Педагогический проект "Я и мир вокруг меня"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Меньшикова Юлия Владимировна

Проект для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_okruzhayke.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Ладушки»

Структурное подразделение МБОУ

«Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект

«Я и мир вокруг меня»

Верхняя Тойма

2013

Паспорт проекта:

Вид проекта: познавательно-игровой, групповой

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2013

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель родители воспитанников

Образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, речевое развитие, труд, здоровье, безопасность, музыка, восприятие художественной литературы

Автор проекта: Меньшикова Юлия Владимировна

Проблема: недостаточные представления дошкольников о себе и об окружающем их мире

Цель: сформировать знания и представления детей о себе и об окружающем мире

Задачи:

  1. Ознакомление с природой
  2. Ознакомление с предметами ближайшего окружения
  3. Ознакомление с трудом людей
  4. Формирование социализации через сюжетно-ролевую игру
  5. Воспитание культурно-гигиенических навыков
  6. Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств
  7. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный. Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

II этап - основной (практический). Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников об окружающем их мире.

III этап – оформление результата проекта в виде театрализованного представления на родительском собрании по произведению В.Г.Сутеева «Под грибом»

Содержание работы в процессе реализации проекта.

  1. Игровая деятельность:

- Дидактические игры

- Сюжетно-ролевые игры

- Театрализация

- Подвижные игры

- Пальчиковые игры

2. Познавательная деятельность:

   - Формирование целостной картины мира

        - Формирование элементарных математических представлений

        - Чтение художественной литературы

        - Сенсорное развитие

3. Продуктивная деятельность:

   - Рисование

        - Лепка

        - Аппликация

        - Конструирование

4. Трудовая деятельность

5. Коммуникация

6. Наблюдение

7. Работа с родителями

Планируемый результат

Расширение  и закрепление знаний и представлений детей о себе, о своей семье, о живом и неживом мире. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, этических и положительных моральных качеств, бережного и доброжелательного отношения к природе.

Актуальность

В наш век бурно развивающихся IT – технологий мы все реже стали обращать внимание на прекрасное вокруг нас. Виртуальная реальность все чаще заменяет нам живое общение не только с окружающими нас людьми, но и с природой. Все куда-то бегут, спешат, бояться не успеть, опоздать, пропустить что-то важное. И в этой суете мы зачастую забываем о самом главном – о своих детям, которым живое общение необходимо, как воздух. Им хочется спросить: «А почему?», «Откуда?», «Как?» И зачастую они не получают ответы на свои вопросы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что многие дети могут набрать номер на мобильном телефоне и позвонить своей маме, не зная при этом даже, как зовут маму. Дошкольники часто болеют, а значит, редко бывают на улице. Их маленький мирок заполнен телевизором, планшетом, мобильным телефоном, компьютером. И в нем очень редко можно встретить общение как со взрослыми, так и со сверстниками.

Из всего этого и вытекает проблема недостаточной сформированности представлений и знаний детей дошкольного возраста об окружающем их мире.


I Этап

Обсуждение с родителями создания необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. 

Родители оказали помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Пополнили наглядными пособиями, настольными играми и художественной литературой предметно-развивающую среду.


II Этап

Темы

Содержание

Методические приемы

«Детский сад»

Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать. В детском саду они занимаются физкультурой, музыкой, рисованием, лепкой, аппликацией, играют, гуляют на территории участка

Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты, музыкального зала, построек на участке; беседы, рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество «Мой любимый детский сад»

«Предметы ближайшего окружения»

Предметы в группе: игрушки, мебель, посуда, оборудование для занятий музыкой и физкультурой

Беседы, чтение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки». Дидактические игры: «У нас порядок», «Что для чего», «Подбери пару», «Четвертый лишний». Сюжетно-ролевые игры: «В детском саду», «Варим обед для куклы». Рассматривание предметов посуды, игрушек, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря. Продуктивная деятельность: «Лепка тарелочек» «Украшение чашечки», «Моя любимая игрушка»

«Труд людей»

Труд взрослых в детском саду: воспитатель, няня, медсестра, повар, дворник, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре

Экскурсия по детскому саду, наблюдение за трудом взрослых, помощь няне. Беседа. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение:

Е. Крылов «Как лечили петуха». Сюжетно-ролевые игры «Мы работаем в детском саду», «Больничка». Продуктивная деятельность: «Витамины для петушка»

«Мы – разные»

Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков, закрепление имен детей группы, имена и отчества воспитателей, няни, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре

Беседы. Чтение С.Я.Маршак «О девочках и мальчиках». Дидактическая игра «Кто есть кто», «Кто во что одет», «Подбери пару». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Полицейский патруль». Продуктивная деятельность: «Наряд для куклы».

«Семья»

Моя семья: члены семьи, их имена, отчества, профессии, занятия, забота друг о друге.

Беседы. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин. Чтение: потешки «Ладушки-ладушки», «Три медведя». Пальчиковые игры «Моя семья». Дидактические игры: «Профессии», «Кто главный», «Да или нет», «Погладим кукле платье» Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Платочки сушатся на веревочке», «Грузовик», «Оладушки для бабушки»

Сенсорное развитие: «Дерево», «Вода», «Пластмасса»

«Металл»,

«Крупы», «Свет», «Бумага», «Магнит»

Учить выявлять свойства дерева и деревянных предметов.

Учить выявлять свойства воды.

Учить выявлять свойства пластмассовых предметов.

Учить выявлять свойства металлических предметов.

Знакомить со свойствами круп, их сходством и различием

Показать, что источники света разнообразны. Помочь понять, как образуется тень, и что освещенность предмета зависит от источника света и удаленности от него. Учить выявлять свойства бумаги: рвется, мнется, можно покрасить, легкая, намокает. Показать свойство магнита притягивать металлические предметы.

Беседы. Рассматривание иллюстраций, картин. Наблюдение за источниками света: солнце, лампа, свеча, фонарик.  Дидактические игры:«Найди деревянные предметы», «Пересыпаем крупу»,  «Волшебный мешочек», «Разложи по тарелочкам», «Вкусная кашка».Эксперементирование: «Тонет,не тонет», «Постучим,погремим»

«Узнаем,какая вода»,«Меняем цвет», «Изготовление цветных льдинок», «Куда делась вода», «Тонет-не тонет» «Когда это бывает», «Свет вокруг нас», «Волшебные лучи», «Уличные тени», «Волшебная бумага».

«Раститель-

ный мир»

Рассмотреть цветущие растения в групповом помещение и на участке детского сада. Закреплять умение различать травянистые растения, кустарники и деревья. Учить называть части растений. Закрепить понятия: овощи, фрукты, ягоды.

Рассматривание иллюстраций. Экскурсия на территории детского сада. Чтение художественной литературы по теме недели.Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Покажи и назови», «Найди, что назову»

Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка».

Продуктивная деятельность: «Деревья на нашем участке», «Консервируем овощи и фрукты», «Украсим платочек ромашками»

«Животный мир»

Учить различать животных по среде их обитания. Закрепить понятие о домашних и диких животных. Познакомить с видами птиц, насекомыми и обитателями водоемов.

Наблюдение за животными. Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме недели. Дидактические игры: «Воробушки и автомобиль», «Покажи и назови», «Кто где живет», «Большой или маленький». Продуктивная деятельность: «Мой мишка», «Зайка»,»Козлик на лугу»

«Неживая природа»

Учить замечать, различать и называть явления природы.Обратить внимание детей на неживую природу: камни, песок, земля, вода

Беседа. Наблюдение за погодой.

Экспериментирование «Мельница», «Лепим куличики», «Что легче».

Продуктивная деятельность: «Дождик льет на улице», «Белый снег пушистый в воздухе кружится».

Игры в центре воды и песка

Воспитание культурно-гигиенических навыков: питание, одевание-раздевание, умывание, содержание одежды и обуви в порядке. Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, полоскать рот после приема пищи. Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафчике, аккуратно складывать и развешивать одежду на стульчике перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек. Закреплять умения тщательно мыть руки с мылом, умываться после сна и по мере необходимости, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком. Продолжать учить обращаться за помощью к взрослым.

Показ приемов работы, объяснение, напоминание. Беседы. Чтение художественной литературы в соответствии с темой недели. Дидактические игры: « В гостях у куклы Кати»

«Культура поведения»

Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой. Учить правильно вести себя в группе, спальне, раздевальной и умывальной комнатах. Учить благодарить за еду, помощь. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками. Учить помогать друг другу.

Беседа. Прямое обучение, напоминание, предложение помощи, словесные поручения к взрослым и детям. Рассматривание иллюстраций о детях в различных ситуациях. Чтение художественной литературы по теме недели.Дидактические игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Можно-нельзя». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Магазин»

«Безопас-ность»

Здоровье ребенка. Ребенок на улице и дома.

Учить детей запоминать номера телефонов экстренных служб: полиция, пожарная охрана, скорая помощь

Беседы. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме недели.Целевая прогулка по улице. Дидактические игры: «Витамины в саду и огороде», «Правила дорожного движения», «Опасные предметы», «Можно-нельзя».

Продуктивная деятельность: «Больница для зверушек», «Витамины на тарелке». Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в зоопарк», «В поликлиннике».

«Моя страна.Мой город. Я»

Определение гражданской принадлежности

Учить детей знать и называть свою страну, город (село), домашний адрес.

Беседа. Рассматривание иллюстраций и фотографий города, села, их достопримечательностей. Экскурсия к достопримечательностям малой родины.

Продуктивная деятельность: «Дом, в котором я живу». Конструирование: «Мой двор»

«Труд»

На участке.Продолжать учить собирать игрушки перед уходом с прогулки, поливать клумбы, расчищать небольшой отрезок дорожки от листвы, снега. Сгребать листву, сносить ее в ведерках в кучу. Подкармливать птиц.Собирать природный материал.

В помещении.

Расставлять игрушки по местам, расставлять книжки.Раскладывать на столах материалы к занятиям. Убирать за собой мусор. Протирать игрушки, мебель влажной тряпкой.Поливать растения.


III Этап

Театрализация детьми совместно с воспитателем сказки

В.Г. Сутеева «Под грибом» на родительском собрании.


Литература:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева -  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - Мозаика Синтез, 2013
  2. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С, Комарова - «Комплексное перспективное планирование. Средняя группа», Мозаика-Синтез, 2012
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Мозаика-Синтез, 2013
  4. М.А. Васильева, В.В, Гербова, Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, О.А Соломенникова, О.В.Дыбина, И.А. Помораева, В.А. Позина – Конспекты занятий: развитие речи, занятия по ознакомлению с окружающим миром, занятия по формированию элементарных экологических представлений, занятия по формированию элементарных математических представления, изобразительная деятельность, занятия по конструированию из строительного материала – Мозаика-Синтез, 2010-2013 гг.
  5. Наглядно-дидактические пособия
  6. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Народный фольклор вокруг нас»

Познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми видами прикладного народного творчества, приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Научить находить элементы народного фоль...

Педагогический проект "20 дней вокруг света Франция"

Тип проекта:         познавательно-исследовательский.Цели проекта:   - Создание условий для эстетического развития, творческой самореализа...

Педагогический проект "20 дней вокруг света Франция"

Тип проекта:         познавательно-исследовательский.Цели проекта:   - Создание условий для эстетического развития, творческой самореализа...

Педагогический проект "Мир насекомых вокруг нас"

Проект направлен на систематизацию знаний детей о пользе и вреде насекомых, развитию поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе, расширить представления детей о мире насекомых...

Педагогический проект "Красок много у меня, выбирай любую"

Проект предназначен для воспитанников средней группы...

Доклад к педагогическому проекту по профориентации "У меня растут года"

В докладе представлен материал по проету о профориентации....

Педагогический проект Тема: «Мир вокруг нас»

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...