Интеллектуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по материкам".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Белова Инна Викторовна

В интересной развлекательной форме обобщить представления детей о планете Земля ( материках, их флоре и фауне).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug-_puteshestvie_po_materikam.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный досуг

для детей старшего дошкольного возраста

« Путешествие по материкам».

Составила конспект воспитатель ГБДОУ № 88 Калининского района СПб

Белова Инна Викторовна.

Цель:  в интересной, развлекательной  форме обобщить  и  закрепить   знания  детей о  материках .

Задачи:

1)образовательная: обобщить знания о  материках, их  географическом местоположении, флоре и фауне.

2) развивающая: развивать познавательный интерес к окружающему миру;  мышление; воображение, речь, музыкальность, ритмичность движений.

3) воспитательная:  любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому.

Оборудование: игровое оборудование- корабль; глобус, игра «Разрезные картинки» (животные) ;  игрушки африканских животных; кактус; карта мира 2шт;  подборка слайдов  с фото  природы материков; мультимедийное оборудование; аудиозаписи звуков природы, детских песен и  этнической музыки.

Ход досуга.

     Дети входят в зал и располагаются вокруг педагога.    

Детям предлагается отгадать  загадку:

  «Под одною голубою общей крышей мы живём.

    В доме том светло, красиво, хорошо живётся в нём.

   Дом кружится возле солнца, чтобы было нам тепло,

   Чтобы каждое оконце, осветить оно могло». ( Земля)

Педагог: Ребятки, а  как,  можно путешествовать по нашей планете, не выходя из группы?  -  правильно, по глобусу.

Показ глобуса.

А, что такое глобус? – это макет земного шара, только уменьшенный.

Педагог: Ребятки, а что обозначает каждый цвет на глобусе?  

Дети: зелёный – леса; коричневый – горы; голубой - реки, моря, океаны.

Слайд с изображением  Земли.

 Педагог: Какого цвета больше всего и почему?  

Дети: Потому, что воды на Земле больше, чем суши.

А, на суше располагаются материки.  

Педагог: Какие материки  вы уже знаете?

Дети: Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.

Показ на глобусе.

Слад на экране.

Педагог: А, на каком материке мы с вами живём?  (Евразия).

Евразия - самый большой материк. Его природа многообразна. На нашем материке произрастает огромное количество растений, обитает множество разнообразных животных. Каких животных Евразии вы знаете?

Ответы детей (варианты:  волк, медведь, лиса….).

Слайды на экран

Молодцы, а так же ли вы хорошо знаете живую  природу других материков? Чтобы это проверить я предлагаю нам  отправиться в путешествие.

А, поскольку все материки окружает вода, то, как вы думаете, на чём  будем передвигаться? -  (на корабле).

Из-за ширмы  появляется корабль. Дети рассаживаются.

На экране слайды (фото судна, морских просторов).  Звучит шум морской волны.

 Педагог: Мы сейчас пересекаем Индийский океан, и первая наша остановка отгадайте где?

Загадка:

Доплывём до Занзибара,

Поплутаем по Сахаре,

Поглядим Килиманджаро,

Погуляем с Гиппопо,

По широкой Лимпопо. -  (Африка)

Звучит детская песенка “Чунга-Чанга».

Педагог предлагает детям найти  Африку на глобусе.

Высадка на берег.

Педагог: А, почему вы решили, что речь идёт об Африке?

 Дети: Возможные варианты ответов детей: (пустыня Сахара есть в Африке).

Педагог: Да, Сахара – это королева пустынь.        

Кто может показать на глобусе Африку? Каким цветом обозначен  на глобусе этот материк и почему?  - (там много пустынь…).

Правильно. А, что такое пустыня? –

Дети: там нет воды,  кругом пески, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей….

Педагог: Ребятки, а, как вы думаете, могут  в таком месте жить растения?  Дети: могут…. не могут.

Педагог: Оказывается, могут. В пустыне растут низкие растения с маленькими листочками. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15ти этажного дома, то его корни достанут до земли.

Как думаете, ребятки, зачем растениям пустыни такие корни? – (дети: чтобы доставать воду, которая глубоко под землёй).

Угадайте, что за гость нас встречает? Загадка: «Стран тропических жилец, иглокожий огурец» – (кактус).  

 Показ кактуса в горшке.

Педагог: А, какие  животные могут жить в пустыне?   Как они приспособились?  

 Ответы детей: верблюды, потому что они выносливые, запасаются водой и  помогают человеку преодолевать большие расстояния в пустыне.

Педагог: правильно, а, ещё верблюда называют кораблём пустыни.

Педагог: Но ведь пустыня в Африке не везде. Есть места, где можно укрыться от палящего солнца. Как называется это место?

Дети: оазис.

Слайд с фото оазиса  на экране.

Педагог: Каких животных можно там увидеть?-  Дети: (бегемот, жираф, носорог, слон).

Проводиться игра  «Чудесный мешочек». (В мешочке находятся  фигурки африканских животных.  Вызвавшийся  ребёнок, опустив руку в мешочек, на ощупь определяет  попавшее в руку животное. Угадав его и назвав, вытаскивает  фигурку из мешочка).

Слайд на экран с изображением африканской фауны.

Звучит мелодия П.Мориа «Жаворонок».

Педагог: Нравиться вам на Африканском материке?  Да,  удивительна природа Африки, но жарко уж очень. И захотелось  туда, где прохладней?  Только нам придётся сменить судно, там, куда мы отправляемся,  пройдёт лишь ледокол.

Садимся на корабль и продолжаем путешествие.

Звучит музыка Дунаевского из к/ф «Дети капитана Гранта»

.

Педагог: А, куда мы направляемся, вам скажет загадка:

Вот континент - большая льдина,

Зимой и летом холодина!

Закалка здесь необходима,

Бери, мой друг, пример с пингвинов!

Дети: Антарктида. Потому, что Антарктида- это закованный в лёд материк, и там живут пингвины.

Педагог предлагает детям найти на глобусе Антарктиду.

Высадка на берег.

Педагог: А, есть ли там растения и живут ли ещё какие-нибудь животные?

Дети: растения не растут, потому что земля покрыта большим слоем льда, который никогда не тает. У пингвинов есть враги. В воде их подстерегают опасные хищники: кит касатка, морской леопард- тюлень.

Педагог: Всё верно. Когда пингвинам становится холодно, они прижимаются

друг к другу и пританцовывают. Предлагаю и нам размяться- исполнить танец пингвинов.

Звучит музыка.  Дети исполняют танец пингвинов.

На экране слайд. 

Педагог: пока мы танцевали, наш корабль встретился с плавающими «ледяными горами». Кто из вас знает, как они называются?

Дети: айсберги.

Педагог: верно. Встречаются айсберги, похожие на надутые ветром паруса, на пирамиды. Откуда же появляются эти громадины?   У берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжёлые, ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану.

На экране слайд с фото айсберга.

Педагог: а, как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей?

Я, вам расскажу: подводная часть  айсберга, та, что под водой, очень велика, наткнувшись на неё, корабль получит повреждение и может  затонуть.

Чтобы наш корабль не потерпел кораблекрушение, давайте поскорее покинем этот материк и оправимся в юго-восточном направлении, всё по тому же Индийскому океану.

Посадка на корабль. Плавание.

Педагог: Наше судно приближается к берегам Австралии. Это самый маленький материк. Но отнюдь не менее красивый  и  удивительный.

Педагог предлагает детям найти Австралию на глобусе.

Высадка на берег.

На экране слайды  с видами Австралии.                  

Педагог: в Австралии растут эвкалипты. Листья эвкалипта используют в лечебных целях, а ещё их очень любят кушать  коала.

 Педагог: Чтобы узнать, какие животные живут в Австралии, я предлагаю вам  открыть конверты и собрать картинки. ( Игра «Собери картинку» В конвертах фото кенгуру, коала, утконоса, собаки Динго…).

На экране слайд    

 Звучит мелодия «Жаворонок» в исполнении П.Мориа.

Одним из символов  Австралии является кенгуру. Это удивительное животное  обладает сильными ногами, передвигается прыжками и вынашивает своего детёныша  в сумке.  Предлагаю и нам побывать в роли кенгуру.

 Физкультминутка (Дети прыгают, как кенгуру).

Педагог: пора нам оправляться дальше… ещё один материк ждёт нас.

Посадка на корабль. Плавание по океану.

Музыкальный фон. Слайд с фото морских просторов.

Педагог:  ребята, посмотрите,  показались берега.

Кто-нибудь догадался, к какому материку прибыл наш корабль?

Дети: это берега Южной Америки.

Слайд с  изображением материка

Педагог: Южная Америка самый дождливый материк. Тут живут весёлые люди, которые  носят шляпы сомбреро, играют на маракасах и   устраивают множество  красочных карнавалов. Предлагаю сойти на берег и присоединиться  к  ним.

Звучит латиноамериканская  музыка.

Высадка на берег. Вливаемся в  карнавальное шествие (элементы танца с маракасами).

Педагог: весело, неправда ли? Но мы отвлеклись от главной цели. В Южной Америке живёт самая маленькая птичка, которая умеет летать хвостом вперёд. Кто знает её название?

Дети: колибри.

Слайд на экран

В реках Южной Америки водится зубастая и очень опасная рыба … пиранья.

 

 Всего за  считанные минуты стая пираний может обглодать целую корову, оказавшуюся в воде.

 Если мы продвинемся чуть дальше, на север, то попадём в  Северную Америку. Тут  часто случаются ураганы и тайфуны. Так же знаменит этот материк каньонами.

     Слайды на экран

Ещё, здесь  есть водопад, который меняет своё направление.

Это Ниагарский водопад.

Педагог: Ещё в  лесах Северной Америке живут  медведи гризли, ленивцы, дикобразы…

В Америке люди  всегда передвигались на лошадях, да и сейчас устраивают скачки. И, раз уж мы здесь, давайте тоже поучаствуем в  скачках.

Проводится эстафета 2мя командами. На лошадях (игровой материал) каждый участник команды должен  доскакать до цели, набросить лассо (кольцо) и вернуться в команду, передав эстафету следующему.

Педагог: Ай, да, молодцы! Настоящие ковбои! Но, как ни хорошо в гостях, а   пора  нам возвращаться домой, на нашу  родную землю – материк Евразия.

Посадка на корабль.   Морской путь по Атлантическому океану. Музыкальный фон

 ( детская  песня «Синяя вода»). Слайды на экране.

Прибытие корабля к берегам Евразии. Высадка  на родной берег.

Педагог: вот, мы и дома. А, чтобы у нас в памяти осталось наше сегодняшнее путешествие, давайте  вспомним и  начертим  маршрут нашего кругосветного путешествия.

Дети двумя командами, чертят (отмечают стрелочками направление) маршрут движения корабля на заранее заготовленных  географических картах земного шара.  

Педагог: Ребятки, наш досуг  окончен. Надеюсь, что  вам было интересно и познавательно.

                                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Знай-ка!"

Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, а...

Сценарий досуга «Пусть сбудутся наши мечты» (досуг для детей старшего дошкольного возраста).

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в день знаний. Такие мероприятия являются радостными событиями в жизни дошкольника....

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Интеллектуальный аукцион"

Конкурс для детей старшего дошкольного возраста "Интеллектуальный аукцион", в котором дети смогут продемонстрировать не только свои знания и умения, но и блеснуть своими творческими способно...