проект "Волшебница вода"
проект (окружающий мир, старшая группа) на тему

Варыгина Людмила Петровна

Проект  в старшей группе по исследовательской деятельности,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации г. Абакана

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Антошка»

ПРОЕКТ

«Волшебница Вода»

Автор: Варыгина Людмила Петровна,

                                                                                              воспитатель,  I кв.к.

А Б А К А Н

Тема нашей поисково-исследовательской деятельности «Волшебница Вода»

Земля — единственная планета солнечной системы где возникла жизнь. Земля — планета разнообразных форм жизни, но все они зависят от одного — воды.

     Вода проникает повсюду. Все живые организмы на Земле делят между собой эту драгоценность. Но запасы воды не безграничны. Где же она находится и куда утекает? Все живое на Земле, включая человека, зависит от воды. Никто не может выжить без нее. Вода проникает повсюду и связывает нас с окружающим миром, с самыми далекими уголками планеты, с самыми необычными животными и растениями. Вода уникальна! Она поддерживает любую форму жизни. Не будь ее, Земля так бы и осталась неживой. Вода является самым драгоценным ресурсом. Без нее не было бы той прекрасной планеты, которую мы знаем. Не было бы бесконечного магического круговорота жизни. Знакомить детей с этими явлениями, фактами, особенностями жизни людей на планете Земля мы начинаем уже со среднего дошкольного возраста.

В основу  нашего проекта легло решение противоречий между:

-  неумением:

 ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность и потребностью с его стороны отвечать на вопросы: почему, зачем, как устроен мир воды?;

-   практически устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями и необходимостью отстаивать свою точку зрения и суждения;

- подчинять свои желания коллективу и потребностью работать согласованно, единой командой и .

Проект носит межпредметный характер.

В нем отражены такие  разделы, как: ознакомление с окружающим, ознакомление с живой и неживой природой, экология, развитие речи, художественно-эстетическое воспитание.

Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.

Задачи:

- сформировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Неживая природа – вода»;

- продолжить развивать познавательный интерес к миру.

- сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какие тайны скрывает вода?

Проблемные вопросы

1.Вода какая она?

2.Какая вода нужна человеку?

Познавательные вопросы

1. Что такое вода? Какими свойствами она обладает?

2. Для чего человек использует воду? Какую воду мы используем для питья и приготовления пищи? Где можно взять чистую воду? Как можно получить чистую воду? Какая вода позволяет сохранить и укрепить здоровье человека?

3. Почему человеку необходимо регулярно умываться, мыть руки, чистить зубы и мыться? Как вода помогает человеку сохранить и укрепить здоровье?

4. Как рассказать друзьям и родителям о чудесных свойствах воды? О том как вода помогает сохранить и укрепить здоровье человека?

5.Что было бы, если не стало бы воды?

6. Что было бы, если бы из крана всегда текла сладкая газированная вода?

Этапы реализации проекта:

  • I этап – аналитический (2010-2011г.)

Проведение диагностических мероприятий, консультаций с родителями воспитанников. Создание материально-технической базы, прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению работы с детьми дошкольного возраста, самообразование.

  • II этап – основной (2011-2012г.)

Реализация мини-проектов, оформление опытно-экспериментального пространства группы. Разработка и проведение занятий, опытов, экспериментов совместно с детьми и их родителями. Сотрудничество с детьми старших возрастных групп детского сада,  младшими школьниками, посещающих кружки экологической направленности ЦДТ, МОУ «СОШ № 26», МОУ «СОШ № 9».

  • III этап – заключительный (2012-2013г.)

Проведение диагностических мероприятий. Оформление фотовыставок по результатам  проведенной опытно-исследовательской работы. Составление сборника материалов по результатам реализации данного проекта «Маленький исследователь».

Темы индивидуальных исследований:

1. «Маленькое море – лужа» (    ).

2. «Волшебный лекарь – вода» (    ).

3. «Неутомимая путешественница или удивительное путешествие капельки» (       ).

4. «Вода и ее превращения» (                       )

5. «Где живут капельки воды в детском саду? (          )

6. «Чем болеют водоемы?» (                       ).

8. «Как рождаются родник, ручей и река?» (          ).

9. «Помощница вода» (       ).

10. «Вода – это друг или враг?» (   ).

11. «Гимн воде» (        ).

Для реализации данного проекта используются  программы и разработоки следующих авторов: О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода», О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Л.Г. Горького, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Твоя первая лаборатория», А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка. Энциклопедия».

Проект носит долгосрочный характер.

При организации работы по проектно-исследовательской деятельности в нашем детском саду учитывались следующие факторы:

- региональный: ближайшее природное окружение – река Ташеба , и тревожная экологическая ситуация – её загрязнение;

- ресурсное обеспечение педагогического процесса: материально-техническое оснащение

(лабораторное оборудование), научно-методическое обеспечение (подборка материалов);

- связь с социумом: выпуск стенгазеты, разработка природоохранных знаков для размещения около водоема.

 На подготовительном этапе, мы обсудили с родителями воспитанников вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью, определили цель и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, разработали план-график работы, подготовили методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта. Приобрели необходимые принадлежности для практических занятий. Обогатили лабораторию «Маленькие любознайки» новым оборудованием.

В ходе реализации проекта  организовали выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), провели дидактические игры, ознакомили с литературой по теме проекта, сфотографировали участников во время работы по проекту. Обсудили с родителями и детьми формы представления результатов исследовательской деятельности. Пригласили родителей для создания фильма по реализации проекта. В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом создали макеты «Рождение ручейка», «Где живут капельки воды в детском саду?», планы-схемы «Круговорот воды в природе», «Круговорот воды на даче», «Откуда в городе вода?», фотоальбом, альбом «Волшебница вода», книги-самоделки.

Игры с водой.

Цель игр: познакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек.

В играх-занятиях с водой дети на собственном опыте знакомятся со свойствами воды. Воспитательница приносит в группу тазик, наливает в него на виду у детей воду, дает им потрогать воду руками.

Затем воспитательница говорит, что в воде хорошо плавают рыбки и уточки. Показывает рыбок и уточек, предлагает детям самим опустить их в воду. Затем проводит с детьми игру «Ловись, рыбка».

 «Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.

  • Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
  • В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Поливаем цветы»

Необходимый инвентарь: детская лейка.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Лейку, леечку возьмём

и  воды в неё нальём.

Мы польём цветочки лейкой,

Вырастайте поскорей-ка

Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

«Кораблики»

Необходимый инвентарь:  тазик, бумага.

Нелейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь:  2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь:  ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь:  две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

  • Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.

«Моем трубочиста»

Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.

Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.

Игра способствует развитию моторику,  речи.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые  игрушки, дайте  ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу  сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик!

Лейся пуще!

Пусть растёт

Пшеница гуще!

Лейся, лейся,

Как река!

Будет белая мука!

                Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал:  тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

  • В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
  1. Тонет сразу
  2. Тонет после намокания
  3. Не тонет.

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь:  резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

  • Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

 «Умываемся»

Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:

Аккуратные зайчата?

Лапки?

Мыли!

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые.

        Г. Лагздынь

В игре ребёнок запоминает названия частей тела.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

  • Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
  • Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь:  тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка. Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.

  • Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
  • Этот  эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.

 «Сквозь сито»

Необходимый инвентарь:  стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.  В  игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

«Прыгающий шарик»

Необходимый инвентарь:  пластмассовый шарик для настольного тенниса.

Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

Опыты с водой.

Забавные эксперименты

Эксперименты по растапливанию льда можно проводить в форме конкурса, соревнования - «кто быстрее». Приготовьте заранее несколько кубиков льда, разделите их пополам с ребёнком. Пусть он сам выберет, где будет растапливать свою долю: возможно, на солнышке, а может быть, просто поставит на полку у себя в комнате. Потом сверьте результаты и сделайте выводы.

В качестве долгосрочного развлечения можете помочь ребёнку освоить такие понятия как «испарение воды» и «конденсация». Первое – следующим образом: наполните стакан водой, оставьте на столе и вместе с малышом каждый день проверяйте уровень жидкости. Конечно же, он будет уменьшатся. А для второго следует поставить холодный (например, побывавший в морозилке или холодильнике) стакан в тёплую комнату или даже подуть на него феном. Ребёнок с восхищением воспримет появление капелек воды на стекле из ниоткуда.

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

  • С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
  • Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

  • Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
  • Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

«Я и река»

Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной   водой.

  • На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
  • Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.
  • Затем с помощью салфетки – фильтра  очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните.  Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
  • Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
  • Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
  • Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться  



 

Комментарии

Гламоздина Светлана Викторовна

Очень хороший и познавательный проект,спасибо!

Волкова Светлана Дмитриевна

Мне понравился проект, Спасибо!