Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
статья по окружающему миру на тему

Гилёва Анна Васильевна

Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении является одним из главных направлений нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

  В нашем дошкольном образовательном  учреждении экологическое воспитание является приоритетным.  На основании распоряжений с 2014 года  детский сад является центром экологического образования  Томской области.

Именно в дошкольном возрасте  закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

 Экологическое воспитание и образование  осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

В работе по экологическому воспитанию детей в детском саду используются различные методы и приёмы.

Экологическое воспитание и образование детей происходит через непосредственную образовательную деятельность.  НОД по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.

Обучение детей на НОД осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта. Мною разработаны интегрированные НОД с использованием интерактивной доски: «Путешествие в волшебный лес», «В гости к солнышку» и т.д.

Особое место уделяется чтению художественной литературы,  энциклопедий, книг познавательного характера, рассматривание картин известных художников, иллюстраций.

В каждой группе детского сада организован экологический центр, где созданы все условия  для каждодневного общения с природой: наблюдения за комнатными растениями, для формирования навыка  правильного ухода за ними, работа с природным материалом.

В течение года в детском саду подготовили выпуск экологических  журналов: «Зимующие птицы», «Первоцветы»,  «Я и природа».

Основным методом является наблюдение. Начиная с ясельной группы, проводим цикл наблюдений за  сезонными изменениями  в природе. Ежедневно в группе оформляем дневники наблюдения за погодой, где  вместе с детьми отмечаем погоду в течение дня.

На территории детского сада создан экологический участок, на котором расположены метеоплощадка, уголок леса  и мини-огород. На метеоплощадке дети учатся определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы: термометр, осадкомер и флюгер. На мини-огороде каждая группа  оформляет свою грядку: производят  посев семян, наблюдение за ростом растений, уход за ними.  Осенью все вместе собираем полученный урожай, который отдаем в столовую сада. По окончанию урожайной страды проводим праздники урожая. В детском саду постоянно проводятся различные музыкальные мероприятия экологической направленности, к участию в которых обязательно привлекаются родители дошкольников. К праздникам обязательно организуется выставки, тоже очень тесно связанные с экологией. Например, к осенним праздникам – выставка поделок из природного материала, гербарии. Перечисленные мероприятия – это прекрасная познавательная практика для детей.

Хорошей традицией в нашем саду стало забота о зимующих птицах. Осенью проводятся акции «Кормушка для пичужки»  - изготовление кормушек и «С миру по зёрнышку» - заготовка корма для птиц.

В зимний период времени вместе с детьми ведём дневник наблюдения за птицами: наблюдаем за ними из окна, во время прогулки. В  наработанные материалы представляем в  областном конкурсе – акции «Подкормите птиц зимой!».

Весной в группах совместно с детьми организовываем огород на окошке, где знакомим детей с растениями, овощами, которые выращивают на огороде взрослые, с условиями ухода за ними, условиями роста. Большую помощь  оказывают родители: приобретение семян и земли для посадки растений. По итогам совместной деятельности разработали проект «Огород на окошке».

Проектная деятельность сейчас очень актуальна. Она объединяет в себе деятельность детей, педагогов и родителей, позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем в этой области.  Разработала с детьми и родителями проект на тему: «Мои домашние животные».  В современных  условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире.  А дети стали задавать вопросы родителям: почему нельзя завести котенка или щенка в квартире? Этот вопрос стал для нашей группы очень актуальным. Разработала серию НОД по теме проекта, консультации для родителей. Дети вместе с родителями готовили загадки,  стихи, подготовили фотовыставку «Мои домашние животные».  По итогам проекта в семьях наших воспитанников появились домашние животные.  

Совместно с родителями весной проводили акцию «Я и дерево друзья». Дети и родители на участках и  на территории детского сада посадили кустарники сирени и рябины.

В летний период  вместе с родителями разрабатываем план по озеленению участка группы, совместно с детьми высаживаем цветы в клумбы. Благодаря совместной работе родители стали активными участниками образовательного процесса.  

Образование – это не только детский сад. За последнее время отлажено очень тесное сотрудничество с рядом образовательных организаций.

Регулярно в течение учебного года дети старших и подготовительных групп посещали районный краеведческий музей и детскую центральную библиотеку. В этом году воспитанники посетили следующие тематические выставки в музее: «Раскопки древних обитателей Сибири», «Обитатели лесов нашего края», «Зимующие птицы Томской области».

Дети совместно с родителями активно принимают участие в выставках, организованные Домом культуры «Заря».

Таким образом,  именно последовательная работа детского сада и родителей поможет воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, к людям, окружающему миру, что составляет экологическую культуру.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен миро...

Долгосрочный экологический проект в дошкольном образовательном учреждении

В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. ...

Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

Физкультурно-экологическая работа в дошкольном образовательном учреждении

Данный материал содержит методические рекомендации по физкультурно-экологической работе с дошкольниками.В немотражены основные воспитательные методы  работы с детьми....