Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой детей "Космическое путешествие" в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Космическое путешествие» будет интересна для детей старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx582.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой «Космическое путешествие»

детей в старшем дошкольном возрасте

                                                           Автор: Широкова Татьяна  Григорьевна –

                                                                   воспитатель муниципального  

                                                                   бюджетного образовательного учреждения

                                                                   основной общеобразовательной

                                                                    школы д. Лаптево


Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Космическое путешествие».

Человечество не останется вечно на земле, но,

 в погоне за светом и пространством,

 сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

 а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

1. Планомерное обогащение детей  представлениями по теме игры в активной деятельности.

Создание проблемной ситуации для детей. ЦЕЛЬ: выяснить, что дети знают о космосе и профессии космонавта

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме. Беседы. Высказывания и суждения. Обмен мнениями. ЦЕЛЬ: Показать детям значимость иллюстраций в формировании представлений о космосе и космонавтах. Активизировать разговорную речь.

Беседа на тему "Звездное небо" , сопровождаемая рассматриванием соответствующих иллюстраций. ЦЕЛЬ: Познакомить с картой звездного неба, дать представление о созвездиях и знаках зодиака.

Чтение художественной литературы о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине,  заучивание стихов и песен о космосе:

Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».

Загадки о космосе

Беседа с детьми. ЦЕЛЬ: уточнить знания детей о том,  «кто работает» на космическом корабле (доктор, радист, командир корабля, штурман)

  -художественная деятельность: рисование - «Знаки зодиака», , «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта». Лепка - «Мы космонавты»; оригами «Полёт на ракете на Луну», аппликация – «Космическое путешествие (все виды техники в космосе); изготовление коллажа «Пришельцы из космоса».

Занятие на тему: «Я в космосе» (рисование); Цель: Развивать у детей интерес к теме космоса, воображение,  творчество. Вызвать желание создавать образ ракеты,    космонавта, спутников земли.  Воспитывать патриотические  чувства, любовь к Родине.

Занятие на тему: «Летим на ракете» (аппликация); Цель: Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. Упражнять в умении вырезать ракету из  бумаги, наклеивать иллюминаторы, дорисовывать   карандашами  сюжет. Воспитывать интерес к космонавтам,  патриотические чувства  к  Родине и окружающему миру.

Занятие на тему: «Построим космодром» (конструирование). Цель: Расширять представление детей о космосе, космических ракетах. Развивать конструктивные навыки, стремление к   экспериментированию. Упражнять в создании построек  из разнообразного строительного материала.

 Просмотр электронной презентации "планеты".

 Просмотр мультфильма "Тайна третей планеты»,  "Белка и Стрелка".        

 Просмотр родителями с детьми мультфильмов (на выбор)

"Тайна красной планеты" ,"Загадочная планета" ,"Незнайка на Луне" и др.

 

- ознакомление с художественной литературой:

Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».

Чтение Г.Юрлин "Что внутри?". Издательство малыш.

Рассказ "Счастливого пути, космонавты"

Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"

Е.П.Левитан "Звёздные сказки"

К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Загадки о космосе

составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе».

Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)

Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона "звездочет и обезьянка Микки".

Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993.

 Космическая лаборатория

Опыт «Как увидеть звезды без лучей»

Опыт «Почему днем звезды не видно»

Опыт «Почему Луна на Землю не падает»

Опыт «Кто съел месяц»

Опыт «Как происходит смена дня и ночи»        

Наблюдаем созвездия вечером.

Конкурс совместной поделки детей и родителей "Инопланетяне" (природный или бросовый материал)

 Организация выставки домашние зарисовки о космосе «Далекий космос»

 

 

2. Передача игровой культуры ребенку

1.Собрание комиссии по космическим полетам в «центре космонавтики». Выбор задания для космонавтов /проверить рельеф Луны, сделать зарисовки; исследовать, есть ли кислород в атмосфере планеты Марс; взять пробы почвы для исследований на планете Сатурн; и т.д./

3. Обыгрывание сюжета «Подготовка к полету вокруг Земли» /воспитатель - командир корабля/-  набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

4. Обыгрывание сюжета «Полет вокруг Земли» /воспитатель - «штурман»/

5. Обыгрывание сюжета «Полет на луну» /воспитатель в роли «руководителем полетом»/

6. Обыгрывание сюжета «Встреча с инопланетными существами на другой планете воспитатель в роли «инопланетянина»/

7. Обыгрывание сюжета «Встреча в космосе с космическим кораблем инопланетян» /воспитатель в космическом корабле инопланетян. Пуск ракеты.

8.Собрание комиссии по космическим полетам в «центре космонавтики». Выбор задания для космонавтов /проверить рельеф Луны, сделать зарисовки; исследовать, есть ли кислород в атмосфере планеты Марс; взять пробы почвы для исследований на планете Сатурн; и т.д./

9. Выбор на роль «космонавтов» самых выносливых. - космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

10. Сборы космонавтов. Подготовить все необходимое к полету /технику, инструменты, оборудование, питание, дневники для записей/.

11.Подготовка «космонавтов» к полету /физические упражнения на тренажерах/

12. Начало полета. Игроки - «космонавты» занимают свои места .

 Дидактические игры, «Превращение предметов», детям предлагается придумать, что в ближайшем окружении может быть использовано для игры; ковер превращается в самолет, стул – в кресло и т.д. У детей богатое воображение и даже самый обычный с виду предмет может быть использован в совершенно новом качестве.

 Проведение дидактических и подвижных игр «Полет на луну», «Ракетодром», «Невесомость», «Смоделируй ракету», «Собери ракету».

Не мене интересна работа с игровыми моделями. Эти небольшие по размеру карточки, на которых изображены различные предметы, картинки. Они помогают детям в выборе оборудования для игры, создают определенные предпосылки к игровому замыслу, развитию сюжета.

Так, например, игровые модели к сюжетной игре «Космическое путешествие» представляют собой картинки, на которых может быть изображено все, что связано с темой игры.

Дидактическая игра «Медвежонок в космосе». Цель: познакомить детей с планетами Солнечной системы, их внешним видом, названиями, порядком расположения относительно Солнца, их величины.

Дидактическая игра  «Земля и солнечная система» Цель: познакомить с особенностями планет: периодом обращения вокруг солнца (год) и вокруг собственной оси (сутки), Количеством спутников, Температурой и составом атмосферы. Развитие наблюдательности, памяти, фантазии, творческого мышления.

3. Создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды

Изготовление с детьми атрибутов к игре («пульт управления, радиостанция , шлемы, ракеты, «телескоп», карта звездного неба, шапочки инопланетян, элемент скафандра баллоны, где размещается запас кислорода,  

Для роли врача (походная аптечка, витамины),

Для роли ученых ( пробирки, кисточки, лупа);  журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой;  астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты;

звукозаписи  пуска ракеты.

Крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты.

Привлечь родителей  к изготовлению с детьми атрибутов к игре.

4. Активизация проблемного общения педагога с детьми

С детьми обсуждаются варианты развития сюжета

Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?

На каком транспорте туда можно полететь? (На ракете.)

Кто управляет космическим транспортом? (Космонавты.)

-как нам попасть в космос?

-людей, каких профессий нам необходимо взять с собой?

проверяют ракету перед вылетом, проверяют экипировку космонавтов

Не забудьте заправить ракету космическим топливом - я включу автомат.

Вам необходимо заменить масло…

Ракета в порядке, можете отправляться в полёт…

- Приземление на Луну, зарисовка в дневнике поверхности Луны, фотографирование.

- Приземление на планету Марс, измерение приборами уровня кислорода.

- Высадка на неизвестную планету, придумывание ей названия. Встреча с Инопланетянами, общение. Обмен подарками.

- Высадка на планету Юпитер. Сбор живых объектов /растений, животных/.

- Связь с Центром управлений полетами. Общение с корреспондентами и родными.

- Высадка на планету Сатурн, взятие пробы почвы с поверхности планеты.

ТРИЗ - детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение – что могло произойти, если бы они оказались на планете роботов, или на планете, где все сделано из шоколада.

Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).

                                                                                                                     

Сценарий  сюжетно-ролевой игры  «Космическое путешествие» (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе.

Задачи:

•        Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о космосе.

•        Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.

•        Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

•        Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

•        Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.

•        Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

•        Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Атрибуты:  бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники.

 Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины),  учёным – пробирки, кисточки, лупа;  журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой;  астронавту – скафандр, шланг;  спасателям – лазерные пистолеты;

звукозаписи пуска ракеты, песни группы «Земляне» - «Земля в иллюминаторе..» ; телевизор, видеомагнитофон, компьютер; DVD запись детского образовательного  мультипликационного фильма Роберта Саакянца «География для самых маленьких»; наглядные пособия.

Создание проблемной ситуации:

“Тай, тай, налетай,

В интересную игру поиграй

Всех принимаем и не обижаем

А кто опоздает –

В небо улетает”.

Раздаётся сигнал “Тревога” (SOS).

– Что вы думаете это такое?

Дети размышляют. Воспитатель включает отрывок из мультфильма «Три капитана», когда капитаны попадают  в беду.

– Ребята, по- моему этот сигнал SOS из космоса. Кто бы это мог быть?

– Наверное, кто – то попал в беду и посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.

– Что такое космос? (ответы детей.)

- Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (ответы детей)

– А мы с вами на какой планете живём? (Земля).

ХОД ИГРЫ:

– Как же нам попасть в космос? (Построить летающую тарелку, космический корабль и т. д. )

– Поднимите руки, кто хочет лететь в космос? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Руководителем буду я.

– Людей, каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают космос? ; тележурналистов – они снимут фильм о космосе, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в космосе; астронавтов – во время остановки на планетах они  будут выходить из корабля.

– Приступить к строительству летающей тарелки! (Дети строят летающую тарелку, одновременно, взяв на себя ту или иную роль,  готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).

Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.

Руководитель полёта: Объявляю, трёхминутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту в космос готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту в космос!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман –  Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!

Руководитель полёта: Вот мы и попали в открытый космос.  Посмотрите в иллюминаторы.  Что вы видите? ( Солнце и планеты). ( Слайд 4)

- Все планеты, находящиеся около Солнца, называются Солнечной системой. В Солнечной системе девять планет. Кто знает название этих планет? (ответ детей).

Руководитель полёта: Давайте сегодня полетим на планету, которая ближе всех других к Солнцу. Это планета…? (Меркурий)

Штурман: Есть держать курс на Меркурий!

(Звучит аудиозапись «Земля в иллюминаторе»).

Руководитель полёта:  И вот прямо перед нами Меркурий! (Слайд 5)

- Эта планета ближе всех к Солнцу, Солнце с Меркурия кажется огромным. Меркурий – планета маленькая. Это безжизненный огромный шар с горами и глубокими оврагами и глыбами. Унылыми камнями. На планете нет воздуха и воды. День на Меркурии длиться 90 дней – 3 месяца. За такой длинный день, Солнце очень сильно разогревает поверхность Меркурия – до +400*. Жара стоит нестерпимая. Потом наступает чёрная. Непроглядная ночь. Ночью стоит страшный холод. Мороз - -150*.

Целый год пройдёт на Земле, а на Меркурии только 2дня и 2ночи. Планету Меркурий трудно увидеть на небе, она скрывается в лучах солнца. Лишь изредка вечером. Сразу после захода Солнца. На несколько минут Меркурий появляется на небе.

Руководитель полёта:  Как вы думаете. Можно спускаться на Меркурий? ( ответы детей).

- Как вы думаете, почему на Меркурии так жарко? (ответы детей)

Руководитель полёта:  Журналисты, подготовьте репортаж о Меркурии, сфотографируйте эту планету, опишите её. (Журналисты выполняют свои обязанности).

 Руководитель полёта:  Раз высадка на планету невозможна, продолжаем наш полёт.  Ближайшая к Меркурию планета – это Венера. Держать курс на Венеру!

Штурман: Есть держать курс на Венеру!

(Звучит музыка).

Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).

Руководитель полёта:  Вот и Венера! ( Слайд 8)

- Венера вторая от Солнца планета. Горячие солнечные лучи сильно раскаляют поверхность планеты до+500*. На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжёлый. На Венере завывают и свистят ураганы. Сквозь плотные облака не пробивается свет Солнца, поэтому на планете вечная ночь. Год на Венере длиться 7 месяцев, а на земле, как вы знаете, 12. С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой. Люди назвали эту планету Венерой по имени богини красоты и сложили о ней красивые сказки. Она видна только утром или только вечером.  Венера сияет мягким белым светом.

- Как вы думаете. Можно спускаться на Венеру?  Почему? (ответы детей)

- Почему на Венере вечная ночь? ( ответы детей)

Журналисты фотографируют поверхность Венеры, делают зарисовки.

- Продолжаем наш полёт. В Солнечной системе после Венеры ближе к Солнцу Земля. Вы хотите вернуться домой?

- Тогда продолжаем наше путешествие. Врач, проверьте здоровье нашего экипажа. ( Врач ставит градусники, выдаёт витамины…)

Врач: необходимо сделать космическую разминку.

(Космическая разминка)

Руководитель полёта:  Продолжаем полёт. Держать курс на Марс!

Штурман: Есть, держать курс на Марс!

(Звучит музыка).

Руководитель полёта:  Смотрите в иллюминаторы. Вот он – Марс.  (Слайд 13)

- Марс – четвёртая планета Солнечной системы, он близкий сосед Земли. Издали эта планета очень похожа на Землю. Как и на Земле, на Марсе бывают дни и ночи, а так же зима, весна, лето и осень. Каждое из этих времён года в 2 раза длиннее, чем на земле. Поверхность Марса покрыта кратерами всевозможных размеров. Красный цвет планеты объясняется тем, что в её почве содержится много окислившегося железа. Летающие лаборатории изучили грунт планеты и сфотографировали крупные вулканы и высохшие русла рек. Обнаружили следы воды и углекислого газа. Днём небо Марса кажется нежно – розовым. Такой цвет ему придаёт марсианская пыль. Марс светится красноватым цветом. Красным он кажется и с Земли. За этот свет древние люди дали ему имя бога войны. Неуютно и неприветливо на Марсе. Сильные ветры поднимают тучи марсианской пыли. Огромные пустыни усыпаны камнями. Горы с острыми вершинами поднимаются вверх.

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том, что увидели. Учёным взять пробы грунта. Журналистам сделать репортаж.

(Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают).

Руководитель полёта: становится опасно и нам надо возвращаться на корабль.

Руководитель полёта: Ребята, мы с вами побывали на трёх планетах, а тех, кто подавал сигнал бедствия не обнаружили. На нашем корабле запасов кислорода , которым мы с вами дышим, осталось немного. Поэтому нам надо возвращаться на Землю.

Руководитель полёта: Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Летим назад на Землю.

Штурман: Есть приготовиться к возвращению на Землю!

Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!

Штурман: Есть пуск!

Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!

Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!

Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!

Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!

Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!

После окончания игры :

- Где мы с вами побывали?

- Что вы увидели в нашем путешествии?

- Что вам понравилось?

. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.                                                                                                           

Сопутствующие роли. Игровые действия к каждой роли.

Медицинский персонал – проводят мед обследование команды корабля;

Инструктор по полету – руководит полетом с космодрома;

 Родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах;

Репортеры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

Инопланетяне -  наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке;

Повар – готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики;

Поломка ракеты.

Болезнь одного из космонавта, его лечение.

Высадка на неизвестную планету.                                                                                                                          

Игры – спутники.

Настольная  игра:  «Земля и Солнечная система».

Вариант 1

Цель:

Дать представление о Солнечной системе и порядке расположения планет вокруг Солнца.

Познакомить с названиями планет.

Познакомить с особенностями планет:

-периодом обращения вокруг Солнца (год) и вокруг собственной оси (сутки)

-количеством спутников

-температурой и составом атмосферы.

Развитие наблюдательности, памяти, фантазии, творческого мышления.

Материалы:

-Карта Солнечной системы.

-маленькие карточки с изображением планет и других космических тел раздаются поровну между участниками.

-остальные маленькие карточки лежат в центре картинками вверх.

-задача игроков: для каждой карточки с изображением планет и космических тел подобрать соответствующие ей в таком порядке:

Изображение, название, время обращения вокруг Солнца (год),  Спутники (если есть), вид Солнца с поверхности, температура и состав атмосферы.

Побеждает тот , кто первый правильно подберет нужные карточки.

Вариант 2

Маленькие карточки уложены в следующем порядке : Изображение, название, время обращения вокруг Солнца (год),  Спутники (если есть), вид Солнца с поверхности, температура и состав атмосферы.

Игра ведется по большой карте.

Один из игроков -  ведущий.  Он показывает на карте планету или космическое тело и задает один из следующих вопросов:

-как называется эта планета (космическое тело)?

-Каков ее период обращения вокруг Солнца (год)?

-есть ли у нее спутники? Сколько?

-из чего состоит ее атмосфера?

-какова температура на ее поверхности?

Игроки пользуясь маленькими карточками, отвечают на эти вопросы (по очереди или кто быстрее). За каждый правильный ответ дается маленькая карточка соответствующего содержания.

Игра заканчивается, когда все карточки будут у участников игры.

Побеждает тот, у кого больше всего карточек.

Вариант 3

Маленькие карточки перемешиваются и раздаются поровну между игроками.

Один из игроков  подходит к большой карте.

Остальные игроки по очереди задают ему вопросы по тем карточкам, которые есть у них. Например: «Какая  температура бывает на Меркурии?» или «какая планета находится дальше всего от Солнца?» (если у игрока карточка с надписью «Плутон»).

Если стоящий у большой карты правильно отвечает на вопрос, он берет соответствующую маленькую карточку себе. Если нет – карточка остается на прежнем месте.

После того, как стоящему у большой карты каждый из игроков задал по одному вопросу, к карте выходит следующий.

Игра заканчивается, когда у карты побывает каждый из игроков. В процессе игры участники как можно чаще должны обращаться к карте Солнечной системы, чтобы соотносить сведения на маленьких карточках с внешним видом и расположением планет и космических тел.

Побеждает тот, кто набрал больше всего карточек.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Цель:

— развивать логическое мышление (анализ и синтез);

— развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

— развивать память.

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок.

Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей — найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагается такая мотивация.

Воспитатель. Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

Предлагаемые наборы слов

1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.

2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.

3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.

4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.

5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.

6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.

7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.

8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.

9. Море, океан, река, озеро, пустыня.

10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.

11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.

12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.

13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.

15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.

В начале обучения детей игре набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.


Заключение.

Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Космическое путешествие»  для наших детей стало настоящим праздником. Чтобы путешествие прошло удачно, дети усердно готовились. Провели несложные опыты, из которых узнали, что звезды на небе есть не только ночью, а луну никто не погрыз, просто у нее такое освещение, а с родителями наблюдали созвездия и с восхищением делились, как с мамой и папой они смотрели красоту ночного неба. С большим вниманием они рассматривали иллюстрации о Вселенной, фотографии космонавтов, разгадывали загадки о небесных телах. А сказка «Как звездочет собирался к звездам» так увлекла детей, что они сконструировали свою ракету и вскоре пожелали отправиться в космическое путешествие. В этот день у нас было космическое меню. Дети готовились к полету в космос и проходили подготовку в «центре подготовки космонавтов», затем садились в «ракету» и отправлялись в путешествие. При помощи презентации  исследовали солнечную систему и приближались то к одной планете, то к другой под космическую музыку

Дети с удовольствием приняли игру и  получили большой заряд бодрости, много положительных эмоций и впечатлений, а впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы.


                                                                                                                           Приложение 1.

Словесная  игра «Летает – не летает». Цель: развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Если я называю слово, что летает - вы поднимаете руки. Что не летает – руки вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? … Летает.

- Стол летает? … Не летает.

- Кастрюля летает? … Не летает.

- Ракета летает? … Летает.

- Сковородка летает? … Не летает.

- Вертолет летает? … Летает.

- Ласточка летает? … Летает.

- Рыба летает? … Не летает.

- Воробей летает? … Летает.

- Цыпленок летает? … Не летает.

Дидактическая  игра: "Назовите планеты солнечной системы"

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий).

Спряталась за облака

Девица краса. (Венера).

А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета… (Земля).

А эта планета красного цвета. (Марс).

А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой. (Юпитер).

Планета кольцами окружена,

И этим отличается она. (Сатурн).

А что за планета голубовато-зеленого цвета? (Уран).

Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

А эту планету холод страшный сковал,  Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон).

                                                                                                                                     Приложение 2

Кроссворд старших дошкольников «Космос»

Цель: Активизировать и стимулировать речемыслительную деятельность детей

1. Раскинут ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

2. Ты за ней, а она от тебя.

Ты от нее, а она за тобой.

3. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба горбушка.

Собаки лают, а достать не могут.

4. Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

5. Меня бьют, ворочают, режут,

А я молчу, всем добром плачу.

6. Виден край, да не дойдешь.

7. Появилась среди звезд,

Распустила яркий хвост.

8. Синенька шубенка

Весь мир покрыла.

9. Один костер

Весь мир согревает.

10. Вся дорожка усыпана горошком.

11. Черная корова

Весь мир поборола.

12. Не стукнет, не брякнет,

А в окно войдет.                                                                                              

                                                                                                                        Приложение 3.

Раскраски для детей:

«Разноцветный мир космоса!»

Приложение 4

Дидактическая игра «Найди пару» , «Найди тень».

Приложение 5

Цепочка загадок для детей:

В космосе.

  Чтобы глаз вооружить

  И со звездами дружить,

  Млечный путь увидеть чтоб

  Нужен мощный … (телескоп)

  Телескопом сотни лет

  Изучают жизнь планет.

  Нам расскажет обо всем

  Умный дядя … (астроном)

  Астроном — он звездочет,

  Знает все наперечет!

  Только лучше звезд видна

  В небе полная … (Луна)

  До Луны не может птица

  Долететь и прилуниться,

  Но зато умеет это

  Делать быстрая … (Ракета)

  У ракеты есть водитель,

  Невесомости любитель.

  По-английски: «астронавт»,

  А по-русски … (Космонавт)

  Космонавт сидит в ракете,

  Изучая  все на свете — На орбите как назло

  Появилось … (НЛО)

  НЛО летит к соседу

  Из созвездья Андромеды,

  В нем от скуки волком воет

  Злой зеленый … (Гуманоид)

  Гуманоид с курса сбился,

  В трех планетах заблудился,

  Если звездной карты нету,

  Не поможет скорость… (Света)

  Свет быстрее всех летает,

  Километры не считает.

  Дарит Солнце жизнь планетам,

  Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)

  Всё комета облетела,

  Всё на небе осмотрела.

  Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)

  В черных дырах темнота

  Чем-то черным занята.

  Там окончил свой полет

  Межпланетный … (Звездолёт)

  Звездолет — стальная птица,

  Он быстрее света мчится.

  Познает на практике

  Звездные … (Галактики)

  А галактики летят

  В рассыпную как хотят.

  Очень здоровенная

  Эта вся вселенная!              

 ( Олеся Емельянова)

                                                                                                                                    Приложение 7

  Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение. Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире. Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит  огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чем он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Ему больше хочется узнать о планетах и звездах. Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.

Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.

Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.

В моем материале содержится методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Пожарные" для детей 5-7 лет по четырем разделам:1. Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.2.Пер...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте. Тема с/р игры "Фитнес-клуб"

В разработке подробно описано: планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности, передача игровой культуры ребёнку, создание и обогащение развивающей предметно-простра...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой "Путешествие по городу" в старшей группе

В методической разработке прописано педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой по следующим параметрам: источники игры, передача игрового опыта, пространство игры, активизирующее общениевоспитат...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой детей в старшем дошкольном возрасте

  У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то о...

«Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в среднем дошкольном возрасте». Тема сюжетно-ролевой игры: «Поездка в театр»

знакомство детей с культурным явлением – «Театр» (его атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ним профессиями, правилами поведения)....

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей в младшем дошкольном возрасте «Играем? Играем!»

С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких красивых улиц и дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах, а по дорогам проходят тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети...