Главные вкладки

    Консультация для родителей "Экспериментируйте вместе с детьми"
    консультация по окружающему миру на тему

    Черных Татьяна Александровна

    Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksperimentirovanie_-_konsultatsiya.docx66.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    "Экспериментируйте вместе с детьми"

    Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с общеразвивающего вида №1

    Черных Т.А.

    http://xn--307-mdd3bn9a.xn--p1ai/plugins/content/mavikthumbnails/thumbnails/200x133-images-stories-konsyltachi-2014-jekololgicheskoe-vospitanie.jpg

     

    Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности.

    Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры.

    Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

    Цели:

    • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
    • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
    • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
    • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

    Задачи:

    1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
    2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
    3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
    4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
    5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
    6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
    7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
    8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
    9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

    Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

    В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.

    Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов. 

    Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

    1. У нас есть вдох и выдох.
    2. Сколько весит воздух?
    3. Можно ли поймать воздух?
    4. Бывает ли воздуху холодно?
    5. Вдунь шарик в бутылку. 
    6. Может ли воздух быть сильным?    

    Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

    Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

    Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.

    Дети экспериментируют с песком:

    1. Песчаный конус (течения песка)
    2. Свойства насеянного песка.
    3. Свойство мокрого песка.
    4. Песочные часы.
    5. Своды и тоннели.

    Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.

    Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

    1. “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
    2. “Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
    3. “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются) См. рисунок
    4. “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
    5. “Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
    6. “Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. ( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием)
    7. “ Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены)
    8. “Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода)
    9. “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
    10. “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода из тарелки испарится, превратится в пар. При нагревании жидкость превратится в пар.)
    11. “ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
    12. “Делаем облако” Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

    Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

    В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. Все предложенные эксперименты можно провести с ребёнком и дома. Представьте как ему будет интересно и сколько полезной информации он получит .  И хочется закончить свою консультацию китайским изречением:

    То, что я услышал, я забыл.

    То, что я увидел, я помню.

    То, что я сделал, я знаю!

    http://a.plai.com.ua/wp-content/uploads/2012/10/816608.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Пойте вместе с детьми"

    Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Наблюдая, как дети поют, вы узнаете о них много нового, чего раньше не знали. ...

    Консультация для родителей "Вместе с детьми"

    Доказывать пользу семейных лыжных вылазок, наверное не стоит. Пожалуй, это тот случай, когда все всё понимают. Но понимать- одно, а вот взять за привычку проводить один из выходных дней на свежем возд...

    Консультация для родителей "ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ".

    ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ....

    Консультация психолога «Играйте вместе с детьми»

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...

    Родительское собрание вместе с детьми "Конструируем вместе с детьми"

    Родительское собрание с детьми в средней группе«Конструируем вместе с детьми»Разработала воспитатель Селезнева Ирина Федоровна. Задачи: Раскрыть значение конструктивной деятельности д...

    Консультация «Родители – играйте вместе с детьми»

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.    ...

    Консультация родителям "Играйте вместе с детьми"

    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр....