Детское эксперементирование как способ познавательной деятельности
статья по окружающему миру на тему

Шломина Юлия Андреевна

Данная статья раскрывает особенности эксперементирования как познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Содержит рекомендации для педагогов по использованию данного вижа деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья 1

Детское экспериментирование как способ

познавательной деятельности.

Познавательная деятельность детей в дошкольного возраста оптимальный период интеллектуального развития, который составляет основу для приобретения специальных знаний и умений.

Период дошкольного возраста – это период возникновения потребности в новых впечатлениях, новых знаниях, для реализации которой необходима поисковая деятельность, направленная на познание окружающего мира.         Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему ориентироваться в новых условиях своей жизни. Постепенно эта направленность перерастает в познавательную активность, которая присуща каждому ребенку, но ее мера и направленность у детей разная. Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира, познание его и построение своей картины мира.

Любознательность и познавательные интересы побуждают ребенка к самостоятельному расширению и углублению знаний. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, его умственные возможности, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности. Процесс воспитания познавательной активности сочетает целенаправленное обучение, руководство воспитателя  и самостоятельность ребенка.   Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: со взрослыми, сверстниками. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность взрослых и детей. В процессе такой деятельности взрослые  поощряют усилия ребенка, оказывают ему поддержку и помощь, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

Современное общество нуждается в активной личности, способной: к познавательной самореализации, к проявлению творчества и исследовательской активности, способной самостоятельно, инициативно изучать жизненно важные проблемы и находить решения.

Среди возможных средств развития исследовательской активности особого внимания определяют детскому экспериментированию. Первым отечественным ученым, исследовавшим детское экспериментирование, является Н.Н. Поддьяков.

Детское экспериментирование – это форма организации детской деятельности в которой познаются свойства и качества объектов, осуществляется их преобразование. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем,  как, что будет, если…), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников.

Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.    

Также детское экспериментирование свободно от обязательности, нельзя заставить ребенка делать опыты, у ребёнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта, жестко придерживаться заранее намеченного плана. Необходимо учитывать индивидуальные различия детей. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, ребенок имеет право на ошибку, хорошо если будут проанализированы результаты и сделаны выводы.

В детском экспериментировании после обследования объекта ребенок начинает осуществлять с этим объектом различные преобразования, существенно изменяющие данный объект. так ребенок раскрывает для себя существенные связи и зависимости, характеризующие скрытую структуру объекта поэтому деятельность экспериментирования - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.

В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В экспериментальной деятельности познавательная мотивация ребенка выражается в его исследовательской активности, обнаружению нового в обычном.

В экспериментировании ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, ребенок самостоятельно строит свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы их достижения. Этот путь обеспечивает и активизацию творчества: ребенок не ждет разъяснений взрослого, он сам активно ищет возможности уточнения того, что ему не ясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается и приобретает умение самостоятельно добывать новые знания (в доступных ему пределах). Для развития эмоционально-волевой сферы огромную роль играет экспериментирование, т.к. в ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ребенка делать неверные шаги, развивается смелость, развивается гибкость детского мышления, формируется способность к детским «открытиям» и самостоятельному поиску.

Многие педагоги рассматривают детское экспериментирование как простую разновидность продуктивной детской деятельности. Поэтому, они занимают ведущую позицию, четко инструктируя детей что и как нужно делать в экспериментировании с объектами, они постоянно напоминают и показывают детям, какие действия необходимо совершить, чтобы получить нужный результат, но дошкольники – прирожденные исследователи, об этом говорит любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а активно помогать, стимулировать, инициировать и поощрять активный самостоятельный поиск ответов на вопросы, которые ребенок решает в экспериментировании. Педагог должен снять скованность детей, дать им ощущение радости открытий. В процессе такого свободного экспериментирования дети преодолевают страх совершения ошибки, что развивает смелость мышления и активизирует поисковую деятельность. Ребенок должен быть не просто потребителем готовой информации, но и экспериментатором. Только при этом условии в экспериментировании происходит саморазвитие ребенка

В жизни каждого ребёнка наступает момент, когда из него сыплются бесконечные вопросы, порой сильно докучающие родителям и взрослым людям.

Детские вопросы - форма проявления любознательности ребёнка, способствующая активному освоению окружающего мира. Овладение активной речью позволяет ребёнку выяснить интересующие его факты посредством вопросов. Детские вопросы - отражение мышления дошкольника, любознательность, проявляющуюся в вопросах, следует поощрять, предоставляя детям доступные к их пониманию объяснения и стимулируя самостоятельную работу мысли. Важно не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Чтобы число таких вопросов росло. Настораживать должно отсутствие вопросов в дошкольном возрасте, которое может свидетельствовать о недостатках развития познавательных процессов. Некоторые взрослые спешат отделаться обычными отговорками - "потому что -потому" или "вырастешь - узнаешь", как-будто бы в шутку и нисколько не подозревая, какой огромный вред наносят тем самым ребёнку и его природной

Для развития познавательного интереса к природе, развития наблюдательности, мыслительной деятельности проводят опыты, котрые имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Их  чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

В группах детского сада необходимо выделять место, где  дети могут самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Задачи этого уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций; формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);  

место для приборов; место для хранения материалов (природного, "бросового");  

место для проведения опытов;  

место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Все оборудование для проведения опытов должно быть безопасно. Предметы, которыми пользуются дети: предметы разной фактуры, дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронка, вода, песок, железные шарики разных размеров, стаканчики, магниты, нитки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей кра...

Статья на тему «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности дошкольников»

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?-...

«Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников в соответствии с ФГОС»

laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги. В. А. Сухомлинский. Аннотация. В методической разработке &laqu...

Интеграция детского эксперементирования с другими видами деятельности во второй младшей группе.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познава...

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, ...

Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС ДО

Экспериментирование в детском саду ка к способ познавательной активности в соответствии с ФГОС ДО...