Кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Наша флора и фауна".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данная учебно-методическая разработка по дополнительному образованию, помогает познакомить детей с разнообразной и уникальной природой нашей страны. Каждое занятие - это увлекательное путешествие по уголкам России . Каждый регион неповторим: холодная тундра, непроходимая тайга, горные вершины, солнечное морское побережье, природные заповедники, откроют пред детьми свои тайны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНТЯБРЬ.
Занятие 1.
Тема «Пушистая хищница: рыжая лиса».
П.с. Расширять и формировать представление детей о жизни лисицы в естественной среде обитания, рассказать детям о ее характерных повадках; о режиме дня и рационе лисицы, об устройстве лисьей норы, о месте лисы в пищевой цепочке. Формировать у детей устойчивый интерес к животному миру, воспитывать гуманное отношение к животным.
Занятие 2.
Тема «Черный аист».
П.с. Формировать у детей представление о птицах обитающих на территории нашей страны, рассказать детям об особенностях жизни черного аиста : повадках, среде обитания, внешних отличительных особенностях. Рассказать детям, что черные аисты одни из самых редких птиц в мире и занесены в «Красную книгу». Воспитывать у детей чувство сопричастности к окружающей природе, охранное отношение к животному миру.
ОКТЯБРЬ.
Занятие 1.
Тема «Щука».
П.с. Формировать представление детей о реке, как об экологической системе и ее обитателях. Рассказать детям о среде обитания, особенностях внешнего вида и жизнедеятельности щуки. Объяснить детям взаимосвязь поведения щуки от водоема, в котором она обитает. Развивать логическое мышление, интерес к познанию загадок мира природы.
Занятие 2.
Тема «Береза»
П.с. Рассказать детям о происхождении названия дерева «береза», о том , что береза стала символом России. Это неприхотливое дерево дающее под своими ветвями жизнь травам, кустарникам и др. Рассказать детям об использовании дерева в жизнедеятельности людей. Воспитывать охранное отношение к природе, умение видеть красоту родной природы.
Занятие 3.
Тема «Лось».
П.с. Формировать представление детей о жизни лосей в естественной среде обитания. Рассказать о том, что в России живет около половины мировой популяции лосей. Познакомить детей с характерными отличительными особенностями животных (внешность, жизнедеятельность, повадки, место в пищевой цепочке). Формировать у детей интерес к жизни животных, воспитывать гуманное отношение к животному миру.
Занятие 4
Тема «Озеро Байкал»
П.с. Рассказать детям, об уникальном озере, расположенном на территории нашей страны – Байкале. Рассказать об отличительных особенностях данного озера: вода в озере чистая и прозрачная, некоторые камни видны на глубине 40 метров и др. Формировать у детей экологическое отношение к природе, желание охранять и оберегать природу и ее обитателей.
НОЯБРЬ.
Занятие 1.
Тема «Сибирский кедр».
П.с. Рассказать детям о сибирском кедре – одном из самых красивых и величественных деревьев планеты. Кедр в естественных условиях растет только в России. Рассказать детям о кедровых лесах – самых сложных и продуктивных сибирских экосистемах, национальном богатстве и гордости России ; а так же о кедровых семенах - «орешках», богатых витаминами и полезными микроэлементами. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, побуждать детей к экологически правильному поведению в лесу.
Занятие 2.
Тема «Заповедник – природоохранная зона».
П.с. Рассказать детям об особенных территориях нашей страны – природных заповедниках. Объяснить детям, что в заповедниках сохраняют и изучают природные комплексы, животных и птиц, растения. Рассмотреть с детьми иллюстрации Окского заповедника, Мещерской низменности, Сочинского национального парка. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Занятие 3.
Тема «Божья коровка, павлиноглазка, жук –олень».
П.с. Расширять представление детей о жизни насекомых. Рассказать о внешних особенностях, периодах жизни, о том чем питаются насекомые. Учить называть отличительные особенности жука и бабочки. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.
Занятие 4.
Тема «Рысь».
П.с. Формировать представление детей о жизни рыси в естественной среде обитания; рассмотреть особенности внешнего вида, строения рыси. Познакомить детей с повадками животного, его отличительными особенностями: рысь – отличный отличная охотница с тонким слухом и острым зрением. Рассказать о питании рыси, и ее месте в пищевой цепочке. Воспитывать гуманное отношение к животным, желание сберечь и сохранить красоту природы.
ДЕКАБРЬ.
Занятие 1.
Тема «Заповедник «Остров Врангеля» и его обитатели: морж, белый медведь, лемминги».
П.с. Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры. Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы. Формировать представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
Занятие 2.
Тема «Бурый медведь».
П.с. Расширять представление детей о жизни бурых медведей. Объяснить детям, что бурый медведь – самый крупный и опасный наземный хищник. Рассказать детям о среде обитания, особенностях жизнедеятельности, рассмотреть особенности внешнего вида и строения медведя. Познакомить с особенностями зимовки медведей и появлением медвежат. Рассказать о месте бурого медведя в пищевой цепи. Воспитывать познавательный интерес к особенностям поведения животного.
Занятие 3.
Тема «Калина».
П.с. Продолжать знакомить детей с растениями распространенными на территории России. Познакомить детей с кустарником – калина, рассказать об особенностях внешнего вида, строения. Особо обратить внимание детей на лекарственную пользу, которую калина приносит людям. Так же объяснить детям, что это растение5 прекрасный медонос, и корм для птиц. Развивать познавательный интерес к природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Занятие 4.
Тема «Стрекоза, комар».
П.С. Расширять представление детей о жизни насекомых. Рассмотреть особенности внешнего вида, строения. Рассказать детям об интересных научных фактах из жизни насекомых, об их месте в пищевой цепочке, о периодах жизни и среде обитания. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию природы, развивать исследовательские навыки.
ЯНВАРЬ.
Занятие 1.
Тема «Волга-матушка».
П.с. Формировать у детей представление о реке Волге. Рассказать о происхождении названия реки, объяснить, что это водная артерия орошает поля, снабжает города и села электричеством, водой и рыбой. Рассказать детям о разнообразии представителей флоры и фауны, населяющих реку и ее берега. Учить детей видеть красоту природы родного края, воспитывать бережное отношение к природе.
Занятие 2.
Тема «Астраханский заповедник и его обитатели».
П.С. Продолжать знакомить детей с природными заповедниками нашей страны. Рассказать о многообразии животного и растительного мира Астраханского заповедника. Познакомить детей с его обитателями: речная выдра, лебеди, кабаны, болотная черепаха и др. А так же рассказать детям о главной достопримечательности заповедника – лотосе. Воспитывать у детей экологически правильное поведение и природоохранное отношение растительному и животному миру.
Занятие 3.
Тема «Кудрявый пеликан, лебедь-шипун».
П.с. Формировать у детей представление о птицах населяющих дельты Волги. Рассказать о лебедях и пеликанах ( о периодах жизни, рационе питания, особенностях повадок). Рассказать об интересных фактах из жизни водоплавающих птиц, о появлении птенцов на свет. Формировать у детей устойчивый интерес к многообразию животного мира.
Занятие 4.
Тема «Сом».
П.с. Продолжать знакомить детей с обитателями рек. Рассказать о самом крупном хищнике, обитающем в Волге – соме. Рассмотреть особенности внешнего вида (пресноводная рыба серо-зеленого цвета имеет две пары усов, по которым сома легко отличить). Рассказать о среде обитания, повадках, о способе размножения. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1.
Тема «Северный олень».
П.с. Продолжать формировать представление о климатических условиях крайнего севера и тундры. Рассказать детям о северных оленях, рассмотреть внешние отличительные особенности животных, их строение. Рассказать, как олени приспосабливаются к суровому климату тундры, о периодах жизни, о том , что основной пищей оленей – является ягель. Ягель это лишайник, который называют оленьим мхом. А так же рассказать о месте оленей в пищевой цепи. Продолжат воспитывать устойчивый интерес к многообразию животного мира.
Занятие 2.
Тема «Таймырский заповедник»
П.с. Рассказать детям, Таймырском заповеднике, расположенном на территории крайнего севера. Объяснить детям, что природа Севера хрупка и уязвима. Из-за низких температур сильно замедленны процессы ее регенерации: медленно развивается не только растительность, мир животных существует на пределе своих жизненных возможностей. Поэтому эта территория требует защиты, для этого создаются заповедники. Рассказать детям об обитателях Таймырского заповедника : лемминге, пуночке, тундряной куропатке, овцебыку и др. Познакомить детей с некоторыми видами растений произрастающих в тундре (ягель, брусника, карликовая береза, полярная ива). Воспитывать у детей бережное отношение к природе и природным ресурсам.
Занятие 3.
Тема «Сибирский бурундук».
П.С. Рассказать детям о запасливом зверьке, лесном жителе – бурундуке, обитающем в смешанных хвойных и лесах Сибири. Рассмотреть внешний вид, строение бурундука. Рассказать интересные факты о повадках, характере зверьков, Бурундук отличается веселым нравом, любопытством, он невероятно чистоплотен, ведет дневной образ жизни. Рассказать об особенностях жизненного цикла бурундука; о том как запасается на зиму, как впадает в спячку; весенних заботах, о появлении детенышей, а так же рассказать о месте бурундука в пищевой цепи. Формировать у детей грамотное поведение в природе, воспитывать гуманное отношение к животным.
Занятие 4.
Тема «Великан тайги – Сибирская пихта»
П.с. Формировать представление детей о климатической зоне тайги. Рассказать об основных деревьях произрастающих в таежных лесах. Познакомить детей с Сибирской пихтой, Рассмотреть внешний вид и отличительные особенности строения дерева, хвои. Пихта сибирская выделяется среди хвойных собратьев, необыкновенной конусовидной кроной, с мягкими не колющимися хвоинками, стройным стволом. Так же рассказать детям о лечебных свойствах пихтового масла, которое получают из веток дерева. Воспитывать бережное отношение к природе, учить видеть красоту природы.
МАРТ
Занятие 1.
Тема «Азовское море и дельфин- азовка».
П.с. Формировать у детей представление об Азовском море. Рассказать об его отличительных характеристиках: Азовское море самое мелкое в мире, часть моря может покрываться льдом, а часть всегда имеет плюсовую температуру, летом всегда сильно прогревается и побережье превращается в прекрасное место отдыха. Познакомить детей с обитателями моря морской свиньей (дельфин-азовка). Рассказать о внешнем виде морского животного, о жизненном цикле, о месте азовки в пищевой цепи.
Занятие 2.
Тема «Южно-камчатский заповедник».
П.с. Продолжать формировать представление детей о природоохранных заповедниках. Рассмотреть с детьми иллюстрации Южно-камчатского заповедника, учить детей видеть, понимать красоту нетронутой природы. Рассказать детям о главной достопримечательности заповедника – вулкане Ильинский, объяснить, что такое вулкан, рассмотреть его форму. Познакомить детей с обитателями природоохранной зоны: сивучом, неркой, кроншнепом, белоплечими орланами, каланами, тихоокеанскими чайками, камчатскими крабами; а так же рассмотреть некоторые виды растений.
Занятие 3.
Тема «Синий кит».
П.с. Познакомить детей с представителями морской флоры и фауны. Рассказать детям о синем ките – самом крупном животном из когда-либо проживающих на земле. Рассмотреть особенности внешнего вида и строения морского животного, рассказать о рационе питания и появлении детенышей на свет, и других интересных фактах о жизни животных. Объяснить детям, что с развитием кораблестроения развивался промысел китобоев, поэтому киты оказались под угрозой исчезновения, и теперь введен запрет на китобойный промысел. Как и многим другим обитателям моря , китам наносит вред загрязнение Мирового океана и истощение кормовой базы. Формировать у детей экологически ответственное отношение к природным ресурсам Земли и бережное отношение к животному миру.
Занятие 4.
Тема «Кожистая черепаха».
П.с. .Формировать у детей представление о рептилиях. Рассказать о самой большой черепахе мировой фауны – кожистой черепахе. Рассмотреть особенности внешнего вида и строенья черепахи. Рассказать о жизненном цикле, особенности питания и выведения детенышей черепах из яиц. Так же познакомить детей с интересными фактами жизни рептилий. Вся жизнь черепахи – это странствия в морях и океанах, от родных пляжей она может удалиться на расстояние многих тысяч километров. Формировать у детей устойчивый интерес к познанию разнообразия флоры и фауны нашей планеты.
АПРЕЛЬ.
Занятие 1.
Тема «Обыкновенный еж».
П.с. Продолжать формировать представление у детей о жизни животных обитающих в центральной России. Расширять представление детей о еже обыкновенном, рассмотреть особенности внешнего вида и строения ежа. Рассказать о жизнедеятельности зверька.: ежи довольно неприхотливы, употребляют ягоды, фрукты и пищу животного происхождения. В теплое время активны по ночам, днем отдыхают в гнездах, а зимой впадают в спячку. Рассказать интересные факты о жизни ежей и о появлении на свет ежат. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Занятие 2.
Тема « Подосиновик».
П.с. Формировать у детей представление о разнообразии флоры и фауны наших лесов, закреплять умение различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить детей с подосиновиком – «грибом удачи», несмотря на яркий вид, найти его – настоящее везение. Рассказать о разных видах подосиновиков, о зависимости цвета гриба от места произрастания. Рассмотреть внешний вид и строение гриба. Формировать у детей культуру поведения в лесу, учить бережному отношению к природе.
Занятие 3.
Тема «Змееяд, большая выпь».
П.с. Продолжать формировать представление детей о птицах. Познакомить детей с двумя видами птиц: змееядом, большой выпью. Рассмотреть отличительные особенности внешнего вида, строения птиц. Рассказать об особенности жизненных циклов, рационе питания, месте обитания, выведении птенцов. Воспитывать гуманное отношение к животному миру.
Занятие 4
Тема «Валдайский национальный парк и остров Селигер»
П.с. Познакомить детей с Валдайским национальным парком и его обитателями, рассмотреть иллюстрации. Объяснить детям, что слово «Валдай» означает название лесистой уникальной возвышенности, именно здесь берут начало самые большие реки Европы – Волга и Днепр. Для сохранения озерно-лесных уникальных ландшафтов был организован национальный парк. Рассказать детям о животных, птицах, рыбах обитающих в этом краю лесов и озер (заяц-беляк, ондатра, горностай, волки, озерные чайки и др.) Рассмотреть иллюстрации озера Селигер, входящего в состав заповедника. Воспитывать чуткое отношение к красоте природы, учить относиться бережно к природным богатствам.
МАЙ
Занятие 1.
Тема «Национальный парк «Приэльбрусье»».
П.с. Продолжать формировать представление о заповедных местах на территории России. Познакомить детей с национальным парком «Приэльбрусье»Рассказать о животных проживающих в заповеднике : кунице, рыси. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений произрастающих на субальпийских лугах (родендрон кавказкий, лилия). Рассказать детям о горе Эльбрус – самой высокой горе России. Воспитывать у детей чуткое отношение к красоте природы.
Тема «Бабочка мнемозина».
П.с. Продолжать формировать представление детей о разнообразии флоры и фаунф. Познакомить детей с бабочкой мнемозиной. Рассмотреть внешние отличительные особенности и строение бабочки. Рассказать о жизненном цикле, о питании и размножении бабочки. Воспитывать у детей гуманное отношение к животному и растительному миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-32496-1517850933.jpg)
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-597548-1508399005.jpg)
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа"
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности: "Эта удивительная природа". Задачи:Учить дошкольников изготавливать п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-961070-1670230465.jpg)
Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Флора и фауна ставропольского края"
Данный материал будет интересен воспитателям для работы с детьми по изучению экологии....
кружковая работа для детей старшего дошкольного возраста "Разбуди всебе волшнбника"
Одним из показателей готовности ребенка к школе является развитие мелкой моторики рук. Чем раньше мы будем развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок освоит основные виды деятельности. Ведь как го...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-984569-1515409557.jpg)
Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"
Перспективный план кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста "Юный физик"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-208012-1706008163.jpg)
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Страна шахмат»
В 6-7 лет у детей происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению л...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-208012-1706008163.jpg)
План кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина – Россия- Мой дом Красноярский край»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...