"История появления и развития телефона"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия разработан в технологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_poyavleniya_i_razvitiya_telefona.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность  по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «История появления и развития телефона».

Сухова Татьяна Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1996», дошкольное отделение «Росток», город Москва.

Тип занятия: открытие нового знания (конспект занятия разработан в технологии деятельностного метода).

Тема: История появления и развития телефона

Цель:

  1. Актуализировать представление детей о родственных связях, развивать интерес к своей родословной; воспитывать заботливое отношение к пожилым людям;
  2. Познакомить детей рукотворным миром, с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи;
  3. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения;
  4. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ

Демонстрационный:

  1. Презентация «История появления и развития телефона»;
  2. Образцы телефонных аппаратов: дисковый, кнопочный, радиотелефон, сотовый, смартфон;
  3. Фотографии родственников Тани и Вани: Таня, Ваня, мама Тани и Вани, бабушка Тани и Вани, прабабушка Тани и Вани, прапрабабушка Тани и Вани;

Раздаточный:

  1. Фотографии телефонов: один из первых телефонов, дисковый, кнопочный, радиотелефон, сотовый, смартфон (набор из шести карточек необходимо подготовить для каждого ребёнка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, расширять знания о средствах связи, воспитывать заботливое отношение к пожилым людям.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Есть ли у вас бабушки и дедушки? Есть ли у вас прабабушки и прадедушки? Они живут вместе с вами или далеко от вас?

- А как можно спросить у бабушки, прабабушки, которая живет далеко, о ее делах, здоровье? (можно позвонить по телефону,  отправить письмо по почте, по электронной почте через интернет, поговорить с бабушкой по скайпу)

- У наших знакомых ребят Тани и Вани тоже есть бабушка, которая живёт в деревне.  Она очень любит разговаривать со своими внуками по телефону. У бабушки в жизни было много разных телефонов и она бережно хранит память о каждом из них. Кроме этого у неё есть фотографии тех телефонов, которые были у её мамы и бабушки, т.е. прабабушки и прапрабабушки Тани и Вани. Все фотографии хранятся в фотоальбоме  по порядку: от самого первого до самого последнего. Недавно бабушке подарили новый современный телефон, и она захотела вклеить фотографию телефона в фотоальбом, но, к сожалению, все фотографии рассыпались и перепутались. Она очень переживает и просит нас помочь сложить фотографии в альбоме по порядку: от самого «древнего» до самого «молодого».

- Хотите вместе с Таней и Ваней поехать в деревню к бабушке и помочь ей снова сложить фотографии телефонов по порядку: от самого первого до самого последнего?

- Сможете это сделать?

     2. Актуализация.

2.1 Дидактическая игра «Автобус»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать двигательную активность.

- Тогда нам пора отправляться к бабушке в деревню, она нас уже ждёт.

- Деревня находится далеко, пешком туда не дойти. На чём поедем? (на автобусе)

Проводится  игра малой подвижности «Автобус» под музыкальное сопровождение. Звучит  песня Е.Железновой «Вот мы в автобусе сидим», дети садятся в «автобус» (заранее поставленные парами стульчики) и инсценируют песню.

- Вот мы и приехали.

2.2 Дидактическая игра «Семейные фотографии»

Дидактические задачи: актуализировать представление детей о родственных связях, развивать интерес к своей родословной; развивать социальные навыки: умение работать в группе, считаться с мнением сверстников.

- Посмотрите, что делает бабушка? Она рассматривает фотографии своей семьи. Она приглашает нас посмотреть фотографии вместе с ней. Присаживайтесь.

1. Это прапрабабушка Тани и Вани. Она самая старенькая из всех членов семьи. Ей  110 лет.

2. Это прабабушка Тани и Вани. Она немного моложе. Ей 88 лет.

3. Это бабушка Тани и Вани. Она ещё моложе. Ей 52 лет.

4. Это мама Тани и Вани. Она моложе бабушки. Ей 30 лет.

5. Это фотография Вани.  Ему  10 лет, он школьник.

6. Это фотография самого младшего члена семьи - Тани. Ей 5 лет, она ходит в детский сад.

Давайте разложим эти фотографии по порядку, начиная с самого старенького члена семьи и заканчивая самым молоденьким (дети с опорой на свой опыт выполняют задание).

3. Затруднение в ситуации.

3.1 Дидактическая игра «Фотографии»

Дидактические задачи: под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

-  А это  фотография нового телефона, которую бабушка хотела вклеить в фотоальбом, да все рассыпала. Помогите бабушке навести порядок в фотоальбоме. Разложите все фотографии по порядку: от самого старого до самого нового.

- Что вы сейчас будете делать?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить фотографии с телефонами в хронологической последовательности. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.

В случае если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

- Бабушка сомневается, ей кажется, что у нее фотографии были расположены по-другому.

- Смогли мы помочь бабушке сложить фотографии по порядку? (спросить каждого ребёнка)

- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какие телефоны появились раньше, а какие позже).

- Значит, что нам надо узнать? (Какие телефоны появились раньше, а какие – позже, т.е. историю появления и развития телефонов.)

4. Открытие детьми нового знания.

4.1. Дидактическая игра  «Музей»

Дидактические задачи: формировать представление об истории появления и развития телефона, актуализировать знания детей о правилах поведения в общественных местах.

- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

- Предлагаю отправиться в музей телефонов.  Музей находится в городе, добраться туда мы можем только на поезде.

 Проводится пальчиковая гимнастика «Поезд»

Дидактические задачи: развивать мелкую моторику, речь.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

- Мы приехали в музей. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать…)

Дети располагаются у экрана.

- Как вы думаете, всегда ли были телефоны?

- Откуда появились на Земле телефоны? (Их придумал и создал человек.)

 - Но для того, чтобы создать первый телефон человечеству пришлось пройти очень долгий путь. Давайте взглянем на экран.

На экране появляются слайды.

Слайд №1 (первобытные люди)

- Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им нужно было общаться друг с другом.  Как они это делали?

- Они общались мимикой и жестами. Давайте и мы попробуем.

- Как можно при помощи жестов и мимики показать, что болит зуб, что вы хотите человека пригласить на чай? (Дети пробуют изображать соответствующие действия).

 - А если бы мы находились сейчас далеко друг от друга и не видели друг друга, смогли бы мы с помощью жестов и мимики передать друг другу информацию?

Слайд №2 (голуби и костры)

- Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища далеко друг от друга, и продолжали искать новые способы передачи информации.

- Так люди догадались использовать голубей.  Писали информацию на тонкой бумаге и прикрепляли записку к лапке голубя, отправляли его в полёт.  

- Также для  передачи сообщений на больших расстояниях использовали дым костра, который в зависимости от цвета, формы и места появления передавал разную информацию.  Для того чтобы получился светлый и легкий дым, нужно использовать сухие дрова, если же взять сырые – дым получится достаточно темным. Кроме этого, если добавить в костер различные кости и травы, то получится дым различных цветов. Из-за большого разнообразия видов костров, люди могли передавать много разной информации.

Слайд №3 (барабаны, колокола)

- Позже люди стали использовать  сигнальные барабаны и сигнальные колокола. Звук барабана и звук колокола был способен донести сигнал тревоги  на несколько километров ...

Все узнавали, что произошло какое-то важное событие, реагировали на это.

- Эти способы были эффективны на небольших расстояниях, до дальних пунктов сообщения если и доходили, то очень долго.

Слайд № 4 (первые телефоны)

- А людям нужно было быстро передавать информацию друг другу на больших расстояниях. Вот тогда-то и появились  первые  телефоны. Первый телефон был изобретён Александром Беллом в 1876 году.  У самого первого телефона не было даже звонка, а передаваемые звуки были очень слабыми, в проводах появлялись посторонние шумы.

 Особенностью другого первого телефона,  было то, что слушающий должен был вращать ручку аппарата во время разговора. Это было крайне неудобно. К сожалению, от первых телефонов в нашем музее сохранились только фотографии.

Дети подходят к дисковому телефону.

- Позднее виды телефонов менялись, люди изобрели телефоны с диском.

 Для набора номера палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Так набирать номер было не очень удобно.

Диск вращался медленно, у взрослых людей палец в отверстие не помещался, а если диск до конца не повернешь, то обязательно позвонишь не тому, кому хотел.

Дети подходят к кнопочному телефону.

- Вскоре дисковые телефоны заменили кнопочными.

- Телефоном с кнопками стало пользоваться намного быстрее и  удобнее, но этим телефоном можно пользоваться только в помещении и во время разговора отходит от него далеко нельзя, мешает провод.

Дети подходят к радиотелефону.

- А этот телефон лёгкий и беспроводной. Разговаривая по такому телефону, можно ходить по всему помещению, но на улицу с ним выйти нельзя. У такого телефона есть база, которая работает от сети. Если уйти далеко от базы, телефонная трубка перестаёт работать и ваш разговор с собеседником заканчивается. И это тоже создаёт определенные неудобства.

Дети подходят к мобильному телефону.

- Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения. И вот изобрели мобильный телефон.

Воспитатель демонстрирует мобильный телефон.

- Что значит «мобильный»?

- Действительно, мобильный – означает переносной, его можно брать с собой и общаться, где бы вы ни находились. Не только в помещении, но и на улице. Это очень удобное изобретение. Сейчас мобильными телефонами пользуется большинство людей. Без него теперь трудно представить нашу жизнь.

Дети подходят к смартфону.

- А вот такая же модель телефона, как у бабушки. Как называется такой телефон? Смартфон. Чем смартфон отличается от сотового телефона? У него больше возможностей.  Смартфон устроен как «маленький компьютер», по которому можно не только звонить, но и выполнять разные операции. По нему можно смотреть видео, читать книги, пользоваться интернетом и многое другое. Его ещё называют умным телефоном.

Вывод:  Каждый предмет, созданный руками человека, имеет свою историю развития от момента появления до сегодняшнего дня.

- Наша экскурсия в прошлое телефона подошла к концу. Нам пора возвращаться в деревню к бабушке.

Проводится пальчиковая гимнастика «Поезд»

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

- Сможем мы теперь помочь бабушке разложить фотографии по порядку?

Дети возвращаются к столам с «фотографиями» телефонов и раскладывают их в хронологической последовательности. У всех получилось?

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

5.1.  Дидактическая игра «Подбери пару»

Дидактические задачи: закрепить представления об истории развития телефона, сформировать опыт использования критериев для обоснования своего суждения.

- Фотографии по порядку мы с вами разложили, а теперь бабушка просит нас напомнить ей, когда в её семье появились эти телефоны. Бабушка старенькая и уже об этом забыла. Я буду показывать вам фотографию члена семьи, а вы будете показывать мне ту модель телефона, которую  можно было купить в тот период, когда родился этот человек.

- Итак, что вы сейчас будете делать?

Дети составляют пары:

- Итак, когда на свет появилась прапрабабушка, люди пользовались самыми первыми телефонами.

…Прабабушка – стало возможным приобрести дисковый телефон.

…Бабушка – стало возможным приобрести кнопочный телефон.

…Мама – стало возможным приобрести радиотелефон.

…Ваня – стало возможным приобрести сотовый телефон.

…Таня –  стало возможным приобрести смартфон.

- Бабушка очень рада и благодарит нас за помощь. Чуть позже она вклеит все фотографии по порядку в свой фотоальбом. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Проходите в автобус.

Проводится игра малой подвижности под музыкальное сопровождение. Звучит  песня Е.Железновой «Вот мы в автобусе сидим», дети садятся в «автобус» (заранее поставленные парами стульчики) и инсценируют песню.

6.Осмысление (итог)

Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы сегодня побывали?

- Кому и чем помогли?

- Какие новые знания дали нам возможность помочь бабушке разложить фотографии телефона по порядку? (Мы узнали много нового о телефонах, о том какие телефоны были раньше, как они изменялись и совершенствовались).

Для справки:

1.        Александр Белл в 1876 г. изобрёл первый телефон. Томас Эдисон в 1878 году усовершенствовал телефон А. Белла.  Его телефон проработал до 1980 года.

2.        1880 г. – А. Браун изобрёл первый дисковый телефон, но в России дисковые телефоны стали пользоваться спросом только в 1927 году.

3.        Кнопочный телефон изобрели в 1956 году, приобрести его стало возможным с 1963 г.

4.        Радиотелефон был изобретён в 1970 году. В  1983г  в Великобритании поступил в продажу первый радиотелефон. Чуть позже в России.

5.        Сотовый телефон. Первый сотовый телефон был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1991 году. В 1999 году  стал доступен для активной продажи в России.

6.        2001 год -  финская компания выпустила первый смартфон. 2010 год – смартфон стал активно продаваться в России.

 Получается:

Тане 5лет (родилась в 2010 г.) – началась продажа смартфонов.

Ване 10 лет (родился в 2005 г.) –  продавались сотовые телефоны.

Маме  30 лет (родилась в 1985 г.) – началась продажа радиотелефонов.

Бабушке  52 года (родилась в 1963 г.) – началась продажа кнопочных телефонов.

Прабабушке 88 лет (родилась в 1927 г.) – началась продажа дисковых телефонов.

Прапрабабушке 110 лет (родилась в 1905 г.) - пользовалась одним из первых телефонов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история появления одежды

конспект занятия...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы. «Застыли кони, люди» История появления коней на Аничковом мосту. (с использованием ЭОР)

1.Познакомить детей с историей появления коней на  Аничковом мосту.2.Познакомить детей с сюжетом каждой скульптурной композиции.3.Воспитывать любовь к родному городу ,к его истории....

История появления Нового Года

История появления нового года . Занимательные факты об этом празднике ....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕЧИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ "ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТАРЕЛКИ"

Образовательное событие в средней группе по познавательному и художественно-эстетическому развитию на тему "История появления тарелки" с использованием современных технологий...

Презентация "История появления телефона"

Презентация "История появления телефона"...