НОД в разновозрастной группе «Роль воды в жизни человека» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Букчина Ирина Михайловна

Цель: формирование представления о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед).

2.Углубить понимание детьми роли воды в жизни человека и всего живого на Земле.

3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

4. Отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали, горизонтали и вертикали.

Развивающие:

1.Развивать у детей фонематический слух.

2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3.Учить отгадывать загадки.

4. Развивать творческое воображение, логическое мышление.

5. Развивать навыки работы с бумагой

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.

2. Прививать бережное отношение к воде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида  № 337 городского округа Самара

443069, г. Самара, ул.Аэродромная, дом 22а, тел. (846) 268-57-27

Открытый показ НОД в разновозрастной группе

«Роль воды в жизни человека» с применением ИКТ

 для педагогов ДОУ

Подготовила и провела:

воспитатель МАДОУ № 337 г.о.Самара

Букчина Ирина Михайловна

20.03.2013г.

Цель: формирование представления о роли воды в жизни человека и всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед).

2.Углубить понимание детьми роли воды в жизни человека и всего живого на Земле.

3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

4. Отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали, горизонтали и вертикали.

Развивающие:

1.Развивать у детей фонематический слух.

2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3.Учить отгадывать загадки.

4. Развивать творческое воображение, логическое мышление.

5. Развивать навыки работы с бумагой

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение.

2. Прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

- рассмотреть с детьми карту мира, найти на ней знакомые детям названия рек, например Волгу,  найти моря;  

-  побеседовать по теме «Где есть вода», «Кому нужна вода», «Почему надо беречь воду», о влиянии воды на здоровье человека;

- дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок;

 - рассматривание иллюстраций об использовании воды, изображения жителей подводного мира;

- опыты с водой;

- чтение художественной литературы, разучивание стихотворение Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замирает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею Вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Материалы:

-карта, глобус;

-иллюстрации (реки и моря, ледники на вершине гор, снежные сугробы),

-кроссворд;

-квадратные листы бумаги; мяч.

Ход НОД

Сегодня мы с вами поговорим о …, а о чем вы мне скажете сами, когда разгадаете  ключевое слово:

1

2

3

4

Дети разгадывают кроссворд: в первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте; во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нем также на третьем месте; в третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога»; и в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «рама». После того как слово отгадано, становится ясна тема занятия «Вода».

Все живое на Земле произошло из воды. Много лет тому назад на нашей планете еще не было жизни. И почти всю ее поверхность занимал океан. Именно в океане, под воздействием солнечных лучей, появились первые живые существа - такие маленькие, что их невозможно было бы рассмотреть без микроскопа. Они развивались и появились рыбы - конечно, не такие, как сейчас водятся в океанах. А океан тем временем отступал, уступая место суше. Так образовывались озера и внутренние моря.

Предложить детям рассмотреть карту и глобус. Дети показывают реки -  тоненькие  синие ниточки, озера – маленькие овалы, океаны, Каспийское море, Средиземное море, Мертвое море.

Вопросы:

- Каким цветом на карте  обозначена суша?

- Каким цветом - вода?

-Чего больше: суши или воды?

- Да, много воды на нашей планете.

- Скажите, где мы встречаем соленую воду? (Показ на глобусе океанов и морей.)

-  Океаны и моря – самые большие водоемы, или хранилища воды на Земле.

Покажите на карте реки, озера. Какая в них вода соленая или не соленая?

Всякая ли вода годится для человека, для различных  нужд? (ответы детей).

- Да, именно пресная вода нам нужна. Речная вода называется пресной, потому что в ней нет такого количества соли, как в морской.

Игра «Какая бывает вода?»

Дети встают в круг так, чтобы все могли видеть друг друга.

Воспитатель в центре круга с мячом задает детям вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот, кто ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает его воспитателю. Отвечая на вопрос: какая бывает вода? дети могут назвать газированную воду, горячую и холодную воду; воду в реке, озере, ручейке; воду в море и океане, воду в роднике и водопроводе.

Вода падает на Землю в виде дождя. Вода бывает и в твердом состоянии – снег, лед, в газообразном в виде пара поднимается наверх. Все это – разные формы воды, но в любом виде она необходима человеку (показ картинок). Ученые установили, что человек без еды может прожить 3-4 месяца, а без воды 7 дней. Тело ребенка  содержит  до 70% воды.

А теперь представьте, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?

- вода нужна для приготовления пищи;

- для мытья тела;

- для питья;

- для растений (их надо поливать, они живые, без воды засохнут);

-  Живым существам - человеку, животным и растениям нужно много воды.

Давайте проделаем такой опыт:

Если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в трех-литровой банке (воспитатель показывает), то пресная вода (не соленая) уместится в половину стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот это (3 капельки) и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля. Видите, как мало пресной воды. Есть такие места на Земле, где воды вообще нет. (Картина “Пустыня”.)

Физкультминутка пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! –  покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Вопросы:

- должны ли люди  беречь воду?

- можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

- всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана за сутки набегает — накапывает уже 15 литров воды. Это больше вот такого ведра. И только тогда, когда вода капает по капельке!

- Что же нужно делать, чтобы такое не случилось? (Закрывать плотно кран).

(Воспитатель выставляет картинку с изображением крана с капающей водой и зачеркивает красным фломастером, превращая в запрещающий знак.)

- Чтобы в кране вода всегда была чистая, многие люди вкладывают огромный труд. Чтобы человек мог пить чистую воду без вредных примесей можно купить активатор для воды или очиститель для воды.

- Дело в том, что моря, океаны и реки находятся сейчас в беде. Люди их сильно загрязнили. Часто случаются аварии — в море сливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в моря и реки грязную воду, люди бросают мусор: бутылки, банки, пакеты, все, что нам не нужно, (демонстрация соответствующего иллюстрационного материала.) В результате животные и растения в морях и реках плохо себя чувствуют и даже погибают.

- Ребята, что же нужно делать, чтобы этого не происходило? Как вы думаете? (Ввести запретные меры.)

Расскажите, как нужно заботиться о чистоте рек, озер, морей, пользуясь этими “запрещающими знаками” (2-3 человека).

- Вода, которую дарит нам природа, из-за неправильного отношения людей, становится очень дорогой. Надеюсь, что вы бережно будете относиться к воде, потому что вода - наше богатство!

- Сейчас, я узнаю, что вы усвоили из нашего разговора. Давайте попробуем вспомнить нашу беседу по презентации. Итог занятия в виде  презентации о воде. Основными обитателями водной среды являются рыбы.

Изготовления рыб из бумаги.

Выставка детских работ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль воды в жизни человека Воспитатель МАДОУ №337 г.о. Самара Букчина Ирина Михайловна

Слайд 2

Что случилось с цветком? Без воды цветок завял!

Слайд 3

Наша планета Земля она состоит из воды на 70 % Человек тоже состоит из воды на 70%

Слайд 4

Где содержится вода на Земле? ОКЕАН ОЗЕРО МОРЕ РЕКА РУЧЕЙ

Слайд 6

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ ПАР- ГАЗООБРАЗНОЕ ЛЕД- ТВЕРДОЕ ВОДА-ЖИДКОЕ

Слайд 7

СВОЙСТВА ВОДЫ ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА ЦВЕТА ЗАПАХА МОЖЕТ РАСТВОРЯТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ ФОРМУ ОКРАШИВАТЬСЯ В РАЗНЫЕ ЦВЕТА

Слайд 8

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОДУ? ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЕДА И НАПИТКИ

Слайд 9

Повторим стихотворение Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замирает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется (В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Растворяет сахар в чае (Мы ее не замечаем). Мы привыкли что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею Вам я доложить: Без нее нам не прожить.

Слайд 10

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: БЕЗ ЧЕГО НЕ БУДЕТ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ? ГДЕ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА НА ЗЕМЛЕ? ПОЧЕМУ ВОДА НЕ ИСЧЕЗАЕТ? КАКИЕ СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА ВОДЫ ТЫ ЗНАЕШЬ? КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОДУ? РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ ДОМА РОДИТЕЛЯМ.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воды в жизни человека

НОД в подготовительной к школе группе...

Презентация в старшей разновозрастной группе "Роль воды в жизни человека"

Презентация в старшей разновозрастной группе "Роль воды в жизни человека"...

Роль воды в жизни человека.

                                   Занятие «Кому нужна вода?»Программное содержание. Уточнить...

Презентация " Роль воды в жизни человека"

презентация рассказывает о роли воды в жизни человека...

Презентация к конспекту НОД по знакомству с окружающим миром "Роль воды в жизни человека"

Презентация для ознакомления детей со свойствами воды и роли воды в жизни человека....

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....