Консультация для воспитателей "Этапы ознакомления дошкольников с живописью"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Павлей Анна Ивановна

Данная разработка  поможет педагогам целенаправленно вести работу с дошкольниками по ознакомлению с произведениями живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_zhivopisi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей

«Этапы ознакомления с живописью»

Замечательная профессия - художник. Стоит ему взять бумагу или холст, краски, кисти... Ничего не было бы на бумаге, но вот появились первые линии.

Одна. Другая. Третья. Бежит кисть по бумаге дальше и в друг... го лова мальчика. Так на глазах совершилось чудо. Художник может нарисовать все: дом, лес, людей. Художники пишут картины по своему замыслу, как писатели. Пишут о детях, о взрослых, о веселых и грустных, беспечных и задумчивых.

В создании картин художнику помогают его верные друзья: краски, кисти, бумага, карандаши. Один художник возьмет темные краски - получится тревожная, печальная картина.

Другой пишет красками разного цвета - и картина играет всеми цветами радуги, хочется смеяться.

А вот еще один художник рассказывает о первом снеге, он пушистый, белый. Художник изобразил снег везде: на земле, на крыше, на деревьях.

Творить такое волшебство не каждому дано, лишь тем, умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе важное и нужное людям.

Вот примерно так можно, познакомить детей с профессией художника (это только фрагменты беседы и занятия)

Я повторюсь... подумайте: умеете ли вы внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе, важное и нужное людям. Если да, то вы уже маленький художник, который передать свой дар детям, научит их рисовать, понимать, видеть прекрасное, интересное. В старшей и подготовительной группах воспитатель знакомит детей с художниками, с пейзажем, видами пейзажей (городской, сельский, горный, морской, сказочный, космический).

В других группах более младшего возраста идет постепенная подготовка: наблюдения посезонные за природой, за объектами природы ( цветами, травинками, деревцами, бабочками, радугой, облачками и т.д.)

Существует несколько этапов ознакомления с живописью.

Первый этап:

Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством на I этапе является: искусствоведческий рассказ воспитателя.

Структура искусствоведческого рассказа может быть такой:

>   Сообщение названия картины и фамилии художника;

>   О чем написана картина;

>   Что самое главное в картине( выделить композиционный центр);

>   Как оно изображено (цвет, построение, расположение);

>   Что изображено вокруг главного;

>   Что красивого показал художник;

>   О чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Примерный  образец  искусствоведческого  рассказа  по  картине  Пластова «Сенокос».

>   Перед вами картина Аркадия Александровича Пластова «Сенокос». В ней рассказывается о том, как с наступлением жаркого лета, когда расцветают цветы и луг превращается в разноцветный ковер - все от мала до велика-выходят на покос. Здесь и пожилые люди, и мужчины, и женщины, и подростки. Взгляните на этих людей. Какая сила и какой размах в их движениях! Они стоят плечом к плечу, косят энергично! Только звон стоит! На" лицах людей радость, улыбка играет на губах. Их радует яркое цветение трав. Художник яркими красками как бы говорит: « Радуйтесь прекрасному солнцу, изумруду и аромату трав и цветов, красивым березам. Люди, любите и берегите эту красоту». Присмотритесь и вы увидите на этом разноцветном ковре каждый цветок.: вот вежливые голубые колокольчики, они как бы кланяются нам, а вот пышные купальницы. Как живые цветы, перелетают со стебелька на стебелек бабочки. Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым свежим ветерком, слышится голос кукушки, стрекотание кузнечиков. Красота человеческого труда и природы -все слилось воедино под волшебными красками Пластова в прекрасной картине.

Второй этап:

Здесь решаются задачи: развивать умения самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительный средства.

Как изменяется методика работы?

Мы   исключаем   искусствоведческий   рассказ   педагога.    Рассматривание картины начинаем с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

>   О чем картина?

>   Почему думаете так, расскажите.

>   Как бы вы назвали картину? Почему?

>   Сравните с авторским названием.

>   Что   красивого   и   удивительно   передал   художник   в   образах  людей, пейзаже.

>   Какое настроение вызывает картина.

>  От чего возникает такое настроение?

> Что хотел сказать художник своей картинной. Эти вопросы способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать.

Третий этап.

Воспитатель на этом этапе использует сравнение, классификацию картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.

Прием сравнения вводится постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, отражающие контрастное настроение. А затем даем картины одного художника.

Следующий прием: классификация и сравнение картин. Здесь у старших дошкольников  формируется    умение    сравнивать    и    классифицировать произведения по теме, манере исполнения, воспитывается художественный вкус, идет активизация словаря.

На занятиях по классификации пейзажной живописи хорошо использовать музыку и поэзию.

Немного о дидактических играх.

>   «Художественный   салон»   Дети  рассматривают  выставленные  в  «в художественном   салоне»   репродукции   картин,   желающие   «покупают» картины.

Правила: картина продается в том случае, если ребенок сумел рассказать как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (для мамы, товарища, для оформления). И ответить на вопросы: О чем произведение?

Какое передано в нем настроение? Почему тебе эта картина понравилась?

Есть еще другие игры: это «Выставка картин», «Найди ошибку».

Занятия по ознакомлению с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной. Эта работа более сложнее и утонченнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с живописью

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ Самореализация через творчество является одной из базовых потребностей человека. Наиболее часто самореализация происходит с помощью живописи, особенно у детей. ...

Рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с живописью

Мы стремимся вырастить всесторонне развитого человека. Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства-это возможность научить его видеть прекрасное в окружающем его мире. Рассмотрим карт...

Этапы работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

            Работу по ознакомлению с живописью начинаем с внесения репродукций картин разного жанра для свободного рассматривания детьми. Затем  задаём вопрос...

Доклад на тему: «ОТ РЕАЛИЗМА К МЕДИАКУЛЬТУРЕ» (курс ознакомления дошкольников с живописью ХХ в.)

Доклад на областной научно-практической конференции «Приобщение детей дошкольного возраста к искусству»  Автор:  Тормышова Анна Сергеевна....

"Ознакомление дошкольников с живописью"

•Научить детей видеть и воспринимать прекрасное через ознакомление с произведениями  художников Алтайского края...

Конспект ООД "Ознакомление дошкольников с живописью"

Интегрированное занятие по ИЗО (технологическая карта)...