Проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида насекомых, формирование умений анализировать, делать обобщения,  отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащение словарного запаса; развитие связной речи и логического мышления, звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nasekomye_no2.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7«Золотая рыбка»

Педагогический проект «Полезные насекомые»

Разработал воспитатель

Гладышева О.С.

2 кв.категория

г.Выкса 2013г

Название проекта: «Полезные  насекомые».

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 3-4 лет.

Продолжительность проекта: 1 день.

Участники проекта: дети  группы, родители воспитанников, воспитатель.

Образовательная область: экологическое воспитание.

Актуальность проблемы: В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Вследствие чего, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить  творческие способности и  поисковую деятельность.

Задачи проекта:

 Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида насекомых; формирование у детей элементарных представлений  о насекомых (бабочка, жук, пчела, божья коровка), их строении, способах передвижения;

 воспитание бережного отношения к живому;                                                                              

 развитие эмоциональной  отзывчивости;

 обеспечение познавательной активности;

 развитие эстетического восприятия красоты мира насекомых;

 обогащение  словаря детей новыми словами;

 Здоровьесберегающие задачи: создание комфортного психолого-эмоционального состояния;

 формирование навыков  исследовательской  деятельности.

Предполагаемый результат:

 дети знают и называют насекомых (бабочка,  жук, пчела,божья коровка);

 иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит), где и как зимуют насекомые;

 знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

 находить сходства и различия;

 владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Предварительная работа:

 Подбор  иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

 знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,   В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;

 разучивание стихов о насекомых Ф.Грубин «Божья коровка», М.Моравская «Два жука», А.Барто «Комары»,  загадывание загадок;

 прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;

 просмотр мультфильмов «Пчёлка Майя», «Под грибом».

Сотрудничество с семьёй:

 Консультации «Как провести выходной день с ребёнком», «Первая помощь при укусах насекомых».

 Родители с детьми составляют и записывают рассказ о насекомых, помогают оформить рисунками, фотографиями.

Продукт проектной деятельности: история записанная родителями с детскими иллюстрациями, фотографиями, дидактические игры,  коллективная работа (оригами) «На лесной полянке», выставка рисунков «Наши букашечки».

Утро

«Полезные насекомые»

Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида насекомых, формирование умений анализировать, делать обобщения,  отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащение словарного запаса; развитие связной речи и логического мышления, звукопроизношения.

 Материал: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов, дидактическая игра «Четвёртый лишний». Трафареты с изображением насекомых; корона для феи и волшебная палочка; цветная бумага, ножницы, клей, магнитофон, диск с записью.  

 Предварительная работа: наблюдение за насекомыми  на прогулке, на клумбе; рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности:

 Воспитатель предлагает отправиться в лес на поезде. Поезд едет «чух-чух-чух». Остановка на поляне, на которой много цветов.

 Беседа: «Что мы видим вокруг?»

 – Назовите лесные цветы. Какие они? На что похожи? Кого они привлекают?

 –  Для чего нужны цветам насекомые?

 – По каким признакам можно определить, что это насекомое?

  Далее воспитатель предлогает угадать загадки о насекомых,  потом игру

 «Четвёртый лишний»

 Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

1)    заяц, ёж, лиса, шмель;

2)    воробей, паук, голубь, сорока;

3)    бабочка, стрекоза, медведь, пчела;

4)    пчела, божья коровка, воробей, майский жук;

5)    лягушка, комар, жук, бабочка.

 А сейчас хотите поиграть ещё в одну игру, которая называется «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят жуку (божья коровка…пчеле…бабочка).

 СЛОВАРЬ:   порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красненькая спинка,  улей,   вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит,   пёстрокрылая, большие глаза,  полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

 Теперь дети, мне хочется поколдовать: «Раз, два – вот и фея теперь я». А вас я превращу волшебной палочкой в насекомых. Дети – насекомые летают, прыгают, порхают, издают характерные звуки, присущие комару («з-з-з»), пчеле(«ж-ж-ж»), мухе («з-з-з»), шмелю («ж-ж-ж»).

 Затем проводится дидактическая игра «Хорошо – плохо».

 Мы отдохнули на полянке в лесу, и пришло время возвращаться в детский сад. Но прежде чем я расколдую вас,  хочу узнать, хорошо или плохо быть насекомым.

 И ещё прошу ответить: «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»

 Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и  птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

 «Раз, два, три, четыре, пять – вот и дети вы опять».

 Творческая работа

 Дети на поезде возвращаются в детский сад. Воспитатель предлагает сделать бабочек из цветной бумаги (оригами).

. Дети делают бабочек под музыку Р.Клайдермана «Времена года», а потом с ними играют.

ПРОГУЛКА:

 Цель: спобствование систематизации представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания); формирование умений бережно относиться ко всему живому.

Ход прогулки

 Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель обращает их внимание на то, как ярко светит солнышко, веет тёплый ласковый ветерок: «Это лето красное к нам пришло. Кругом красиво: зелёная травка, цветы. Птицы щебечут. Все лету рады. Небо синее-синее, белые облачка плывут, а солнце улыбается, греет всех, любуется. Посмотрите, какие вы нарядные (обращает внимание детей на яркую одежду, ботинки, туфельки, сандалии) – лето красное пришло».

 Воспитатель ведёт детей на клумбу с цветами, а по дороге поёт «По солнышку…». Подойдя к ней, отмечает, какая красивая она стала, вся в цветах. Лето красное пришло, всё разукрасило. Уточняет знания детей о названиях цветов. Все вместе решают, кто из ребят похож на цинию (жёлтое платье, рубашка), кто на ромашку (белое платье).

 Прилетела бабочка (мотылек). Дети радуются ей. Воспитатель спрашивает, какого цвета её крылышки. Предупреждает: трогать её нельзя, бабочка крохотная, хрупкая, можно нечаянно поломать крылышки. Живут бабочки и мотыльки всего один день – пусть летают, порхают, радуются свету и теплу.

 Воспитатель читает стихотворение Л.Модзалевского «Мотылёк».

Расскажи, мотылёк,

Чем живёшь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской всё порхать?

- Я живу средь лугов

В блеске летнего дня;

Ароматы цветов –

Вот вся пища моя!

Но короток мой век –

Он не долее дня;

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!

«А сейчас мы отправимся на лужайку»-говорит воспитатель.

Под ногами в густой траве муравьи спешат, бегут, каждый чем-то занят. Осторожно разводя руками траву, педагог комментирует: «Все уважают муравьёв за то, что они всё время трудятся, никого не обижают. Мы тоже отойдём, не будем им мешать. Только посмотрим, куда они спешат, что делают».

 Понаблюдав за муравьями, дети слушают, как поют птицы – они тоже рады тёплому лету!

 Налетел тёплый ветерок. Закивали головками цветы, зашумели листвою деревья: «Здравствуй, лето! Лето красное! Лето прекрасное!»

 Воспитатель предлогает поиграть в игру : «Поймай комара»:

Цель: обучение детей в подпрыгивании на месте до предмета.

ВЕЧЕР:

 Чтение художественных произведений о насекомых: К.И.Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище» (просмотр мультфильмов)