Методическое пособие по теме "Приди, весна! Сороки"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зюзина Ольга Николаевна

Материалы для музыкальных руководителей для фольклорного интегрированного занятия по теме "Приди, весна! Сороки" для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zanyat_zyuzina_o.n._-_kopiya.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

фольклорного интегрированного занятия

Тема: «Приди, весна! Сороки»

Для детей 5-6 лет

Количество участников:  14   детей

Место проведения: музыкальный зал

Цель:

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре через синтез видов искусств: устного, изобразительного и музыкального. Познакомить детей с русским фольклором, традициями весеннего праздника Сороки.

Задачи:

Музыкальное развитие:

1. Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен и хороводов коллективно с музыкальным сопровождением.

2.Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства, творческих способностей. Совершенствовать танцевальные импровизации детей.

3 Развитие навыков художественного исполнения  различных образов при пении, в танцах, постановке.                                                                                                                    

4 Воспитывать инициативность и творческие проявления.

 Социально-коммуникативное развитие:

1.Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и  речевую активность, коммуникативные качества.

2. Воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях

3.Воспитывать гостеприимство, уважительное отношение к русскому народному творчеству.

4 Создание ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей и взрослых.

Познавательное развитие:

1 Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.

2 Приобщать детей к восприятию примет весны, вызывать соответствующий эмоциональный отклик, используя различные виды деятельности детей:  музыкальную, художественно – речевую.

3 Закреплять знакомый литературный и музыкальный материал.

4 Учить детей работать с тестом. Приучать работать аккуратно, дружно.

5 Воспитывать любовь к труду, уважению к окружающим.

Художественно - эстетическое развитие:

1 Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства; переживании; творческие способности.

2 Продолжать знакомство детей с  традициями русского народа через продуктивную деятельность.

3 Закреплять умение создавать объёмную поделку из солёного теста.

4 Синхронизировать работу обеих рук. Развитие мелкой моторики.

5 Развивать чувство формы, пропорций

Речевое развитие:

1 Активизировать словарный запас, эмоциональную лексику.

2 Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, попевками, загадками, песенками. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки.

Оформление зала.

Весеннее оформление центральной стены– весеннее солнце, лёгкие облака, летящие  птицы: скворцы, жаворонки; слева макет избы , справа – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. 

Материалы и оборудование:

Музыкальный центр, фонограмма – флеш-носитель, столы для поделок детей,  для лепки  дощечки (по количеству детей), фартуки, кусочек теста, стеки, салфетки.

Атрибуты

Ложки, карусель с лентами, платочки,  коромысло с вёдрами, испеченные жаворонки, дом, цветы, связка бубликов, бумажная птица на палочке с цветными лентами. Чаша с водой, полотенце, фартуки по количеству детей, солёное тесто, противень.

Костюмы

Русские народные костюмы на всех детей и Авдотьи - Плющихи, костюм Весны, костюм Кикиморы.

Действующие лица:  Авдотья – Плющиха,  Весна, Кикимора – взрослые.

Предварительная работа: слушание русской народной музыки, чтение художественной литературы,  стихов о весне, беседы  о весеннем народном празднике Сороки, показ иллюстраций,   разучивание танцевального и песенного материала;  беседа и просмотр презентаций по ознакомлению с бытом,  культурой и праздничными народными  традициями, знакомство с народными играми,  лепка птиц из солёного теста.

Технологии: игровая, танцевальная , здоровьесберегающая, ИКТ


Конспект

фольклорного интегрированного занятия  

«Приди, весна! Сороки»

Для детей 5-6 лет

Действия педагога

Действия детей

Выходит Авдотья-Плющиха.

Авдотья. Здравствуйте, детушки! Доброго здоровья!

Авдотья. Я весне первая помощница: где пройду, снег тает, ручьи бегут. Вот и решила я посмотреть, как снег в лесу оседает, как дети вену встречают.

Авдотья: - Возьму вас, коли, загадку отгадаете.

    Кто прочь прогнал метель?

    Кто ото льда очистил реки?

    Кто разбудил капели звон?

    Кто первым почкам дал напиться?

    Кто дал земле тепло?

    Кто птиц позвал к нам возвратиться?

Авдотья. Покличем, ребята, Весну красну

Авдотья. - Вставай, народ в дружный хоровод!

Авдотья:  Давайте золотые ворота для Весны - красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.

Авдотья: А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Кто расскажет поговорки о птицах?

 

Авдотья:  А теперь отгадайте мои загадки.

 Загадки о птицах.

1  Спереди у птички шильце,
   Позади у птички вильце!
   Сама птичка мала,
   А за морем была …

2  В лесу ночном горюет птица, 
   Она назвать себя боится. 
  – Ку-ку… Ку-ку… 
  Не спит опушка, 
  А птицу эту звать…

3 Верный страж и друг полей,

   Первый вестник тёплых дней.

   Всех перелётных птиц черней,

   Чистит пашню от червей…

4 Мы построили вдвоем 
  Для гостей весенних дом, 
  А верней сказать – дворец. 
  Прилетай сюда…. 

5 Раньше  всех  из  птиц  встаёт,
   Солнцу  песенку  поёт,
   Всё  живое  поднимает,
   Как  ту  птичку  называют? 

Авдотья: - Шум весенний затеваем,

                   В игры весело играем!

                   Наша игра называется “Жаворонок”

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое

Весна:  Я – Весна- красна!
            Бужу землю ото сна,
            Наполняю соком почки,
        На лугу ращу цветочки.
        Прогоняю с речек лёд,
        Светлым делаю восход.
        Всюду: в поле и в лесу,
        Людям радость я несу! 

             Так давайте дружно все

             Споём песню о весне.

Авдотья : Весна- красна долго мы тебя ждали: теперь будем вместе петь, плясать и веселится!
но скажи, а что это у тебя за коромысло? 
Весна: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном         – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день. 
Авдотья:  Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее? 
Весна:  Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия,   день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому         что день    расти начинает.  В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам весёлые  загадки.

1-я загадка.

   За обедом суп едят,

   К вечеру «заговорят»

   Деревянные девчонки,

   Музыкальные сестренки.

   Поиграй и ты немножко

   На красивых ярких...

Весна. Скорей ко мне ступайте-

             Ложки разбирайте! 

2-я загадка:

Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У неё лишь три струны,
Но она любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет: "трень" да "брень".  

3-я загадка

        У неё вся душа на распашку,

        И хоть пуговки есть – не рубашка,

        Не индюшка, а надувается,

        И не птица, а заливается.

Весна достаёт из ведёрочка платочки раздаёт  их девочкам.

Раздаётся  шум, свист. Вылетает  Кикимора.

Кикимора:. Так-так, значит, празднуете, веселитесь, разбудили меня своими плясками, песнями, а к себе не зовёте? Я ведь тоже весну люблю. Моя метла, которой тысяча лет, и та весной зацветает! (Показывает зелёные ветки в метле.)  Да и сама лет на сто молодею весной. (Прихорашивается.)

Авдотья:  А ты кто такая?

Кикимора:  Я? Кикимора - шишимора! Да не пугайтесь, я сегодня добрая, смирная.

Авдотья:  Дану?

Кикимора:  Так ведь праздник сегодня какой Сороки!

 День с ночью равняются, сорок птах небесных из дали возвращаются. Идите ко мне поближе.

- Польем-ка мы снежицей, водой талой,  стены дома нашего, окропим цветы ранние, чтобы всё вокруг весной задышало.

Кикимора: Весна наступила, солнышко пригрело. Птички защебетали, мухи зажужжали, комары проснулись, запищали.

Авдотья: На празднике мы рады всем гостям, а что ты, Кикимора, детям в подарок принесла?

Кикимора: А я игру весёлую знаю! 

Кикимора:  Заигралась я с вами, совсем про тесто забыла. А вы помните, что на Сороки разных птичек из теста пекут, теплом солнышка ясного заряжают!

Кикимора:  Ну, тогда побегу я. Мир вашему дому!

 Не поминайте лихом!

Авдотья: Давайте и мы испечём своих жаворонков. У меня и тесто подоспело и столы для  работы готовы. Надевайте фартуки и  за работу принимайтесь! 

Звучит пение птиц. 

Авдотья ведёт рассказ:   Что за птичка жаворонок! Пение его можно услышать за городом, в поле, на лугу.  Ещё пение жаворонка называют «солнечной» песенкой! Не просто песня. а гимн весне! Люди пекли из теста жаворонков, выходили с ними на гулянья, зазывали, кликали весну.   Эта птичка-невеличка искони на Руси почиталась. На Сороки каждая хозяюшка придумывала свой «фасон» птицы, которую выпекала. Кто больших, кто малых пичуг вылепил....

Вот и у нас птички появились.

Весна:    Осталось посадить птах в печь (уносит противень и возвращается).

Авдотья: А мы помоем ручки.

Авдотья: - Спасибо, детушки, спасибо, касатушки!

Весна выносит противень с испеченными жаворонками и подаёт Авдотье.

Авдотья:  Попало ваше тесто

                 В горячее место

                 Попало, не пропало!

                  Жаворонками стало. (показывает детям)

                 Весну красную мы встретили,

             Да как праздник наш прошёл, не заметили!

             С зимой ушли печаль, ненастье,

             Весна приносит только счастье!

Дети угощают друг друга и гостей выпечкой – "жаворонками".

Дети цепочкой входят в зал под р. н. м.

 «Выходили красны девицы» и заводят хоровод.

Ребёнок: Вышли мы погулять, Весну красную встречать. Необычно это как то: где искать ее и как?

Дети. Здравствуй, Авдотья Плющиха! Куда путь держишь?

Дети: (хором) - И мы с тобой!

Дети: Весна - Красна!

Ребёнок.(закличка)

        Весна, весна, проснись со сна.

        А ты, зима, ступай за моря.

        Надоела ты нам, наскучила,

        Наши рученьки приморозила.

Исполняется музыкальная композиция «Весну звали!», авторская песня  ансамбля «Волшебники двора»

Проводится русская народная  игра «Золотые ворота».

Дети: Птицы.

Поговорки:

1. Грач на горе - весна на дворе.

2.Скворушка, прилетай, себе домик выбирай!

3.Одна ласточка весны не делает.

4. Красна птица пением, а человек умением.

5. Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Музыкальная закличка птиц «Чувиль, виль, виль»

    «Чувиль, виль, виль  

    Жаворонушки - перелётушки,

     Прилетите к нам, принесите нам

     Весну ясную, весну красную

     Нам зима-то надоела,

     Весь овёс переела. У-у-у!»

   

                     

 

Ответ детей: Ласточка.

Ответ детей: Кукушка.

Ответ детей: Грач.

Ответ детей: Скворец.

Ответ детей: Жаворонок.

Ребёнок читает стихотворение «Жаворонок» В.Жуковский

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны»

Народная игра  “Жаворонок” с колокольчиком

«В небе жаворонок пел,

 Колокольчиком звенел.

 Порезвился в тишине,

 Спрятал песенку в траве.

 А кто песенку найдёт,

 Тот и в круг водить пойдёт!»

Исполняется песня  «Весенний хоровод»     муз. и сл. Л.Титовой

Ответ детей: ложках.

Стихи.

1  Ложки, ложечки резные

     Зазвенят в один момент.

     Непростые – расписные,

     Древнерусский инструмент.

 2. Надо только постараться,

     Не лениться, не стесняться,

     Ложки крепко зажимать

     Дружно, весело стучать. 

Исполняется  «Танец с ложками» р. н. м. «Сударушка» обр. Ю.Слонова


Ответ детей: Балалайка.

Исполняется  «Танец с балалайками»  р. н. м. «Байновская кадриль»  

Ответ детей: Гармошка.

Стихи.

Ребенок-мальчик  

        Тут гармошка  заиграла,  

        И пустились ноги в пляс,

        Русскую- народную

        Станцуем мы сейчас!

Ребёнок –девочка.

        Эй, подружки дорогие,

        Дружно выйдем поплясать,

        Мы заставим гармониста

        Полтора часа играть.

Исполняется танец  «Кадриль» р. н. п. «Гармошечка-говорушечка»

Дети вместе с Кикиморой брызгают водой всё вокруг.

Исполняется танцевальная композиция   «Выглянуло солнышко из-за серый туч» муз. и сл. Варламова

Проводится русская народная игра «Карусель» (под «Камаринского»)

Говорком.

«Еле-еле-еле-еле

 Закружились карусели,

 А потом, потом, потом,

 Все бегом, бегом, бегом. (бегут, затем замедляя движение  останавливаются)

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!»"

Дети: Помним!

Дети работают с тестом.

Дети передают птиц на противень.

Дети.

Водичка, вода,

Вымой наши ручки.

Чтобы были чистыми,

Чистыми, душистыми.

В центр зала выходят 4 ребёнка.

1.     Мы на Сороки птичек лепили,

        Цветные ленты купили,

        Птичек снарядили,

        На столб посадили.

2. Нашей Авдотье - по обычаю      

     Сорок бубликов подарили.

Подходят к Авдотье с поклоном.

      Ах, Авдотья, принимай,

       Нас почаще вспоминай.

3. А у нас есть шарики - колобки из овсяной муки.

4. Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овёс. А теперь убирайся по добру, поздорову!  (Бросают колобки. Уходят.)

Звучит  р. н. п. «Выходили красны девицы». Дети цепочкой выходят из зала.  

Игра «Золотые ворота».    

Правила.

Два ребёнка становятся друг напротив друга и берутся за руки, образуя ворота.

Остальные, взявшись за руки, проходят под песенку в эти ворота хороводом. Когда песенка закончится, воротики захлопываются (опускают руки) и тот, кто в них попался, «превращается» тоже в воротики.

        Ходит матушка – весна
        По полям, лесам одна.
        Первый раз прощается
        Другой раз запрещается,
        А на третий раз
        Не пропустим вас.
(Дети садятся на стулья)

 Народная игра с колокольчиком “Жаворонок”  

Правила.

Дети сидят на корточках на полу (стоят) по кругу, ребёнок-ведущий с колокольчиком ходит по внешнему кругу, все произносят слова. После окончания слов, все закрывают глаза, звучит русская  народная мелодия, ребёнок-ведущий кладёт колокольчик за спину любому участнику игры. С окончанием музыки все открывают глаза и ищут колокольчик. Кто  первым найдёт, тот становится ведущим.

          «В небе жаворонок пел,

            Колокольчиком звенел.

            Порезвился в тишине,

            Спрятал песенку в траве.

            А кто песенку найдёт,

            Тот и в круг водить пойдёт!»

 Песня «Весенний хоровод  муз. и сл. Л.Титовой

1 Снег-снежок повсюду тает,

   Ручейки бегут.

   Птички с юга прилетают,

   Песенки поют.

Припев: Травка зелёная, вырастай скорей!

                Солнечные зайчики, прыгайте смелей!

2 Мы весну-красу встречаем,

   Хоровод ведём.

   Наши гости улыбайтесь

   Мы для вас поём.

Припев: Травка зелёная, вырастай скорей!

                Солнечные зайчики, прыгайте смелей!

 «Танец с ложками» русская  народная мелодия  «Сударушка» обр. Ю.Слонова

Описание движений.

Стульчики стоят в два ряда по 4 в одном ряду, в шахматном порядке в центре зала.

В танце принимают участие 8  мальчиков.

В руках у них ложки. Мальчики выстраиваются друг за другом по 4 человека у боковой стены, справой и слевой стороны зала.

1-я фигура.

А. Под музыку первыми идут мальчики справой стороны, обходят свой стульчик, ставят правую ногу на край стула, руки на пояс.

А. (повтор) Под музыку вторыми идут мальчики слевой стороны, обходят свой стульчик, ставят правую ногу на край стула, руки на пояс..

Б. Обмахивают правой рукой «пыль» с обуви, поправляют фуражку, вытаскивают из-за пояса ложки и садятся на стульчики.

2-я фигура. 

А. Ритмично стучат ложками по ритм музыки.

Б. Ритмично стучат ложками описывая руками большой круг: вправо, наверх, влево, вниз

3-я фигура.

А. Ударяют 2раза  ложками, выполняют три притопа ногами, при этом руки разводят в сторону чуть вниз (повторяют 4 раза)

Б. Ритмично стучат ложками описывая руками большой круг: вправо, наверх, влево, вниз

4-я фигура.

А.  Запрокидывают ногу на ногу,  размашистым движением 2 раза  «стучат» ложками о подошву правой ноги,  затем 3раза  ударяют в ложки перед собой.

Б. . Ритмично стучат ложками описывая руками большой круг: вправо, наверх, влево, вниз и обратно.

5-я фигура.

А. Мальчики второго ряда встают со стульчиков и встают за спиной сидящих в первом ряду мальчиков. 2 раза стучат в ложки и три раза по ложкам  сидящих на стульчиках ребят (они свои ложки кладут на плечи) т.е. 2 раза стучат в свои ложки и 3 раза по ложкам друг друга.

Б. Ритмично все стучат в ложки ритм музыки, мальчики второго ряда обходят мальчиков первого ряда сидящих на стульчиках. В конце всем сказать «Всё!».  поднять руки с ложками вверх и поклониться. 

  «Танец с балалайками»  русская  народная  мелодия «Байновская кадриль» Описание движений.

В танце участвуют 8 человек (4 девочки и 4 мальчика). В центре зала стоят на небольшом расстоянии друг от друга  4 стула.

 Дети стоят парами у боковой стены (справа). В руках у мальчиков балалайки, у девочек – платочки.

1-я фигура. 

А. Мальчики идут бодрым простым шагом к своим стульчикам, обходят свой стул, имитируя игру на балалайке. Останавливаются, лицом к зрителям.

Б.  1-2 такт – садится на стул 1-й мальчик, запрокидывает ногу на ногу.

      3-4 такт– садится на стул 2-й мальчик, запрокидывает ногу на ногу.

      5-6 такт– садится на стул 3-й мальчик, запрокидывает ногу на ногу.

      7-8 такт– садится на стул 4-й мальчик,  запрокидывает ногу на ногу.

2-я фигура. 

А. Бодрым простым  шагом, подняв платочки вверх и взмахивая ими вправо-влево в ритм музыки идут девочки. Каждая девочка обходит своего мальчика и останавливается за его спиной.

Б.  Девочки «заигрывают» со своими мальчиками слегка хлопая их по плечу и прячась в другую сторону, куда повернулся мальчик. В конце выходят вперёд, выполняют полуприседание, руки с платочком на поясе.

3-я фигура. 

А. Девочки выполняют движения «ковырялочка» с притопами.

Б. Девочки выполняют движения «шаг с притопом» с продвижением вперёд

4-я фигура. 

А. Девочки кружатся «дробным» шагом вправо, затем в лево. С окончанием музыки спиной отходят к мальчиком, руки при этом разводят в стороны. Поворачиваются к мальчиком боком.

Б.  Девочки выполняют поклон мальчикам, приглашая их встать. Мальчики поднимаются со своих стульчиков, проходят чуть вперёд и становятся слевой стороны девочки.

5-я фигура. 

А. Дети парами, держась под руку, обходят по кругу стульчики и выравниваются в шеренгу лицом к зрителям.

Б.  Мальчики играют на балалайках, девочки выполняют полуприседание. С окончанием музыки все кланяются.

Слова к танцу «Гармошечка- говорушечка»  

Вступление.

1. Собрался народ на гулянку, 16-32

    Попеть, поплясать постоянку

    Эх, раз, ещё раз, давай перепляс!

    Каблук не жалей, веселей!

Припев: 

 Гармошечка – говорушечка,

Тальяночка-россияночка.

Ты играй перебор моя душечка,

Гармошечка – говорушечка.

 

Проигрыш. 

2. Каблук не жалей, выходи смелей.59 -1,13

    Давай по чуть-чуть будет веселей.

    Эй, жизнь, хороша, поёт вся душа.

    Поёт вся душа, и жизнь хороша.

Припев:

Гармошечка – говорушечка,

Тальяночка-россияночка.

Ты играй перебой моя душечка,

Гармошечка – говорушечка.

 Проигрыш.

 3. Эх, Ма-та-ня, выходи кума.

     На нас погляди, давай выходи.

     Эх, жизнь хороша,  поёт вся душа.

     Эх раз, ещё раз, пляши сейчас!

 Припев:

Гармошечка – говорушечка,

Тальяночка-россияночка.

Ты, играй перебор моя душечка

 Гармошечка – говорушечка.

Ты, играй перебор моя душечка,

 Гармошечка – говорушечка.

Слова песни к танцевальной композиции «Веселая песенка» муз. и сл. Варламова

1) Выглянуло солнышко
   Из-за серых туч,
   Золотистым зёрнышком
   Прыгнул первый луч.

Припев:
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
2) И от этой песенки
   Тает тишина,
   И с ручьями весело
   Прыгает весна.
Припев:
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.
3) Разбудили песенку
   Тёплые лучи,
   И на ветках весело
   Прыгают грачи.
Припев:
Скачут по полям, с небом пополам,
Песенку веселую напевают нам.
Скачут по полям, с небом пополам,
Песенку веселую напевают нам.
4) В песенку задорную
   Просто влюблена,
   Прыгает огромная
   Детская страна.
Припев:
Скачет по полям, с небом пополам,
Песенку весёлую напевает нам.