Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Наша флора и фауна".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Буреева Татьяна Александровна

Данная учебно-методическая разработка по дополнительному образованию, помогает познакомить детей с разнообразной и уникальной природой нашей страны. Каждое занятие - это увлекательное путешествие по уголкам России . Каждый регион неповторим: холодная тундра, непроходимая тайга, горные вершины, солнечное морское побережье, природные заповедники,  откроют пред детьми свои тайны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ.

Занятие 1.

Тема «Пушистая хищница: рыжая лиса».

П.с. Расширять и формировать представление детей о жизни лисицы в естественной среде обитания, рассказать детям о ее характерных повадках; о режиме дня и рационе лисицы, об устройстве лисьей  норы, о месте лисы в пищевой цепочке. Формировать у детей устойчивый интерес к животному миру, воспитывать гуманное отношение к животным.

Занятие 2.

Тема «Черный аист».

П.с. Формировать у детей представление о птицах  обитающих на территории нашей страны, рассказать детям об  особенностях жизни черного аиста : повадках, среде обитания, внешних отличительных особенностях.  Рассказать детям, что  черные  аисты  одни из самых редких птиц в мире и занесены в «Красную книгу». Воспитывать у детей чувство сопричастности к окружающей природе, охранное отношение к животному миру.

ОКТЯБРЬ.

 

Занятие 1.

Тема «Щука».

П.с. Формировать представление детей о реке, как об экологической системе и ее обитателях. Рассказать детям о среде обитания, особенностях внешнего вида и жизнедеятельности щуки. Объяснить детям взаимосвязь поведения щуки от водоема, в котором она обитает. Развивать логическое мышление, интерес к познанию загадок мира природы.

Занятие 2.

Тема «Береза»

П.с. Рассказать детям о происхождении названия дерева   «береза», о том , что береза стала символом России. Это неприхотливое дерево дающее под своими ветвями жизнь травам, кустарникам и др. Рассказать детям об использовании дерева в жизнедеятельности людей. Воспитывать охранное отношение к природе, умение видеть красоту родной природы.

 

Занятие 3.

Тема «Лось».

П.с. Формировать представление детей о жизни лосей в  естественной среде обитания. Рассказать о том, что в России живет около половины мировой популяции лосей. Познакомить детей с характерными отличительными особенностями животных (внешность, жизнедеятельность, повадки, место в пищевой цепочке). Формировать у детей интерес к жизни животных, воспитывать гуманное отношение к животному миру.

Занятие 4

Тема «Озеро Байкал»

П.с. Рассказать детям, об уникальном озере, расположенном на территории нашей страны – Байкале. Рассказать об отличительных особенностях данного озера: вода в озере чистая и прозрачная, некоторые камни видны на глубине 40 метров и др. Формировать у детей экологическое отношение к природе, желание охранять и оберегать природу и ее обитателей.

НОЯБРЬ.

Занятие 1.

Тема «Сибирский кедр».

П.с. Рассказать детям о сибирском кедре – одном из самых красивых и величественных деревьев планеты. Кедр в естественных условиях растет только в России. Рассказать детям о кедровых лесах – самых сложных и продуктивных сибирских экосистемах, национальном богатстве и гордости России ; а так же о кедровых семенах - «орешках», богатых витаминами и полезными микроэлементами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, побуждать детей к экологически правильному поведению в лесу.

Занятие 2.

Тема «Заповедник – природоохранная зона».

П.с. Рассказать детям об особенных территориях нашей страны – природных заповедниках. Объяснить детям, что в заповедниках сохраняют и изучают природные комплексы, животных и птиц, растения. Рассмотреть с детьми иллюстрации Окского заповедника, Мещерской низменности, Сочинского национального парка. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Занятие 3.

Тема «Божья коровка, павлиноглазка, жук –олень».

П.с. Расширять представление детей о жизни насекомых. Рассказать о внешних особенностях, периодах жизни, о том чем питаются насекомые. Учить называть отличительные особенности жука и бабочки. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Занятие 4.

Тема «Рысь».

П.с. Формировать представление детей о жизни рыси в естественной среде обитания; рассмотреть особенности внешнего вида, строения рыси. Познакомить детей с повадками животного, его отличительными особенностями: рысь – отличный отличная охотница с тонким слухом и острым зрением. Рассказать о питании рыси, и ее месте в пищевой цепочке. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание сберечь и сохранить красоту природы.

ДЕКАБРЬ.

Занятие 1.

Тема «Заповедник «Остров Врангеля» и его обитатели: морж, белый медведь, лемминги».

П.с. Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры. Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Формировать представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

Занятие 2.

Тема «Бурый медведь».

П.с. Расширять представление детей о жизни бурых медведей. Объяснить детям, что бурый медведь – самый крупный и опасный наземный хищник. Рассказать детям о среде обитания, особенностях жизнедеятельности, рассмотреть  особенности внешнего вида и строения медведя. Познакомить с особенностями зимовки медведей и появлением медвежат. Рассказать о месте бурого медведя в пищевой цепи. Воспитывать познавательный интерес к особенностям поведения животного.

Занятие 3.

Тема «Калина».

П.с. Продолжать знакомить детей с растениями распространенными на территории России. Познакомить детей с кустарником – калина, рассказать об особенностях внешнего вида, строения. Особо обратить внимание детей на лекарственную пользу, которую калина приносит людям. Так же объяснить детям, что это растение5 прекрасный медонос, и корм для птиц. Развивать познавательный интерес к природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие 4.

Тема «Стрекоза, комар».

П.С. Расширять представление детей о жизни насекомых. Рассмотреть особенности внешнего вида, строения. Рассказать детям об интересных научных фактах из жизни насекомых, об их месте в пищевой цепочке, о периодах жизни и среде обитания. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию природы, развивать исследовательские навыки.

ЯНВАРЬ.

Занятие 1.

Тема «Волга-матушка».

П.с. Формировать у детей представление  о реке Волге. Рассказать о происхождении названия реки, объяснить, что это водная артерия орошает поля, снабжает города и села электричеством, водой и рыбой. Рассказать детям о разнообразии представителей флоры и фауны, населяющих реку и ее берега. Учить детей видеть красоту природы родного края, воспитывать бережное отношение к природе.

Занятие 2.

Тема «Астраханский заповедник и его обитатели».

П.С. Продолжать знакомить детей с природными заповедниками нашей страны. Рассказать о многообразии животного и растительного мира Астраханского заповедника. Познакомить детей с его  обитателями: речная выдра, лебеди, кабаны, болотная черепаха и др. А так же рассказать детям о главной достопримечательности заповедника – лотосе. Воспитывать у детей экологически правильное поведение и природоохранное отношение растительному и животному миру.

Занятие 3.

Тема «Кудрявый пеликан, лебедь-шипун».

П.с. Формировать у детей представление о птицах населяющих дельты Волги. Рассказать о лебедях и пеликанах ( о периодах жизни, рационе питания, особенностях повадок). Рассказать об интересных фактах из жизни водоплавающих птиц, о появлении птенцов на свет. Формировать у детей устойчивый интерес к многообразию животного мира.

Занятие 4.

Тема «Сом».

П.с. Продолжать знакомить детей с обитателями рек. Рассказать о самом крупном хищнике, обитающем в Волге – соме. Рассмотреть особенности внешнего вида (пресноводная рыба серо-зеленого цвета имеет две пары усов, по которым сома легко отличить). Рассказать о среде обитания, повадках, о способе размножения. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1.

Тема «Северный олень».

П.с. Продолжать формировать представление о климатических условиях крайнего севера и тундры. Рассказать детям о северных оленях, рассмотреть внешние отличительные особенности животных, их строение. Рассказать,  как олени приспосабливаются к суровому климату тундры, о периодах жизни, о том , что основной пищей оленей – является ягель. Ягель это лишайник, который называют оленьим мхом. А так же рассказать о месте оленей в пищевой цепи. Продолжат воспитывать устойчивый интерес к многообразию животного мира.

Занятие 2.

Тема «Таймырский заповедник»

П.с. Рассказать детям,  Таймырском заповеднике, расположенном на территории крайнего севера. Объяснить детям, что природа Севера хрупка и уязвима. Из-за низких температур сильно замедленны процессы ее  регенерации: медленно развивается не только растительность, мир животных существует  на пределе своих жизненных возможностей. Поэтому эта территория требует защиты, для этого создаются заповедники. Рассказать детям об обитателях  Таймырского заповедника : лемминге, пуночке, тундряной куропатке, овцебыку и др. Познакомить детей с некоторыми видами растений произрастающих в тундре (ягель, брусника, карликовая береза, полярная ива). Воспитывать у детей бережное отношение к природе и природным ресурсам.

Занятие 3.

Тема «Сибирский бурундук».

П.С. Рассказать детям о запасливом зверьке, лесном жителе – бурундуке, обитающем в смешанных хвойных и лесах Сибири. Рассмотреть внешний вид, строение бурундука. Рассказать интересные факты о повадках, характере зверьков, Бурундук отличается веселым нравом, любопытством, он невероятно чистоплотен, ведет дневной образ жизни. Рассказать об особенностях жизненного цикла бурундука; о том как запасается на зиму, как впадает в спячку; весенних заботах, о появлении детенышей, а так же рассказать о месте бурундука в пищевой цепи. Формировать у детей грамотное поведение в природе, воспитывать гуманное отношение к животным.

Занятие 4.

Тема «Великан тайги – Сибирская пихта»

П.с. Формировать представление детей о климатической зоне тайги. Рассказать об основных деревьях произрастающих в таежных лесах. Познакомить детей с Сибирской пихтой, Рассмотреть внешний вид и отличительные особенности строения дерева, хвои. Пихта сибирская выделяется среди хвойных собратьев, необыкновенной  конусовидной кроной, с мягкими не колющимися хвоинками, стройным стволом. Так же рассказать детям о лечебных свойствах пихтового масла, которое получают из веток дерева. Воспитывать бережное отношение к природе, учить видеть красоту природы.

МАРТ

Занятие 1.

Тема «Азовское море и дельфин- азовка».

П.с. Формировать у детей представление об Азовском море. Рассказать об его отличительных характеристиках: Азовское море самое мелкое в мире, часть моря может покрываться льдом, а часть всегда имеет плюсовую температуру, летом всегда сильно прогревается и побережье превращается в прекрасное место отдыха. Познакомить детей с обитателями моря морской свиньей (дельфин-азовка). Рассказать о внешнем виде морского животного, о жизненном цикле, о месте азовки в пищевой цепи.

Занятие 2.

Тема «Южно-камчатский заповедник».

П.с. Продолжать формировать представление детей о природоохранных заповедниках. Рассмотреть с детьми иллюстрации Южно-камчатского заповедника, учить детей видеть, понимать красоту нетронутой природы. Рассказать детям о главной достопримечательности заповедника – вулкане Ильинский, объяснить, что такое вулкан, рассмотреть его форму. Познакомить детей с обитателями природоохранной зоны: сивучом, неркой, кроншнепом, белоплечими орланами, каланами, тихоокеанскими чайками, камчатскими крабами; а так же рассмотреть некоторые виды растений.

Занятие 3.

Тема «Синий кит».

П.с. Познакомить детей с представителями морской флоры и фауны. Рассказать  детям о синем ките – самом крупном животном из когда-либо проживающих на земле. Рассмотреть особенности внешнего вида и строения морского животного, рассказать   о рационе питания и появлении детенышей на свет, и других интересных фактах о жизни животных. Объяснить детям, что  с развитием кораблестроения развивался промысел китобоев,  поэтому киты оказались под угрозой исчезновения, и  теперь введен запрет на китобойный промысел. Как и многим    другим обитателям моря , китам наносит    вред загрязнение Мирового океана и истощение кормовой базы. Формировать у детей экологически ответственное отношение к природным ресурсам Земли и бережное отношение к животному миру.

Занятие 4.

Тема «Кожистая черепаха».

П.с. .Формировать у детей представление о рептилиях. Рассказать о самой большой черепахе мировой фауны – кожистой черепахе. Рассмотреть особенности внешнего вида и строенья черепахи. Рассказать о жизненном цикле, особенности питания и выведения детенышей черепах из яиц. Так же познакомить детей с интересными фактами  жизни рептилий. Вся жизнь черепахи – это странствия в морях и океанах, от родных пляжей она может удалиться на расстояние многих тысяч километров. Формировать у детей устойчивый интерес к познанию разнообразия флоры и фауны нашей планеты.

АПРЕЛЬ.

Занятие 1.

Тема «Обыкновенный еж».

П.с. Продолжать формировать представление у детей о жизни животных обитающих в центральной России. Расширять представление детей о еже обыкновенном, рассмотреть особенности внешнего вида и строения ежа. Рассказать о жизнедеятельности зверька.: ежи довольно неприхотливы, употребляют ягоды, фрукты и пищу животного происхождения. В теплое время активны по ночам, днем отдыхают в гнездах, а зимой впадают в спячку. Рассказать интересные факты о жизни ежей и о появлении на свет ежат. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Занятие 2.

Тема « Подосиновик».

П.с. Формировать у детей представление о разнообразии флоры и фауны наших лесов, закреплять умение различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с подосиновиком – «грибом удачи», несмотря на яркий вид, найти его – настоящее везение. Рассказать о разных видах подосиновиков, о зависимости цвета гриба от места произрастания. Рассмотреть внешний вид и строение гриба. Формировать у детей культуру поведения в лесу, учить бережному отношению к природе.

Занятие 3.

Тема «Змееяд, большая выпь».

П.с. Продолжать формировать представление детей о птицах. Познакомить детей с двумя видами птиц: змееядом, большой выпью. Рассмотреть отличительные особенности внешнего вида, строения птиц. Рассказать об особенности жизненных циклов, рационе питания, месте обитания, выведении птенцов. Воспитывать гуманное отношение к животному миру.

Занятие 4

Тема «Валдайский национальный парк и остров Селигер»

П.с. Познакомить детей с Валдайским национальным парком и его обитателями, рассмотреть иллюстрации. Объяснить детям, что слово «Валдай» означает название лесистой уникальной возвышенности, именно здесь берут начало самые большие реки Европы – Волга и Днепр. Для сохранения озерно-лесных уникальных ландшафтов был организован национальный парк. Рассказать детям о животных, птицах, рыбах обитающих в этом краю лесов и озер (заяц-беляк, ондатра, горностай, волки, озерные чайки и др.) Рассмотреть иллюстрации озера Селигер, входящего в состав заповедника. Воспитывать чуткое отношение к красоте природы, учить относиться бережно к природным богатствам.

МАЙ

Занятие 1.

Тема «Национальный парк «Приэльбрусье»».

П.с. Продолжать формировать представление о заповедных местах на территории России. Познакомить детей с национальным парком «Приэльбрусье»Рассказать о животных проживающих в заповеднике : кунице, рыси. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений произрастающих на субальпийских лугах (родендрон кавказкий, лилия). Рассказать детям о горе Эльбрус – самой высокой горе России. Воспитывать у детей чуткое отношение к красоте природы.

Занятие 2.

Тема «Бабочка мнемозина».

П.с. Продолжать формировать представление детей о разнообразии флоры и фаунф. Познакомить детей с бабочкой мнемозиной. Рассмотреть внешние отличительные особенности и строение бабочки. Рассказать о жизненном цикле, о питании и размножении бабочки. Воспитывать у детей гуманное отношение к животному и растительному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа".  Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"

Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....

кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Разбуди всебе волшнбника"

Одним из показателей готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики рук. Чем раньше мы будем развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок освоит основные виды деятельности. Ведь как го...

Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"

Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"...

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Страна шахмат»

В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению л...

План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия- Мой дом Красноярский край»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...