Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Канева Людмила Игоревна

    В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry.docx797.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\Людмила Игоревна\Desktop\iCAOQU7ZM.jpg

    В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

    Варианты дидактических игр, рекомендуемых к использованию в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    C:\Documents and Settings\Надя\Рабочий стол\все картинки\картинки\a0075c76598e.gif

    «Живое — неживое»

    Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

    Материал: карточки с изображением объектов живой природы (мира растений и животных) и предметов неживой природы.

    Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор.

    D:\клипарты\насекомые\Безимени-1.png

    «Зоологическое лото»

    Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

    Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый), карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные).

    Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта — рыбы, зеленая — птицы,  коричневая — земноводные, красная — насекомые, желтая — звери).

    «Животные и растения родного края»

    Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

    Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон.

    Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их.

    D:\клипарты\насекомые\9402164b8c7a.png2b18817802b6

    «Разложи  карточки»

    Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

    Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки-модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.

    Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы.

    Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

     «Тренируем эмоции»

    Цель: развитие умения выражать различные эмоции, снятие мышечного и психоэмоционального  напряжения.

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\КАРТИНКИ\анимации\607815457.gif Ход игры:   Педагог предлагает детям:

    -    нахмурься, как осенняя туча, как грозовое облако;

    -    улыбнись, как солнышко, как теплый ветерок; 

    -    позлись, как гром, вихрь, ураган; 

    -    испугайся, как человек, увидевший молнию;

    -    устань, как человек, идущий сквозь вьюгу;

    -    отдохни, как птичка на ветке, как кораблик на волнах.

    «Зоопарк»

    Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, снижение  агрессии.

    Материал: стулья — «клетки».

    Ход. Педагог предлагает детям выбрать животное зоопарка, которое каждый из них будет изображать. Животные сидят в клетках (за стульями). Дети отгадывают, какие животные живут в зоопарке. Когда всех животных отгадают, клетки открываются и звери выходят на свободу: бегают, прыгают, рычат.

    «Спаси птенца»

    Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности, развитие умения выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.

    Ход. Педагог предлагает детям вытянуть руки ладонями вверх и представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец: «Ему холодно. Согреем птенчика. Медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согрейте своим ровным, спокойным дыханием. Приложим ладо­ни к своей груди, отдадим птенцу доброту своего сердца. А теперь раскройте ладони. Наш птенчик радостно взлетел. Улыбнитесь ему».

    «Медвежата»

    Цель: снятие мышечного напряжения, развитие умения выражать эмоции через мимику и жесты.

    Ход. Педагог предлагает детям представить, что они маленькие медвежата. Медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек. Стих ветер, выглянуло солнышко. Теплый солнечный луч упал на медвежонка. Ему стало жарко. Медвежонок развернулся, потянулся и весело зарычал. (Педагог рассказывает про медвежонка, дети изображают его.)

    G:\Новая папка\jivotniea-3655.gif

    Игры по ознакомлению детей

    с деревьями и кустарниками

    «Найди листок»

    Дидактическая задача: найти часть по целому.

    Игровые действия: поиски предмета.

    Правило: искать лист на земле можно после слов воспитателя.

    Ход игры: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие - же на земле, - говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

     «Кто быстрее найдет березу, ель, сосну»

    Дидактическая задача:  найти дерево по названию.

    Игровое действие: бег к названному (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).

    Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

    Ход игры: воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

    Вариант 2.

    Дидактическая задача: найти предмет по описанию.

    Игровое действие: угадывание растений по описанию.

    Правило: искать дерево можно только после рассказа воспитателя.

    Ход игры: воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и черёмуха).

    Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог.

    Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева (или на дереве), о котором говорят, что – либо спрятать.

    D:\Данные Канева Людмила\Данные Канева Людмила\МОИ ДОКУМЕНТЫ\мои рисунки\прогулки\PA250334.JPG

    D:\Данные Канева Людмила\Данные Канева Людмила\МОИ ДОКУМЕНТЫ\мои рисунки\прогулки\PA250336.JPG

    D:\Данные Канева Людмила\Данные Канева Людмила\МОИ ДОКУМЕНТЫ\мои рисунки\прогулки\PA250331.JPG

    Деревья и кустарники

            Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей.  Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

    Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.        

    Задания.

    1. Составить дерево или кустарник.

    2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

    а) по высоте;        

    б) по толщине ствола;

    в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника - несколько).        

        3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.    

    Правила                                                                

    1. Количество играющих 6- 7 человек.        

    2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево

    и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

    Алгоритм проведения.

    1. Педагог ставит игровую задачу:

    — Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее

    заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется

    место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача

    заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.        

    2. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.        

    3. Дети начинают выполнять игровые действия.        

    4. Выявляется победитель.        

    5. В конце игры подводится итог.

    Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами

    «Вершки и корешки»

    Дидактическая задача: составить целое из частей.

    Игровые действия: поиски своей пары.

    Правило: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставить в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

    Ход игры: во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

    Второй вариант.

    «Вершки» (или «корешки») стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки», найдите свои «вершки»!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

    Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто – нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угас и дети получили знания о разных растениях, надо предложить им поменяться несколько раз вершками и корешками.

    Созрело – не созрело

    (игра для детей 6-7 лет)

    Дидактическая задача: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.

    Игровое действие: поиск пары

    Правило: искать спелое или неспелое можно только по сигналу воспитателя.

    Оборудование: вначале нужно подбирать овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженными в окраске. Например, помидоры, сливы, абрикосы и др. При повторении игры можно предлагать фрукты (овощи) с менее заметными признаками спелости. Например, яблоко, грушу и др.

    Ход игры: игру можно провести как подвижную. Половине группы детей воспитатель раздает спелые овощи и фрукты, а остальным – неспелые. По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.

    В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами, чтобы лучше узнать признаки спелых и не спелых овощей и фруктов.

    Съедобное – несъедобное

    (игра для детей 6-7 лет)

    Содержание знаний: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания. У одних в пищу идет надземная часть – вершки, у других – подземная – корешки. Накануне прочитать ребятам сказку «Мужик и медведь», а затем предложить детям вспомнить ее содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, а урожай делить пополам. Хитрый мужик все время выбирал съедобную часть (вершки или корешки) в зависимости от того, какой овощ посеян, а остальное отдавал медведю.

    Дидактическая задача: выбрать растения, используемые в питании.

    Правило: нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не на один год, и медведю легко будет узнать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалось съедобная часть.

    Оборудование: на столе лежит овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук и др.) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы и др.).

    Ход игры: воспитатель вызывает двух ребят. Один из них будет исполнять роль мужика, другой – медведя. Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю – ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: «Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: «Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз «сеяли», например, капусту). Возьму сейчас вершки».

    При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.

     

    Игры для ознакомления детей

    с растениями

    «Цветочный магазин»

    (игра для детей 5-7 лет)

    Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

    Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

    Вариант 1.На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

    Вариант 2.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

    Вариант 3.Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

    «Найди, что опишу»

    (игра для детей 5 - 6 лет)

    Дидактическая задача: найти растение по описанию.

    Игровое действие: поиск растения по описанию отличительных признаков.

    Правило: назвать растение можно только после его описания.

    Оборудование: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистая и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

    Ход игры: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

    Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому – либо из ребят показать растение и назвать его. Ребенок становится ведущим.

    «Собери растение»

    Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

    Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

    Задание: 1. Вспомнить, каково строение растения.

    2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

    3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

    Правило:  1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

    2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение

    и посадил его на лужайку.        

    Алгоритм проведения:

    1. Педагог:        

    — Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

    — Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

    — Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

    — Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

    2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

    3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают  на лужайку

    4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

    5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел

    на цветы лужайки.        

    6. В конце игры подводится итог.      

    «Чудо цветок»

    Цель: Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать  общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае — о растении).

    Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: па одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой -  карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

    Задания1 . Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

    2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

    Правило:1.  Количество играющих не более 5 человек.

    2. Играть по очереди.

    3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

    Алгоритм проведения:

    1 . Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

    -  Все мы любим цветы — и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

    - Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

    2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

    3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

    4. В конце игры подводится итог.

    «Приготовь лекарство»

    Цель. Знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формировать умение правильно использовать  полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе). Обратить внимание детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу. Формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

    Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки, использующиеся  для выполнения таких заданий, как: собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

    Задания 1. Выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т.д.

     2. Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя).

    3. Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя,

    мяты,  липы и т.д.; тазик для варенья из малины, черники и т.д.) для

    приготовления лекарства.        

    4. Рассказать о своем лекарстве.

    Правило: 1. Играть по командам (3 команды по 2- 3 человека в каждой).

    2. Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет, для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию

    приготовления.

    Алгоритм проведения:        

    Педагог говорит:

    -  Ребята, давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие  - слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.)

       Педагог объясняет правила игры и задание.

    Сегодня вы будете выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают и аптеках и готовят лекарства.

    В конце игры подводится итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".

    КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста.                             ...

    Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста.

    Карттека дидактических игр по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...

    Картотека "Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего возраста"

    Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет матема...

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников.

    Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Отгадай и нарисуй»

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Отгадай и нарисуй»...

    Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей ( старший дошкольный возраст) .

    Экологическое воспитание - это сравнительно  новое направление дошкольной  педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже дост...