Предметный мир и социальное окружение. Подготовительная группа. Перспективный план
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

Предметный мир и социальное окружение.

Подготовительная группа

Перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsokruzhenie_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Предметный мир и социальное окружение.

Подготовительная группа

Сентябрь.

Тема занятия

Содержание

Методические приемы

Оборудование

Литература

1 неделя

Занятие: «Путешествие в прошлое куклы»

В мире игрушек: игрушки в прошлом и настоящем, игрушки разных стран и народов, производство игрушек.

Рассматривание игрушек.

Беседы: «Какие бывают игрушки»; «Во что играли давным-давно»; «Игрушки детей разных стран»

Д\и «Какие это игрушки?» (классификация по разным признакам

Народные игрушки, куклы, игрушки современные.

О.В.Дыбина «Что было до…», с. 108

2 неделя

Занятие: «1 сентября – День знаний».

Экскурсия к школе.

Познакомить детей со школой; рассказать о первоклассниках; вызвать у детей желание идти в школу; расширять знания детей о школе; воспитывать дисциплинированность.

Беседа: «Скоро мы пойдем в школу»

Чтение. А.Барто «Стали грамотными», В.Лифшиц «Первоклассник», И. Токмакова «Букваринск», М.Яснов «Я учусь»

Школьный колокольчик, мел.

3 неделя

Занятие: «Мебель для домика на крыше».

История мебели, мебель прошлого и настоящего, дизайн помещения.

Беседа: «Прошлое мебели», «Антикварные магазины»

Чтение. А.Лингрен «Карлсон, который живет на крыше», С.Маршак «Откуда стол пришел»

Сюж-рол игра «Новоселы»

Предметные картинки; игрушечная мебель.

Шведова, Белоусова, с.72

4 неделя

Занятие: «Я живу в России»

Углублять представления детей о жизни народов России (одежда, обычаи, труд); дать понятие о том: что Мордовия – это только небольшая территория России. Родина у человека одна! Ее любим, бережем, защищаем. Начинается она с твоего дома, улицы…; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Чтение. Я.Аким «Улица», «Разноцветные дома»

Д/и «Я живу на улице…», «Мой адрес»

Карта России; карта Мордовии.

Октябрь.

Октябрь.

1 неделя

Занятие: «Наземный пассажирский транспорт»

Наземный пассажирский транспорт: внешний вид, труд людей, безопасность движения, правила поведения на улице и транспорте.

Беседа: «На чем люди ездят».

Чтение: В.Берестов « Про машины»

Д\и «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет»

Предметные картинки; картинки с изображением профессий.

О.В.Дыбина «Что было до…», с. 133

2 неделя

Занятие: «Наш город Саранск»

Углублять представления детей о своем родном городе; развивать речь, мышление; воспитывать любовь к Мордовии и городу Саранску.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Беседа: «Что есть в нашем городе для детей»

Фотовыставка

Фотографии; иллюстрации с изображением города.

3 неделя

Занятие: «Поможем Федоре».

Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать классифицировать посуду (чайная, столовая, кухонная); продолжать знакомить с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком; продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира; воспитывать бережное отношение к ним.

Чтение. К.Чуковский «Федорино горе»

Предметные картинки

Белоусова Л.Е. «Удивительные истории»

Шведова И.И. «Экономическая азбука»

4 неделя

Занятие: «Как работают родители».

Уточнить знания детей о профессиях своих родителей; побуждать составлять небольшой рассказ о них; расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду.

Встреча с родителями (рассказ о профессиях)

Беседа: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы»

Чтение. С.Михалков «А что у вас?»

Д/и «Угадай профессию»

Картинки с изображением профессий.

Ноябрь.

1 неделя

Занятие: «Железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта».

Учить классифицировать виды транспорта на категории: железнодорожный, воздушный и водный; развивать логическое мышление; воспитывать уважение к профессии.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа: «На чем люди ездят», «По рельсам, воде и воздуху»

Д/и «Назови правильно», «Что лишнее?»

Чтение. С. Сахаров «Самый лучший пароход», «Два радиста»

Иллюстрации; предметные картинки.

2 неделя

Занятие: «День народного единства»

Рассказать детям об истории возникновения праздника, о героях народного ополчения Минином и Пожарском; развивать умение делать выводы; воспитывать гордость за подвиги народных героев.

Беседа: «Они прославили Россию»

Чтение. Ф.Глинка «Город чудный, город древний…»

Изображение Минина и Пожарского

3 неделя

Занятие: «Как купить автомобиль».

Формировать устойчивое представление о правилах поведения в транспорте; закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта; познакомить с историей возникновения автомобиля; воспитывать осторожность.

Рассматривание иллюстраций.

Иллюстрации

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 133, Стеркина «ОБЖ», Белоусова Л.Е. «Удивительные истории» с. 35, Шведова И.И. «Экономическая азбука»

4 неделя

Занятие: «Москва – столица России»

Формировать представления детей о главном городе страны; познакомить с историей города; рассказать о Московском кремле; расширять кругозор детей; воспитывать любовь и гордость за свою родину.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Иллюстрации, фотографии.

Декабрь.

1 неделя

Занятие: «Первопечатник Иван Федоров».

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; воспитывать бережное отношение к книге.

Чтение. И.Лысцова «Как тетрадь в поле родилась», Л.Толстой «Рассказы из азбуки»

Книги; иллюстрации; изображение Ивана Федорова

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 113

2 неделя

Занятие: «Я и моя семья».

Активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребенка (самосознание, самовоспитание личности); учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и других, грани своей индивидуальности; расширить представление детей о семье, семейных и родственных отношениях, членах семьи, ближайших родственников; воспитывать любовь и уважение друг к другу.

Чтение. Э.Успенскитй «Ты и твое имя», Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»

Д/и «Измени имя», «Образуй фамилию, имя, отчество», «Назови ласково»

Фотографии.

Насонская С.А. «Уроки этики», Белоусова «Удивительные истории» с. 90.

3 неделя

Занятие: «Платье для Золушки».

Уточнить представление детей о профессии людей, изготавливающих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы; развивать логическое мышление, сообразительность; знакомить с профессией модельера, с понятием вкуса, чувства цвета; учить детей правильно пользоваться по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни.

Чтение. Н.Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут», З.Александрова «Сарафанчик»

Сюж-рол игра «Ателье»

Белоусова  Л.Е«Удивительные истории» с.80, Шведова И.И. «Экономическая азбука»

4 неделя

Занятие: «Мой город зимой».

Дать представление о том, что красота, уродство, болезнь городов зависит от людей, живущих в них; рассказать о достопримечательностях города; воспитывать осторожность.

Беседа: «Зима в городе», «Прошлое городов»

Рассматривание иллюстраций.

Иллюстрации с изображением города

Январь.

1 неделя

Занятие: «Мы играем в интернет».

Уточнить представление детей о компьютерной технике, об интернете, с помощью чего можно получить любую информацию, побывать в гостях у детей из любой страны. Словарная работа: валюта, банк, деньги.

Беседа: «Предметы вокруг нас»

Сюж.ролевая игра «Магазин»

Предметные картинки: одежда, мебель, посуда, игрушки, техника.

Шведова И.И. «Дошкольник и экономика»

2 неделя

Занятие: «Мы живем в России, мы живем в большом мире».

Расширить представления детей о границах нашей страны; развивать умение сравнивать, делать выводы; воспитывать гордость за свою страну.

Беседа: «Широка страна моя родная»

Чтение. Ц.Ангелов «Доброе утро, дети Земли!», С.Васильев «Россия», Н.Забила «Наш край», «Наша Родина», Т.Коти «Наша Родина на глобусе и карте», К.Ушинский «Наше Отечество»

Карта России; глобус.

3 неделя

Занятие: «Что из чего сделано»

Уточнить представления детей о материалах: резина, металл, керамика, стекло; развивать логическое мышление; воспитывать бережное отношение к рукотворным предметам.

Д/и «Что из чего сделано»

Беседа: «Как построить дом»

Предметные картинки.

Февраль.

1 неделя

Занятие: «В гости к мастерам. Дымка, Филимоново».

Дать детям представление о разных произведениях русского народного декоративно-прикладном искусстве; традициях, передающихся из поколения в поколение; о волшебстве, сделанном руками человека, доставляющем радость, удовольствие; воспитывать бережное отношение.

Рассматривание иллюстраций, игрушек.

Д/и «Наряди куклу»

Народные игрушки; иллюстрации.

2 неделя

Занятие: «Государственные символы».

Продолжать знакомство с государственной символикой России и Мордовии; расширять кругозор детей; воспитывать гордость за свою страну.

Беседа: «Наш флаг и герб – символы России»

Изображение флага, герба, фонограмма «Гимн России»

3 неделя

Занятие: «Хохлома. Городец. Мастера Подлесной Тавлы».

Учить видеть особенности и отличительные признаки различных видов искусства; знакомить с разными художественными профессиями, через художественные ценности, обращенные к чувствам, сердцу

Рассматривание иллюстраций, фотографий, изделий

Изделия народных промыслов, кухонная утварь.

4 неделя

Занятие: «День защитника Отечества».

Представление о том, что самое ценное. Родину. Надо беречь, защищать приумножать ее богатства, любить. Профессия – защитник Родины: почетная, ответственная. Быть солдатом сложно. Готовиться надо сейчас, смелость, уверенность, справедливость, ответственность.

Чтение. Л.Кассиль «Твои защитники» В.Косовицкий «Будущий мужик»

Иллюстрации, фотографии.

Март.

1 неделя

Занятие: «Накроем праздничный стол»

Уточнить знания детей о продуктах питания; формировать навыки сервировки стола; воспитывать любовь к маме.

Беседа: «Сервируем стол»

Салфетки, столовые приборы, цветы.

« Энциклопедия этикета»

2 неделя

Занятие: «Почтальон принес открытку».

Представление о конкретных способах проявления детьми заботливого, вежливого отношения к ситуациям6 общения, поздравления. Представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми: женщина- дома- любящая мать, на работе- труженица,  в свободное от работы время- туристка- вышивальщица. Воспитывать доброе, чуткое отношение к близким людям.

Беседа: «Мамы разные нужны»

Картинки с изображением профессий.

3 неделя

Занятие: «Ярмарка»

Дать представление о многообразии рукотворного мира, который постоянно меняется; умение различать предметы рукотворного и нерукотворного мира; учить вежливому обращению с просьбой, благодарить. Словарная работа: стоимость, дарение, бюджет, реклама.

Беседа: «Широкая ярмарка»

Рассматривание иллюстраций

Предметы народных промыслов; иллюстрации

4 неделя

Занятие: «Дом у разных народов».

Дать представление детям о том, что у различных народов и дома отличаются друг от  друга; расширять кругозор детей; воспитывать интерес к культурным традициям разных народов.

Беседа: «Какие дома в разных странах»

Чтение. Н.Матвеева «Путешественник», О.Онисимов «Дом».

Иллюстрации.

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 128

Апрель.

1 неделя

Занятие: «Народные промыслы. Гжель».

Рассматривание предметов, фотографий.

Беседа: «Голубая гжель»

Предметы, фотографии, рисунки.

2 неделя

Занятие: «День космонавтики».

Представление детей о космосе. Знакомство с профессией космонавта: сложная, опасная необходимая, почетная. Воспитывать гордость за страну, которая стала первой в космосе. Юрий Гагарин- первый космонавт.

Чтение. М.Водопьянов «Космонавт-1» Е.Леви «Твоя вселенная» А.Митяев. «День космонавтики» «Первый полет»

Портреты космонавтов, иллюстрации, изображение ракеты.

3 неделя

Занятие: «Путешествие в прошлое микроскопа».

Рассматривание лупы, микроскопа.

Опыт: Рассматривание листа растения через микроскоп.

Лупа, микроскоп, увеличительное стекло, лист герани.

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 127

4 неделя

Занятие: «Человек без друзей, что дерево без корней».

Раскрыть содержание пословицы; учить рассуждать, делать выводы, находить причинно-следственные связи; воспитывать чувство взаимопомощи, чувство товарищества.

Беседа: «Если с другом вышел в путь…»

Май.

1 неделя

Занятие: «Помощники человека».

Дать представление о роли современной техники в трудной деятельности человека (подъемный кран, электронные часы, весы, компьютер и т.д.), о роли механизмов и машин в труде человека (ускорение получения результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда); понятие о правилах пользования электроприборами и о последствиях неосторожного обращения с ними; воспитывать бережное отношение к ним.

Д/и «Чей инструмент»

Инструменты: мастерок, отвертка, указка, фонендоскоп, и т.д.

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 120

2 неделя

Занятие: «9 мая»

Рассказать о празднике «День победы»; развивать  память, мышление, речь; воспитывать уважение к ветеранам, участникам войны, пожилым людям.

Беседа: «Этот праздник, со слезами на глазах…»

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин.

Иллюстрации, репродукции картин.

3 неделя

Занятие: «Путешествие в страну музыки».

Закрепить знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек создатель и исполнитель музыки; воспитывать любовь к музыке.

Рассматривание музыкальных инструментов.

Д/и «Угадай инструмент»

О.В.Дыбина «Что было до…» с. 148

4 неделя

Занятие: «Путешествие по глобусу».

Рассмотреть расположение России на глобусе и карте; отметить разные климатические зоны; развивать любознательность; воспитывать любовь к родине.

Работа с глобусом и картой.

Глобус, карта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура на воздухе. Старше - подготовительная группа. Перспективный план

Занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка....

Перспективное планирование Познание. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (старшая группа)

Перспективное планирование по ознакомлению с предметным и социальным миром. (таблица)...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением (подготовительная группа).

Задачи:Расширять представления о видах транспорта, познакомить с воздушным видом транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом, рассказать об истории развития  в...

Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группе «Предметы, облегчающие труд людей на производстве».

Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки) .Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выпо...

Конспект занятия ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная группа "В мире материалов"

Задачи: обобщить и уточнить  ранее полученные знания детей о свойствах материалов...