Главные вкладки

    Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Турайкевич Екатерина Николаевна

    Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.

    Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл itgogovyy_konspek_vozdukh.docx23.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому развитию детей

    Петродворцового района города Санкт-Петербурга

    Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

    Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.

    Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; 

    Материалы и оборудование: коробка, мыльные пузыри на каждого ребенка, целлофановые пакеты для каждого ребенка,

    Предварительная работа наблюдения за ветром, беседа «Откуда берётся ветер?», подвижная игра “Пузырь”, игры с вертушками на прогулке, изготовление вееров, рисование цветных шариков, рисование мыльными пузырями, загадки про воздух.

    Ход занятия

    Воспитатель обращает внимание на коробку лежащую в центре группы.

    Воспитатель Чья это коробка?

    Дети: Незнаем

    Воспитатель: Вы хотите узнать, что внутри коробки?

    Дети: Да.

    Воспитатель открывает коробку

    Дети: Коробка пустая, в ней ничего нет

    Воспитатель: Как ничего нет, вы уверены? Давайте посмотрим повнимательней.

    Дети крутят коробку и ищут, что в ней лежит

    Воспитатель: Я вам сейчас помогу отгадайте мою загадку. 

    Окружает нас всегда,

    Мы им дышим без труда.

    Он без запаха, без цвета.

    Угадайте, что же это?

    Дети: Воздух

    Воспитатель: Правильно ребята. Это воздух. И сегодня мы поговорим о воздухе: какой он? где он прячется? И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько опытов.

    Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Воспитатель: - Правильно ребята. Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.

    Воспитатель раздает детям целлофановые пакеты и показывает как ловить воздух.

    Дети проводят опыт.

    Воспитатель: нам надо немного размяться

    Физкультминутка

    - Дует ветер с высоты

    Гнутся травы и цветы.

    Вправо-влево, влево - вправо

    Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)

    А теперь давайте вместе

    Все попрыгаем на месте (прыжки)

    Выше! Веселей! Вот так

    Переходим мы на шаг (ходьба на месте)

    Воспитатель: Я умею надувать мыльные пузыри. Хотите покажу?

    Дети: да

    Воспитатель надувает мыльный пузырь и у него не получается его надуть

    Воспитатель: Ребята у меня не получается, кто поможет мне?

    Дети: Можно я

    Дети берут мыльные пузыри и пускают их

    Воспитатель: А откуда берется в пузыре воздух?

    Дети: мы его выдыхаем

    Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, его надо вдохнуть. А где мы берем воздух, когда вдыхаем?

    Дети: вокруг нас есть воздух.

    Воспитатель: Значит, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнем и выдохнем воздух через рот.

    Проходит дыхательная гимнастика

    Воспитатель: Я в магазине купила много пластмассовых трубочек. Как вы думаете, что с ними можно делать?

    Дети: Из них можно пить.

    Воспитатель: А давайте возьмем трубочку и подуем в нее на ладонь.

    Дети берут трубочки и дуют себе на ладонь

    Воспитатель: Что вы ощущаете?

    Дети: Воздух

    Воспитатель А у меня есть стаканы с водой.

    А что будет, если отпустить трубочку в стакан с водой. Давайте попробуем!

    Дети проводят опыт

    Воспитатель: Что вы видите?

    Дети: Пузыри.

    Воспитатель: Пузыри получаются из воздуха поэтому воздух мы можем увидеть и в мыльных пузырях. А сейчас, давайте поиграем.

    Игра малой подвижности «Пузырь».

    Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу.

    Воспитатель произносит:

    Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

    Оставайся такой да не лопайся.

    Играющие отходят назад и держатся за руки, набирая воздух через нос, отходят до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», двигаются к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому еще нужен воздух?

    Дети: животным, птицам, растениям, людям, насекомым.

    Воспитатель: А вы можете обойтись без воздуха?

    Дети: нет

    Воспитатель: А давайте проверим! Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени, сколько выдержим

    Дети проводят эксперимент

    Воспитатель: Ребята можно человеку, животным, растениям обойтись без воздуха?

    Дети: Нет, без воздуха мы не можем дышать.

    Рефлексия.  

    Что понравилось на занятии?

    Что было сложным для понимания?

    Хотите ли вы еще больше узнать о свойствах воздуха?

    Воспитатель вспоминает как можно поймать воздух, как можно увидеть воздух.

    Воспитатель: С воздухом еще очень много игр, поэтому мы с ним не прощаемся, а говорим до новых встреч.

    - Ребята, а как вы думаете, кому еще нужен воздух? (животным, птицам, растениям, людям, насекомым) .

    - А вы можете обойтись без воздуха?

    - А давайте проверим! Закроем ненадолго ротик, носик зажмем, и попробуем не дышать, столько времени, сколько выдержим.

    - Ну что, ребята можно человеку, животным, растениям обойтись без воздуха?

    - Нет, без воздуха мы не можем дышать.

    - Молодцы ребята, а чтобы нам отправиться дальше, нам нужно немного размяться.

    Физкультминутка

    - Дует ветер с высоты

    Гнутся травы и цветы.

    Вправо-влево, влево - вправо

    Клонятся цветы и травы (наклоны в стороны)

    А теперь давайте вместе

    Все попрыгаем на месте (прыжки)

    Выше! Веселей! Вот так

    Переходим мы на шаг. (ходьба на месте)

    Вот и кончилась игра, в путь нам двигаться пора! Поехали!

    - Ребята когда воздух перемещается над землей с одного места в другое, люди говорят, что дует ветер. Ветер-это природное явление.

    - А как вы думаете, какой бывает ветер? (сильный, слабый, свирепый, теплый, холодный, злой, добрый) .

    - Ребята, посмотрите, перед вами два портрета ветра. Вы догадались, какой ветер злой, а какой добрый? А как вы это определили?

    - Ребята, представьте, что перед вами море. Вы, дети, ветры. Подуйте на воду. Что получается? (получаются волны)

    - Чем сильнее дует ветер, тем больше волны. А теперь давайте с вами проверим, как ветер передвигает предметы.

    - Давайте с вами возьмем бумажные кораблики и опустим их в воду, сделаем ветер. (дети дуют, кораблики плывут) .

    - А что происходит если нет ветра? (они стоят)

    - А что происходит с корабликом, если ветер сильно дует?

    - Давайте с вами вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина про кораблик.

    - Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,

    Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах…

    - Ребята, а теперь давайте представим, что вы художники, настоящие волшебники. Вы сядете за столы, возьмете волшебные листочки, карандаши

    любого цвета, и попробуете нарисовать воздух, таким каким вы его себе представляете. (дети рисуют)

    - Молодцы ребята! Подарите свои рисунки гостям на память.

    - Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется. Поехали! (звучит фонограмма звук поезда)

    3. Итог.

    - Ну вот ребята и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

    - Сегодня вы узнали много нового. Например, что вокруг нас есть (воздух)

    - Он какой? (невидимый, движется, его можно ощутить.

    - А Фея из сказочной страны приготовила для вас вот такие замечательные кораблики и дарит вам их на память. Они отлично плавают в воде, вы пойдете на прогулку и поиграете с ними, опустите их в ручейки. И поплывут кораблики вниз по течению.

    - Вы замечательные ребята, а мне пора с вами прощаться.

    - До новых встреч!

     

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Что это?

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

    (подходят к лаборатории)

    Домовёнок Кузя (появившись из-за печки): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

    Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

    Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

    Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

    Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

    Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

    Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.

    Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

    Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

    Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

    Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

    Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

    (дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. 
    Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

    Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

    Дети: Мыльные.

    Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

     

    Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

     Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

    Кузя: Конечно, же мыло!

    Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

    Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

    Дети: Нет.

     

    Опыт 3. С салфеткой.

    Воспитатель: А с салфеткой видно?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

    Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

    Игра « Кораблики»

    Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

    Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

     

    Опыт 4. С веером.

    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

    Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

    Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема «Мы такие разные».

    Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему "Мы такие разные", направленная на сплочение детского коллектива....

    Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы Тема «Воздух вокруг нас»

    Цель:развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: Образовательные:-дать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер – это движение воздуха...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...