Главные вкладки

    Интеллектуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по материкам".
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Белова Инна Викторовна

    В интересной развлекательной форме обобщить представления детей о планете Земля ( материках, их флоре и фауне).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dosug-_puteshestvie_po_materikam.doc313 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальный досуг

    для детей старшего дошкольного возраста

    « Путешествие по материкам».

    Составила конспект воспитатель ГБДОУ № 88 Калининского района СПб

    Белова Инна Викторовна.

    Цель:  в интересной, развлекательной  форме обобщить  и  закрепить   знания  детей о  материках .

    Задачи:

    1)образовательная: обобщить знания о  материках, их  географическом местоположении, флоре и фауне.

    2) развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру;  мышление; воображение, речь, музыкальность, ритмичность движений.

    3) воспитательная:  любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому.

    Оборудование: игровое оборудование- корабль; глобус, игра «Разрезные картинки» (животные) ;  игрушки африканских животных; кактус; карта мира 2шт;  подборка слайдов  с фото  природы материков; мультимедийное оборудование; аудиозаписи звуков природы, детских песен и  этнической музыки.

    Ход досуга.

         Дети входят в зал и располагаются вокруг педагога.    

    Детям предлагается отгадать  загадку:

      «Под одною голубою общей крышей мы живём.

        В доме том светло, красиво, хорошо живётся в нём.

       Дом кружится возле солнца, чтобы было нам тепло,

       Чтобы каждое оконце, осветить оно могло». ( Земля)

    Педагог: Ребятки, а  как,  можно путешествовать по нашей планете, не выходя из группы?  -  правильно, по глобусу.

    Показ глобуса.

    А, что такое глобус? – это макет земного шара, только уменьшенный.

    Педагог: Ребятки, а что обозначает каждый цвет на глобусе?  

    Дети: зелёный – леса; коричневый – горы; голубой - реки, моря, океаны.

    Слайд с изображением  Земли.

     Педагог: Какого цвета больше всего и почему?  

    Дети: Потому, что воды на Земле больше, чем суши.

    А, на суше располагаются материки.  

    Педагог: Какие материки  вы уже знаете?

    Дети: Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

    Показ на глобусе.

    Слад на экране.

    Педагог: А, на каком материке мы с вами живём?  (Евразия).

    Евразия - самый большой материк. Его природа многообразна. На нашем материке произрастает огромное количество растений, обитает множество разнообразных животных. Каких животных Евразии вы знаете?

    Ответы детей (варианты:  волк, медведь, лиса….).

    Слайды на экран

    Молодцы, а так же ли вы хорошо знаете живую  природу других материков? Чтобы это проверить я предлагаю нам  отправиться в путешествие.

    А, поскольку все материки окружает вода, то, как вы думаете, на чём  будем передвигаться? -  (на корабле).

    Из-за ширмы  появляется корабль. Дети рассаживаются.

    На экране слайды (фото судна, морских просторов).  Звучит шум морской волны.

     Педагог: Мы сейчас пересекаем Индийский океан, и первая наша остановка отгадайте где?

    Загадка:

    Доплывём до Занзибара,

    Поплутаем по Сахаре,

    Поглядим Килиманджаро,

    Погуляем с Гиппопо,

    По широкой Лимпопо. -  (Африка)

    Звучит детская песенка “Чунга-Чанга».

    Педагог предлагает детям найти  Африку на глобусе.

    Высадка на берег.

    Педагог: А, почему вы решили, что речь идёт об Африке?

     Дети: Возможные варианты ответов детей: (пустыня Сахара есть в Африке).

    Педагог: Да, Сахара – это королева пустынь.        

    Кто может показать на глобусе Африку? Каким цветом обозначен  на глобусе этот материк и почему?  - (там много пустынь…).

    Правильно. А, что такое пустыня? –

    Дети: там нет воды,  кругом пески, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей….

    Педагог: Ребятки, а, как вы думаете, могут  в таком месте жить растения?  Дети: могут…. не могут.

    Педагог: Оказывается, могут. В пустыне растут низкие растения с маленькими листочками. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15ти этажного дома, то его корни достанут до земли.

    Как думаете, ребятки, зачем растениям пустыни такие корни? – (дети: чтобы доставать воду, которая глубоко под землёй).

    Угадайте, что за гость нас встречает? Загадка: «Стран тропических жилец, иглокожий огурец» – (кактус).  

     Показ кактуса в горшке.

    Педагог: А, какие  животные могут жить в пустыне?   Как они приспособились?  

     Ответы детей: верблюды, потому что они выносливые, запасаются водой и  помогают человеку преодолевать большие расстояния в пустыне.

    Педагог: правильно, а, ещё верблюда называют кораблём пустыни.

    Педагог: Но ведь пустыня в Африке не везде. Есть места, где можно укрыться от палящего солнца. Как называется это место?

    Дети: оазис.

    Слайд с фото оазиса  на экране.

    Педагог: Каких животных можно там увидеть?-  Дети: (бегемот, жираф, носорог, слон).

    Проводиться игра  «Чудесный мешочек». (В мешочке находятся  фигурки африканских животных.  Вызвавшийся  ребёнок, опустив руку в мешочек, на ощупь определяет  попавшее в руку животное. Угадав его и назвав, вытаскивает  фигурку из мешочка).

    Слайд на экран с изображением африканской фауны.

    Звучит мелодия П.Мориа «Жаворонок».

    Педагог: Нравиться вам на Африканском материке?  Да,  удивительна природа Африки, но жарко уж очень. И захотелось  туда, где прохладней?  Только нам придётся сменить судно, там, куда мы отправляемся,  пройдёт лишь ледокол.

    Садимся на корабль и продолжаем путешествие.

    Звучит музыка Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»

    .

    Педагог: А, куда мы направляемся, вам скажет загадка:

    Вот континент - большая льдина,

    Зимой и летом холодина!

    Закалка здесь необходима,

    Бери, мой друг, пример с пингвинов!

    Дети: Антарктида. Потому, что Антарктида- это закованный в лёд материк, и там живут пингвины.

    Педагог предлагает детям найти на глобусе Антарктиду.

    Высадка на берег.

    Педагог: А, есть ли там растения и живут ли ещё какие-нибудь животные?

    Дети: растения не растут, потому что земля покрыта большим слоем льда, который никогда не тает. У пингвинов есть враги. В воде их подстерегают опасные хищники: кит касатка, морской леопард- тюлень.

    Педагог: Всё верно. Когда пингвинам становится холодно, они прижимаются

    друг к другу и пританцовывают. Предлагаю и нам размяться- исполнить танец пингвинов.

    Звучит музыка.  Дети исполняют танец пингвинов.

    На экране слайд. 

    Педагог: пока мы танцевали, наш корабль встретился с плавающими «ледяными горами». Кто из вас знает, как они называются?

    Дети: айсберги.

    Педагог: верно. Встречаются айсберги, похожие на надутые ветром паруса, на пирамиды. Откуда же появляются эти громадины?   У берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжёлые, ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

    На экране слайд с фото айсберга.

    Педагог: а, как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей?

    Я, вам расскажу: подводная часть  айсберга, та, что под водой, очень велика, наткнувшись на неё, корабль получит повреждение и может  затонуть.

    Чтобы наш корабль не потерпел кораблекрушение, давайте поскорее покинем этот материк и оправимся в юго-восточном направлении, всё по тому же Индийскому океану.

    Посадка на корабль. Плавание.

    Педагог: Наше судно приближается к берегам Австралии. Это самый маленький материк. Но отнюдь не менее красивый  и  удивительный.

    Педагог предлагает детям найти Австралию на глобусе.

    Высадка на берег.

    На экране слайды  с видами Австралии.                  

    Педагог: в Австралии растут эвкалипты. Листья эвкалипта используют в лечебных целях, а ещё их очень любят кушать  коала.

     Педагог: Чтобы узнать, какие животные живут в Австралии, я предлагаю вам  открыть конверты и собрать картинки. ( Игра «Собери картинку» В конвертах фото кенгуру, коала, утконоса, собаки Динго…).

    На экране слайд    

     Звучит мелодия «Жаворонок» в исполнении П.Мориа.

    Одним из символов  Австралии является кенгуру. Это удивительное животное  обладает сильными ногами, передвигается прыжками и вынашивает своего детёныша  в сумке.  Предлагаю и нам побывать в роли кенгуру.

     Физкультминутка (Дети прыгают, как кенгуру).

    Педагог: пора нам оправляться дальше… ещё один материк ждёт нас.

    Посадка на корабль. Плавание по океану.

    Музыкальный фон. Слайд с фото морских просторов.

    Педагог:  ребята, посмотрите,  показались берега.

    Кто-нибудь догадался, к какому материку прибыл наш корабль?

    Дети: это берега Южной Америки.

    Слайд с  изображением материка

    Педагог: Южная Америка самый дождливый материк. Тут живут весёлые люди, которые  носят шляпы сомбреро, играют на маракасах и   устраивают множество  красочных карнавалов. Предлагаю сойти на берег и присоединиться  к  ним.

    Звучит латиноамериканская  музыка.

    Высадка на берег. Вливаемся в  карнавальное шествие (элементы танца с маракасами).

    Педагог: весело, неправда ли? Но мы отвлеклись от главной цели. В Южной Америке живёт самая маленькая птичка, которая умеет летать хвостом вперёд. Кто знает её название?

    Дети: колибри.

    Слайд на экран

    В реках Южной Америки водится зубастая и очень опасная рыба … пиранья.

     

     Всего за  считанные минуты стая пираний может обглодать целую корову, оказавшуюся в воде.

     Если мы продвинемся чуть дальше, на север, то попадём в  Северную Америку. Тут  часто случаются ураганы и тайфуны. Так же знаменит этот материк каньонами.

         Слайды на экран

    Ещё, здесь  есть водопад, который меняет своё направление.

    Это Ниагарский водопад.

    Педагог: Ещё в  лесах Северной Америке живут  медведи гризли, ленивцы, дикобразы…

    В Америке люди  всегда передвигались на лошадях, да и сейчас устраивают скачки. И, раз уж мы здесь, давайте тоже поучаствуем в  скачках.

    Проводится эстафета 2мя командами. На лошадях (игровой материал) каждый участник команды должен  доскакать до цели, набросить лассо (кольцо) и вернуться в команду, передав эстафету следующему.

    Педагог: Ай, да, молодцы! Настоящие ковбои! Но, как ни хорошо в гостях, а   пора  нам возвращаться домой, на нашу  родную землю – материк Евразия.

    Посадка на корабль.   Морской путь по Атлантическому океану. Музыкальный фон

     ( детская  песня «Синяя вода»). Слайды на экране.

    Прибытие корабля к берегам Евразии. Высадка  на родной берег.

    Педагог: вот, мы и дома. А, чтобы у нас в памяти осталось наше сегодняшнее путешествие, давайте  вспомним и  начертим  маршрут нашего кругосветного путешествия.

    Дети двумя командами, чертят (отмечают стрелочками направление) маршрут движения корабля на заранее заготовленных  географических картах земного шара.  

    Педагог: Ребятки, наш досуг  окончен. Надеюсь, что  вам было интересно и познавательно.

                                                             

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "По морям и волнам сказок А.С.Пушкина"

    Досуг представляет собой материал для углубления и расширения представлений о творчестве А.С.Пушкина. Содержание досуга позволяет активизировать познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина. На мер...

    Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста по правилам безопасности дорожного движения

    Сценарий рассчитан на детей старшей и подготовительной групп детского сада. В нем Вы найдете загадки,стихотворения, веселые конкурсы и игры, театрализованные сценки, песни по теме "Безопасность дорожн...

    Сценарий литературно-театрализованного вечера досуга для детей старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки "МОРОЗКО".

    Цель: Создать радостное настроение, увлечь детей выразительностью сказочных героев. Создать определенный эмоциональный настрой: обогатить запоминающими впечатлениями, помочь сопереживать, подд...

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры безопасного поведения.

    Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон и очень добрый: он ...

    Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Посуда»

    Цель: уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана; Задачи:1. Развивающие: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закр...

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

    Конспект интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "По дорожкам сказок"

    Цели конкурса:- Способствовать закреплению полученных знаний;- Использовать полученные знания в игре;- Расширять кругозор;- Повышать эрудицию....