Моя система опытов с дошкольниками.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузьмина Раиса Витальевна


Краткое описание опытов и решаемых задач с детьми от первой младшей до подготовительной группы(из опыта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе

Месяц

Тема

Задачи

Приемы

Сентябрь

«Овощи и фрукты» («Нюхаем, пробуем, трогаем»).

Определять путем обследования форму, цвет, величину, запах, вкус овощей и фруктов.

«Чудесный мешочек»

«Угадай на вкус»

«Узнай по запаху»

Октябрь

«Слушаем звуки»

Развивать слуховое восприятие, закрепить представление о назначении органов слуха. Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

«Угадай, что звучит» (муз. инструменты)

«Найди такую же коробочку» (контейнеры с горохом, пуговицами, камешками)

«Дует, дует ветер…» (наблюдение за деревьями, листьями)

Ноябрь

«Вода - водичка»

Выявить свойства воды: прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, меняет форму, течет.

Переливать воду в разные емкости.

Сделать волну рукой, «водоворот».

Сравнить два стакана – с молоком и водой.

Сравнить обычную воду и с добавлением сахара.

«Вода – помощница».

Декабрь

«Чем может быть вода?»

Формировать представления об агрегатных состояниях воды: жидкая  и твердая (снег, лед).

«Во что превратилась вода»

«Сделаем цветной лед»

Наблюдение за снегом и льдом в теплом помещении.

«Поймай снежинку»

Январь

«Как поймать воздух?»

Помочь обнаружить воздух, создавая движение.

Формировать представление о том, что воздух есть повсюду.

«Делаем мыльные пузыри»

«Чей кораблик уплывет дальше»

«Надуй шарик»

Игры с вертушками, султанчиками веером из бумаги.

Февраль

«Знакомимся с глиной»

Дать представление о глине - бывает сухая (твердая, рассыпается) и мокрая (пачкает руки, можно лепить, мягкая).

Смочить глину водой, размять комочки сухой глины. Выполнять из глины поделки.

Март

«Мы выращиваем сами»

Дать представление о том, что растениям для жизни и роста нужны свет, тепло, вода, земля.

Наблюдение за ветками тополя и березы в вазе на окне.

Посадка лука  на перо.

Посев семян гороха и настурции.

Апрель

«Свет и тень»

Показать образование тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Показать отражение в воде.

Теневой театр.

Наблюдение за своим отражением в воде.

Игра с солнечными зайчиками.

«Таинственные картинки»

Май

«Волшебный ящик»

Способствовать формированию умений определять форму предмета, характер поверхности размер на ощупь.

Игра «Ящик ощущений»

Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Месяц

Темы

Задачи

Приемы

Сентябрь

Вода-водица

Способствовать накоплению представлений о воде: бывает холодная, теплая; смачивает предметы, течет. Учить зачерпывать воду, переливать, собирать воду губкой.

Сравнить холодную и теплую воду.

Смочить сухие салфетки, бумагу, ткань.

«Отожми губку».

«Дождик» (ситечко).

Октябрь

Твердое - мягкое

Формировать представления о предметах: твердые - мягкие.

Определить мягкость на ощупь.

Постучать предметами друг о друга.

Каждому камешку свой домик (большой - маленький).

Лепка из глины.

Ноябрь

Снег – снежок.

Формировать представления о снеге: холодный, лепится, тает в тепле.

Подержать снег в руке.

Рассмотреть снежинку.

Слепить комок, снеговика.

Занести снег в помещение, понаблюдать за таянием.

Декабрь

Тающий лед.

Дать представление о том, что вода на морозе замерзает (лед). Лед твердый.

Вынести воду на улицу, заморозить.

Постучать палочкой по замерзшему льду.

Украсить цветными льдинками елку на участке.

Январь

Музыка или шум.

Формировать умение определять и различать музыкальные и шумовые звуки.

Рассматривание и обследование различных музыкальных и шумовых инструментов, игрушек. «Что звучит?»

«Найди такой же инструмент»

Февраль

Мыльные пузыри.

Познакомить с приемами выдувания мыльных пузырей.

«Сделаем мыльную воду»

«Поймай цветные шарики»

Март

Солнышко, посвети…

Дать представление о том, что солнце светит и греет.

Наблюдение за солнцем в ясный и пасмурный день.

Потрогать предметы, находящиеся на солнечной стороне и в тени.

Игры с солнечными зайчиками.

Апрель

Ветки на окне.

Формировать представления о том, что растениям для роста  нужны вода, тепло.

Наблюдение за деревьями на участке.

Принести ветки деревьев в помещение, поставить ветки в вазе с водой на солнечный подоконник, наблюдать.

Май

Песочная страна.

Расширять представления детей о свойствах песка. Формировать умения правильно лепить.

Пересыпать сухой песок из емкости в емкость, просеивать его, насыпать горку из песка, сделать ямку в песке.

«Найди игрушку».

«Слепим порожки».

«Отпечатки рук».

Игры с формочками.

Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе

Месяц

Темы

Задачи

Приемы

Сентябрь

Вкусный сок.

Познакомить с процессом приготовления сока из овощей и фруктов. Развивать наблюдательность.

Сравнение овощей и фруктов по форме, размеру и др.

«Угадай на вкус»

«Опиши, я отгадаю»

Выжать сок из моркови и апельсина, попробовать на вкус, сравнить.

Октябрь

Кто испачкал воду?

Способствовать  накоплению представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, не имеет цвета, но может приобретать цвет

«Какая бывает вода?»

Сравнить воду и молоко (цвет, прозрачность).

Изменить цвет воды с помощью гуаши.

Фокус «Кто испачкал воду?»

Ноябрь

Как поймать воздух?

Формировать представления о том, что воздух есть вокруг, мы дышим воздухом, воздух можно поймать в пакет.

Показать, как с помощью движения обнаружить воздух.

Упражнять в надувании воздушных шариков, пузырей.

Показать и повторить с детьми, как обнаружить воздух с помощью взмахов рукой, газетой, веером.

«Не урони перышко».

«Сдуй снежинку».

«У кого кораблик уплывет дальше?», «Надуй шарик».

Декабрь

Волшебный снег.

Закреплять знания о свойствах сухого и влажного снега. Упражнять в умении определять некоторые свойства снега в разную погоду.

Рассмотреть снежинки в увеличительное стекло.

«Где сугробы растут быстрее?”.

Игры с формочками для снега.

Лепить снежки.

Делать постройки из снега.

Январь

Деревянное царство.

Развивать представления о свойствах древесины и изделий из нее (не тонут, прочные, горят).

Упражнять в умении получать знания в ходе опыта, анализировать.

Обследование деревянных изделий.

«Тонет – не тонет».

Февраль

Магнит-волшебник.

Дать представление о магните и его элементарных свойствах.

Демонстрация свойств магнитов : притягивают – отталкивают.

Опыт: двигать предметы по столу с помощью магнита, который находится под столом.

«Выложи фигуру».

Фокусы с магнитами.

Март

Зернышки – мука – тесто.

Дать представления о том, что зерна зреют в колосе.

Формировать представления о том, что из зерен мелют муку, из муки пекут хлеб.

Познакомить с процессом выпечки хлеба (булок).

Рассмотреть пшеничный и ржаной колоски.

Растереть зерна, сравнить полученную массу с мукой.

Рассмотреть ингредиенты для замешивания теста.

Экскурсия в пекарню.

Показать процесс замешивания теста. Угостить детей свежей выпечкой.

Апрель

В гостях у металлов.

Формировать представления о свойствах предметов из металла: гладкие, блестят, твердые, прочные, тонут в воде, холодные.

Развивать умения анализировать.

Обследование и сравнение предметов из металла.

Сравнить с деревянными предметами.

Май

Семена и растения.

Формировать представления о том, что растения можно выращивать из семян.

Развивать умения анализировать, делать выводы.

Рассмотреть семена настурции, календулы, бархатцев, сравнить их.

Посеять семена, ухаживать.

Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей  группе

Месяц

Темы

Задачи

Приемы

Сентябрь

Воздушный мир.

Развивать представления о воздухе: занимает место, имеет вес, загрязняется.

Опыты с воздушными шарами (воздух весит).

Обнаружение воздуха в разных объектах.

«Вкусный чай» ( по запаху).

Воздух в пустом стакане.

Опыты со свечой и стеклом.

Октябрь

Дружба красок.

Развивать умения смешивать краски.

Цвета можно разделить водой.

Опыты с фильтровальной бумагой.

«Игра цвета».

«Игра в капельки».

Ноябрь

Превращения воды.

Уточнить представления о воде и об условиях ее существования.

Формировать научные представления об образовании снега, дождя.

Учить подбирать оборудование для опытов.

Опыты по замораживанию и оттаиванию воды, снега, льда; получить пар.

«Как вернуть воду?».

«Цветной сахар».

Декабрь

Чистая вода.

Формировать представления о свойствах предметов и веществ.

Формулировать предположения, искать пути их проверки.

«Исчезающая вода».

Профильтровать воду через разные фильтры, сравнить результаты.

Зарисовать схему очистки воды.

«Впитывание воды».

«Из каких водоемов можно использовать воду для питья?».

Январь

Снежное одеяло.

Развивать представления о свойствах снега.

Дать знания о том, что одежда и снег сохраняют тепло.

«В какой бутылке вода замерзнет быстрее?».

«Греет ли шуба?».

«В каком сосуде снег растает быстрее?».

Утеплить кусты и деревья на участке снегом.

Февраль

Вода – растворитель.

Формировать представления о том, что вещества могут растворяться в воде, могут смешиваться с ней или оставаться без изменения.

Опыты с водой и веществами (соль, сахар, мука, манная крупа, глина, песок, камни).

Март

Свет повсюду.

Познакомить с понятиями «свет» и «тень».

Создавать с помощью теней образы.

Показать, что окружающие предметы могут менять цвет.

Опыты с настольной лампой, фонариком.

Театр теней.

«Таинственные картинки».

«Волшебный лучик».

Апрель

Испытания  магнитов.

Развивать представления о свойствах магнитов.

Совершенствовать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

«Что притягивают магниты?»

Игра «Поймай рыбку».

«Достань предмет из воды».

«Какая сила у магнита?».

Май

Лупа – помощница.

Познакомить с приборами для наблюдения – лупой, биноклем, микроскопом.

Упражнять в умении пользоваться приборами.

«Волшебные стеклышки».

«Нарисуй, что увидел».

Перспективное планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной  группе

Месяц

Темы

Задачи

Приемы

Сентябрь

Ветер.

Познакомить с причинами возникновения ветра.

Уточнить понятия о свойствах воздуха.

Развивать умение анализировать, классифицировать.

Опыты со свечой.

Изготовление вертушек.

Опыты с бумажными корабликами.

Игры с вертушками, султанчиками.

«Куда дует ветер?».

Октябрь

Мокрое и сухое.

Дать понятие о том, что сухие вещества впитывают воду. Продукты сушат для хранения.

Опыт «Растущая крышка».

Опыт «Разрушь башню».

«Плесень».

«Кому нужны сухие продукты?».

Ноябрь

Твердая вода.

Уточнить представления о свойствах льда.

Дать представление об айсбергах.

Сравнить лед и стекло.

«Где встречаем лед?».

Обследование глобуса.

Игра «Путешествие в Арктику».

Декабрь

Как найти клад?

Познакомить с компасом.

Упражнять в умении пользоваться компасом.

Обследование компаса.

«Путешествие с компасом».

Январь

О «дрожалке» и «пищалке».

Уточнить понятие «звук».

Выявить причину возникновения звука.

Опыты с линейкой, нитками.

«Спичечный телефон».

«Измени звук».

«Оркестр».

«Почему поет пластинка?».

Февраль

Секретные записки.

Выявить возможности использования разных веществ вместо чернил. Развивать умение анализировать.

«Секретное письмо».

Работа с белой гуашью, йодной настойкой, пищевыми красителями.

Март

Волшебная бумага.

Способствовать освоению представлений о копировальной бумаге.

Обследование копировальной бумаги.

«Сделай копию».

Апрель

В мире электричества.

Познакомить с понятием «электричество».

Познакомить с батарейкой – хранителем электричества.

Формировать основы безопасности.

«Бабочки».

Опыт с воздушными шариками.

«Почему едет машинка?».

Коллаж «Электричество вокруг нас».

«Электрический театр».

Май

Радуга в небе.

Показать, что солнечный луч меняет цвет.

Уточнить понятие о радуге.

Упражнять в работе по алгоритму.

Сделать радугу через стекло.

Опыты с цветными стеклами.

Игры с мыльными пузырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы с дошкольниками по профилактике ДТП" (из опыта работы)

Обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Знакомить детей с азбукой дорожного движения  надо еще до школы тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, спо...

Система опытов и экспериментирования в ДОУ в соответствии с возрастом детей

В материале представлена помесячная система работы познавательно - исследовательской деятельности  в ДОУ в соответствии с возрастом детей....

Из опыта работы "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи дошкольников"Однм из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. В настоящее врем...

Кружковая работа в системе физического развития дошкольников с ОВЗ (из опыта работы)

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебно-профилактической направленностью. и эта тенденция отмечается неспроста. Исследования показыва...

Система опыта работы по обучению детей правилам дорожного движения «внимание – светофор» на 2017 – 2019 учебный год

АктуальностьВ нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдение...

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА « Приобщение дошкольников к художественной литературе в семье через чтение сказок» (из опыта работы)

Обобщение семейного опыта по приобщению детей дошкольного возраста к литературе на примере семьи...