Проект "Ах,Самара-городок"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Колесникова Ольга Викторовна

Развитие устойчивого интереса к родному краю, его истории;  уважение к традициям земляков и своей семьи,  к достижениям предков. Развитие чувства гордости к Родине - великой многонациональной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ahsamara-gorodok.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                  3

Педагогический проект «Ах, Самара- городок»                                             4-12

Заключение                                                                                                             13

Список литературы                                                                                                14

Приложения

 

                                                Введение.

«Любовь к Родине начинается с семьи»- эти слова английского философа Френсиса Бекона можно считать эпиграфом к моей работе по формированию у воспитанников:

  1. Любви и интереса к родному краю: истории создания и развития города- крепости Самара, достопримечательностям родного города, истокам своего рода, традициям разных национальностей и своей семьи;
  2. Чувства гордости и уважения: к достижениям земляков в космической области; героическому подвигу Самарцев в боях и тылу, во время Великой отечественной войны.

В последние годы воспитанию патриотизма и гражданственности, уделяется все больше внимания, и эта задача становится приоритетной в государственном масштабе. У дошкольников акцент делается на воспитание любви к родному дому, краю, культуре малой Родины. Основная роль в воспитании патриотизма ложиться на семью.  Но одной из проблем семьи является утрата преемственности с прошлым, нарушена связь между поколениями. Семьи в большинстве, сейчас, «маленькие»: папа, мама и ребенок. Бабушки, дедушки, тети и дяди (если они есть) живут отдельно и встречаются редко.  Именно по этой причине, современная семья не выполняет своей главной функции – передача подрастающему поколению духовно-нравственных и культурных традиций.

Поэтому считаю, что дошкольное учреждение должно стать связующим звеном  между ребенком и старшим поколением. Новые знания и продукты, полученные в ходе реализации проекта объединят членов семьи, сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, помогут воспитать почтительное отношение людям старшего возраста, и ощутить самого себя звеном в цепи бесчисленных поколений.

Именно проблема воспитания патриотизма в семье легла в основу моего проекта, считаю тему актуальной,  заслуживающей пристального внимания.

                                                            3

Педагогический проект «Ах, Самара- городок»                                            

Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей  6-7 лет.

Задачи:

1.Развивать патриотические чувства у детей: к прошлому и  настоящему родного края, чувства гордости за свою малую родину.

2.Познакомить с традициями народов проживающих в Самарской губернии, развивать чувство толерантности.

3.Расширять интерес и уважение к традициям своей семьи и обычаям своего народа.

4.Воспитывать чувства гордости и уважения к достижениям земляков в космической области; героическому подвигу Самарцев в боях и тылу, во время Великой отечественной войны.

5.Мотивировать родителей к участию в проекте.

Возраст участников: дети подготовительной группы

Сроки реализации:  долгосрочный  (с января по май 2015 года)

Ожидаемые результаты: Развитие устойчивого интереса к родному краю, его истории;  уважение к традициям земляков и своей семьи,  к достижениям предков. Развитие чувства гордости к Родине - великой многонациональной стране.

Продукты:1Блок «Самара- историческая.» (2 занятия: январь, февраль)

  • Экскурсия к памятнику князю Засекину, прогулка по набережной.( с привлечением родителей)
  • Рисование с элементами аппликации. « Флаг Самары».
  • Коллективная деятельность детей и родителей. «Крепость-Самара».(поделки.)
  • Изготовление макета  по ПДД « Перекресток»

                                                      4

  • Выступление шефов из медико-технического техникума «Наш друг светофор!»
  •  Конструирование из строительного материала « Паровоз прибыл на вокзал».
  •  Коллективная деятельность детей и родителей  Коллаж « 100 лет Самарскому трамваю».
  • Альбом « Самара- историческая».

2 Блок «Самара- театральная.» (2 занятия: февраль, март)

  • Целевая прогулка к памятнику Алексею Галактионову.
  • Рисование « Мы гуляем»( «Наш любимый детский сад»)
  • Коллективная деятельность детей и родителей  « Есть город над Волгой рекой»(набережная- поделки)
  • Сюжетно-ролевая игра « Цирк»
  • Экскурсия в кукольный театр.
  • Аппликация ( обрыванием) « Веселый клоун»
  • Коллективная деятельность детей и родителей : « Я в цирке, театре…»
  • Создание альбома « Самара- театральная»

3 Блок «Самара- космическая.» (1 занятие: март)

  • Коллективного панно «Летим к неизведанным планетам» (с использованием фотографий детей).
  •  Выставка  работ о космосе (совместная  работа «Каким я представляю космос» детей с родителями).        
  • Создание альбома «Самара- Космическая»

4 Блок «Самара- многонациональная.» (2 занятия: апрель)

  • Развлечение « Здравствуй, масленица».

                                                   5

  • Рисование.  « Пасха. Украшение пасхальных яиц.»
  • Проведение открытого занятия с участием родителей, воспитателей и музыкального руководителя « Традиции моей семьи».
  • Сотворчество родителей и детей: « Мой национальный костюм»

(выставка рисунков).

  • Дегустация блюд национальной кухни приготовленной родителями.
  • Выступление детей «Традиции моей семьи».
  • Создание альбома «Самара- многонациональная».
  • Буклет для родителей  «Семейные традиции» (разработка воспитателя)

5 Блок «Самара- запасная столица родины.» (2 занятия: май)

  • Открытое занятие « Самара-запасная столица».
  • Выставка рисунков « Салют Победы»
  • Альбом « Самара-запасная столица».»
  • Альбом «Города-герои!
  • Совместное творчество родителей и детей «Цветы победителям».
  • Экскурсия к мемориальному комплексу «Скорбящей матери»
  • Рисование.  « Мир нужен взрослым»
  • Альбом « Самара-запасная столица».
  • Совместное выступление-рассказ детей и родителей  «Герои моей семьи»
  • Альбом «Правнуки великой победы»

                                                             6

Этапы реализации проекта:

1 этап- погружение в проект

1.Выявление первоначальных знаний детей по теме блоков .
2.Информация родителей о предстоящей деятельности.
3.Подбор литературы по заданной теме, фотографии, картинки  и плакаты.

2 этап- разработка проекта

1.Проведение неделей  по темам блоков в группе.
2.Мотивация родителей к участию в проекте
3.Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап -осуществление деятельности по решению проблемы

1.Открытыее занятия (совместное творчество с родителями)

2.Выставки рисунков и поделок (совместное творчество с родителями)

3.Экскурсии и целевые прогулки.

4.Развлечения и утренники.

5.Сюжетно-ролевые игры по теме блоков.

6.Создание альбомов, буклетов по теме блоков.

7. Творческая деятельность по теме блоков.

Содержание проекта.

Беседы по теме проекта.

1.Беседа «Праздники. Какие народные праздники вы знаете?».
Цель: дать детям представление о государственных и народных праздниках. Их истории ,традициях празднования. Выявить знания детей по данной теме.
2.Беседа « О дружбе и  друзьях»

                                                         7

Цель: объяснить детям, как важно иметь друзей. Как помогает в делах взаимовыручка..
3. Беседа «Моя национальность».
Цель: выявить знания детей о национальностях, национальной одежде, традициях.
4. Беседа «Моя семья. Традиции.».
Цель: расширять представления детей о традициях.
5. Беседа «Мое любимое блюдо».
Цель: уточнить знания детей о различных блюдах, их вкусовых качествах; способах приготовления.

6. Беседа «Что такое космос».
    Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
7. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
8. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
9. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
10. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Сюжетно-ролевые игры.

"Семья"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с традициями разных национальностей, воспитать интерес к национальным культуре , расширить словарный запас детей: «традиции», «национальное блюдо», «обычаи».

                                                            8

«Отмечаем праздник»
В нашем городе готовится празднование  « Масленицы».

Мер города предлагает разработать план  праздничных мероприятий.

«У дочки(сыночка) день рождения. Как будем отмечать?»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость семьи; воспитывать уважение к труду аниматоров, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Ателье по пошиву национальной одежды».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить

опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения.

Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду

                                                            9

медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.      «Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада  предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.

«Больница для космонавтов»
Цель:  формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

                                                             10

Дидактические игры.

- «Чей это национальный костюм?»( национальности)
-«Найди лишнее»  (тема блоков)
- «Праздник, я тебя знаю».
- «Найди отличия»(тема блоков)
- «Когда это бывает?» ( тема блоков)

- «Восстанови порядок в солнечной системе»


- «Найди лишнее» 


- «Подбери созвездие».


- «Найди недостающую ракету»


- «Добавь словечко»


-«Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы.

Цель: знакомить детей с литературой о семье; традициях, дружбе, разных национальностях, воспитывать познавательную активность. 
-Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка...»; «Масленица, Масленица!».

- К.Д.Ушинский « Вместе тесно. а врозь скучно

- В.Драгунский «Денискины рассказы», «Шурик у дедушки»
- Н.Носов «Огурцы» «Покорение космоса»,
- А.Гайдар «Чук и Гек», « Голубая чашка»

- С.Михалков «А что у вас?» «Хорошие товарищи»

-Л.Н.Толстой «Рассказы для детей»

-В.Осеева «Рассказы для детей».
- Я.Тайц «Рассказы для детей»

-С.Я.Маршак «Друзья –товарищи» .

                                                            11

- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая  работа.

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о семье, праздниках, национальных костюмах).
- собирание пазлов (тема  «блоков»)

- аппликация и конструирование из бросового материала
- рисование пластилином, песком .
- индивидуальная работа по развитию речи , игра  «Кто знает пусть продолжает»” , « Скажи наоборот»…

                                           

                                                         12

                                                 Заключение.

В ходе реализации проекта, задачи нашли свое практическое применение:

1.Развивать патриотические чувства у детей: к прошлому и  настоящему родного края, чувства гордости за свою малую родину.

2.Познакомить с традициями народов проживающих в Самарской губернии, развивать чувство толерантности.

3.Расширять интерес и уважение к традициям своей семьи и обычаям своего народа.

4.Воспитывать чувства гордости и уважения к достижениям земляков в космической области; героическому подвигу Самарцев в боях и тылу, во время Великой отечественной войны.

5.Мотивировать родителей к участию в проекте.

Цель проекта: Развитие патриотических чувств у детей  6-7 лет - достигнута.

В ходе проекта были достигнуты следующие результаты:

Развитие устойчивого интереса к родному краю, его истории;  уважение к традициям земляков и своей семьи,  к достижениям предков. Развитие чувства гордости к Родине - великой многонациональной стране.

Хотя, была проведена комплексная работа по теме проекта, но не все родители захотели принять участие в совместной деятельности, что расстроило  некоторых детей. Планируем продолжить работу по мотивации родителей к совместному творчеству с детьми и педагогами ДОУ.  

                                                             13

                                          Список литературы:

1.Донина О. И., Хамидуллина Л.А. «Путешествия по Вселенной… Занятия по формированию у дошкольников естественнонаучной картины мира.» – М.: АРКТИ, 2009. – 80 с.

2.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.» – М.: ТЦ Сфера, 2009.– 192 с.

3.Казарин В. «Волжские страницы Самарской истории» - Самара,2011.-202 с.

4.Репринцева Г.И «Семейные традиции воспитания в культуре и быту народов России».«Издательство: Форум Год 2013

5. Россано Палаццески  «Праздники. Традиции. Обычаи» (Энциклопедия для детей)  Издание: Макаон ISBN: 5-18-000841-7 Год: 2004

6.Суханов И.В. «Обычаи, традиции и преемственность поколений»  Издательство: Москва: Политиздат Год: 1976 (переиздано 2014г.)

7. http://ladushki.info/detskie-razvlecheniya/prazdnik/kakie-semeynye-tradicii.htm Какие они… семейные традиции?

8. http://www.puwa.ru/?q=node/3284 семейные традиции

9.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/

10.http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos

                                                        

                                                             14

Приложение:

             «Ах, Самара городок»

Занятие №1 История создания крепости Самара, ее основатель.

Герб, флаг родного города, песни о Самаре. (январь)

Содержание:

1. Город Самара был основан по приказу царя Фёдора Иоанновича, как крепость был основан в 1586 году. Крепость строилась на месте нынешней Хлебной площади, на холме. (см слайд №1)

Первыми жителями стали служилые люди: дети боярские, стрельцы, пушкари и воротники, которые несли сторожевую службу, охраняя новую крепость «отъ воровъ» и от ногайских нападений. До наших дней крепость не сохранилась, однако в 1986 году, в память о четырёхсотлетии города, на углу улиц Водников и Кутякова были возведены сруб, имитирующий одну из башен самарской крепости, и фрагмент стены с памятной доской.(см слайд 2-3)

Основатель и первый воевода Самары Григорий Осифович Засекин. За несколько веков из небольшой крепости на Волге превратилась в огромный мегаполис, космическую столицу России .(см слайд №4)

2. Герб города Самары представляет собой простой (неразделенный) щит французской формы, в центре которого изображена в лазуревом поле стоящая на зеленой траве дикая белая коза. Щит Герба увенчан золотой императорской короной.

За основу современного герба взят исторический герб Самары, высочайше утвержденный императором Николаем I 8 июня 1851 года и утвержденный Сенатом 17 июля 1851 года.
Коза в гербе указывает на существовавшие в крае стада сайгаков, в настоящее время совершенно исчезнувшие (об этом писал знаменитый дореволюционный глава Самары Петр Алабин).
Согласно правилам геральдики герб имеет строго определенные цвета:
Лазуревый цвет - символ величия, красоты и ясности.
Зеленый цвет – символ надежды, изобилия и свободы.
Золотой цвет - символ богатства, силы, верности и постоянства.
Серебро (белый цвет) - символ нравственной чистоты.(см слайд 5-7)

Флаг Самары похож на Российский триколор, но цвета расположены по другому…

3. К дню города,12 сентября 2014 года, в городе Самаре на Полевом спуске волжской набережной был установлен конный памятник князю Григорию Засекину. Автор памятника, скульптор-Карен Саркисов. Вес бронзового памятника составляет около 6 т, а гранитный постамент весит еще 40 т, высота- 8 метров.(см слайд №8-10)

4. Про Самару написаны картины, книги, стихи и песни. В Самаре снимались фильмы.

А вот какие стихи о своем любимом городе, написали дети, чуть старше вас.

Самара 
На карте России есть город такой- 
Самарой его называют! 
Стоит он над матушкой Волгой- рекой, 
И волны его омывают. 
Гостям всегда рады, их любят и ждут, 
Открыты все двери Самары: 
Здесь вместе с русскими живут 
Чуваши, мордва и татары. 
Я родилась и живу у реки, 
Мой город мне с детства знаком: 
Зелёные скверы, тенистые парки 
И пляж с золотистым песком. 
Мой город не молод - почти пять веков! 
Великие люди здесь раньше бывали! 
Тут Репин писал своих бурлаков, 
А Пушкин и Бунин стихи сочиняли! (Чернова Ева 5 класс)

Самара

Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край.
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
И волжских просторов - широких и чистых
Никто не забудет - нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых,
Нам видеть и помнить дано навсегда!
Самара, ты в сердце огонь разжигаешь!
Отчизне своей мы готовы служить.
Ты пламенем жизни вовеки сияешь,
И Родину нашу нельзя не любить!  (Майя Юрасова.)

Самарчане, очень музыкальны. Любят танцевать и петь.

Некоторые песни можно считать визитной карточкой и не признанным гимном нашего города. Это такие песни, как « Ах, Самара-городок» и «Самара, Самара, Самара…»

5.Экскурсия к памятнику князю Засекину, прогулка по набережной.

6. Рисование с элементами аппликации. « Флаг Самары».

7.Работа с родителями. «Крепость-Самара».(поделки.)