть зеленый цвет. Упражнять в группировке предметов по цвету. Формировать обобщающее понятие «цвет», активизировать речь, упражнять в применении этого понятия в практической деятельности.

Оборудование: По 4—5 штук конфет в обертках красного, синего, желтого, зеленого цвета.

 Ход работы. На столе педагога конфеты в разноцветных обертках. Педагог вносит куклу и говорит, что она пришла в магазин купить конфеты в зеленых обертках и просит детей помочь ей. Дети подходят к столу, отбирают нужные конфеты и заполняют ими вазу. «Кукла» благодарит детей и угощает их конфетами.

«Огород»

Цели: учить детей выбирать и ассоциировать заданный цвет с предметом. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Закреплять обобщающие понятия «фрукты», «овощи» и «ягоды».

Оборудование:  Карточки с контурными изображениями овощей, фруктов и ягод (яблоко, банан, лимон, клубника, огурец).

Ход работы. Педагог раздает учащимся карточки с контурными изображениями овощей, фруктов и ягод и наборы цветных карандашей и предлагает раскрасить только те фрукты и ягоды, которые могут быть зеленого цвета.

«Помоги Незнайке собрать букет»

Цели: учить осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием (пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой). Продолжать упражнять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть синий цвет. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку.

Оборудование:  Кукла Незнайка, букет цветов красного, синего, желтого, зеленого цветов.

 Ход работы. Педагог показывает детям куклу Незнайку с большим букетом цветов красного, синего, желтого, зеленого цветов и предлагает составить букет только из цветов синего цвета. Дети по очереди выбирают из большого букета цветы синего цвета. Педагог обращает внимание на то, что у всех теперь букеты с цветами синего цвета, просит повторить название цвета.

«Прицепи к паровозику вагончики»

Цели: продолжать учить различению цветов, выбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой. Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак. Обогащать словарь: «такой же по цвету», «одинакового цвета», «все предметы синего цвета».

Оборудование:  Демонстрационный: паровозик, по 4—5 вагончиков красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход работы. Дети рассматривают паровозик и вагончики, называют их цвет. Педагог предлагает прицепить к паровозику только вагончики синего цвета. Дети по очереди выполняют задание, отмечают, что и паровоз, и вагончики одинакового синего цвета.

«Подбери куклам ленточки»

Цели: продолжать учить детей действовать в соответствии с образцом. Упражнять в соотнесении цветов и их дифференциации. Учить объединять представление о цвете со словом-наименованием, производить выбор цвета по аналогии.

Оборудование: Четыре куклы в разноцветных кофтах и юбочках, ленты красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Ход работы. Педагог вносит кукол и говорит детям, что куклы хотят красиво одеться, так, чтобы у каждой юбочка, кофта и бант в волосах были одного цвета, но сами они не могут этого сделать и просят детей помочь. Педагог достает ленточки, раскладывает их вперемешку на столе. Дети подходят к столу и отбирают ленты для кукол. В конце педагог делает вывод: «Куклы одеты красиво. У одной и кофта, и юбочка, и бант красные, у другой — синие, у третьей — зеленые, а у последней — желтые».

«Найди предметы такого же цвета»

Цели: формировать у детей интерес к игре с цветом. Учить ориентироваться на цвет и запоминать его, активизировать внимание, стимулировать активное употребление знакомых названий цвета. Закреплять умение соотносить объекты по цвету, группировать однородные по цвету объекты вокруг образца.

Оборудование:  Демонстрационный: колечки красного, синего, желтого, зеленого цвета. Раздаточный: карточки перечисленных цветов.

 Ход работы. У детей карточка красного (синего, желтого, зеленого) цвета. Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать все красные колечки, если синего цвета — то все синие колечки и т. д. Затем детям можно предложить собрать из одноцветных колечек пирамидку и назвать ее цвет.

«Спрячь мышку от кошки»

Цели:продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение). Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак. Упражнять в выделении заданного цвета из нескольких разноцветных, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.

Оборудование:  Плоскостные домики красного, синего, желтого, зеленого цветов из картона с прорезями для дверей; картонные прямоугольники — «двери» аналогичных цветов, соответствующие по размеру прорезям для дверей.

 Ход работы. На столе педагога четыре домика разных цветов и вперемешку — «двери» к ним, а также мышка. Педагог просит детей спрятать мышку от кошки. При этом он помещает мышку в один из домиков и предлагает подобрать дверь такого же цвета, чтобы ее спрятать. Дети выполняют задание. Игра продолжается, дети помогают спрятаться мышке в домике другого цвета.

«Отбери предметы такого же цвета»

Цели: развивать способность узнавать и выделять заданный цвет в предметных изображениях. Упражнять в выборе всех без исключения объектов указанного цвета из множества разноцветных.

Оборудование:  Карточки с изображением объектов красного, синего, желтого, зеленого цветов трех оттенков. В центре карточек цветовое пятно (образец, с которым ребенок будет сопоставлять цвет предметных изображений) одного из оттенков красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Ход работы. Педагог раздает детям карточки (например, у первого ребенка в центре карточки образец одного из трех оттенков красного цвета, у другого — синего, у третьего — зеленого, у четвертого — желтого). На каждой карточке 12 предметных изображений. Педагог обращает внимание на цветовое пятно в центре карточки и просит выбрать предметные изображения такого же цветового оттенка, либо соединив эти объекты с цветовым пятном линиями, либо наложив на эти изображения фишки. После выполнения задания педагог проверяет точность идентификации объектов по цвету, отмечает тех детей, кто не допустил ни одной ошибки.

Сопоставление предметов и их изображений по цвету.

«Найди такого же клоуна»

Цели:упражнять детей в различении и сравнении объектов по цвету, нахождении сходства и в выборе объекта соответствующего цвета из нескольких, незначительно отличающихся от образца по цветовой окраске. Формировать внимание, сосредоточенность, речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Оборудование:  Раздаточный: карточка с изображениями клоунов (одного вверху карточки и трех — внизу). Клоуны внизу карточки незначительно отличаются окраской одежды, среди них есть идентичное образцу изображение.

 Ход работы. Педагог вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Педагог обращает их внимание на изображение клоуна в верхней части карточки и рассказывает, как они будут играть на занятии: «Нужно найти такого же клоуна среди трех, расположенных ниже на карточке, и положить на него фишку. Выигрывает тот, кто не ошибется и расскажет, почему выбранный клоун такой же, как на образце».

Если дети допускают ошибки, педагог анализирует вместе с ними цвет одежды клоуна на образце и у выбранного клоуна. Дети находят сходства и различия и вновь осуществляют поиск такого же клоуна, как на образце, сравнивают их. Правильные ответы поощряются фишкой.

Затем педагог предлагает обменяться карточками. Игра продолжается. Отмечаются дети, которые правильно и быстро выполнили задание.

                                                       Ахроматические цвета

«Разложи правильно»

Цели:формировать у детей интерес к игре с цветом. Продолжать упражнять в различении цветов. Учить узнавать и правильно называть черный и белый цвета. Формировать отношение к цвету как к значимому признаку. Учить ориентироваться на цвет, запоминать его; активизировать внимание, стимулировать активное употребление названий цвета в практической деятельности. Упражнять в выборе объектов противоположного цвета, группировке однородных по цвету объектов.

Оборудование: Карточки черного (белого) фона с силуэтами животных белого (черного) цвета; набор силуэтов животных белого и черного цвета.

Ход работы. Дети получают по одной карточке. При этом они должны ответить на вопросы: «Какого цвета карточка?», «Кто на ней изображен?», «Какого цвета изображения животных?». Затем детям предлагается отобрать из набора силуэтов животных те, которые есть на карточке, но они должны быть противоположного цвета: т. е. если на карточке изображения белого цвета, то нужно взять изображения черного цвета. Дети, отобрав силуэты, накладывают их на изображения на карточке и обнаруживают, что они исчезают (прячутся), а карточка становится полностью либо черной, либо белой. Все действия дети сопровождают объяснениями.

«Помоги котятам добраться до домика»

Цели: упражнять в различении, назывании белого и черного цвета. Учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу, идентифицировать цвет. Развивать прослеживающие функции глаз.

Оборудование: Карточки с изображением двух домиков вверху и двумя квадратами — внизу. От квадратов идут перепутанные дорожки к домикам. Силуэтные изображения двух кошек и двух котят белого и черного цвета.

Ход работы. На карточке изображения двух домиков. Рядом с одним домиком педагог прикладывает изображение белой кошки, рядом с другим — черной. От каждого домика тянутся дорожки. Педагог предлагает расставить котят на дорожки, ведущие к их домикам, соотнося цвет кошек и котят. Дети выполняют задание, педагог контролирует их действия

.

     Получение оттенков

«Окраска воды» (получение оттенков синего цвета)

Цели:: закреплять знания детей о синем цвете. Познакомить с двумя оттенками синего цвета, учить различать их. Формировать умения получать оттенки синего цвета, используя способ окраски воды. Развивать активность восприятия в процессе выполнения практических действий.

Оборудование: Банки с водой, синяя краска, кисточки, тряпочки.

Ход работы. Перед детьми по две банки с водой. Педагог сообщает, что сегодня они будут учиться получать синюю воду разных оттенков, и показывает способ окраски воды: берет синюю краску, обращая внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде — получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает ее во второй банке с водой, еще раз набирает краску и снова промывает кисть в этой же баночке. Сообщает, что получилась тоже синяя вода, но уже более темная. Педагог предлагает детям окрасить воду, диктуя им последовательный порядок действий. После выполнения задания светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а темно-синяя –  в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой — темнее.

Изменяемость цветовых тонов по светлоте

«Чашки и блюдца»

Цели: учить выделять и узнавать три оттенка зеленого цвета, правильно называть оттенки: «темно-зеленый», «светло-зеленый», «самый светло-зеленый». Формировать умение устанавливать отношения объектов по светлоте — «темнее», «светлее». Развивать обследовательские действия при сравнении цветных объектов — наложение, приложение. Учить составлять упорядоченный (сериационный) ряд из объектов разных оттенков зеленого цвета по правилу, ранжируя объекты по возрастающей степени светлоты: «Каждый раз выбираю самый темный объект из оставшихся».

Оборудование:  Силуэтные изображения чашек и блюдец трех оттенков зеленого цвета.

 Ход работы. У детей на столах силуэтные изображения чашек и блюдец трех оттенков зеленого цвета. Педагог просит разложить на фланелеграфах блюдца в порядке возрастания светлоты — от темно-зеленого до светло-зеленого, а затем подобрать к ним чашки таких же оттенков. После выполнения задания отмечаются точность идентификации цвета и правильность ранжирования объектов по светлоте.

«Украсим чайники»

Цели: учить различать два оттенка синего цвета. Формировать умение подбирать оттенки соответствующего цвета по образцу, устанавливать отношения объектов по светлоте — «темнее», «светлее». Упражнять в выделении темно-синих объектов из светло-синих и наоборот. Развивать обследовательские действия при дифференциации темно-синих и светло-синих объектов. Побуждать детей к самостоятельному выполнению поисковых действий.

Оборудование:  Демонстрационный: карточки с изображением двух чайников. На одном чайнике рисунок из темно-синих кругов, на другом — из светло-синих. Раздаточный: карточки с изображением двух чайников без узора, 6 кружков двух оттенков синего цвета: темно-синие и светло-синие.

 Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть образцы, на которых изображены чайники. На одном чайнике рисунок из темно-синих кругов, а на другом — из светло-синих. Дети называют цвет и оттенки кругов. Затем педагог раздает детям карточки с изображением таких же чайников, но без рисунка, просит украсить их так же, выбрав из набора разноцветных кругов сначала темно-синие, а затем светло-синие, соотнося свои действия с образцом. После выполнения задания результаты работы анализируются.

Действия по идентификации предметов и их изображений по цвету

«Найди цветок для бабочки»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении. Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Оборудование:  Демонстрационный: четыре крупных цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый), — для наборного полотна; 4 плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как и цветы. Раздаточный: такой же, но меньшего размера.

 Ход работы. Педагог расставляет на наборном полотне цветки четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки должны найти свои цветы — сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Дети рассматривают цветы и бабочек, педагог еще раз отмечает, что их цвета должны совпадать. Затем дети выполняют задание самостоятельно. В конце работы дети с помощью педагога называют цвет бабочек и цветков: «Желтая бабочка села на желтый цветок, она спряталась, ее не видно, потому что она такого же цвета» и т. д.

«Кораблики»

Цели:учить определять на глаз самый темный из трех объектов желтого цвета, добиваться последовательности действий при сериации объектов по светлоте на основании правила выбора. Формировать умение пользоваться словарным запасом для обозначения разных оттенков красного цвета: темно-красный, чуть светлее, светло-красный.

Оборудование:. Силуэтные изображения корабликов трех оттенков красного цвета.

 Ход работы. Педагог раздает детям карточки с силуэтными изображениями корабликов трех оттенков красного цвета, показывает кораблик одного из оттенков красного цвета и предлагает выбрать карточку с изображением кораблика такого же оттенка и назвать оттенок цвета. Игра повторяется со всеми оттенками красного цвета.

Закрепление знаний о цвете в памяти

«Что бывает такого цвета?»

Цели: соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах. Расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак того или иного цвета. Формировать у детей обобщающее понятие «цвет», активизировать речь, упражнять в применении этого понятия в речи.

Оборудование:  Демонстрационный: наборы картинок с изображением предметов разных цветов — овощи и фрукты (апельсин, яблоко, огурец, капуста); ягоды (красная смородина, клубника); животные (белый и бурый медведи, лягушка, крокодил, заяц и др.); игрушки (мяч, пирамидка, машинка и др.). Карточки красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого и черного цвета.

Ход работы. Вариант 1. На столе педагога 5—6 картинок. Дети рассматривают картинки, называют предметные изображения и их цвет. Потом педагог закрывает картинки салфеткой, достает цветные карточки и предлагает детям взять по одной. Тот, у кого карточка красного цвета, называет предметные изображения красного цвета, у кого карточка зеленого цвета — зеленого цвета и т. д. Среди детей оказываются и те, которые не могут назвать предметные изображения, потому что такого цвета не было. Педагог снимает салфетку, и дети проверяют правильность своих ответов.

Игра повторяется, но используется другой набор картинок, а дети меняются карточками.

Вариант 2. Дети называют предметы определенного цвета, а педагог дает им картинки с изображением правильно названного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не выдается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, они раскладывают картинки и называют их изображения, например: «У меня лягушка, огурец, яблоко, они зеленого цвета». После этого педагог обращает внимание детей, например, на машинку, чашку, чайник зеленого цвета и спрашивает, могут ли эти предметы быть красного цвета. Он подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы всегда бывают только одного цвета, например, огурец зеленого цвета, снег — белого, а большинство предметов можно окрасить в любой цвет — это игрушки, предметы одежды, посуда и т. д.

Ход работы. Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару — ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки одинакового цвета, они красные». В ходе игры педагог меняет флажки. Дети должны каждый раз находить новые пары, ориентируясь на цвет своего флажка.

      Обучение действиям с предметами различных цветов по словесной инструкции

«Какого цвета предмет?»

Цели:развивать речевую активность, быстроту реакции на слово. Учить детей называть цвет предметов, выделяя заданный цвет из нескольких разноцветных объектов. Формировать умение сосредотачиваться на вопросе, правильно отвечать на него.

Оборудование: Набор предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового цвета (по два предмета одного и того же цвета).

Ход работы. Педагог сообщает детям о том, что им предстоит назвать цвет предметов, которые будут предъявлены их вниманию. После этого педагог снимает салфетку с предметов, просит их рассмотреть, а затем задает вопросы, например: «Какого цвета елочка?», «Какого цвета мяч?» и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы цвета всех предметов. В завершение игры можно предложить детям ответить на следующие вопросы: «Какие предметы красного цвета?», «Какие предметы желтого цвета?» и т. д.

Закрепление представлений о цвете в пространстве

«Найди машинке гараж»

Цели: учить определять местоположение объектов заданного цвета «относительно себя». Показать, что пространственное положение предметов изменяется в связи с изменением местоположения ориентирующегося в пространстве. Упражнять в дифференцировке объектов красного, желтого, зеленого и синего цвета. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет». Развивать умение подбирать одинаковые по цвету предметы.

Оборудование:  Демонстрационный: «гаражи» — детские стульчики с обозначениями красного, синего, желтого и зеленого цвета. Раздаточный: эмблемы с изображением машинок и руля от машинок такого же цвета.

Ход работы. Педагог прикрепляет на грудь детям эмблемы с изображением машин красного, синего, зеленого, желтого цвета, уточняет цвет машинок. Каждый ребенок получает и руль такого же цвета. Детям предлагается найти машинам «гаражи» соответствующих цветов. По сигналу дети разбегаются по групповой комнате, затем останавливаются и ищут свой «гараж» — стульчик с обозначением такого же цвета. Затем педагог предлагает детям выйти на середину групповой комнаты и определить, где находится «гараж» такого же цвета. После этого просит их изменить свое положение (повернуться на 90°, 180°) и определить, где сейчас находится этот «гараж». Детям объясняется, что пространственное положение предметов изменяется в зависимости от изменения их местоположения в пространстве. Игровое упражнение можно повторить 2—3 раза, при этом дети меняются эмблемами, а «гаражи» переставляются.

«Собери чашку»

Цели: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет. Тренировать в выделении элементов заданного цвета из множества разнородных по цвету и форме, дифференциации цветов. Развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Оборудование: Карточки с изображениями чашек красного, синего, зеленого, желтого цвета с «отколотыми» кусочками; набор «отколотых кусочков» красного, синего, зеленого, желтого цвета (по 2—3 разных варианта формы «отколотого кусочка» для каждой чашки).

Ход работы. Педагог предлагает детям поочередно рассмотреть карточки с изображениями чашек с «отколотыми» кусочками, просит подобрать каждой чашке кусочек такого же цвета и формы. Дети самостоятельно выполняют задание, в случае затруднения педагог оказывает помощь.

Усложняя игру, педагог вносит элемент соревнования: кто первым правильно определит, какого «кусочка» не хватает, тот выигрывает (получает фишку). Усложнение может идти и по количеству недостающих частей, и по выкладыванию объекта полностью.

«Слуховой диктант»

Цели: развивать концентрацию внимания детей, кратковременную слуховую память, интеллектуальную подвижность. Закреплять знания о цветах спектра и их оттенках. Упражнять в выделении одного цвета из множества разноцветных при выкладывании узора по вербальной инструкции. Учить воспроизводить пространственные отношения в двухмерном пространстве по правильному словесному обозначению основных пространственных направлений: в середине (в центре), слева, справа, вверху (над), внизу (под).

Оборудование:  Карточки светло-желтого, светло-розового фона для выкладывания разноцветных предметных изображений; набор разноцветных силуэтов предметов (в наборе предметных силуэтов больше, чем их нужно для выкладывания образца).

 Ход работы. Задание ребенку предлагается на слух: в середине карточки положите светло-красный цветок; справа от цветка — темно-красный флажок; слева от цветка — светло-синюю неваляшку; над цветком — темно-зеленую чашку; под цветком — светло-зеленый чайник.

После выполнения задания детям предлагается посмотреть на образец и проверить, правильно ли выполнено задание, затем рассказать, где на карточке какой предмет и какого цвета находится.

Построение цветовых сочетаний по замыслу

«Укрась дорожку»

Цели: формировать у детей представление о назначении узора (для украшения определенной вещи). Учить видеть красоту узора, сочетания цветов, расположение узора; выделять элементы узора и фона. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Оборудование:  Демонстрационный: разные варианты дорожек, украшенных кругами и квадратами разного цвета и величины. Раздаточный: полоска тонированной бумаги (неярко-красного, желтого, зеленого, синего цвета). Конверты с набором кругов и квадратов (формы следует подбирать разного размера и цвета, чтобы работы детей отличались друг от друга). Клей, кисточка, клеенка, тряпочка.

Ход работы. Педагог предлагает вниманию детей разные варианты дорожек, украшенных отличающимися по цвету, форме и величине фигурами. Просит детей рассмотреть их, выделить элементы, из которых они состоят, их расположение, сочетание цветов элементов узора и фона. После этого образцы убираются.

Затем педагог раздает детям полоски тонированной бумаги и заготовленные в конвертах фигуры. Дети рассматривают и называют их форму и цвет. Им предлагается соединить на тонированной бумаге все (без исключения) фигуры, чтобы получился красивый узор.

После того как узор составлен, дети наклеивают все фигуры, не нарушая их расположения на полоске. Педагог обращает внимание детей на разнообразие красивых сочетаний цветов, которого удалось добиться. Из выполненных работ организуется выставка.

 

Составление рядов из аналогичных по цвету предметов

«Собираем урожай»

Цели: привлекать детей к процессу создания совокупности однородных предметов по цвету и родовой принадлежности, упражнять в отнесении единичного к заданному общему. Учить детей давать обобщенное название группам: «Все предметы красного цвета», «Все предметы желтого цвета».

Оборудование: Макеты деревьев, на которых укреплены силуэтные изображения яблок красного и желтого цветов; две корзины такого же цвета.

Ход работы. На столе педагога макеты деревьев с силуэтными изображениями яблок красного и желтого цвета. Педагог предлагает детям собрать желтые яблоки в одну корзину, а красные — в другую. Дети по очереди выполняют задание, аргументируют свои действия. В конце игры педагог сначала сам делает вывод: «В красной корзине все яблоки красного цвета», «В желтой корзине все яблоки желтого цвета», а потом просит детей повторить его.

 

 

Составление рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности

«Помоги Мальвине собрать бусы»

Цели: закреплять умение упорядочивать объекты по цвету, самостоятельно устанавливать закономерность в следовании цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности. Учить действовать осознанно, сопоставляя свои действия с образцом, развивать пространственную ориентировку. Способствовать повышению работоспособности и интереса к выполнению задания.

Оборудование: Демонстрационный: изображение куклы Мальвины. Раздаточный: карточки с изображением бус, одна часть которых выполнена в цвете с учетом чередования цветов, например: красный, желтый, красный, желтый, другая — в контуре (у всех детей сочетание цветов разное); набор кружков соответствующего цвета.

 Ход работы. На фланелеграфе изображение куклы Мальвины. Педагог говорит детям, что у Мальвины рассыпались бусы, нужно помочь их собрать. Затем раздает карточки с изображением бус, одна часть которых выполнена в цвете, а другая — в контуре. Педагог предлагает заполнить контурное изображение цветными силуэтами, соблюдая предложенный порядок цветов.

Игра усложняется внесением элемента соревнования: выигрывает тот, кто первым правильно «соберет» бусы. Игру можно повторить, предложив детям обменяться карточками.

     

     

Литература:

  1. Подготовка к школе детей с задержкой психологического развития. Книга 2:  Тематическое планирование занятий  /  под общей ред. С.Г. Шевченко  –  М ,:  Школьная пресса,  2004. – 112 с. («Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития. Библиотека журнала» Вып.13)
  2. Дидактические игры и упражнения ф обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.:ил. – (Коррекционная педагогика)
  3. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – 2 –е изд.. – М. : Издательство «Экзамен», 2004. – 160с. (Серия 2Ранняя помощь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Конспекты занятий к Программе по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

К числу важнейших задач логопедической работы детей с общим недоразвитием речи относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразв...

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева...

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация...

Программа по формированию психологического здоровья детей с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 3-5 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу  воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способству...

Модифицированная программа по формированию интеллектуальных способностей детей в детском саду "Маленькие умники"

Цель.  Способствовать развитию творческого и самостоятельного мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудн...