План - конспект НОД тема: «Неизведанное рядом» (занимательные опыты).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Барчукова Ольга Александровна

Образовательная область «Познание».

Направление: Познавательно-речевое.

Интеграция ОО: коммуникация,  чтение художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект НОД

тема: «Неизведанное рядом» (занимательные опыты).

                                                                                             Старшая группа.

Образовательная область «Познание».

Направление: Познавательно-речевое.

Интеграция ОО: коммуникация,  чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, поисково-исследовательская деятельность.                                                                                                    Цели:

Расширять знания детей о явлениях  живой и неживой  природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают; выявить свойства глины; определить свойства снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

образовательные: 

  1. Закрепить знания об осени.
  2. Исследовать: лист, грязь, снег. Опытным путем сделать вывод о свойствах неживой природы.

развивающие:

  1. Развивать  внимание, пополнять словарный запас:  черешок, кромка, хлорофилл, жилки

воспитательные:

1.Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядно -  демонстрационный, практические.

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера

Используемые  формы организации познавательной деятельности  детей: подгрупповая.

Оборудование и материал:

1 опыт: мультимедийная техника: телефон. Лупы, микроскоп; кусочек белой                 ткани, сложенные пополам; деревянный кубик.

2 опыт: сухая и мягкая глина; тарелки с сухой глиной, стаканчики и ложечки, влажные салфетки по кол-ву детей, глиняную статуэтку.

3 опыт: снег, спички, свечку, железную тарелку, зеркало.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Ожидаемый результат:

 Дети с  интересом участвуют в проведении беседы и опыта, наблюдают,  делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно  взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.     

Ход НОД:

 Вос-ль: Здравствуйте дети, здравствуйте коллеги. Меня зовут Ольга Александровна и сегодня на занятии мы будем говорить, о……..( делаю вид, что забыла). Ой я забыла. Дети, а вы случайно мне не подскажите какое время сейчас?

Д: Осень (если затрудняются я им помогу)

В:  Конечно осень, спасибо. Вот посмотрите какая красивая Осень к нам пришла в гости. А кто мне и Осени  расскажет о особенностях растительного мира осенью? (картинки растения, животные и люди). Спасибо, а кто расскажет нам о особенностях животного мира? Молодцы, ну тогда и о  жизни людей осенью, давайте поговорим.

Итак, мы выяснили, что растение……., что животные…… и люди…….Дети а кто-нибудь из вас уже знаком с месяцами осени? Помогите мне вспомнить.

 (Пальчиковая гимнастика)

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают

И детям в школу надо.

В: Обратите внимание на то, что у нас в гостях все 3 месяца осени. Они все хорошие друзья нашей осени.  Мне нужен помощник (одеваю шляпу, даю в руки зонт) . Сентябрь — начало осени. Давайте посмотрим, что нам принес в подарок этот месяц , открывай зонт (открывает зонт листья падают) открывай шкатулку ( шкатулку с листьями).

Посмотрите это листья и это не случайно, потому что  в  народе сентябрь называют  листопадник.

Следующий помощник октябрь, открывай шкатулку ( шкатулку с глиной) и это не случайность, потому что в народе его называют –грязник (грязь).  

Ноябрь- студень (шкатулку со снегом). Спасибо дети.

В: Ой, дети я же забыла я ведь я лаборант из научной лаборатории и мне срочно надо туда, через минуту. Так, а что мне делать с вами. Понятно (предлагаю отправиться вместе). Начем мы туда доберемся?

Дети:___________________________________________

А я как доктор наук предлагаю отправиться на машине времени. Представляю вам новейшее изобретение «Кампино Його-йога».

Отправляемся………. Я предлагаю захватить с собой те материалы, которые нам подарила осень, собственно они и будут объектом нашего исследования.

- Так дети мы отправляемся (полет и отправка в лабораторию)……………………………….Ну вот собственно мы на месте. Коллеги в лаборатории есть свои правила, ……..

Одеть форму…. Приступить к работе.  

1.Рассматревания листа через микроскоп (Лупу).

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобиться для этого эксперимента Приложение2

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черенок от ветки.

Глазная гимнастика «Как листья опадают»

Лист перемещаем из стороны в сторону, наблюдая за ним затем опускаем лист и дуем на него делая листопад. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

2. Узнаем свойства глины.

Глина растворяется в воде. Вот собственно мы и получили то, что мы можем наблюдать в лужах осенью.

3.Работаем со снегом.

Показать, как тает снег, а вода – испоряется.

В заключении предложить алгоритмы, по которым дети смогут закрепить знания на полученном занятии.

Предлагаю вернуться в детский сад. А на прощание дарю им машину времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты»

Данная консультация будет полезна как родителям, так и воспитателям детских садов. Она направлена на обогащение знанеями слушателей по эсперементированию с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия неизведанное рядом для детей раннего возраста "Угощение для сороки".

В гости к детям приходит гостья, которую дети приветствуют, рассказывают ей потешку, затем делают для неё угощение и играют с ней....

Методическая разработка "План-конспект занятия по предмету «Занимательная математика-3» для дошкольников 6-7 лет"

План-конспект занятия по предмету «Занимательная математика-3» для дошкольников 6-7 лет (подготовительный комплекс, 3-го года обучения)  по теме: «Закрепление умения р...

Дыбина-неизведанное-рядом-Занимательные-опыты-и-эксперименты

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ   НЕЖИВАЯ ПРИРОДА  ВОДА  Узнаем, какая вода Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в не...

Перспективный план углублённой работы по методической теме : "Удивительное рядом" - занимательные опыты и эксперименты

Предложен план занятий на год (сентябрь - май) по экспериментированию  с детьми старшего дошкольного возраста, план поможет воспитателю систематизировать  работу в детской лаборат...

Итоговый отчет по работе над методической темой: "Удивительное рядом"- занимательные опыты и эксперименты

Итоговый отчет по работе над методической темой: "Удивительное рядом"- занимательные опыты и экспер...