Занятие "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Занятие познавательное с использованием опытов и экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_poznavatelnoe.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 занятие "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"

Тип занятия: занятие - опыт

Цель: формирование представлений  о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе

Задачи:

  • познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;
  • развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
  • воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

Оборудование:  стаканы с чистой водой,  с голубой,  с зеленой, с молоком;  духи, салфетки, колбочка , снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка.

Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба.)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу поведет.

(Утка с утятами.)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?..

(пароход

И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?  (вода)

Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.

 Ход занятия:

Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?

Ответы детей.

Без пищи мы можем прожить 49 дней.

- А сколько человек может прожить без воды?

Ответы дете.:

Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

- Где используется вода?

Ответы детей.

Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.

- Какой вывод мы можем сделать?

(Воду нужно беречь.)

Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

- Как вы думаете, в каких?

Ответы детей.

В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Тема нашего сегодняшнего занятия: “Путешествие капельки и ее волшебные превращения”. Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…

“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

- В каком состоянии находится капелька сейчас?

(В жидком.)

 Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды.

Чтец 1:

ДОЖДИК

По дорожке полевой

От реки спешу домой.

А из тучки-невелички

Льется дождик проливной.

Будто кто-то в высоте

Носит воду в решете,

Дождик, лей веселей,

Теплых капель не жалей!

Чем сильнее, дождик, льешь,

Тем тучнее будет рожь!

Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой.

Опыт №1 “Определение цвета воды”

- Какого же цвета вода? (голубого, зеленого)

Предлагается посмотреть на закрашенную воду.

Дети делают вывод, что вода – бесцветная.

Опыт №2 “Определение прозрачности воды”

- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)

Дети делают вывод, что вода – прозрачная.

Опыт №3 “Определение запаха воды”

- Какой запах имеют цветы? Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

-А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 “Определение вкуса воды”

- Какая соль на вкус? (соленая)

- Лимон? (кислый)

- Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

 Опыт № 5 “Определение формы воды”

- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится?

(вода принимает ту форму, в которую ее переливают).

- А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили?

(вода растекается)

- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

“…После того, как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”

 - Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)

- Все это можно делать только зимой. Почему?

(Потому что зимой есть и снег, и лед.)

- А в каком состоянии находится капелька сейчас?

(В твердом.)

Правильно.

Давайте послушаем стихотворение о твердом состоянии воды.

Чтец 2:

ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ

Музыка по воздуху зимнему плывет…

Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.

Бегуны стараются, по катку летят.

Мамы улыбаются, глядя на ребят.

Снежные хрусталики падают на лед…

И большим и маленьким – всем полезен спорт!

Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Еще я приготовила для вас две тарелки: в одну из них я положила снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0?С. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)

Опыт №6 “Определение цвета снега и льда”

- Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)

- Какого цвета лед? (бесцветный)

Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда”

- Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.

(Под  снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный).

Опыт №8 “Определение формы снега и льда”

- Посмотрите, имеет ли форму лед?

(имеет)

- Какую?

(ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает)

- А снег? Посмотрите, я ему придаю разную форму.

(снег рыхлый, сыпучий)

Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

Опыт №9 “Воздействие температуры”

- Давайте посмотрим на снег и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли?

(Они растаяли)

Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.

А что же случилось с нашей капелькой?

“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…”.

- В каком состоянии капелька находится теперь?

(В газообразном.)

Послушаем стихотворение о газообразном состоянии воды.

Чтец 3:

ОБЛАКО

Ах, какое облако,

Облако глубокое,

Белое, далекое,

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далекое,

Не достать рукой.

Проплывет и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется

Свежею водой.

- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте.

Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”

Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим.

“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь  вернутся на землю…”

- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю?

Ответы детей.

- Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

- Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?

(В реках, озерах, в колодцах и т. д.)

- Где вода встречается в твердом состоянии?

(Сосульки, горки, снежные постройки и др.)

- Где вода встречается в газообразном состоянии?

(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)

Помните, что пресной воды на Земле очень мало – всего 2%, а человек в сутки расходует до 1-2 тысяч литров. Поэтому мы должны бережно относиться к воде. Как?

(Закрывать краны, экономить воду и др.)

- Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?

- Что нового вы узнали на нашем занятии?

- О чем вы сегодня расскажете своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или сестре?

Ответы детей.

Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

До свидания!

Интегрированное занятие для детей старшей группы по теме: "Космическая гостья"

Задачи:

  • Освоение построения модели классификационных отношений между понятиями;
  • Закрепление классификаций живой, неживой природы с использованием условных обозначений;
  • Обобщение представлений детей о космосе.
  • Развитие творческих способностей, воображениея,памяти, внимания, коммуникативных навыков.
  • Воспитание у детей уважения и любви к нашей планете Земля, к живой и неживой природе.

Оборудование:

Большой макет ракеты.

Бумажные макеты ракеты для игры «Космонавты».

Центр управления полетом (панель, телефон, магнитофон, наушники).

Костюм инопланетянки (парик, накидка).

Цветок для подарка космической гостье.

Подарок  Анторины  детям.

Подарок гостям (звёзды – сюрпризы).

Круги Эйлера (обруч, два больших бумажных круга, два маленьких).

Картинки с изображением живой, неживой природы.

Фотосъемка.

Оформление: Карта Солнечной системы, книги о космосе.

Музыкальное оформление: Космическая музыка, шумовой эффект, «Танец маленьких утят».

Ход занятия:

Воспитатель: Кто не видел звезд на небе? Все видели! Ну, а что мы о них знаем? (Раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их видим маленькими, т.к. они от нас очень далеко).

Ну вот, вроде бы знаем много и в то же время мало. Мало потому, что до полета первого космонавта ещё никто их людей не бывал в космическом пространстве, а много потому, что уже тысячи лет люди изучают небо.

- Зачем это нужно – изучать небо? – спросите вы. Я отвечу:

- Очень нужно, например, как узнать, который час?

- Посмотреть на часы.

- А если часы спешат или отстают?

- Проверить по радио.

- Откуда же радио известно, который час? Не знаете? На радио сигналы точного времени передают из обсерватории, где астрономы определяют время по положению звёзд на небе. Но не только для этого нужно изучать звёзды. По ним в открытом море проверяют курс корабля. В древности по звёздам узнавали сроки посева и жатвы, а в наши дни изучением звезд занимаются астрономы и физики. И в этом им помогают космонавты.

- А вы хотите быть космическими исследователями?

Хотите побывать в космосе? Тогда зачисляю вас в отряд космонавтов. Чтобы полететь в космос, что для этого надо? (Ракета, обмундирование.)

А вот и ракета, но она совершенно новая, только – только собрана конструкторами и она без названия. Попробуем придумать ей красивое, звучное имя?

Мы с вами много говорили о космосе и о космонавтах. А кто был первым космонавтом? (ответы детей)

Он успешно слетал в космос, и в этом ему помогла серьёзная физическая подготовка. А какими качествами должен обладать космонавт? (смелый, умный, дисциплинированный, внимательный) Сейчас мы выполним с вами упражнение на внимание.

Игра «Карлики – великаны»

Космонавт должен быть организованным, делать всё быстро и хорошо. Пришло время испытать себя на ловкость и быстроту. Давайте поиграем «Кто быстрее займёт место в космическом корабле».

Игра «Космонавты»

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим  – места нет!

Я вижу, что можете быстро занять место, но некоторым ребятам надо быть посмелее, тренируйтесь хорошо и у вас всё получиться.

Чтобы космическое пространство не повредило тело человека, что для этого нужно? Конечно, специальная одежда. Какая она должна быть? (теплая, удобная, герметичная, лёгкая.) Как называется одежда космонавта? (скафандр).

Голос: Внимание! Внимание! На наш космодром приземлился неизвестный корабль, неопознанный объект приближается к Центру управления полетом. Будьте осторожны! Будьте осторожны!

Шум.

Воспитатель: Ребята, кто это к нам прилетел?

Кружась в пространстве, появляется инопланетянка.

Воспитатель: Кто вы?

Инопланетянка: Я жительница планеты Антарис.  Зовут меня Антарина. У меня произошла, поломка космического корабля и мне пришлось сделать вынужденную посадку. А вы кто?

Воспитатель: Мы жители планеты Земля.

Инопланетянка: Земля?! Я так заблудилась в космическом пространстве, что сразу не могу сообразить, где я нахожусь. Земля?! Где находится эта планета?

Воспитатель: Ребята, давайте, объясним Антарине, где расположена Земля, наш космический адрес.

Дети: В Солнечной системе.

Инопланетянка: Какая по счету от Солнца ваша планета?

Дети: Третья.

Инопланетянка: Да-да-да, я теперь вспомнила. Да вот она (показывает рукой на глобус), но только почему она такая маленькая?

Дети: Это глобус, модель Земли.

Инопланетянка: Поняла. Ваша планета такая красивая, разноцветная: белая, голубая, зелено коричневая. Почему? (дети объясняют).

Инопланетянка: Всё понятно. Мне знакомы вода и снег, а что такое суша? Объясните.

Дети: Суша – это земля, почва, на которой растут леса, живут животные.

Инопланетянка: Я вижу вы такие красивые, разные, что у вас на Земле нужно для жизни?

Дети: Вода, воздух.

Инопланетянка: А скажите мне, у вас на Земле все, что есть в природе, только живое?

Дети: Нет! У нас есть и живая и неживая природа.

Воспитатель: Ребята, расскажем Антарине о живой и неживой природе? А чтобы было легче, мы разделимся на две команды. Девочки будут отбирать картинки с изображением живой природы, а мальчики – неживой. (Берёт коробку с картинками и роняет её)

Ой, беда. Я сложила картинки по порядку, а они теперь все перепутались. Поможете мне, ребята, их разобрать и расставить вот в эти домики? (Дети разбирают картинки, расставляя их в домики).

Инопланетянка: Какие интересные картинки. Значит, в этом домике картинки с изображением живой природы. А вот в этом – неживой.  Живое, неживое… (недоуменно) Чем же живое от неживого отличается?

Дети: Живое – питается, дышит, размножается, растёт, развивается.

Воспитатель: Ты всё поняла, Антарина? Предлагаю поиграть. Я загадываю объекты живой и неживой природы. Если живое – вы прыгаете, если неживое - стоите на месте. Условия понятны? Антарина, присоединяйся к нам.

Игра «Живое, неживое»

Инопланетянка: Я всё поняла. А это кто? (показывает на картинку с животных)

Дети: Животное.

Инопланетянка: О, я бы поподробнее узнала о животных. Где они живут? Чем питаются?

Воспитатель: Это очень просто, Антарина. Объясним сейчас. Все животные живут в одном доме, который называется Земля (кладёт круг) Но в этом доме есть комнаты. Какие бывают животные?

Дети: Дикие и домашние.

Воспитатель: Вот мы ставим круги – дикие, домашние. Но и дикие животные бывают разные. Можем мы в одной комнате поселить волка и зайца? Чем питается волк? – мясом, значит он плотоядный. А зайка чем питается? – листьями, корой, травой, значит он – травоядный. Значит, кладем в комнате животных ещё два кружка – плотоядные, травоядные. Теперь тебе понятно, Антарина, какие животные есть у нас на планете?!

Инопланетянка: О! Конечно!

Воспитатель: Знаешь, Антарина, а мы на Земле очень любим танцевать.

Инопланетянка: Что такое танцевать?

Воспитатель: Это двигаться под музыку. Хочешь, мы тебя научим танцевать?

Инопланетянка: Конечно, хочу научиться танцевать.

Воспитатель: Ребята, научим нашу гостью танцевать?

Танец «Маленьких утят»

Инопланетянка: Мне очень понравилось танцевать, спасибо!

Воспитатель: Антарина, вы ещё что–нибудь  хотите узнать о нашей планете Земля?

Инопланетянка: Да, мне очень хочется побольше узнать о вашей прекрасной планете, но, к сожалению, у меня нет времени, пора улетать.

Воспитатель: Прими от нас – землян подарок. Вот этот цветок. И запомни: что у нас на Земле живые объекты отдельно от неживой природы существовать не могут. Вместе они образуют природные системы: лес, луг, степь, водоем, планета Земля. Наша природа очень многообразна. И нам очень важно ее сохранить. Гибель природы означает и гибель человека. Человек – часть природы, поэтому он не может существовать без нее.

Инопланетянка: Спасибо. И от меня примите подарок (подает кулек с конфетами). Мне очень грустно с вами расставаться. А, может, вы со мной полетите? Вы ведь готовы к полету? Тогда надевайте свои скафандры и в путь. (Дети надевают шлемы).

Ребёнок: Мы улетаем, но чтобы вы нас не забыли, оставляем эти звездочки. Пусть лучезарная звезда вам всем сопутствует всегда. До свидания!

Дети вручают воспитателю и гостям звёздочки.

Строятся в линейку и маршируют, уходя со словами:

Отправляяся в полёт,

Мы садимся в звездолет

Пристегнулись ловко, дружно

Запускаем наш мотор.

Теле-теле-теле-телер

Завертелся наш пропеллер!

Чудеса-чудеса, мы взлетаем в небеса!

Воспитатель: До встречи, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисовальная сказка «Волшебные превращения дождевой Капельки»- сказка авторская (к проекту)

Авторская сказка, использованная для работы с детьми над проектом...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебные превращения капельки" с использованием ИКТ

Конспект  непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Волшебные превращения капельки».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музык...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Конспект открытого занятия по эксперементированию Тема: «Волшебные превращения капельки».

Конспект открытого занятия по экспериментированию Тема: «Волшебные превращения капельки». Старшая группа...

Конспект открытого занятия «Волшебные превращения капельки».

Конспект открытого занятия «Волшебные превращения капельки». Экспериментальная деятельность....

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программные задач...

«Путешествие капельки и ее волшебные превращения»

Главные задачи: систематизировать знания детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; сформировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мысл...