Конспекты ООД
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коренева Светлана Васильевна

Хочется, чтобы дети знали всё о своей малой родине, и самое главное не забывали её когда вырастут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon programmnoe_soderzhanie.docselo_trun.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Тема: «Если есть на земле рай, то это - Ставропольский край!»

(старшая группа)

Цель: Познакомить детей с краем, расширить общекультурные и социальные знания детей, формировать представление детей о малой Родине – родном крае, его достопримечательностях, знание символики. Воспитывать патриотические чувства – любовь и гордость за Ставропольский край, его природные богатства и культурное наследие.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, городах курортах, чтение стихов Ставропольских поэтов.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением герба Ставропольского края, наборы открыток с изображением городов: Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска.

 Словарная работа: герб, геральдика.

Ход  ООД:

Обращаю внимание детей на проектор (там изображение древнего рыцаря)

 Я: Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. Как вы думаете кто это? (ответы детей). Правильно – это рыцарь. В давние времена во многих странах были такие войны – рыцари. Вы, наверно слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари участвовали в турнирах, где боролись друг с другом. Поверх одежды рыцари надевали металлические доспехи. Как вы думаете, для чего? (ответы детей). Правильно, для того, чтобы защищаться от мечей и копий. Шлемы закрывали лицо, и для того чтобы можно было узнать друг друга, во время турниров рыцари стали прикреплять к ним султанчики, ленточки, а позже стали рисовать на щитах различные знаки. Такой знак и называют гербом.  Позже гербы стали достоянием не только воинов, но и их семей, а потом городов и стран.  Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом имеет значение не только изображенные на гербе, фигуры, но и цвета фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый – изобилие, красный – мужество и храбрость, белый – чистоту и верность.

Есть и у нашего Ставропольского края свой герб. Давайте его рассмотрим вместе с рыцарем.

 Он представляет собой щит, разделенный по горизонтали на две части. В верхней половине на голубом фоне изображена крепость, к воротам которой ведет дорога.

 В нижней части щита на синем фоне золотым цветом изображена карта Ставропольского края. Золотой цвет говорит о том, что наш край – «это край золотого колоса и золотого руна». На левой стороне карты, там, где расположен город Ставрополь, находится изображение прямого креста белого цвета, от которого отходит линия 45 параллель. Щит обрамлен венком из листьев дуба и пшеничных колосьев, что означает прочность, надежность, долголетие, плодородие.

 Ребята, сейчас вы внимательно послушали рассказ о гербе Ставропольского края.

 А давайте поговорим о нашем крае. Чем богат наш край? (ответы детей) .

 Ставропольский край – край степей и гор, он чарует дарами щедрых нив, садов, виноградников, красотой горных пейзажей, прохладой серебряных рек, свежим кристальным воздухом.

Край родной.

Край родной … лесное лето

 В стороне моей глухой

 Пахнет хвоей разогретой,

Земляникою сухой.

 Лен в цвету … Алеют маки

 Рожь голубят васильки

 И выпрыгивают раки

Перед ливнем из реки.

 Так с любовью написал о нашем Ставропольский поэт Александр Екимцев. Но наши Ставропольские поэты воспевали не только красоту природы, но и главное богатство нашего края – людей, их труд на благо Родины.

 А. Екимцев «Сенокос».

 Просыпаются дубравы

 В свете утренней зари

 У туманной переправы

Косят траву косари

Косы острые шныряют

 И в предутренней тени

Легкий шорох выгоняет

 Из высоких трав они.

 Чем еще богат наш край? Правильно, хлебом. Ставрополье не зря называют «житницей России», хлеборобным краем. Сельское хозяйство является главной отраслью экономики края. Наше зерно отличается высоким качеством. Из него пекут вкусный хлеб.

 А здешний хлеб известен всем давно,

 Для человека радостен, как праздник

 По всей Европе славилось зерно,

 Выращенное на Северном Кавказе.

 Так написал о нашем хлебе Ставропольский писатель Ген Фатеев. А наши жители повторяют: «Хлеб – всему голова», «Нет хлеба, нет и обеда», «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска и стол доска».

 Ребята, а мы с вами еще одно богатство нашего края забыли. Какое? Правильно: это курорты.

 Ставропольский край является здравницей нашей страны. В подземных кладовых Ставрополья десятки целительных минеральных источников, лечебных грязей. Они помогают вернуть людям здоровья.

 Ребята посмотрите на этот стенд, здесь иллюстрации санаториев в Пятигорске и Ессентуках.

 Ребята, а какой же главный город кроя (ответы детей) .

 Правильно Ставрополь, послушайте как написал о нашем городе Ген Фатеев.

 Есть в мире город, южный город,

Частица Родины моей,

Он из полей стремиться в горы,

Весь ожерелье тополей.

 Он весь теплом и светом залит,

 Рекой цветов чарует нас.

 Твоими Ставрополь глазами

 Глядит Россия на Кавказ.

 Ребята вот и закончилась беседа о нашем крае. Вам, юным ставропольцам, жить и работать на этой благодатной земле, бережно хранить ее историю и культуру.

 Я люблю родное Ставрополье,

 Даль степную в дымке голубой,

 Золотых полей его раздолье

Чистым сердцем, пламенной душой!

 Венок переплетен лентой с цветами, Российского флага. Всю композицию венчает двуглавый орел Российского герба. Этим самым подчеркивается, что Ставропольский край является частью Российской Федерации – нашей большой Родины.



Предварительный просмотр:

                                                                             Рубрика:

«Знакомимся с сёлами

 Труновского района»

Конспект ООД

Тема: « Село Труновское»  

( подготовительная группа)

Цель: познакомить детей с бытом русского народа, расширять и закреплять знания о родном селе, познакомить с соседним селом Труновское, его достопримечательностями. Воспитывать любовь к  родному району, желание лучше узнать его историю. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Познакомить также с различными  русскими суевериями. Закреплять умение петь песни о своём крае, о Родине.  Также продолжать развивать желание играть в русские народные подвижные игры. Продолжать знакомить с сёлами  Труновского района.

Предшествующая работа: беседы с детьми о родном селе, посещение районного музея, рассматривание иллюстраций, фотографий о родном селе, чтение стихотворений, экскурсии.

Индивидуальная  работа: закрепить название родного села и села Труновского, в честь кого оно названо с Ваней Г., Георгием Д., Викой Г., Женей М.

Словарная работа: стиральная доска, ухват, чугунок, крынка, рубель, пральник, рушник, деревянная ложка.

Развивающая среда:  предметы старины,  фильм о селе Труновском,  фотографии села, его достопримечательные места.

Ход ООД.

Дети вместе со мной заходят  в музыкальный зал.

Я: Дети, сегодня вы вместе со мной отправитесь в необычное путешествие. Хотите попасть в далёкое прошлое? Давайте на мгновение закроем глаза и перенесёмся в то время, когда жили наши предки (звучит музыка, дети открывают глаза).

Я: Давным - давно это было, в далёкой стороне от Москвы.  А кто знает, что это за город такой Москва? А как называется наша страна? А наш край? Район? Село? Молодцы, правильно знаете название своих родных мест! Мы ещё на музыкальных занятиях вместе с Ириной Викторовной выучили песню «Край родной», давайте её сейчас споём?

(дети поют песню «Край родной»)

Я: Дети, а кто знает, какие ещё сёла кроме Донского есть в нашем районе?(дети называют). А вот сегодня мы познакомимся ещё с одним селом нашего района – Труновским. На берегу реки Терновочки  село стояло, чистенькое, нарядное. Называлось оно Терновка. А сейчас это – село Труновское. Почему его переименовали, в честь кого оно названо, хотите послушать? В честь нашего прославленного земляка, героя Гражданской войны, командира Константина Архиповича Трунова. Он родился в селе Терновка, воевал храбро, бесстрашно! За все его боевые подвиги в далёком 1935 году, в память о Константине Архиповиче его родное село переименовали из Терновки в Труновское. Посмотрите на его памятник.

( показываю детям фотографию памятника).

А когда прошло ещё несколько десятков лет, то и нашему району тоже присвоили название Труновский. Кто такой К.А. Трунов?(ответы детей).

(слушаем песню В.А. Холодилова « Моё село»)

В таких сёлах и появились на свет многие наши прадедушки и прабабушки. Посмотрите, вот в таких избах жили раньше люди. ( дети смотрят макеты избушек, изготовленные из природного материала и глины).Обращаю внимание на забор около избы, говорю о том, что раньше его называли плетень. А у нас с вами есть тоже плетень, но только музыкальный.

( русская народная игра « Плетень»).

Что вы здесь видите? ( старинная посуда).

Дети, а где сейчас можно увидеть предметы старины? ( в музее). А как вы думаете, чем занимались люди  в старину? ( сеяли зерно, пахали землю, выращивали скот). А чем обрабатывали землю? ( лопатами, мотыгами, плугом, всё делали вручную). А техника была? Кто им помогал? ( быки, лошади).

(смотрим фотографии).

Я: Давайте с вами немного представим. Тихонько потрескивала лучина, легкий дымок вился к потолку. На стенах шевелились таинственнее тени. У печки бабушка чугунками гремела и постепенно изба наполнялась запахом свежего хлеба. Отец на всю семью лапти плёл, мать садилась за прялку, а дети смотрят в тёмное окно и слушают мамину сказочную историю. Хотите послушать одну такую?

«Однажды наш сосед дед Афанасий в лес отправился, капканы проверить, стемнело уже. Вдруг старый сыч как  ухнет, как захохочет! Листья зашевелились, деревья заскрипели. Страх все позвонки пересчитал. Дед Афанасий залез на дерево, там всю ночь и просидел! Долго утром бродил, пока тропу нашёл. Сказывают, что леший его водил. Совсем старый забыл, что нужно делать когда с нечистым встречаешься!»

 Вот такая история! Кто такой леший, вы знаете?  Как бы вы его назвали? (сторожем, лесником, хозяином). А вы слышали о какой – нибудь нечистой силе ещё?  Назовите, кого ещё знаете? (Баба – Яга, Кикимора, Домовой). К нам на праздник Осени приходил домовой? Он к нам опять хочет прийти, ему скучно стало.

( входит домовёнок Кузя)

Кузя: Соскучился я за вами, ребята. Надоело одному быть, хочу с вами поиграть!

( подвижная игра « Гори, гори ясно»)

Я: И хотя на самом деле всей нечистой силы нет на самом деле, всё же мне хочется, чтобы возле вас поселились добрые домовята.  Давайте возьмём Кузю с собой в детский сад? Давайте закроем глаза и вернёмся с вами обратно в детский сад. Хотите узнать как выглядит село Труновское сейчас?  Давайте посмотрим.

( смотрим фильм о селе Труновском).

Я: Дети, что нужно делать взрослым, детям, чтобы все сёла нашего района оставались всегда красивыми? (ответы детей) . Впереди у нас с вами долгая зима. Давайте с вами вырастим рассаду цветов в группе, весной её посадим на клумбе своего участка. Она будет цвести и радовать нас. Это будет наш вклад в озеленение нашего села.

Домовёнок: Я очень люблю своё село, и сейчас с детьми прочитаю стихотворение о нём.

(дети читают стихотворение местного поэта А. Акулова « С думой о Донском»).

Я: О каком селе мы с вами сегодня узнали? Что вам больше запомнилось? Что понравилось? Наша страна Россия, наш край, район, село – это всё наша большая и малая Родина, которую нужно  беречь и охранять!

( дети поют песню « Что такое Родина?»)