Статья на тему:«Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о родном городе»
статья по окружающему миру на тему

Мокрушина Наталья Николаевна

Цели данной работы:

- воспитание любви и интереса к родному городу,гордость: я - петербуржец;

- воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе;

  - пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;

- формирование начальных знаний о родном городе;

- осознание ценности памаятников культуры и искусства;

- воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры;

- изучать историю города через судьбы замечательных петербуржцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование системы знаний 21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14

Московского района Санкт - Петербурга

Статья на тему:

«Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о родном городе»

Подготовила Мокрушина Н.Н.

                                                                                                          Воспитатель ГБДОУ д/с№14

                                  Санкт – Петербург 2014г.

Наш город один из самых больших и красивых городов мира. В 2013 году Санкт – Петербургу исполнилось 310 лет, для города это почти «детский возраст», ведь Новгороду, Старой Ладоге, - нашим соседям – более тысячи лет. В Петербурге немало богатств, но всё - же самое главное богатство – его жители. Именно они создали и создают произведения искусства, сделали город таким прекрасным и удивительным, а в ответ, Санкт – Петербург хранит  память о них в названиях улиц, проспектов, площадей, им поставлены памятники, на фасадах домом мемориальные доски, говорящие о том, что в этом доме жил «великий человек» - настоящий петербуржец.

Настоящий петербуржец достоин своего города, город – это часть его жизни. Прогулки по городским улицам, набережным, паркам, для него такая же необходимость, как еда, одежда, сон. Его часто можно встретить в театрах, музеях, на концертах. Уезжая из города даже ненадолго, он скучает по нему, как по самому близкому человеку. И куда бы ни приехал петербуржец, он всегда знает, что по его поведению люди судят о его городе – такое определение петербуржцу дают Л.К. Ермолаева и И.М.Лебедева.

Петербург очень разный. Это «державное» течение Невы, величественные архитектурные ансамбли, устремлённые ввысь шпили, разнообразные храмы и памятники, тихие уголки садов и парков…

Петербург – город, которому принадлежит особое место в истории России. Возникший во поле Петра I в переломную эпоху, он стал символом величайшего взлёта русской культуры, науки, духовной жизни.

С Санкт – Петербургом связаны имена, которые составляют национальную гордость России. Здесь жили Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок, Ахматова…

Здесь жили и работали Ломоносов, Менделеев, Павлов, Вернадский, Бехтерев…

В Петербурге вдохновенно творили А.Захаров, Д.Кваренги, А.Воронихин, Растрелли, Т.Томон, К.Росси, Т.Трезини…Благодаря их мастерству, мы любуемся на красоту нашего города, на декоративное убранство фасадов домов (пилястры, фронтоны, диковинные маски…)

Петербург – это особый, огромный и сложный мир. И чтобы постигнуть его, нужна наверно целая жизнь. И чем раньше начать этот путь, тем больше вероятности дойти до конца. Я люблю этот город, и хочу приложить все усилия для того, чтобы передать это чувство детям, вырастить из них маленьких петербуржцев, гордых и счастливых тем, что они жители  самого чудесного города на земле.

Перед тем как начать работу мною был подобран, изучен и в дальнейшем использован разнообразный методический материал по знакомству детей с городом.

Для того, чтобы вырастить из детей настоящих петербуржцев, были  поставлены  следущие задачи:

  • дать знания о городе, его исторической культуре, архитектуре, исторических памятниках, учить воспринимать красоту города, видеть её;
  • формировать нравственные принципы взаимодействия человека с городом;
  • развивать чувство сопричастности своей жизни и жизни города;
  • воспитывать любовь к родному городу, гордость за то, что называешься петербуржцем.

Любовь к детям, знание детей, умение наблюдать их игры, профессионализм и мастерство – качества необходимые воспитателю. Именно это помогает в выборе путей и средств решения задач по ознакомлению детей с городом. Основная часть знаний даётся во время непосредственно образовательной деятельности, закрепление знаний происходит во всех видах деятельности, а также на экскурсиях (пешеходных и автобусных). Для достижения успешной работы и поставленных задач, вместе с ребятами мы оформили уголок «Наш Петербург», где собраны демонстрационный материал (альбомы, книги, наборы иллюстраций, карта города, «словарь» - новые слова и понятия), наборы открыток, дидактические игры, архитектурная мозаика, технические средства (ЭОР), ребусы, кроссворды и т.д.

После ознакомления с «Правилами поведения настоящего горожанина», мы с ребятами решили перед входом в группу повесить эти правила, которые гласят:

Настоящий горожанин не будет:

- людям досаждать;

- дом и город обижать;

- в квартире прыгать и скакать;

- громким голосом кричать;

- дверь ногою открывать;

- в лифте кнопкою играть;

- и на стенах рисовать;

- сор на улицах бросать;

- правила движенья нарушать…

Работа началась с того, что близко нам всем – со знакомства с детским садом.

Детский сад – наш дом, в нём мы проводим больше всего времени, о нём мы должны заботиться.

Основная часть работы в среднем возрасте строится на знакомстве с художественной литературой, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно – ролевые игры («Магазин», «На кухне», «Машины на нашей улице»). Углубить и закрепить знания помогали родители, совершая экскурсии выходного дня («Улица на которой я живу»), прогулки в центр города(«Невский проспект», «Дворцовая площадь»). Получив знания в совместной деятельности и на экскурсиях, закрепляли их в сюжетно – ролевых играх.

К концу года дети знали, в каком городе живут, главный проспект города, главную реку, главную площадь, получили навыки правил поведения на улице.

В старшем возрасте работа продолжилась. Мы читали произведения художественной литературы,  которые формируют положительные качества, учат отличать хорошее от плохого, совместно с детьми сделали игру «Фея добра и зла», с помощью которой закрепляли пройденный материал. При рассматривании картин дети учились любить свой город, свой дом, свою природу. Дети познакомились со своим районом, его памятными местами, познакомились с флагом и гербом России, с флагом и гербом Санкт – Петербурга, узнали об основателе города Петре I, познакомились с понятиями символ, памятник, собор, царь. Так как у детей уже накопилось определённое количество знаний о городе, для их закрепления в работу были включены игры тематического характера: «Что лишнее?», «Архитектурная мозаика», «Похож - не похож» и т.д. Во время автобусных экскурсий, закрепляли то, с чем уже знакомились, т.к. темы экскурсий связаны с темами занятий, бесед, играми. В течение года проводились тематические вечера: памяти А.С.Пушкина, «Был город фронт, была блокада», «День рождения города», встреча с нахимовцами.

В подготовительной группе была введена серия занятий, знакомящих детей с достопримечательностями , архитектурными ансамблями, с историей города через судьбы замечательных людей. Во время различных игр мы обыгрывали умение общаться

( «Разговор по телефону»), вступать в игровой диалог по типу «А знаете ли вы где…», умение рассказать об увиденном.  Во время НОД включаю элементы петербургской тематики в виде решения задач, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок про свою улицу и т.д.

С помощью ИКТ  мы совершаем «прогулки» по городу, также закрепляем полученные знания на экскурсиях (автобусных и пешеходных).

Т.е. дети воочию видят всё то, о чём мы говорим во время совместной деятельности.

В промежутках между автобусными и пешеходными экскурсиями, дети вместе с родителями совершают прогулки выходного дня. Для родителей вывешивается информация о том месте, которое нужно посетить. В этой работе нашими союзниками были всегда дети, они как рассказывали родители, буквально тянули их на то место, которое нужно было посетить. Некоторые родители находили множество поводов для того, чтобы  никуда не ходить. Но после того как они увидели заинтересованность детей в том, чтобы узнать свой город лучше, родители подключились к нашей работе и заинтересовались, ведь многое из того, что казалось известным, каждый раз воспринимается по новому.

И в завершении могу сказать, что мои воспитанники уже научились любить свой город, у них появился интерес ко всему, что связано с ним. И все вместе мы гордимся своим городом, вместе его любим, вместе будем беречь, и нести через всю свою жизнь гордое звание «петербуржец».