Главные вкладки

    Рабочая программа кружка по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования
    рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

    В  возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

    Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

    В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

    Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать совмещая процесс нетрадиционного рисования и экспериментирования.

     Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов при экспериментировании, учатся на основе полученных знаний создавать что-то новое. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_pvv_kruzhok.doc205.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 Пушкинского района Санкт-Петербурга

    Программа рассмотрена и                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

    одобрена на заседании                                                                                  Заведующий ГБДОУ № 44

    педагогического совета                                                             Пушкинского района Санкт-Петербурга

    ГБДОУ № 44                                                                                                 ___________Е.Г. Дмитриева

    Протокол №                                                                                    Приказ № 101 от «   » августа 2015 г.

    от «_____» сентября 2015

    .

                                   

                                                     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    дополнительного образования по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования

     «Большие дела маленьких ручек»

    Возраст группы 3-4 года

    Срок реализации программы – 1 год

    Автор:

    Воспитатель первой квалификационной категории

    Парфенова Виктория Викторовна

    Санкт-Петербург

    2015-2016

    ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    «БОЛЬШИЕ ДЕЛА МАЛЕНЬКИХ РУЧЕК»

    Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    детского сада №44 «Сказка»

    Название программы

    Дополнительная общеразвивающая программа по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования «Большие дела маленьких ручек»

    Направленность программы

    Художественно-эстетическая

    Ф.И.О. педагога реализующего общеразвивающую программу

    Парфенова Виктория Викторовна

    Год разработки

    2015

    Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

    Утверждена заведующим

    ГБДОУ №44 «Сказка» Е.Г. Дмитриевой

    Приказ № 101 от 25.09.2015  

     Рассмотрена на педагогическом совете

    протокол №2 от 24.09.2015

    Информация о наличии рецензии

    нет

    Цель

    Приобретение детьми опыта экспериментальной деятельности с использованием нетрадиционных техник.

    Задачи

    Обучающие:

    1. Формировать у детей первичные знания об изобразительном творчестве.

    2. Обучать нетрадиционным техникам рисования и навыкам экспериментирования с природными материалами.

    3. Создание ситуаций для обогащения развития дошкольников.

    Развивающие:

    1. Развивать экспериментальные и изобразительные навыки воспитанников.

    2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к изобразительной и экспериментальной деятельности.

    2. Способствовать созданию игровых ситуаций.

    Планируемые результаты

    К концу года при успешном освоении программы кружка достигаются следующие результаты:

    - развитию мелкой моторики рук;

    - обострению тактильного восприятия;

    - улучшению цветовосприятия;

    - концентрации внимания;

    - повышению уровня воображения и самооценки;

    - расширение и обогащение художественного опыта.

    - обогащению экспериментального опыта детей

    Срок реализации программы

    1 год

    Количество часов в неделю

    1 раз в неделю

    Возраст обучающихся

    3-4 года

    Форма занятий

    Подгрупповая по 10 чел.

    Методическое обеспечение

    1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18.

    2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.

    3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

    4.ДыбинаО. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

    5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

    6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007.

    7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

    8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

    9. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.

    10. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».

    11. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

    12. Москаленко В. В., Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность».

    13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. КАРО,2010.

    14. Нищева Н. В. Опыты, эксперименты, игры.

    15. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова

    16. Прохорова     Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

    17. Рыжова     Н. А. «Маленький исследователь в детском саду»

    18. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятий в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

    19. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.

    Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, Икт и др.

    Занятия организовываются в здании ГБДОУ №44 «Сказка» с использованием кабинета психолога. Использованием оборудования и пособий:

    • Краски (акварельные, гуашевые);
    • Клей ПВА (струйный);
    • Бумага для черчения А4;
    • Кисточки (клеевые, акварельные);
    • Песок разноцветный;
    • Наглядные пособия;
    • Экспериментальный материал (соответствующий теме);
    • Скатерти.

    ВВЕДЕНИЕ

    В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

    Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

    В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

    Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать совмещая процесс нетрадиционного рисования и экспериментирования.

     Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов при экспериментировании, учатся на основе полученных знаний создавать что-то новое. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Содержание

    Стр.

    1

    Пояснительная записка

    6

    2

    Содержание программы

    11

    3

    Учебно – тематический план

    19

    4

    Список использованной литературы

    20

    1. Пояснительная записка.

    Программа кружка разработана в соответствии:

    •        Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

    •        Федеральный закон   от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79).

    •        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

    •        Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;

    •        Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.

    Каждый ребенок рождается художником и исследователем. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

    Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательными областями «Художественно-эстетическое творчество» и «Познавательное развитие». Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

    Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в экспериментальной работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей исследовательской деятельности.

    Занятия по программе «Большие дела маленьких ручек» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого и познавательного развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Экспериментирование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, действовать и применять.

    Цель:

    - приобретение детьми опыта экспериментальной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Формировать у детей первичные знания об изобразительном творчестве.

    2. Обучать нетрадиционным техникам рисования и навыкам экспериментирования с природными материалами.

    3. Создание ситуаций для обогащения развития дошкольников.

    Развивающие:

    1. Развивать экспериментальные и изобразительные навыки воспитанников.

    2. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к изобразительной и экспериментальной деятельности.

    2. Способствовать созданию игровых ситуаций.

    Актуальность:

    Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Использование природного материала в изобразительной и исследовательской деятельности хорошо подходит для релаксации, развивает мелкую моторику, художественный вкус, является частью арт-терапии. Цветная соль и песок прекрасно развивает воображение, учит выразительности, тактильного восприятия, аккуратности, усидчивости.

    Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста –один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

    Педагогическая целесообразность:

    Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с экспериментальной деятельностью. Таким образом они дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

    Все занятия в разработанной мной программе носят экспериментально-творческий характер.

    Новизной и отличительной особенностью программы «Большие дела маленьких ручек» по экспериментированию с использованием нетрадиционных техник рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества и познавательной активности. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, экспериментирование раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов, также в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

    Этапы реализации программы:

    I этап – подготовительный (сентябрь 2015 года)

    Осуществляется подбор и изучение методической литературы для организации экспериментальной деятельности, подбор диагностических методик, карт, таблиц, схем и т.д.

    Составление планирования на год по экспериментальной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.

    Подбор основного материала для детской экспериментальной деятельности.

    IIэтап – практический (октябрь 2015 года – апрель 2016 года)

    Проведение работы по экспериментальной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования согласно разработанному годовому планированию.

    IIIэтап – обобщающий (май 2016 года)

    Анализ и диагностика освоения программы ее участниками. Подведение итогов по проделанной работе.

    Формы и режимы совместной деятельности:

    Содержание программы ориентировано на детей второй младшей группы.

    Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.

    Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.

    Режим работы кружка «Большие дела маленьких ручек»

    Неделя

    День

    Режимные моменты

    Время в режиме дня

    1,2,3,4

    четверг

    Совместная деятельность с детьми

    15-45 – 16-00

    Структура совместной деятельности с детьми:

        1. Создание проблемной ситуации в игровой форме.

        2. Содержательная часть занятия. Решение проблемной ситуации.

        3. Физкультминутка.

        4. Закрепление полученной информации.

    Формы организации:

    - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

    - наглядные;

    - практические;

    - игровые.

    Методы:

    1.        Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

    2.        Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-путешествия).

    3.        Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

    4.        Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий).

    Итоговые результаты освоения Программы.

    Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:

    - развитию мелкой моторики рук;

    - обострению тактильного восприятия;

    - улучшению цветовосприятия;

    -  концентрации внимания;

    - повышению уровня воображения и самооценки.

    - расширение и обогащение художественного опыта.

    Создание предпосылок к формированию познавательных интересов и творческих действий детей в различных видах деятельности.

    Обогащение экспериментального опыта дошкольников.

    Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.

    Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

    Способы определения результативности программы.

    Для определения уровня освоения программы используются методики «Невидимые ниточки природы» Н.А. Рыжовой и критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества Т.С. Комаровой.

    Формы подведения итогов реализации программы «Большие дела маленьких ручек».

    1. Проведение диагностики для определения результативности программы.

    2. Проведение выставок детских работ.

    3. Проведение открытого мероприятия для родителей и сотрудников ДОУ.

    4. Публикация результатов по итогам данной дополнительной образовательной программы.

    2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    Октябрь. «Как Краски друг к другу в гости ходили».

    1. «Как Кисточка и Краски с Дождиком играли».

    Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг»; закрепить знания о погодном явлении (дождь).

    Задачи: - развивать умение наносить рисунок по всех поверхности листа;

         - расширять знания о погодных явлениях.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: бумага для черчения, кисти, гуашевые краски, вода, демонстрационные материал «Дождь», клей, картонные трафареты («зонтик», «сапожки», «тучка»), стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

    Техника: набрызг. Опыт: «Цветной дождь».

    2 . «Петушок и краски».

    Цель: продолжать закреплять у детей знания о цветовой гамме.

    Задачи: - учить детей при раскрашивании образа не заходить за границы;

                  - способствовать развитию творческих способностей.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: альбомные листы с контурным изображением петушка, доп. лист для смешивания красок, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой.

    Техника: смешивание цветов. Опыт: смешивание жидкостей.

    3 . «Воздушные шары».

    Цель: расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков.

    Задачи: - побуждать детей знакомиться с новым;

                  - продолжать знакомить детей со способами получения новых оттенков цветов.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: альбомные листы с контурным изображением воздушных шаров, доп. листы для смешивания красок, клей ПВА (струйный), цветная соль, гуашевые краски, стаканчики с водой.

    Техника: смешивание цветов, выполнение контурного рисунка посредством природного материала.

    4 . «В Пушкинском парке».

    Цель: познакомить детей с техникой рисования «монотипия».

    Задачи: - познакомить детей с последовательностью монотипии;

                  - развивать чувство цвета, композиции и творческого воображения.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: альбомные листы, гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, наглядный материал (картинки с изображением осенних парков, картины, выполненные техникой «монотипия»).

    Техника: монотипия.

    Ноябрь. «В гостях у радуги».

     1 . «Радуга-дуга».

    Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками.

    Задачи: - вызывать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;

                  - воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: порошок из цветных карандашей, альбомные листы, картинки с изображением радуги; стаканы с окрашенной водой, влажные салфетки.

    Техника: рисование пальчиками. Опыт: «Радуга».

    2 . «Картинка с секретом».

    Цель: развитие воображения у детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

    Задачи: - способствовать детскому самовыражению;

                  - развивать умение выстраивать сюжетную линию по своему рисунку.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: порошок из цветных карандашей, альбомные листы, фломастеры, декоративные наклейки (животные, цветы, дома, транспорт).

    Техника: рисование пальчиками. Опыт: сюрпризный момент со свечой.

    3 . «Красивые матрешки».

    Цель: учить детей рисовать «горошинки» посредством техник нетрадиционного рисования.

    Задачи: - продолжать знакомить детей с методами рисования пальчиками;

                  - закрепить и уточнить знания о цвете.

    Вид занятия: практический.

    Материалы: бумажные заготовки «матрешки», пальчиковые краски, иллюстрации с изображением матрешек (в разной цветовой гамме).

    Техника: рисование пальчиками.

    4 . «Веселые каракули».

    Цель: побуждать детей дополнять композицию тематическими элементами.

    Задачи: - продолжать знакомить детей с методами «дорисовки»;

                  - развивать в детях художественный вкус.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: альбомные листы с незаконченными контурами рисунка, ватные палочки, губки, кисточки, гуашевые краски.

    Техника: каракулеграфия.

    Декабрь. «Снежинки».

    1 . «Шишкины снежинки».

    Цель: учить детей использовать в изобразительном творчестве природные материалы.

    Задачи: - вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками;

                     - развивать зрительно-двигательную координацию.

    Вид занятия: практический.

    Материалы: картонные листы синего/голубого цвета, гуашевая краска (белая), шишки, фломастеры синего цвета, иллюстрации со снежинками.

    Техника: печать природными материалами.

    2 . «Сказочный снегопад».

    Цель: продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования.

    Задачи: - познакомить детей с техникой рисования «оттиск»;

                  - учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы.

    Вид занятия: практический.

    Материалы: альбомные листы, гуашевая краска (зеленая), капустные листы, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, искусственный снег.

    Техника: оттиск.

    3 . «Елочка».

    Цель: познакомить детей со способом рисования поролоновой губкой.

    Задачи: -  формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги;

                   - воспитывать любовь к изобразительному творчеству, природе.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: альбомные листы, гуашевые краски, поролоновые штампы треугольной формы.

    Техника: оттиск.

    4 . «Новогодний шарик».

    Цель: познакомить детей с изобразительным способом создания елочной игрушки «шарик».

    Задачи: - способствовать развитию экспериментальных умений в изобразительной деятельности;

                     - учить равномерно распределять краски по рабочей поверхности.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: поролоновые заготовки-шарики на палочках, стаканы с водой, акриловые краски в тюбиках, подставки под готовые игрушки.

    Техника: тонирование.

    Январь. «Вытворяшки».

    1 . «Пингвинята. Часть первая».

    Цель: познакомить детей с витражным способом работы цветной солью.

    Задачи: - побуждать детей к использованию знакомых предметов в изобразительной деятельности;

                    - продолжать учить аккуратности и последовательности действий.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: листы бархатного картона белого цвета, трафареты (геом. круги разного диаметра), клей ПВА (струйный), соль окрашенная (черная), картинки с изображением мультипликационных пингвинятЛоло и Пепе.

    Техника: витраж.

    2 . «Пингвинята. Часть вторая».

    Цель: развивать творческие способности детей посредством различных техник изобразительной деятельности.

    Задачи: - упражнять детей в раскрашивании образов с четкими границами;

                  - вызывать в детях положительные эмоции.

    Вид занятия: практический.

    Материалы: заготовки (с 1 занятия), гуашевые краски, кисти, листы для смешивания цветов, декоративные элементы.

    Техника: витраж.

    3 . «Цветок-огонек».

    Цель: исследовать свойства песка.

    Задачи: - познакомить детей со свойствами песка, способами его использования в изобразительной деятельности;

                    - упражнять детей в работе с сыпучими материалами.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: заготовки цветков-огоньков, песок кварцевый различных цветов.

    Техника: пескография. Опыт: свойства сыпучих тел.

    4 . «Песочница».

    Цель: продолжать исследовать свойства песка.

    Задачи: - познакомить детей с игровыми приемами в работе с песком;

                  - вызывать положительные эмоции во время песочной терапии.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: песочный планшет, кварцевый песок.

    Техника: песочная терапия. Опыт: свойства сыпучих тел.

    Февраль. «Королева Солька».

    1 . «Снежинка».

    Цель: развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

    Задачи: - продолжать обучать навыкам экспериментирования;

                  - обогащать тактильный опыт детей.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материалы: подносы, соль, кисточки, иллюстрации со снежинками.

    Техника: солеграфия. Опыт: свойства сыпучих тел.

    2 . «Снеговик».

    Цель: приобретение детьми опыта изобразительной и экспериментальной деятельности.

    Задачи: - учить детей насыпать соль в определенных пропорциях;

                  - продолжать развивать фантазию и образное мышление детей.

    Вид занятия: практический.

    Материалы: подносы, соль, иллюстрации со снеговиками, декоративные элементы из бумаги.

    Техника: солеграфия. Опыт: свойства сыпучих тел.

    3 . «Варежки».

    Цель: формирование познавательных действий.

    Задачи: - развитие мелкой моторики рук, воображения, творческих способностей;

                    - способствовать развитию творческой активности детей.

    Вид занятия: практический.

    Материалы: листы картона с контурным изображением варежки, нитки шерстяные, клей ПВА струйный, окрашенная соль, кисточки клеевые.

    Техника: солегарфия, витраж.

    4 . «Зайка».

    Цель: учить детей определять свойства предметов посредством опыта «тонет-не тонет».

    Задачи: - побуждать детей к экспериментальной деятельности;

                  - развивать интеллект детей посредством взаимодействия исследовательской и изобразительной деятельностей.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материал: пенопластовые заготовки «зайки», тазики с водой, кусочки пенопласта, клей ПВА, клеевые кисточки, окрашенная соль.

    Техника: солеграфия. Опыт: «тонет-не тонет».

    Март. «Волшебное море».

    1 . «Море в бутылке».

    Цель: продолжать знакомить детей со свойствами жидкости.

    Задачи: - закрепить знания детей о способах окрашивания жидкости;

                  - вызывать в детях положительные эмоции во время экспериментальной деятельности.

    Вид занятия: теоретический, практический.

    Материал: одноразовые стаканчики с водой, гуашевая краска синего цвета, подсолнечное масло, воронки, одноразовые ложки, пластмассовые бутылочки, декоративные элементы (ракушки, бусинки, пуговицы, блестки, пайетки).

    Опыт: окрашивание жидкости.

    2 . «Морской берег. Часть первая».

    Цель: научить детей использовать несколько техник рисования в одной работе.

    Задачи: - создание ситуации для обогащения развития ребенка;

                  - развитие мыслительных способностей.

    Вид занятия: практический.

    Материал: альбомный лист, восковые карандаши, трафареты на морскую тематику, картинки «Море и морские жители».

    Техника: рисование восковыми мелками.

    3 . «Морской берег. Часть вторая».

    Цель: продолжать учить детей использовать несколько техник рисования в одной работе.

    Задачи: - развитие тактильного восприятия и творческой активности детей;

                  - способствовать разностороннему развитию детей.

    Материал: заготовки (занятие 1), цветной песок, клей ПВА, клеевые кисточки, поролоновые губки, акварельные краски, стаканчики с водой, палитры для смешивания цветов, соль.

    Техника: смешивание цветов, солеграфия, пескография, тонирование.

    4 . «Море волнуется раз…».

    Цель: познакомить детей с «неньютоновской жидкостью», ее свойствами.

    Задачи: - развитие познавательной активности детей;

                  - формирование исследовательских качеств детей.

    Материал: тазики, крахмал пищевой, вода, пищевой краситель.

    Опыт: свойства жидкостей.

    Апрель. «Чудо-писанки».

    1 . «Театр камней. Цветик-Семицветик».

    Цель: учить детей использовать природные материалы в игровой и изобразительной деятельности.

    Задачи: - развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;

                     - использовать знакомые предметы в качестве изобразительных материалов.

    Материал: акриловые краски, камешки, сюжетные иллюстрации к сказке «Цветик-Семицветик», заготовки-планшеты для театрализованной постановки.

    Техника: рисование на природных материалах.

    2 . «Вазочка для мамочки».

    Цель: познакомить детей с русскими народными промыслами.

    Задачи: - вызывать интерес к народному изобразительному творчеству:

                  - закреплять умения работы с клеем и бумагой.

    Материал: бутылочки, декупажные салфетки с узором «Гжель», клей ПВА, клеевые кисти, иллюстрации народных промыслов с росписью «Гжель».

    Техника: декупаж.

    3 . «Птичка-невеличка».

    Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.

    Задачи: - формировать у детей навык росписи дымковской игрушки, используя знакомые техники рисования;

                   - побуждать детей к самовыражению.

    Материал: заготовки- птички из теста, штампы, кисти, гуашевые краски, иллюстрации игрушек-птичек с дымковской росписью, образцы узоров.

    Техника: дымковская роспись.

    4 . «Пасхальное яичко».

    Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями.

    Задачи: - познакомить с символами, изображениями которых наносят на пасхальные яйца;

                   - вызывать в детях положительные эмоции во время экспериментальной деятельности.

    Материал: вареные яйца, наклейки-цыплята, клей ПВА, клеевые кисточки, витражные краски, нитки мулине, стаканы с водой, деревянное расписное яйцо, иллюстрации «Пасха».

    Техника: декупаж, роспись. Опыт: тонет-не тонет.

    Май. «Яркое детство».

    1 . «Молочные берега».

    Цель: обогащать опыт детей по работе с жидкостями, красками.

    Задачи: - расширить кругозор детей в техниках выполнения рисунков;

                  - развивать фантазию, наблюдательность, аккуратность.

    Материал: плоские тарелки с молоком, жидкие пищевые красители, пипетки, жидкое мыло, ватные палочки.

    Техника: рисование на жидкости.

    2 . «Капитошки».

    Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

    Задачи: - развивать фантазию, творчество, самостоятельность у детей;

                  - использование в изобразительной деятельности здоровьесберегающих технологий.

    Материал: жидкое мыло, пищевые красители, трубочки, альбомные листы, стаканчики с водой, цветные карандаши.

    Техника: выдувание.

    3 . «Арбузная долька».

    Цель: познакомить детей с нетрадиционными методами рисования пеной.

    Задачи: - развивать детское воображение, творчество, мыслительные способности;

                  - побуждать детей делать самостоятельные выводы по результатам своей деятельности.

    Материал: пена для бритья, пищевые красители (зеленый, красный), арбузные семечки (из картона), миски, подносы.

    Техника: рисование пеной.

    4 . «Космические дали».

    Цель: учить создавать образ звездного неба, используя несколько техник изобразительной деятельности.

    Задачи: - продолжать развивать цветовосприятие;

    - развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги;

                  - развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.

    Материал: альбомные листы, гуашевые краски, восковые мелки, поролоновые губки, кисти, стаканы с водой, декоративные элементы; стаканы, раствор стирального порошка, перекись водорода, раствор люминола, марганцовка.

    Техника: набрызг, оттиск, декупаж.

    3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

    Тема

    Теория

    Практика

    Физкультминутки

    Время совместной деятельности

    1. «Как Кисточка и Краски с Дождиком играли».

    5

    8

    2

    15

    2. «Петушок и краски».

    5

    8

    2

    15

    3. «Воздушные шары».

    5

    8

    2

    15

    4. «В Пушкинском парке».

    5

    8

    2

    15

    5. «Радуга-дуга».

    5

    8

    2

    15

    6. «Картинка с секретом».

    5

    8

    2

    15

    7. «Красивые матрешки».

    5

    8

    2

    15

    8. «Веселые каракули».

    5

    8

    2

    15

    9. «Шишкины снежинки».

    5

    8

    2

    15

    10«Сказочный снегопад».

    5

    8

    2

    15

    11. «Елочка».

    5

    8

    2

    15

    12. «Новогодний шарик».

    5

    8

    2

    15

    13. «Пингвинята. Часть первая».

    5

    8

    2

    15

    14. «Пингвинята. Часть вторая».

    5

    8

    2

    15

    15. «Цветок-огонек».

    5

    8

    2

    15

    16. «Песочница».

    5

    8

    2

    15

    17. «Снежинка».

    5

    8

    2

    15

    18. «Снеговик».

    5

    8

    2

    15

    19. «Варежки».

    5

    8

    2

    15

    20. «Зайка».

    5

    8

    2

    15

    21. «Море в бутылке».

    5

    8

    2

    15

    22. «Морской берег. Часть первая».

    5

    8

    2

    15

    23. «Морской берег. Часть вторая».

    5

    8

    2

    15

    24. «Море волнуется раз…».

    5

    8

    2

    15

    25. «Театр камней. Цветик-Семицветик».

    5

    8

    2

    15

    26. «Вазочка для мамочки».

    5

    8

    2

    15

    27. «Птичка-невеличка».

    5

    8

    2

    15

    28. «Пасхальное яичко»

    5

    8

    2

    15

    29. «Молочные берега».

    5

    8

    2

    15

    30. «Капитошки».

    5

    8

    2

    15

    31. «Арбузная долька».

    5

    8

    2

    15

    32. «Космические дали».

    5

    8

    2

    15

    ИТОГО: 32

    480мин.=8 часов

    4. СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

     1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18.

    2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.

    3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

    4.ДыбинаО. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

        5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».

       6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007.

    7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

    8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.

        9. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml.

    10. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».

        11. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

        12. Москаленко В. В., Н. И. Крылова «Опытно - экспериментальная деятельность».

        13. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. КАРО,2010.

        14. Нищева Н. В. Опыты, эксперименты, игры.

     15. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова

    16. Прохорова     Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

        17. Рыжова     Н. А. «Маленький исследователь в детском саду»

        18. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятий в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

    19. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.

    Приложение 1

    Взаимодействие с родителями

    Месяц

    Тема

    Форма работы

    Сентябрь

    1.

    Как поддержать интерес детей к познавательному экспериментированию.

    Выступление на родительском собрании

    Октябрь

    2.

    Нетрадционные техники рисования в домашних условиях.

    Буклет

    Ноябрь

    3.

    Литература в помощь юным любознайкам.

    Выставка литературы

    Декабрь

    4.

    «В гости к Деду Морозу».

    Организация прогулки в зимнем лесу (парке)

    Январь

    5.

    Система упражнений и проблемных ситуаций.

    Памятка

    Февраль

    6.

    Фоторепортаж: «Наши опыты».

    Папка - передвижка

    Март

    7.

    Связь экспериментирования с развитием речи и мышлением.

    Коллаж

    Апрель

    8.

    Обучение и познание мира через игру.

    Буклет

    Май

    9.

    «Сказка наяву».

    Открытое занятие


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"

    программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...

    Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Юный художник»

    Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе

    Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...

    Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

    Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

    Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "Использование нетрадиционных техник рисования в изо деятельности для развития творчества" для детей 5 - 7 лет

    Аннотация к рабочей программе педагога по изобразительной деятельности    Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной  деятельность для разв...

    Программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей и средней группах «Радуга красок»

    Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...