Конспект НОД в подготовительной группе на тему:"Моя семья в истории страны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кобзарева Надежда Владимировна

Ведущая образовательная область "Познание". Цель: создание условий  для формирования представлений о семье, осмысление таких понятий как род, семья, Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Колобок»

Тема НОД: «Моя семья в истории страны»

Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира)

Цель: создание условий для формирования представлений о семье, осмысления таких понятий как род, семья, Родина. 
Задачи: 

Образовательные:

- познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи»;

- продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе        представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;

- продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы распространенными предложениями;

- закрепить умение детей записывать слова печатными буквами.

Развивающие:

- вовлечь в активное участие в изучение родословной своей семьи;

- развивать чувство гордости за свою семью;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей по данной теме

Воспитательные:

- воспитывать любовь и привязанность к семье, предкам,  своему дому, детскому саду, родной улице и городу, своей стране;

- воспитывать желание заботиться о близких людях

Предварительная работа
- составление рассказов о себе и своей семье; 
- рассматривание генеалогических древа семей; 
- чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким), «А что у вас?» (С. Михалков), «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева); 
- заучивание пословиц, поговорок о семье; 
- рассматривание семейных фотографий.

Виды деятельности: проектная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Формы организации:  групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением; чтение стихов, пословиц;  решение кроссворда.

Оборудование: видео презентация, «семейные древа», фотографии из истории страны,  мяч для игры, ребус, кроссворд, цветные карандаши.
                                                 

Ход НОД  

Организационный момент:

Дружат дети всей земли,

Дружим я и ты и мы!

I.Вводная часть.

Воспитатель: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

 Посмотрите, какое интересное дерево -  (обращает внимание  детей на рисунок). – Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей)

Совершенно верно – это семейное древо, генеалогическое древо. Вот только где же листья ?  

     (на полу лежат листья в них, где изображены лица людей разного возраста)

- Давайте вернём листья на дерево. Вот только где и какие из них были?

 (раскладывание лиц по возрасту, ответы детей)

Воспитатель: Кем же они друг другу приходятся?

Дети: родственниками.

Воспитатель: Правильно! Родственника называют близких по родству людей. Род — это большая семья. Каждый род имеет своё начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Почему? Кто самый уважаемый в вашем роду?

Дети: Бабушка, дедушка. Потому что они больше всех прожили и всё знают. Они помогают нам во всём, советуют.

Воспитатель: А ещё мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а они ваши родители- вам. Пока вас не было, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?

Дети: Родителями.

II. Основная часть

                                        (ПОКАЗ ВИДЕО)

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Воспитатель: - А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Дидактическая игра "Подбери признаки"

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Воспитатель: Давайте послушаем, что нам расскажут о своей семье Игорь и Ксюша.

(Рассказы детей о членах семьи.)

Воспитатель: Какие замечательные рассказы у вас получились. Обратите  внимание, ребята, что истории  семьи переплетаются с историей нашей страны. Ведь мы живём в России и события, происходящие в стране, отразились в каждом поколении семьи.

Прабабушки и прадедушки  участвовали в Великой Отечественной войне – их подвиги отмечены государственными наградами. И в этом году отмечается 70- летие великой Победы;

Бабушки и дедушки жили уже в мирное время, их труд отмечен орденами за трудовую доблесть. В это время люди осваивали космос – первый космонавт Юрий Гагарин полетел в космос;

Мамы и папы тоже принимали участие в строительстве нашего города, это была ударная комсомольская стройка. И в городе есть памятник первостроителям – «Шарыпово- судьба моя».

Когда вы подрастёте,  тоже будете участвовать в жизни страны.

Воспитатель: А давайте составим ленту событий. (дети рассматривают картинки и объясняют к какому поколению они могут относиться) .

                                           Д/И «разложи по порядку».

- Обратите внимание, ребята, как в истории каждой семьи отражается история нашей страны.

П/И «Дружные ребята»

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о семье, о маме.

1. Без семьи нет счастья.

2. Вся семья вместе, так и душа на месте.

3. В гостях хорошо, а дома лучше.

4. Коли есть отец и мать, то ребёнку благодать.

5. Жалей отца с матерью- других не найдёшь.

6. Сердце матери лучше солнца греет.

7. Нет друга нежнее матери.

Воспитатель: А сейчас, посмотрите внимательно. Перед вами кроссворд. Давайте постараемся его разгадать.

1.Мне она тетя, а моей маме… (сестра) 2.Моему папе он папа, а мне… (дед) 3.Моему папе она жена, а мне… (мама) 4.Вставь мягкий знак. 5.Папе он родной брат, а мне… (дядя) Какое ключевое слово получилось? (СЕМЬЯ)

Воспитатель:

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

III. Заключительная часть (рефлексия)

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Ритуал окончания НОД. Давайте, ребята, представим, что мы большая и дружная семья (дети стоят в круге плечом к плечу), которая чувствует дыхание каждого – шаг назад, вдох; шаг вперёд – выдох.