Проект "Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"
презентация по окружающему миру на тему

 

 

 

 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_k_slaydovoy_prezentatsii.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Это определило тему моего проекта.

Педагогический проект

Тема:

 «Поисково – познавательная деятельность, как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста».

Тип проекта:

Исследовательско – творческий. Суть которого свобода его участников в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Суть которого – свобода его участников в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

 Сроки реализации проекта:

Долгосрочный.

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

  • Интенсивное изменение окружающей жизни диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Цель проекта:

  • Формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, диалектическое мышление и поведение через поисково познавательную деятельность.

Гипотеза:

Если взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учётом направленности детских интересов, и создаётся необходимая для экспериментирования предметно – развивающая среда, то процесс развития исследовательской активности детей в экспериментировании может быть успешным,

Задачи:

Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Принципы проекта

- отражают четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности,

- предполагают создание условий для полного проявления способностей  каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы,

-предусматривают осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

 Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

 Постепенное повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Дети - педагог - родитель - социум.

Методы:

Анализ.

Экспериментирование.

Наблюдение.

Проблемные ситуации.

Этапы реализации проекта:

I этап – Информационный.

 На данном  этапе  с родителями воспитанников обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью, определили цели и задачи проекта, составили список необходимого оборудования, подготовили методическую и педагогическую  литературу, дидактические игры по теме проекта.  Были предложены примерные планы совместной деятельности дома родителей с детьми. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации для родителей. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности, и проходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые мероприятия, вовлекались в выполнение творческих заданий.

Объяснили детям, что будем проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые учёные. Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Рассказали им о том, существует много способов сбора информации – «методов исследования». Использовали только те методы, которые доступны и известны детям. На этом этапе очень важно было подвести детей к тому, чтобы они сами назвали способы сбора информации.

Обсудили с детьми, что собранные сведения необходимо будет обобщать и анализировать, чтобы потом представить результаты работы детям, педагогам, родителям.

II этап – Содержание проектной деятельности:

Работа по содержанию проектной деятельности представлена 3-мя направлениями:

Работа с детьми.

После обсуждения с детьми последовательности работы подготовили необходимый материал и оборудование для исследований. Моей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из неё, планировать этапы своих действий; выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

 Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. « Пузырьки на поверхности воды», « Подуй на ладошку», « Значение воды в жизни растений» и другие.

Самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому я старалась создать в группе все условия для развития опытно – экспериментальной деятельности детей. Оборудованная лаборатория укомплектована всем необходимым (посудой, простыми приборами, объектами живой и неживой природы). Дети с желанием и интересом самостоятельно выбирали тему исследования, собирали материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребёнку реализовать себя в активной деятельности. Дети учились самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремились к получению знаний опытным путём.

Полученные в процессе сложной и серьёзной работы сведения дети обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Моя задача – уточнить, конкретизировать определение, научить смело, высказывать свои предположения.

Работа с родителями.

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. Прежде всего, родители помогли в оборудовании мини-лаборатории, пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

 Для развития естественно - научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми по нескольким направлениям:

Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.).

Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, и др.).

Человек и рукотворный мир (материалы и их свойства, преобразование предметов).

Рекомендовали родителям посетить с детьми краеведческий музей и выставки различной тематики.

Овладению детьми системой понятий (живое, неживое, растения, животные, лес, луг и т.д.), а также развитию познавательных умений способствует проведение таких форм работы с родителями, как экскурсии, прогулки в природу, участие в акциях, в выставках, фотовыставках и др.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.

III этап – Результативность проектной деятельности.

В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата.

Результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели. В процессе разрешения проблемных ситуаций дети определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.

 Вся эта работа разнообразная работа с детьми и родителями позволила добиться следующих результатов:

С детьми:

                        начало года – высокий уровень – 69%

                                                 средний уровень – 31%

                          конец года – высокий уровень – 81%

                                                 средний уровень – 19%

С родителями:

                          начало года – высокий уровень – 72%

                                                   средний уровень – 28%

                          конец года – высокий уровень – 85%

                                                 средний уровень – 15%

Формы реализации проекта: Кружок «Лаборатория природы».

Экологические, поисково-познавательные занятия.

Наблюдения и экологические экскурсии.

Экологические сказки.

Конкурсы и викторины,  КВН.

Ведение календаря природы.

Экологические выставки и экспозиции

Инсценировки и театрализации.

Экологические, подвижные, дидактические.

Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Предполагаемые результаты:

Сформировать  положительную  мотивацию на природу.

Расширить перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей.

Развить  у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Повысить уровень компетенции родителей по экологическому воспитанию.

Информационные ресурсы:

“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.

“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.

“Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации” Л.Н. Прохорова.

“От педагогики повседневности – к педагогике развития” Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004.

“Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек”    А.И. Иванова.

Интернет-сайты:

http://edurin.ru/preschool/index.html 

     http://kindereducation.com 

http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah 

          http://talant.spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...

“Стол времен года” – как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование экологической культуры у детей дошкольного ворзраста....

Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...

Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о...

«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

ВФормирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века. Поисково-познавательна...