Консультация по экологии.
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чем раньше в работе с детьми заложить первые представленияи и  ориентиры о мире природы, тем сильнее в дальнейшем они преобразуются в прочные убеждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_ekologii.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

       В наше время очень остро стоит проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Несомненно, все мы в обязательном порядке должны общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании.

Как показывает практика, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Мы уверены, что очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это - забота о себе, о своем будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред самому себе.

Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических знаний, умений и навыков детей вы должны познакомиться с научно-методической и психолого - педагогической литературой: Рыжова Н.А.: « Наш дом - природа», Николаева С.Н.: «Юный эколог», «Методика экологического воспитания дошкольников», Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию», Кондратьева Е.Е.: «Мы».

Учитывая особенности дошкольного возраста, мы рекомендуем учитывать дидактические принципы:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Немаловажное значение в процессе  экологического воспитания должно быть отведено наблюдению.

Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы  обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых. Обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов.

Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро  меняющихся, движущихся предметов и явлений,- это результат непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л. Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ ( т.е. способов их функционирования, для животных – разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей ( цвета, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев – это поглощение солнечного света. Цветок – это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций .живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования, компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными. Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.

Вариант 1. Белку встретили на прогулке в лесополосе.

Содержанием наблюдений является:

  • передвижение по деревьям – бег, лазание по стволам, прыжки с ветки на ветку;
  • облик – части тела, особенности строения, разные характеристики внешних органов;
  • ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя, реагируют на окружающую ситуацию;
  • среда обитания – деревья леса, лесной корм. Другие животные леса;
  • взаимоотношения с людьми;
  • жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездостроение , запасание кормов, их поиск зимой.

Вариант 2.Белка живет в вольере в детском саду.

Содержанием наблюдений является.

  • облик- части тела;
  • среда жизни;
  • корма, способы их поедания;
  • передвижение по вольеру и предметам;
  • ориентировка в окружающей среде;
  • сезонные изменения во внешнем облике и поведении;
  • создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе.

Таким образом, содержание наблюдений – то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих  объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.

Требования к проведению наблюдений.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Это и называется – самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку.

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Следовательно, продолжительность наблюдений в повседневной жизни за растениями и животными, явлениями неживой природы необходимо ограничить 3-10 мин. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления – в этом и заключается успех и воспитательно – образовательная эффективность этого мероприятия.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать их внимание.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием, отвлекать детей стихами, загадками, играми.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких – либо специальных приемов.

Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом  и с наибольшим эффектом  для воспитания детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное     образовательное учреждение детский сад№9 «Журавушка»

комбинированного вида городского округа Стрежевой

Консультация для воспитателей на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников»

                                   Составила воспитатель первой квалификационной категории Гнедой Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация по экологии для родителей

Стержневые вопросы для бесед, наблюдений с детьми по экологии...

Консультация по экологии Сомовой И. В. Весенние прогулки

Помощь родителем в организации прогулки....

Консультация по экологии "Лекарственные растения"

В этой статье говорится о лекарственных растениях....

Консультация по экологии "Досуг с ребёнком на природе"

Консультация для печати в родительский уголок...

Консультация по экологии для родителей в детском саду.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравс...

Консультация по экологии

Консультация для родителей...